"Математика против курения"
Автор публикации: П. Мерзлякова, ученица 10 класса
Научно-исследовательская работа
Математика
Математика против курения
Выполнила:
Мерзлякова Полина Александровна
учащаяся 9 класса
МБОУ СОШ с. Уральского
Руководитель:
Бадртдинова Лилия Рифатовна,
учитель математики
МБОУ СОШ с. Уральского
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..2
Глава первая. Курить - здоровью вредить
История возникновения табака .………………………………………4
Состав табака и табачного дыма .…………………………………….5
Почему подростки начинают курить? ……………………………….7
Последствия курения ..…………………………………………………8
Математический аспект курения. ……………………………………11
Глава вторая. Практическая часть.
Анкетирование ………………………………………………………...12
Проведение опытов …………………………………………………...13
Решение задач о курении ………………………………………….….15
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………..20
Приложения ……………………………………………………………………..21
Введение
Курение в подростковом возрасте – это серьезная проблема современности, о которой невозможно молчать. Из года в год курение не прекращает быть главной социальной болезнью общества. Больше всего ему подвержены самые беззащитные – дети [1]. Сейчас много проводится мероприятий, различных акций, создается огромное количество центров и организаций против курения. Но информация, которая там дается, не совсем понятна современным молодым людям, как следствие этого, многие, сами того не осознавая, не владеют в полной мере информацией о вреде курения. Поэтому, проблема состоит в недостаточной доступной и понятной информированности подростков о вреде курения. Своевременное и правильное предоставление необходимой информации является основной профилактической мерой. К сожалению, далеко не всегда подростки осознают все последствия курения, полагая, что в любой момент смогут избавиться от никотиновой зависимости. Это одно из самых серьёзных заблуждений.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в мире 1, 26 млрд. человек курят табак. Общероссийское исследование среди школьников выявило, что среди учащихся 7-8 классов систематически курят 8-12%, среди школьников 9-11 классов – 21-24%. (Приложение 1) [2]
По результатам социологического исследования, проведенного на территории Пермского края Центром медицинской профилактики, доля курящих мужчин составляет 43,3%, а по России в целом эта цифра равна 56,3%, У женщин ситуация хуже: 23,1% по Пермскому краю и 17,2% по России. (Приложение 2)
Печальна статистика Пермского края и по курению среди детей и подростков: курение достаточно часто встречается среди детского населения – порядка 5% обследованных детей уже приобщились к курению.
Ежегодно от «табачной эпидемии» в мире умирает около 6 миллионов человек (более 600 тысяч из которых, не являясь курильщиками, умирают из-за воздействия вторичного табачного дыма). Если ситуация принципиально не изменится, к 2030 году эта цифра вырастет до 8 миллионов человек. Поэтому я считаю, что надо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению.
Данная исследовательская работа направлена на изучение проблемы курения и охватывает следующие предметные области: биологию, математику, химию, психологию.
Гипотеза
Бороться с курением можно с помощью пропаганды курения и весомых доказательств его пагубного влияния на здоровье человека.
Объект исследования: здоровье человека.
Предмет исследования: математические задачи и опыты, как средство предупреждения курения среди подростков.
Цель: Способствовать формированию у подростков негативного отношения к курению через представление статистических данных, проведение опытов и решение математических задач.
Задачи:
- Изучить научную информацию по теме, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу;
- Предоставить объективную информацию о негативном влиянии курения на организм подростка;
- Опытным путем показать, какой вред наносит курение здоровью человека;
- Предоставить решение математических задач, как одно из средств борьбы с вредной привычкой;
Практическая значимость исследования: данный материал может быть использован на уроках математики, биологии, химии.
Методы исследования:
- Изучение литературы и интернет – ресурсов;
- Анкетирование школьников;
- Опыты;
- Обработка и анализ полученных результатов.
Глава первая. Курить - здоровью вредить
1.1 История возникновения табака
Табак родом из Америки. 12 октября 1492 г. флотилия Колумба высадилась на берегу одного из Багамских островов – Гуанахани [6].
