Научная работа «…И след оставили на вечно» на тему «Летопись родного края»
Автор публикации: И. Спиридонов, ученик 3Ж класса
МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 9
Тема: «Летопись родного края» «…И след оставили на вечно»
Автор: Спиридонов Игорь
Класс: 3Ж
Руководитель: Карелина Татьяна Викторовна
г.Чита, 2019 год
***
«Цвет всего, что было образованного, истинно благородного в России, отправилось закованными на каторгу в почти необитаемый угол Сибири»
А. И. Герцен
Кто же такие декабристы? Декабристы – первые русские революционеры, которые били борцами против крепостного права и самодержавия.
Во имя этой цели он выступали с оружием в руках на Сенатской площади, где высится памятник Петру I.
Считая рабство национальным позором и несчастьем, группа дворянских борцов ищет пути спасения своей страдающей Родины: тайные общества, тайный заговор, открытое восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Но «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа». Попытка освободить народ без его непосредственного участия закончилась разгромом.
По приказу царя трехтысячное войско непокорных солдат и офицеров было расстреляно картечью в Петербурге. Кровавая драма завершилась казнью пяти руководителей восстания. Суду было преданы 121 человек.
«Всех декабристов приговорили к ссылке на вечное поселение в Сибири.
В июле 1826 г.после казни пяти руководителей началась отправка узников в Сибирь. Пятнадцать человек, приговоренных к ссылке на поселение отправили в самые отдаленные и глухие места Сибири – Якутск, Глуруханск, Кирянск, Витим, Олекминск, Верхоянск и другие безлюдные места Забайкалья».
«Забайкалье – единственное из мест в Сибири, где били сосредоточены в одно время и одном месте 93 декабриста. Из них 85 человек отбывали каторгу в Читинском остроге и 10 человек в Петровских казармах. Таким образом, из достоверно установленных 115 человек, прошедших Сибирскую каторгу, поселение, в Забайкалье была преобладающая часть. В Октябре 1826 г. декабристы прибыли на работы в Благодатский рудник нерчинского горного округа. В 1827 г. из Петербурга пришло распоряжение о переводе декабристов из Благодатского рудника в Читинский острог».
***
Моя цель – определить место и значение Забайкальского каторжного периода в жизни декабристов. Донести как за три с половиной года жизни в Чите, декабристы превратили ее из глухой деревушки в значительное селение. Как благодаря им появились книги, аптека, больница, как в стенах каторжной тюрьмы был создан первый в Забайкалье «университет», получивший название в литературе «каторжной академии».
***
«До окончания выбора места и постройки специальной тюрьмы, декабристов разместили в Читинском остроге. Чита – небольшое село, посреди поля тянулась одна – единственная улица с несколькими десятками деревянных домов и покосившихся изб. На пригорке стояла небольшая церковь, в стороне – тюрьма, обнесенная высоким частоколом из толстых бревен». «Это селение на возвышенном месте, окруженное со всех сторон высокими горами, а с западной стороны рекою, которая в одной версте от селения впадает в реку судоходную. Горы все разнообразны высотою, покрыты лиственницей, кедрами и соснами, с восточной части – горы каменистые. Речка Чита, от кой селение несет свое наименование, течет в плоских берегах в Ингоду. Высота, занятая селением, господствует над долиной. Здесь проживает не более трехсот жителей (декабрист А. Е.Розин о Чите). Декабрист А. О. Корнилович так описывает их расселение: «По прибытии нашем в Читу, за малостью тамошнего острога, поместили нас в двух крестьянских избах, которые оградили частоколом, окошки заколотили на две трети досками, приставив снаружи железные решетки, внутри кругом по стенам сделали нары. В одной из сих изб находилось в трех горенках 25, в другой 22 человека. В каждой комнате по часовому; кроме того, два почасовых для конвоя, выходивших за нуждой, два на дворе и один снаружи у ворот. На ночь нас запирали, а посты удваивались. В сентябре перевели всех нас, 55 человек, в построенный вновь большой острог».
«Декабристов выводили на работы два раза в день. Они кололи лед на реке для погребов, чистили конюшни, благоустраивали улицы, копали канавы, выполняли земляные работы при строительстве большого каземата, засыпали огромный овраг, который называли «чертовой могилой, обрабатывали свой артельный огород. По очереди ходили на уборочные работы, молоть на ручных жерновах муку. Занимались расширением и уравниванием большой дороги».
***
«В свободное время декабристы занимались разными ремеслами. Декабристы разделись на артели: одни обшивали своих товарищей, другие вошли в сапожную, столярную, слесарную артели. Были свои парикмахеры, повара. Декабристы организовали оркестр и хор. Казематные концерты доставляли узникам утешение, а до селе не слышанные здесь чудные мелодии воспитывали эстетические чувства у читинцев, собиравшихся у тюремной ограды.
