Проектная работа «Маленькие волонтеры и их добрые дела»
Автор публикации: А. Тюленьков, ученик 4 класса
Автор публикации: С. Кречетов, ученик 4 класса
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Кокшинская общеобразовательная
школа – интернат»
Ученический проект
«Маленькие волонтеры и их добрые дела »
4 Проект подготовили: учащиеся 3класса
Руководитель проекта:
Лесных Марина Геннадьевна
воспитатель
первая квалификационная категория
2018г
Содержание:
1.Паспорт проекта………………………………………………………………3
2.Вводная часть………………………………………………………………….4
Актуальность.
Гипотеза.
Цель.
Задачи.
Ожидаемые результаты.
3.Основная часть………………………………………………………………6
Анкетирование.
Поиск материала.
Выбор форм работы.
Составление плана реализации проекта.
4.Заключительная часть………………………………………………………12
5.Литература…………………………………………………………………….13
I.Паспорт проекта
Название проекта: «Маленькие волонтеры и их добрые дела»
По продолжительности:долгосрочный
По доминирующему методу: практико-ориентированный (с элементами исследования)
По количеству участников:групповой
Объект исследования: пожилые люди села Кокши Советского района Алтайского края.
Предмет исследования:оказание посильной социальной помощи самому пожилому жителю села Кокши.
Сроки осуществления проекта:январь 2018-май 2018г
Первый этап: организационно-диагностический.
Выявление проблемы.
Формирование списка пожилых людей села Кокши Советского района.
Определение самого пожилого человека.
Постановка задач.
Опрос учащихся.
Составление плана работы.
Второй этап: практический.
Реализация проекта через различные дела учащихся.
Третий этап: заключительный.
Подведение итогов проекта, анализ результатов.
Презентация проекта.
Место проведения: КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа- интернат» с. Кокши.
II. Вводная часть
Когда человек стареет, уходит на пенсию, происходит изменение в его жизни. Пенсионеры чувствуют себя ненужными. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности к каким-либо делам.Важно наладить постоянное общение молодежи с пожилыми людьми.
Актуальность:Вечной молодости не бывает. Все когда-нибудь состарятся. Старость может быть разной — счастливой и не очень. Пожилые люди нуждаются в физической помощи. И в душевной поддержке. Взамен делятся бесценным жизненным опытом. Как человек относится к старикам, так и его дети будут относится к нему в старости. Нам хотелось бы, чтобы наши любимые дедушки и бабушки – просто радовали нас своим присутствием, своей любовью, тем, что они по-прежнему с нами. Поэтому нам хочется рассказать о том, как мы заботимся о них, готовимся к встречам с ними, удивляем и радуем их в повседневной жизни.Из книг мы знаем, что раньше было широко развито «тимуровское движение» – помощь пенсионерам. Сейчас «тимуровцев» нет, но есть волонтеры, которые помогают старикам. Чаще всего это физическая помощь. Мы еще слишком малы, но уже можем окружить пожилого человека заботой и вниманием.Бабушкам и дедушкам важно чувствовать себя нужными молодому поколению.
Поэтому считаем этот проект востребованным, важным и необходимым к применению.Что же дает детям общение с пожилым человеком?
Гипотеза:Отношение младших школьников к пожилым людям напрямую зависит от общения с ними.
Цель:Создание адресной программы взаимодействия с пенсионером, формирование у детей нравственных качеств.
Задачи:
Составитьсписок пожилых людей села Кокши Советского района.
Определить самого пожилого человека - Некрасова Мария Никифоровна 23.09.1925 г.р.
Провести опрос учащихся 3 класса, узнать какой информацией о пожилых людях владеют дети.
Выяснить, какая конкретная посильная помощь необходима пожилому человеку.
Организовать общение и взаимодействие детей с пожилым человеком.
Подвести итоги.
Ожидаемые результаты:
Формирование положительного отношения к пожилым людям.
Повышение чувства ответственности за пенсионеров.
Осознание нравственной ценности поступков людей, общественной значимости исторических событий.
Моральное удовлетворение, чувство самоуважения, позитивный опыт общения с интересным человеком.
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Понимание необходимости взаимосвязи поколений.
III. Основная часть
Анкетирование
Вопросы |
Да |
Нет |
1. Знаете ли вы,кто такие пожилые люди? |
6 |
4 |
2. Уважительно ли вы относитесь к людям пожилого возраста? |
5 |
5 |
3.Всегда ли вы помогаете, когда вас просят о помощи? |
5 |
5 |
4. Часто ли вы уступаете место старшим? |
4 |
6 |
5. Проявляете ли вы уважительное отношение к престарелым людям? |
4 |
6 |
6. Часто ли вы навещаете своих бабушек и дедушек? |
5 |
5 |
7. Уважают ли ваши друзья пожилой возраст? |
3 |
7 |
Из результатов анкетирования мы сделали вывод, что учащиеся 3 классов имеют некоторые представления о пожилых людях, но полной информацией не владеют.
2.Поиск материала
-Подобрали литературу в библиотеке, просмотрели статьи в интернете.
-Систематизировали информацию, запланировали совместную деятельность.
Из словарей мы выяснили, что пожилой человек – это уже не молодой, с признаками приближающейся старости. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей.
Выбрали формы и методы работы:
анкетирование школьников
обработка данных
подбор и анализ литературы
обращение в администрацию селаКокши, за списком пожилых жителей
словесно – наглядный
практический
Составили план реализации проекта
Девиз:
«Мы дружные ребята, не ссоримся совсем.
Зовемся волонтерами – об этом скажем всем».