В качестве подарка местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти листья, свернув в трубочки. В поисках золота Колумб отправился на юг и высадился на Кубе 27 октября 1492 г. Жители встречали с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». При курении каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению. Многие матросы и сам адмирал Христофор Колумб втянулись в это занятие. Такой притягательной оказалась сила этого растения. Оно получило название «табак» от имени провинции Табаго острова Гаити. Так началось победоносное шествие табака по странам и континентам.
О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи, с чем Людовик ХVI издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать это лекарство. Но табак продолжали курить.
В Россию табак попал в начале XVII века, курение табака жестоко преследовалось и наказывалось. За курение полагалось весьма серьезное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. В 1698 году Петр I снял запрет на курение и разрешил торговлю табаком. Он сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии и разрешил ввоз табака, но обложил большой пошлиной.
С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: считается, что сигареты придают девушкам особую элегантность, а юношам – мужественность. Теперь в мире курит пятая часть человечества.
1.2 Состав табака и табачного дыма
В состав табака входят многие вещества, среди которых есть обычные, присущие всякому растению, и специфические только для табачных листьев. Среди первой группы веществ можно назвать белки (около 10%), углеводы (до 20%), органические кислоты (порядка 10%). При сжигании табака образуются смолы (7—14%) и испаряются эфирные масла (порядка 1% от массы табака) [5]. Ими-то и объясняется специфический аромат табака. У некоторых сортов табака он особенно привлекателен, а в отдельных случаях благодаря специальной обработке настолько приятен, что некоторые некурящие люди даже наслаждаются табачным дымом. (Приложение 3)
В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов, 30 из которых относятся к разряду натуральных ядов, такие как кадмий, цианид водорода, аммиак, ртуть, ацетон, окись углерода и др. (Приложение 4)
Окись углерода содержится в выхлопных газах, аммиак используют в средствах чистки сантехники, ацетон используется как растворитель красок, цианид водорода применяли в газовых камерах, кадмий используется в автомобильных аккумуляторах.
Главный компонент табачного дыма – никотин. Ради него и тянется человек к сигарете, так как в малых дозах никотин вызывает возбуждение. И только в ХХ веке, выделив это вещество в чистом виде, химики доказали, что никотин – сильнейший яд. Он легко проникает в кровь и накапливается в самых жизненно важных органах, разрушая их функции.
Птицы (воробьи и голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от капли, собака погибает от ½ капли. Одной капли чистого никотина хватит уничтожить тройку взрослых лошадей массой ½ т = 500 кг.
Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 - 1000 г никотина.
Кроме никотина в табачном дыме содержатся, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую.
Каков механизм привыкания к табаку [3]? Составные части табачного дыма всасываются в кровь и разносятся ею по организму. Через 2—3 мин. после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Происходящее параллельно с этим кратковременное расширение сосудов мозга и рефлекторное воздействие аммиака на нервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимаются курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако спустя некоторое время чувство прилива энергии и приподнятости исчезает. Физиологически это связано с наступающим сужением сосудов мозга и понижение его активности. Чтобы вновь почувствовать состояние приподнятости, курящий спустя некоторое время опять тянется за сигаретой, невзирая на остающуюся после курения горечь во рту, обильное слюноотделение и неприятный запах. Никотин, как и некоторые другие яды, становится привычным, и без него в силу установившихся рефлексов курящему человеку становится трудно обходиться.
1.3 Почему подростки начинают курить?
У каждого ребенка свой путь к сигарете, каждый по-своему начинает знакомиться с не самой приятной частью взрослого мира, однако большинство приходит к курению по одним и тем же причинам [8]. Несмотря на запреты родителей, учителей и постоянные разговоры о вреде курения, дети вступают на эту скользкую дорожку. Так почему школьники курят?
Самое простое, и, пожалуй, одно из самых правильных объяснений – пример взрослых. Сколько бы в школе ни твердили о том, как вредно курить, и насколько страшны последствия, если он видит курящих взрослых вокруг, он старается подражать. Пример героев фильмов и рекламы, которые добавляют сигарету к образу богатого и успешного человека, заставляет детей пробовать курить в попытке стать похожими на своих кумиров.