В 1830 г. П.И. Фаленберг создал бесценное интеллектуальное сокровище – речь идет о топографическом плане поселения, которому в будущем предстояло стать городом Читой.
Братья Борисовы собирали коллекции насекомых, растений, птиц; вели метеорологические наблюдения.
Из книг привезенных узниками и полученных через жен, составилась большая библиотека».
«Из воспоминаний декабриста А.П. Беляева: « весной нам дозволили заняться устройством на дворе маленького сада. Мы устроили клумбы с цветами. Посреди сада, цветочник, а среди него солнечные часы на каменном столбе. Это все мы делали в свободное от работы время».
В записках Завалишина так описывается тюремная вольница: « В Чите казематный огород давал удивительные результаты и пробудил в жителях охоту заниматься огородничеством как для себя, так и на сбыт в каземат и в дома женатых к бывшему при нас штабу. Сверх огорода, были устроены парники, гряды, посажены деревья, кусты и разведены кустарники. В первый год урожай был плохой, а затем в артельной похлебке появились: картофель, репа, морковь…На следующий год засолили в банках шестьдесят тысяч огурцов. В парниках выращивались даже арбузы, дыни, цветная капуста. Завалишин Д.И. и Нарышкин М.М. занимались разведением продуктивной породы молочных коров и тонкорунных овец. Якушкин И.Д., А.П. и П.П. Беляевы положили начало распространения технических знаний среди крестьян ».
«Вслед за декабристами в Читинское селение разделить участь мужей прибыли их жены. После приезда жен в Чите образовалась «Дамская улица». На средства жен декабристов была устроена небольшая больница, которой пользовались не только ссыльные, но и местные жители».
«Декабристы положили начало революционным традициям. Народ многострадальной земли Забайкалья, превращенной царизмом в каторгу, с благодарностью чтит память о декабристах. Это сюда, в Забайкалье, жена декабриста А.Г. Муравьева привезла от Пушкина А.С. знаменитое «Послание в Сибирь». Именно здесь поэтом-декабристом А.И. Одоевским были написаны слова « Из искры возгорится пламя!».
«Разительные перемены произошли в культуре Забайкалья. В свое время декабристы считали, что если в Сибири распространить просвещение, она сможет сделать шаг к свободе, а это нанесет удар по самодержавию- крепостническому строю России и приблизит час освобождения всего русского народа».
***
Без преувеличения можно сказать, что декабристы своей педагогической и просветительной деятельностью в Забайкалье сыграли выдающуюся роль в развитии общей культуры Забайкалья. Декабристы навечно прописаны в Забайкалье: в честь их названа площадь Декабристов в Чите, церковь Декабристов. Могилы, дома декабристов, мемориальные доски краеведческие музеи хранят о них память.
И сейчас с тех рубежей, которых достиг наш край в развитии промышленности, сельского хозяйства и культуры мы с благодарностью изучаем смелые начинания, оценки, прогнозы, которые давались декабристами во время пребывания их в Сибири. Декабрист А.О. Корнилович отмечал: « Сибирь- золотое дно, но чтобы им пользоваться, надлежит его разработать». И сейчас, изучая историю пребывания декабристов в Читинском остроге, да и в самом Забайкалье, можно смело сказать: «что Сибирь была «разработана» декабристами»!
Список литературы
«К России любовью горя» «Восточно-Сибирское книжное издание», г. Иркутск 1976г. (Архивный отдел Читинского облисполкома).
А. Гессен «Во глубине Сибирских руд…» «Москва, Детская литература», 1969 г. (Документальная повесть).
Газета «Забайкальский рабочий». К 150 –летию восстания декабристов В.Балабанов. 1975г. «Кандалы узников».
Беличева-Семенцева С. «Декабристы. Испытание Сибирью». Изд.: «Алгоритм» 2015.
А. Гессен «Во глубине Сибирских руд» «Москва, Детская литература», 1969 г.
Газета «Забайкальский рабочий». К 150 –летию восстания декабристов В.Балабанов. 1975г. «Кандалы узников».
А. Гессен «Во глубине Сибирских руд» «Москва, Детская литература», 1969 г.
«К России любовью горя» «Восточно-Сибирское книжное издание», г. Иркутск (Архивный отдел Читинского облисполкома).
А. Гессен «Во глубине Сибирских руд» «Москва, Детская литература», 1969 г.
«К России любовью горя» «Восточно-Сибирское книжное издание», г. Иркутск (Архивный отдел Читинского облисполкома).
А. Гессен «Во глубине Сибирских руд» «Москва, Детская литература», 1969 г.
Газета «Забайкальский рабочий». К 150 –летию восстания декабристов В.Балабанов. 1975г. «Кандалы узников»
«Беличева-Семенцева С. «Декабристы. Испытание Сибирью». Изд.: «Алгоритм» 2015