Календарно-тематический план работы
Этап |
Сроки реализации |
Основная работа |
Организационно-диагностический |
январь |
Создание волонтерской группы. Беседа «Волонтеры – кто они?» |
январь |
Выбор темы для волонтерской деятельности «Пенсионер живет рядом» |
|
январь |
Опрос детей «Как помочь пенсионеру?» |
|
январь |
Посещение администрации с. Кокши |
|
январь |
Определение самого пожилого жителя с. Кокши |
|
январь |
Составление плана волонтерской деятельности |
|
Практический |
февраль |
Визит-знакомство «Здравствуй, новый друг!» |
февраль |
Урок мужества (по воспоминаниям прошлых лет) |
|
февраль |
Создание альбома памяти «Разве можно забыть…» |
|
март |
Изготовление поздравительных открыток к 8 марта |
|
март |
Поздравление-сюрприз с международным женским днем. Чаепитие. |
|
апрель |
Помощь в уборке комнаты. Операция «Чистый четверг» |
|
апрель |
Визит-поздравление «Идем мы в гости с куличом» |
|
май |
Вечер самодеятельности к дню Победы «Поздравим труженика тыла» |
|
Заключительный |
май |
Заседание круглого стола. Повторный опрос детей «Как помочь пенсионеру?» |
май |
Подведение итогов. |
|
май |
Оформление материалов о проделанной работе. |
Описание проекта
На первом организационно-диагностическом этапе мы узнали, кто такие волонтеры и чем они занимаются. Возникло желание тоже помочь кому-нибудь. Была выбрана тема дальнейшей работы «Пенсионер живет рядом». Провели анкетирование для выявления уровня знаний по выбранной теме. Оказалось, что знаний недостаточно. Далее много работали с литературой и интернет ресурсами для того чтобы больше узнать о пожилых людях, их проблемах и возможной помощи с нашей стороны. Обратились в администрацию села Кокши с просьбой предоставить нам сведения о пенсионерах села. Был составлен список пенсионеров, определен самый пожилой житель села. Им оказалась Некрасова Мария Никифоровна 1925г.р. Бабушке исполнилось 93 года! Был составлен план взаимодействия с пенсионеркой, посильной помощи ей, просто общения.
Результатом первого этапа является создание отряда волонтеров для адресной помощи самому пожилому жителю села Кокши.
Практический этап нашего проекта начался со знакомства с Некрасовой Марией Никифоровной. Пенсионерка очень удивилась нашему визиту. Мы познакомились, поговорили о том, что важно для пожилого человека и как мы можем ей помочь. Бабушка живет в семье, с внучкой и правнуком, поэтому необходимости в физической помощи нет. Для нее важно общение, внучка много работает и на разговоры с бабушкой почти не остается времени.
Во время разговоров с бабой Машей мы узнали много интересного о ее детстве, жизни людей почти сто лет назад. Мы наперебой расспрашивали бабушку обо всем: что ели раньше, какую одежду носили, какие были дома, в какой школе учились дети и многие другие. Интересовала жизнь и во время войны.Записав все самое интересное мы создали альбом памяти «Разве можно забыть…». В него вошли рисунки учащихся 3 класса на основе впечатлений после общения с пенсионеркой, а также воспоминания самой бабушки, записанные школьниками.
Приближался международный женский день и в нашем классе работа кипела: учили стихи, делали поздравительные открытки, каждый хотел порадовать бабушку, чтоб улыбка засияла на ее морщинистом лице. И нам это удалось! Довольна осталась и баба Маша и мы.
Накануне светлого праздника Пасхи нами была проведена операция «Чистый четверг». Комната сияла чистотой: полы подмели и помыли, протерли пыль, застелили постель.
На Пасху мы не могли не поздравить бабушку. Она нас уже ждала, накрыла стол. Угощение нам очень понравилось. Мы бились крашеными яйцами, как научила нас баба Маша, весело смеялись, шутили. Куличи и булочки быстро были съедены под рассказы бабушки. Прощаться нам совсем не хотелось.
Наш проект еще не закончен. Уже началась подготовительная работа с Дню Победы. Запланировано интересное поздравление бабушки - труженика тыла.
Результат второго этапа-физическая помощь пенсионерке, общение с ней, сюрпризы, поздравления на праздники.
Подводя предварительные итоги по третьему этапу, можно сделать вывод, что
увеличилась гражданская активность школьников в процессе участия в реализации проекта
произошло увеличение количества детей, желающих помочь тем, кто нуждается в помощи
Защита проекта - презентация.
IV.Заключительная часть
Вывод: Мы убедились в том, что общение с пожилым человеком действительно полезно для нашего духовно – патриотического развития.
Сегодня мы твердо знаем, что человеку в пожилом возрасте необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать и преодолевать его чувство одиночества и тоски. От отношения общества к старению в определенной степени будет зависеть способность людей оперативно адаптироваться к увеличению продолжительности жизни. Это особенно важно, поскольку стремительно приближается то время, когда каждому третьему жителю планеты будет за шестьдесят.
Для того чтобы жизнь пожилых людей, близких нам бабушек и дедушек, не превратилась в бессмысленное существование, необходимо сделать всего одну вещь — показать, как они нам дороги!!! Берегите себя и своих близких! И помогайте старикам, не считая это трудной обязанностью.
Литература:
Альперович В.Д., Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. Учебное пособие-М.: «Издательство Приор», «Экспертное бюро», 1998 г., 272 с
Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. М., 1988
Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально- технологический институт, 1999.-320с.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 296 с.
Горячева Наталья Валерьевна
Садварий Жанна Владиславовна