Школьник может потянуться к сигарете, если в его окружении курят сверстники или более старшие ребята. Как правило, такие ребята начинают курить именно в компаниях под влиянием друзей и знакомых, где курение считается модным. Во-первых, это добавляет авторитета в глазах других, ведь это порицаемое взрослыми действие делает школьника «взрослее». Во-вторых, чувство общности и причастности, которое школьник начинает испытывать, становясь «таким, как все», позволяет ему наладить контакт с другими детьми. У девушек приобщение к курению часто связано с кокетством, стремлением нравиться, быть оригинальной. Некоторым это кажется красивым, модным, привлекательным. Курящая девушка обращает на себя больше внимания, старается выглядеть независимой и самостоятельной, не отставать от курящих парней.
Психологи так описывают тягу девушек к курению. Девушку интересует не только сам акт курения, сколько характер своеобразного ритуала. В нем неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из нее сигареты, задумчивое разминание ее отманикюренными пальчиками, закуривание от пламени красивой зажигалки или манерно поднесенной спички и уже, наконец, само курение с плавными движениями руки с дымящей сигаретой к пепельнице, сбрасывание пепла изящным постукиванием пальца по сигарете, искусное пускание дымовых колечек — несомненное свидетельство совершенного владения техникой курения. Вот арсенал средств моды, дающий право девушке, овладевшей им, считаться вполне «современной».
Нередко причинами первого знакомства с сигаретой становятся собственное любопытство и желание испытать новые ощущения, а также безделье и отсутствие интересных и полезных занятий.
Доступность и дешевизна сигарет на рынке также добавляют причину в список ответа на вопрос. Сегодня, несмотря на законы о запрете продажи изделий из табака, любой школьник может позволить себе приобрести пачку сигарет даже на деньги из карманных расходов.
1.4 Последствия курения
Несмотря на то, что сами подростки в 12-16 лет считают себя вполне взрослыми, их тело и нервная система еще сильно отличаются от сформировавшегося организма [4]. В этом возрасте идет активное деление всех клеток, начинают «работать» половые железы, идут «в рост» мышцы, кости и связки, увеличивается количество нервных связей, перестраиваются железы внутренней секреции – проходит полноценная перестройка организма. И если ребенок решил начать курить в этом возрасте, прогнозы могут быть самыми неутешительными. Так, юные курильщики начинают жаловаться на одышку при подъеме по лестнице уже 12-15 лет, всего через 1-2 года после начала курения и это далеко не самые страшные последствия этой пагубной привычки.
К сожалению, из-за особенностей подросткового организма, у подростков никотиновая зависимость формируется гораздо быстрее, достаточно регулярно курить в течение пары-тройки месяцев и после этого мозг и тело курильщика отказывают нормально «функционировать» без никотина. Постоянные выброс адреналина и спазм сосудов, быстро вызывают изношенность сердечнососудистой системы, которая итак в этот период работает с перегрузкой. А нехватка кислорода и других питательных веществ, приводит к истощению организма, а рост и развитие тканей и органов замедляется.
Сколько сантиметров роста или килограммов мышечной массы потеряет на этом подросток точно сказать нельзя, но вот то, что у курящих школьников в несколько раз чаще развивается анемия, близорукость, отставание в физическом развитии и ухудшение памяти, мыслительных процессов и зрения – уже доказанный факт [6].
Курящие школьники не могут, по крайней мере, большинство из них, позволить себе хорошие сигареты с фильтром, а также достаточно времени «на перекур». Чаще всего на покупку сигарет они тратят свои «карманные», покупая сигареты низкого качества, выкуривая их слишком быстро и затягиваясь до окурка.
В результате этого в их организм попадает гораздо больше вредных веществ, в том числе и таких как полоний, формальдегид или мышьяк. Канцерогенные вещества проникают в костный мозг, печень и другие органы. Особенно страдает репродуктивная функция у девочек-подростков, начавших курить в период полового созревания.
