Урок на тему «Туристский поход, как средство изучения и познания родного края»
Пояснительная записка к презентации
PPT / 2.02 Мб
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр краеведения и туризма»
Методическая разработка на тему :
«Туристский поход,
как средство изучения и познания родного края»
(предназначены для педагогов, увлеченных изучением истории своего края)
Подготовила
Педагог дополнительного образования
Буриева О.Г.
Мичуринск 2018 г
Цель: формирование у педагогов мотивации к туристско- краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков.
Задачи:
- расширение кругозора и повышение уровня краеведческих знаний ;
- привитие начальных туристских знаний, умений и навыков;
- укрепление психического и физического здоровья;
- воспитание патриотизма, бережного отношения к окружающему миру;
- формирование познавательного интереса;
- выработка навыков поисково-исследовательской работы.
Туристский поход, как средство изучения и познания родного края. (слайд 1)
Такие понятия как туризм и краеведение во многом взаимосвязаны между собой.
Туризм является средством для изучения и познания своего края, местности, страны посещения.
(Слайд 2)
Итак, рассмотрим основные виды туризма по потребностям
Культурно-познавательный туризм. В его основе лежит потребность туриста в расширении его культурного кругозора. Этот вид туризма знакомит с культурными ценностями. При этом турист получает знания без принуждения, по собственному выбору;
Спортивный туризм. Различают 2 вида спортивного туризма: активный и пассивный. При активном основой является потребность в занятии каким-либо видом спорта. При пассивном - это интерес к виду спорта, наблюдение;
Приключенческий туризм. Приключенческий туризм можно условно разделить на 2 части: приключенческий спорт и приключенческие путешествия;
Деловой туризм. Это поездки с целью установления или поддержания контактов с деловыми партнерами. Деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. В отличие от поездок на отдых решение о командировке, как правило, принимают не сами туристы, а другие лица (начальник);
Конгрессно-выставочный туризм - это турпоездки с целью участия в различных мероприятиях (съездах, конгрессах).
Инсентив-туризм представляет собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе.
Лечебный (медицинский) туризм. В его основе лежит потребность в лечении различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся различными средствами воздействия на человеческий организм (климатолечение; морелечение; молоколечение).
Сельский туризм (деревенский, фермерский). Как правило, туристы живут в специализированных лагерях или маленьких поселках, в контакте с природой. Туристы во время отдыха знакомятся с жизнью небольших поселков, наблюдают за сельскохозяйственными работами, совершают пешие экскурсии по окрестностям, изучают флору и фауну, путешествуют по горам и озерам. Во время таких поездок организуются курсы национальной кухни и т.д. Проживание при таком туризме осуществляется в загородных домах или предлагаются дома, в которых проживают сами крестьяне.
Экологический туризм. Экотуризм - это природный туризм, который включает изучение окружающей природной среды и служит для улучшения обстановки в этой среде. В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездки с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес, с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов. По определению Международной организации экотуризма, "экологический туризм - это ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющие окружающую среду и поддерживающие благосостояние местных жителей".
Религиозный туризм. Этот туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - это туристские объекты, которые пользуются возрастающим спросом.
Туризм учит путешественника любить все живое вокруг, брать от природы только то, что жизненно необходимо, не нарушая при этом естественный баланс в природе.
Краеведение же изучает историю и культурные традиции региона, специфические черты местной природы. Краеведение включает изучение всего края в целом: историко-культурные связи, политическую, экономическую, социальную жизнь в регионе.
Сегодня мы с вами более подробно остановимся на спортивном туризме, так как нам он наиболее близок.
Теперь мы с вами перейдём непосредственно к туристскому походу
Туристские походы и экспедиции связаны с передвижениями по территории. Они
бывают одно-, двух- и многодневными и наряду с поисковой и общественно полезной
направленностью преследуют оздоровительные и физкультурно-спортивные цели.
Перед походом или экспедицией определяются их тема, цель, задачи, готовятся
снаряжение, оборудование, учебные принадлежности, подбирается учебная и справочная
литература, проводится теоретическая и физическая готовность учащихся,
рассматриваются вопросы питания и охраны здоровья учащихся. Маршрут похода или
экспедиции предусматривает разработку порядка передвижения, определение места
отдыха, ночлега и объектов поисковой работы и т. п.