Нарушение менструального цикла, постоянные головные боли, а в будущем – риск развития бесплодия или заболеваний женской половой системы, с этими проблемами сталкивается более половины девушек, начавших курить раньше 16 лет. Мальчики, ставшие курильщиками в этом же возрасте, страдают от недостатка массы тела, мышечной слабости и близорукости, так как курение отрицательно воздействует и на зрение. При курении у подростка очень сильно страдает память. Эксперименты показали, что курение снижает скорость заучивания и объём памяти. При курении у подростка происходит патология зрения, краски могут полинять, поблекнуть из-за изменения зрительного цветоощущения. Первоначально наблюдается быстрая утомляемость при чтении. Затем начинается мелькание и двоение в глазах, и, наконец, снижение остроты зрения, поскольку возникшие от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век приводят к хроническому воспалению зрительного нерва. Никотин повышает внутриглазное давление, которое может вызвать такое грозное заболевание, как глаукома.
Курение подростков активизирует у многих деятельность щитовидной железы, в результате чего у курящих подростков учащается пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон. Из-за раннего приобщения к курению возникают поражения кожи - угри, себорея, что объясняется нарушениями деятельности не только щитовидной, но и других желёз эндокринной системы.
О том, что курение ведёт к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы, известно всем. В дальнейшем деятельность сердца обременяется ещё тем, что сосуды у курящих подростков теряют эластичность намного интенсивнее, чем у некурящих.
Известно, что с увеличением числа курящих подростков помолодел и рак лёгких. Один из ранних признаков этой болезни - сухой кашель. Заболевание может проявляться незначительными болями в лёгких, тогда как основные симптомы - это быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение работоспособности.
Курение вредно не только само по себе, но и как фактор, нарушающий нормальный режим труда и отдыха подростка. Вместо того, что поесть или отдохнуть на переменах, он несется туда, где можно быстро и «из-под полы» затянуться или постоять в облаке табачного дыма. Он вынужден обманывать родителей, учителей и других взрослых, пряча сигареты, а значит – страдает и его нервная система, и отношения в семье. Такое курение – это постоянный стресс, к которому присоединяются нехватка свежего воздуха и снижение физической активности, а много вы видели курящих подростков – спортсменов? В результате, школьники начинают хуже учиться, у них сужается круг интересов, и возникают первые проблемы со здоровьем. К сожалению, сигарета – это яд, который действует постепенно, а перспектива серьезно заболеть через 10-15 лет редко пугает подростков.
Но и такие «быстрые» результаты, как плохое самочувствие, снижение настроения и физической активности, а также плохая успеваемость редко могут заставить подростка отказаться от курения. Поэтому, очень важно объяснять детям про вред курения еще до того возраста, когда им впервые протянут сигарету или позовут «покурить за углом».
1.5 Математический аспект курения [9].
Население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов (1012) папирос и сигарет.
Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000 т .
Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т дегтя и более 55000 т угарного газа и других составных частей табачного дыма.
В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина.
В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 600 градусов.
Некурящий человек, находящийся в одном помещении с курильщиком, вдыхает количество дыма, эквивалентное активному выкуриванию 3 сигарет в день, причем более вредного состава. В результате пассивного курения у людей, живущих или работающих вместе с курильщиками, на 20-70% повышается риск заболеть раком легких.
У детей до 2-х лет, проживающих с курящими родителями, в 2 раза чаще возникают заболевания легких, астматические состояния.
За год курящий 1 пачку сигарет в день поглощает легкими 800 граммов дегтя, содержащего 30 канцерогенных веществ, в том числе бензопирен.
Если табачной смолой смазывать ухо кролика, то у него через 3-4 месяца начинается рост раковой опухоли.
Каждые 6 минут от никотина в мире умирает один курильщик.
Если Вы бросили курить:
Через 20 минут давление и пульс приходят в норму.
Через 8 часов уровень углерода и никотина в крови уменьшается вдвое.
Через 24 часа организм полностью очищается от окиси углерода.
Через 48 часов никотин полностью выходит из организма, улучшается вкус и обоняние.
Через 72 часа дыхание становится ровным.
Через 2-12 недель улучшается кровообращение.