В туристском походе любой категории сложности имеются самые широкие
возможности для проведения краеведческой и общественно-полезной работы. Объём и
содержание этой работы определяются районом путешествия, основными задачами
группы и её составом.
Объектами изучения являются полезные ископаемые, растительный и животный
мир, гидроэнергоресурсы, различные отрасли хозяйственной и культурной жизни района
путешествия. Этот краткий перечень, конечно, неограничивает тематику краеведческих
работ. Кроме того, во время похода регулярно ведутся метеорологические наблюдения.
Под краеведением обычно понимается изучение своего родного края. Для туристов
задачи краеведения зачастую выходят далеко за границы родного края, области или
района. Краеведческие задачи могут решаться как в местных, так и в дальних туристских
походах. Краеведческая работа туристов может иметь очень большое значение.
Особенно ценны комплексные описания района путешествия. Туристские группы
часто путешествуют в труднодоступных и редкопосещаемых районах и поэтому
хорошее, грамотное географическое описание района похода и маршрута уже само по
себе представляет ценность и нередко имеет самостоятельное научное значение. Сбор
первоначальных сведений по физической и экономической географии, палеонтологии,
истории края и других краеведческих материалов поможет научным учреждениям и
музеям решать вопросы дальнейшего изучения данного района. В период подготовки
похода следует уточнить наиболее интересные объекты, имеющиеся в данном районе, и
учесть это при определении маршрута. Знакомство с литературой даёт первое
представление о том, какие вопросы краеведческого характера могут представлять
интерес для научных учреждений, музеев, туристских организаций и групп. Далее
необходимо связаться с научными учреждениями, музеями данного края, области или с
центральными научными учреждениями, предложив свою помощь в сборе материалов,
выполнении наблюдений и иных заданий. Естественно, задания выбираются с учётом
знаний и опыта участников похода.
В горно-таёжных походах группы могут собрать сведения о наличии полезных
ископаемых, о запасах деловой древесины и возможностях её вывоза, об энергоресурсах
рек.
Туристские походы и экспедиции связаны с передвижением по территории.
(Слайд 3).
Виды походов:
Все спортивные походы классифицируют по виду туризма и сложности. Их делят на 5 категорий, в зависимости от продолжительности и других критериев. К пятой категории относятся самые технически сложные и длинные походы.
В основном, походы можно разделить на несколько видов:
пешеходные или по другому пешие;
лыжные;
горные;
водные;
велосипедные;
походы на мотоциклах или автомобилях;
спелеотуризм.
Они бывают одно-, двух-, и многодневными и наряду с поисковой и общественно полезной направленностью преследуют оздоровительные и физкультурно - спортивные цели.
Перед походом или экспедицией определяются их тема, цель, задачи, готовятся
снаряжение, оборудование, учебные принадлежности, подбирается учебная и справочная
литература, проводится теоретическая и физическая готовность учащихся,
рассматриваются вопросы питания и охраны здоровья учащихся. Маршрут похода или
экспедиции предусматривает разработку порядка передвижения, определение места
отдыха, ночлега и объектов поисковой работы и т. п.
Перед походом или экспедицией определяются их тема, цель, задачи, готовятся
снаряжение, оборудование, учебные принадлежности, подбирается учебная и справочная
литература, проводится теоретическая и физическая готовность учащихся,
рассматриваются вопросы питания и охраны здоровья учащихся. Маршрут похода или
экспедиции предусматривает разработку порядка передвижения, определение места
отдыха, ночлега и объектов поисковой работы и т. п.
Перед походом или экспедицией определяются их тема, цели , задачи, готовится снаряжение, оборудование, проводится теоретическая и физическая готовность учащихся, рассматриваются вопросы питания и охраны здоровья учащихся.
Остановимся на пешеходном туристском походе и расскажем о том, как правильно подготовиться и провести это мероприятие, чтобы вы и ваши попутчики получили удовольствие от похода.
Разработка маршрута путешествия.
( слайд 4).
Перед тем как отправиться в поход вам необходимо будет с предстоящей группой обсудить цель похода, определить район предполагаемого путешествия, цели и обязанности каждого участника.
Количество участников группы вы определяете самостоятельно (если вы являетесь организатором), но следует учесть, что оптимальным считается 4-8 человек. Это количество позволяет не перегружать каждого участника общественным снаряжением (котелки, топор и др.) и, в то же время, сохранить мобильность группы.
Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.
Слайд 5.
По типам маршруты бывают
· тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
· походные – маршруты с активными способами передвижения;
· физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
· комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
Слайд 6.
По сезонности действия маршруты подразделяются на:
· круглогодичные (внесезонные);
· сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)
Мы с вами плавно переходим к тому, что необходимо нам будет в походе из снаряжения. Так как мы остановились на пешем походе, то мы и рассмотрим снаряжение для пешего похода.
Слайд 7.
Личное снаряжение для похода.
1.Рюкзак.
2.Легкий спортивный костюм. Желательно простой и недорогой, чтобы ребята не боялись его порвать или испачкать и чувствовали себя в нем свободно.
3.Трусы. Они должны быть хлопчатобумажными, нельзя допускать, чтобы дети по маршруту шли в синтетических плавках. От них на теле могут образоваться опрелости и потертости. Трусов должна быть, как минимум, пара, чтобы иметь смену.
4.Майка с длинным рукавом. При коротком рукаве могут возникнуть солнечные ожоги. Загорать нужно только на привале. Количество маек должно быть не менее двух.
5.Свитер легкий. При движении его можно подложить на плечи под лямки рюкзака, ночью привязать на поясницу.
6.Носки (2 пары простых и 2 пары шерстяных). Шерстяные носки, одетые поверх простых носков, предохраняют ноги от потертостей, собирают пот, и ноги остаются сухими. Носки можно менять на каждом привале, пристегнув снятые носки к рюкзаку для просушки.
7.Накидка от дождя. Ее можно сделать из куска полиэтилена в виде мешка, прорезав отверстие для лица. Величина такого мешка должна позволять надеть его на себя, не снимая рюкзака.
8.Головной убор. Желательно иметь легкую светлую шапочку с козырьком. В крайнем случае на носовом платке можно завязать узелки на углах и надеть его в лесу на голову.
9. Ботинки разношенные, лучше туристские. Толстая подошва
ботинка предохраняет стопу от острых мелких камешков.
10. Тапочки легкие для привала.
11.Миска, ложка, кружка. Ложка лучше деревянная, кружка алюминиевая с пластмассовой ручкой, миска при желании одна на 2 — 3 человека.
12.Спальный мешок или одеяло. Лучше брать спальный мешок, разворачивающийся в одеяло. Можно на 4 человека взять два таких одеяла: одно постелить, другим накрыться.
13.Складной нож. Полотенце и туалетные принадлежности (зубная щетка, паста, мыло).
15. Компас для проведения игр на привалах.
16. Кусок пленки 1 х 1 м. При сырой погоде на привале на него
можно поставить рюкзак.
(Слайд 8)
Групповое снаряжение:
Групповое снаряжение, как мы уже говорили, используется всеми членами группы.
Примерный перечень основного группового снаряжения:
1. Палатки со стойками;
2. Полиэтиленовые тенты на и под палатки;
3. Медицинская аптечка;
4. Ремонтный набор;
5. Часы;
6. Костровое оборудование;
7. Хозяйственное оборудование;
8. Фонарь электрический;
9. Фото- и видеоаппаратура;
10. Фляги (или заменяющие их емкости);
11. Спички в непромокаемой упаковке;
12. Маршрутные документы и картографический материал.
И вот мы поставив цели , обсудив задачи и собрав все необходимые вещи отправляемся в поход.
Но перед тем как нам выйти на маршрут, понадобятся необходимые документы для совершения похода. Итак ознакомимся с этими документами.
(Слайд 9)
ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Для оформления выхода в поход руководитель группы представляет
руководителю образовательной организации следующие документы:
1.Маршрутный лист туристской группы.
2.Письменное разрешение родителей (законных представителей), с указанием особенностей детей, которые необходимо учесть в походе .
3.Медицинский допуск на участие в походе продолжительностью свыше трех дней.
4. Заявка на поход.
Руководитель образовательной организации на основании этих документов издает приказ о проведении мероприятия с указанием планируемого маршрута, сроков проведения, состава туристской группы.
Руководитель группы проводит инструктаж с обучающимися о мерах для обеспечения безопасности при использовании транспорта и в походе, о чем производится запись в «журнале регистрации инструктажа по технике безопасности в туристских походах».