Через 3-9 месяцев проблемы с дыханием пропадают вообще.
Через 5 лет вероятность возникновения сердечного приступа становится в 2 раза меньше, чем у курильщика.
Глава вторая. Практическая часть
2.1 Анкетирование учащихся 8-11 классов.
Для того, чтобы узнать текущую ситуацию с курением в нашей школе и выяснить процент курящих подростков и их отношение к данной проблеме, я провела анонимное анкетирование среди обучающихся 8 - 11 классов, в котором приняли участие 46 человек. (Приложение 5)
Результаты анкетирования. (Приложение 6)
В результате анализа полученных данных выяснилось:
68 % всех опрошенных пробовали хоть раз курить;
курят иногда 19 % опрошенных;
большинство опрошенных признали, что дети начинают курить с 10 – 14 лет;
43 % родителей опрошенных курят;
86 % подростков уверены, что курение вредит обществу в целом;
21 % подростков не знают причин, приводящих к зависимости от курения;
уверены, что курение помогает отвлечься от нерешенных проблем и расслабиться (14 %);
77% всех опрошенных считают, что информации о вреде курения им достаточно.
Анализируя все данные, можно сделать вывод, что ситуация с курением в нашей школе далека от идеальной, не смотрят на то, что профилактическая работа по предупреждению табакокурения ведется постоянно и на должном уровне. В школе регулярно проводятся различные спортивные и воспитательные мероприятия по профилактике курения, дни здоровья. Все это приводит к уменьшению числа курящих детей. Однако результаты анкетирования показывают, что 23% учеников не владеют информацией о вреде курения. Это означает, что проблема на данном этапе очень актуальна, ее необходимо рассматривать и решать.
Что именно мы можем сделать для решения данной проблемы? Мы должны сформировать личное негативное отношение подростка к табакокурению через воздействие на его информационное пространство с помощью статистических данных, опытов и задач.
2.2 Проведение опытов
Эксперимент 1 – «Давай покурим, товарищ, по одной»
Цель: наглядно продемонстрировать, пагубное влияние курения на организм человека
Проведение опыта:
Для эксперимента нам понадобится: 2 пятилитровых баллона, трубка, 2 ватных диска, вода, краники, сигареты, спички, медицинская маска.
Поскольку табачный дым не только вдыхается курильщиком, но и загрязняет воздух, опыт проделываем в вытяжном шкафу. Техника безопасности соблюдается.
Собираем «курительный аппарат» (Приложение 7). Баллоны наполняем водой. В горловины бутылок размещаем ватные диски. Создаем «бронхи» нашим «легким» с помощью специальных трубочек, которые сведем в «трахею». В конец трубки вставляем сигарету и открываем краники. Затем поджигаем сигарету. Вода вытекает, освобождая при этом место для воздуха, который всасывается через сигарету, «наши легкие» равномерно наполняются дымом. (Приложение 8)
Результаты опыта: ватные фильтры становятся грязно – желтыми, на трубке отчетливо виден осадок, через 2 часа дым рассеялся, вода стала желтой, на стенках «легких» образовался темный налет.
Вывод: Данный опыт наглядно демонстрирует негативное воздействие табачного дыма на организм человека.
Эксперимент 2 – действие никотина на семена гороха.
Цель: доказать пагубное влияние никотина на прорастание семян гороха
Проведение опыта:
В три рассадника высаживаем по 1 семечку гороха на глубину 0,5 см. (Приложение 9) Поливку проводим в одно и тоже время одинаковым объёмом воды.
I рассадник – обыкновенная вода;
II рассадник – вода, полученная в результате опыта №1;
III рассадник – чередование обыкновенной воды и воды, полученной в результате опыта №1.
Результаты опыта:
№ рассадника | Время всхожести семян |
I | 5 дней |
II | Не взошло |
III | 7 дней |
Вывод: Под воздействием никотина семена гороха не развиваются. Никотин, содержащийся в воде для полива, угнетает зародыши семян.