(Слайд 10)
Свод правил при движении :
Избегать отступления от намеченного маршрута и тактики передвижения
При движении по неустойчиво стоящим камням, крутым склонам внимательно ставить ноги, а при необходимости страховаться.
При малейшем сомнении в безопасности прибегать к страховке.
При ухудшении состояния группы и ее экипировки своевременно сойти к ближайшему лагерю, населенному пункту, по наиболее легкому пути.
При невозможности отыскать лагерь - умело и своевременно создать надежный бивак, или двигаться по безопасной долине до ближайшего населенного пункта, или возвратиться по знакомому пути назад.
(Слайд 11)
При движении в сильный мороз делать короткие остановки для отдыха, непрерывно двигать пальцами, лицевыми мышцами, слегка растирать открытые части тела.
При сильном дожде или граде остановиться в укрытом месте и переждать непогоду.
При движении в тумане во избежание потери ориентировки, срыва в пропасть, падения со снежного карниза, попадания в лавину усилить внимание. При сильном тумане движение прекратить.
При несчастье направить для помощи минимум двух самых подготовленных участников. В аварийной ситуации сохранять высокий моральный дух, крепкие нервы, хладнокровие, уверенность, умение действовать правильно и быстро, без паники.
Итак, рюкзак собран по всем правилам, одежда приготовлена, еда распределена - самое время подумать, каким образом вы будете размещаться на природе по ночам.
(Слайд 12)
Следующим не маловажным для группы в походе будет организация бивака.
Стоянки для ночлегов и дневок
Многолетняя практика позволила выработать критерии, которым должна отвечать среднестатистическая стоянка. Стоянка должна отвечать следующим характеристикам:
1. Быть безлюдной и расположенной как можно дальше от селений;
2. На стоянке должно быть достаточно дров;
3. Близко должен быть густой лес.
4. Это место, где можно было бы поставить палатку таким образом, чтобы днем она была в тени, а утром се освещало солнце;
5. Рядом должна быть река;
6. Рядом не должно быть высокой горы;
7. Рядом — родник, в худшем случае — ручей с холодной водой;
8. Вид, открывающийся с места стоянки, должен радовать глаз и ласкать душу.
Бивак должен быть рассчитан на внезапное ухудшение погоды. В преддверии грозы все металлические предметы надо уложить в 25—30 м от стоянки .
Надо внимательно осмотреть деревья у места предполагаемого бивака, выявить сухие и неустойчивые стволы, сухие нависающие ветки. Сильные порывы ветра могут сломать сучья, ветки, деревья.
При выборе места бивака в водных походах желательно, чтобы берег реки был удобен для причаливания и выноса судов, имелась площадка для размещения судов, палаток, костра.
И вот мы с вами плавно переходим к тому, что является неотъемлемой частью похода, это конечно же костёр, это еда на костре и это посиделки у костра.
(Слайд 13)
Инструкция.
Костер необходимо разводить на очищенном участке: нужно удалить с места будущего кострища весь мусор, камни, ветки, снять дерн на площади примерно в 1 квадратный метр.
Костер разводят на некотором расстоянии от деревьев, кустарников, высокой травы. Над костром не должны склоняться ветви деревьев, в мокрую или снежную погоду с них в костер может попасть дождевая вода или снег.
Костер должен находится примерно в 5 метрах от палаток, так как от него часто отлетают искры.
Если вы разводите костер на торфяной почве, обязательно присыпьте выбранное место плотным слоем песка: если этого не сделать, огонь может уйти в торф на глубину и распространиться на большую территорию.
(Слайд 14)
Ни в коем случае нельзя разводить костер рядом с сухой травой, камышовыми зарослями, в хвойном мелколесье, огонь в таких местах распространяется с очень высокой скоростью.
Для того чтобы костер было легко разводить и поддерживать, он должен быть защищен от ветра. Если же вы разводите костер на открытой продуваемой местности, лучше всего выкопать под него специальную яму.
Если рядом с вашим лагерем есть старое кострище, разводите костер на нем, так как каждый новый костер оставляет на земле незаживающую несколько лет рану.
Теперь поговорим о продуктах питания в походе.
В походе удобно иметь продукты, которые можно быстро и несложно приготовить. Это экономит время, да и сложно на костре проявлять чудеса кулинарии.