2.3 Решение задач о вреде курения
Остановимся на задачах по теме курения [10,11]. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, понять её роль в современной жизни. Умение выполнять процентные расчеты необходимо каждому человеку. Поэтому сюжеты задач взяты из реальной жизни и связаны с рассматриваемой проблемой. Задачи в данной работе являются средством, с помощью которого можно получить информацию о вреде курения.
Задача 1
Население земного шара составляет 7530103737 человек, курящих среди них 1,3 млрд людей. Какую часть составляют курящие от общей численности?
Решение:
Составим пропорцию: 7530103737 – 100%
1300000000 – х
х = 17%
Ответ: 17% населения земного шара курит табак.
Задача 2
Российская Федерация, численностью населения 146804372 человек, в настоящее время занимает первое место в мире по потреблению табака, доля курящих составляет 38%. Сколько россиян курят табак?
Решение:
146804372 38 : 100 = 55785661 (человек) – курят табак в России
Ответ: 55785661 человек в России курят табак.
Задача 3
Население села Уральского составляет 996 человек, из которых 30% курят табак. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество людей, попадаюших в зону риска?
Решение:
996 · 30 : 100 = 299 (человек) – курят табак в селе;
299 · 80 : 100 = 239 (человек) – подвержены заболеваниям легких.
Ответ: 239 человек из села Уральского подвержены заболеваниям легких.
Задача 4
Мировая статистика печальна. Несмотря на все меры по борьбе с курением, от никотина в мире умирает один курильщик каждые 6 минут. Какова смертность курящих за год?
Решение:
365 · 24 = 8760 (часов) – в году;
8760 · 60 = 525600 (минут) – в году;
525600 : 6 = 87600 (человек) – в мире погибает от табакокурения
Ответ: за один год в мире от табакокурения погибает 87600 человек.
Задача 5
Сколько денег в среднем расходует курящий на табак в течение своей жизни при условии, что он начал курить в 17 лет, выкуривает по 10 сигарет в день, а продолжительность жизни составляет 65 лет.(1пачка стоит 120 рублей)
Решение:
65 – 17 = 48 (лет) период курения в годах, из них 12 високосные и 36 обычные года;
2) 12 · 366 = 4392 (дня) в високосных годах;
3) 36 · 365 = 13140 (дней) в обычных годах;
4) 4392 + 13140 = 17532 (дня) период курения в днях
5) 17532 · 10 = 175320 (сигарет) количество выкуренных сигарет за период курения
6) 175320 : 20 = 8766 (пачек) за период курения
7) 8766 · 120 = 1051920 (рублей)
Ответ: 1051920 рублей - количество денег, затраченных на табак в течение периода курения.
Задача 6
Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 60 лет.
Решение:
1) 60 ∙ 15 : 100 = 9 (лет) – сокращение жизни
2) 60 - 9 = 51 (год) - продолжительность жизни
Ответ: 51 год продолжительность жизни нынешних курящих детей
Задача 7
В табачной смоле, собранной из 10000 папирос содержится 100 г бензопирена. Этого достаточно, чтобы вызвать злокачественную опухоль у крысы или кролика. Сколько мг бензопирена содержится в 1 пачке (20 штук)?
Решение:
Составим пропорцию: 10000 штук – 100 г
20 штук – х г
х = 0, 2 (г) - бензопирена в 1 пачке папирос
Ответ: 0,2 г бензопирена в 1 пачке папирос.
По данным ВОЗ – при проживании вблизи с источником (сжигании древесины, угля и др. биомасс, автомобильный транспорт, расплавленный асфальт, каменно-угольные смолы и др.) может достигаться употребление бензапирена до 1 мг в сутки безвредно. Во сколько раз больше нормы бензапирена дает сразу выкуренная пачка папирос? (в 200 раз)
Задача 8
Сколько денег тратят в семье, где один курильщик, допустим, папа, выкуривает 1 пачку сигарет в день, стоимостью 100 рублей. Подсчитайте, сколько денег потратит семья на сигареты в год. Что можно купить на эти деньги?
Решение:
365 · 100 = 36500 (рублей)
Ответ: 36500 рублей в год потратит семья на сигареты.
Задача 9
При выкуривании одной пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20г образуется в среднем один грамм табачного дегтя. Сколько граммов табачного дегтя образуется при сгорании 2 кг табака?
Решение:
2 кг = 2000 г
2000 : 20 = 100 (г)
Ответ: 100 грамм табачного дегтя образуется при сгорании 2 кг табака.
Вывод: В данных задачах представлены обыденные жизненные ситуации. Такие задачи можно решить на уроках математики, биологии, ОБЖ и внеклассных занятиях.
Решение задач математического содержания по теме, доказывает пагубное влияние табакокурения на организм человека и воспитывает негативное отношение к этой вредной привычке.
Вывод: В данных задачах представлены обыденные жизненные ситуации. Такие задачи можно решить на уроках математики, биологии, ОБЖ и внеклассных занятиях. Решение задач математического содержания по теме, доказывает пагубное влияние табакокурения на организм человека и воспитывает негативное отношение к этой вредной привычке.
Заключение
Изучив литературу и материалы в интернете, я получила доказательства выдвинутой гипотезы. Исследования помогли мне убедиться в огромном пагубном влиянии курения на организм человека. Путём экспериментов я смогла наглядно показать, что происходит с лёгкими курильщика. О своих исследованиях я рассказала ученикам нашей школы.
Надеюсь, что приведённые в моей работе факты и выполненные расчёты, заставят многих задуматься о своём здоровье и сделать правильный выбор: сигареты или здоровье.
Список литературы
Ягодзинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.
http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-7393
http://moya15shkola.ucoz.ru/publ/zanimatelnoe_detjam/matematika_protiv_kurenija/4-1-0-19
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/matematika-7-matematika-protiv-kureniya
Александров А. А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» - М. 1996.- 96с.
Буянова Н.Ю. «Я познаю мир» Детская энциклопедия: Медицина, под общ. ред.О.Г. Хини;. 1996.- 480с.
http://protivkureniya.ru/ - журнал «Вся правда о вреде курения»
http://ruslekar.info/Statya-o-vrede-kureniya-448.html - статья о вреде курения
http://collegy.ucoz.ru/publ/35-1-0-7393 - «Коллеги» педагогический журнал, статья «Математика против курения» http://moya15shkola.ucoz.ru/publ/zanimatelnoe_detjam/matematika_protiv_kurenija/4-1-0-19 – статья «Математика против курения» http://www.realisti.ru/main/satisf - раздел «Вред курения»
Приложение 1 «Количество курящих школьников по России».
Приложение 2 «Доля курящих по Пермскому краю в сравнении с Россией».
Приложение 3 «Из чего состоит сигарета».
Приложение 4 «Состав табачного дыма».
Приложение 5 «Вопросы анкеты».
Анкета1
1. Пробовали ли Вы курить?
А) Да
Б) Нет.
2. Курите ли Вы?
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
3. Как Вы считаете, во сколько лет начинают курить современные подростки?
А) 7-10 лет
Б) 10-14 лет
В) 15-18 лет
4. Курят ли Ваши родители (мать или отец)?
А) да
Б) нет
5. Как Вы относитесь к курящим людям?
А) отрицательно
Б) положительно
В) мне все равно
6. Вредит ли курение обществу в целом?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
Анкета 2
7. Почему курят подростки?
А) Чтобы забыть о проблемах и расслабиться.
Б) За компанию.
В) Чтобы быть крутым и модным.
Г) От нечего делать.
Д) Баловство или любопытство
Е) Точной причины не знаю
Анкета 3
8. Как Вы считаете, помогает ли курение отвлечься от проблем?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
9. Сколько сигарет можно выкурить в день, и это не будет опасным для здоровья?
А) 0 − 2
Б) 3 – 5
В) 10 – 12
Анкета 4
10. Достаточно ли Вам информации о вреде курения?
А) Да
Б) Нет
Приложение 6 «Результаты анкетирования».
Приложение 7 «Курительный аппарат».
Приложение 8 «Результаты опыта №1».
Приложение 9 «Рассадники и семена».
Приложение 10 «Результаты опыта №2».