Следующее требование — продукты должны иметь длительный срок хранения. Поэтому в походной практике используются консервированные продукты, продукты в герметической упаковке и полностью исключаются скоропортящиеся продукты.
Все продукты в походе переносятся в рюкзаках, поэтому должны быть транспортабельными. По этой причине редко на сложный маршрут берут хлеб, чаще используют сухари. Сахарному песку предпочитают рафинированный сахар, упакованный в коробки.
И конечно, продукты по возможности должны быть вкусными и разнообразными. В походе у туристов пользуются большим спросом различные вкусовые добавки, приправы, специи, лук, чеснок.
(Слайд 15)
К примеру в поход на один день можно взять такой список еды:
Сухари — 200 гр.
Крупы (чечевица, рис, гречка, перловка или горох) — 140 гр.
Овсянка — 50 гр.
Курага + изюм (чернослив) — 40 гр.
Орехи — 10 гр.
Сушёные овощи для супа (концентраты) без мяса — 30-40 гр.
Мясо — 60-80 гр.
Сыр — 40 гр.
Сухое молоко — 40 гр.
Сахар — 100 гр.
Шоколад (конфеты) — 50 гр.
Соль — 40 гр.
Слайд 16.
Оставляйте бивак таким, чтобы другие захотели остановиться здесь и им не нужно было бы искать другую площадку, разводить костер на свежем месте и все заново оборудовать. Мусор сожгите, обожженные консервные банки закопайте, колышки от палаток и оставшиеся дрова сложите близ костра. После уборки бивака обязательно залейте костер водой или засыпьте землей, даже если костер разведен вдали от деревьев и леса. Это правило нельзя нарушать, ибо, нарушив его раз, легко разрешить себе нарушение и в другой.
Непогашенный костер в лесу — уголовное преступление.
Уходя, осмотрите бивак — не забыты ли вещи. Осматривают бивак дежурные или те, кому это поручено, иначе каждый может понадеяться на других.
Вот мы и рассмотрели с вами необходимые условия для организации и проведения похода.
В течении всего времени похода, руководитель группы ведёт дневник похода, что бы потом по возвращению группы написать и оформить все записи в отчёт о походе.
И помните что походы - это не только чистый спорт. В них вы совершаете путешествие, получаете навыки, находите друзей и просто отдыхаете.
Теперь, когда мы с вами ознакомились с основными правилами передвижения, организации и проведения походов, узнаем насколько, вы готовы, морально и функционально к походу в группе. Сейчас мы с вами представим, что я руководитель и отобрал вас для пешего похода, итак теперь проверим насколько, вы морально готовы работать в группе.
Сейчас я вам раздам тестовые задания и одновременно выведу на экран вопросы, на которые вы должны будете максимально честно ответить, опираясь на ваши ощущения.
(Слайд 17)
Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе.
Отвечая на вопросы теста, выберите один из четырёх возможных вариантов ответа.
Как бы Вы оцениваете свою принадлежность к группе?
а) Чувствую себя членом группы
б) Участвую в делах группы
в) Не чувствую себя членом группы
г) Предпочитаю работать отдельно от других членов группы
Удовлетворены ли Вы отношением к Вам участников группы?
а) Полностью удовлетворён(на)
б) Удовлетворён(на)
в) Недостаточно удовлетворен(на)
г) Совершенно неудовлетворен(на)
Если бы Вам представилась возможность, вы пошли бы с другой группой?
а) Однозначно нет
б) Скорее всего, остался (сь) бы с этой группой
в) Скорее, пошёл (ла) бы, чем остался (сь)
г) Охотно пошёл (ла) бы с другой группой
Какие взаимоотношения сложились в вашей группе?
а) Лучше, чем в большинстве других групп, как мне кажется
б) Вероятно, такие же, как и в большинстве других групп
в) Хуже, чем в других группах
г) Считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других групп
Как Вы считаете, могут ли сложиться в Вашей группе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?
а) Однозначно да
б) Скорее да, чем нет
в) Скорее нет, чем да
г) Однозначно нет
Слайд 18
Обработка данных.
Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «Б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон тестового балла от 5 до 20. Высший показатель может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в группе и высоком индексе групповой сплочённости, и наоборот.
Теперь мы с вами можем отправиться в поход!
Благодарю вас за внимание !