12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джавадян Сильва Левоновна118
Россия, Ханты-Мансийский АО, город Лянтор

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

VI районный конкурс исследовательских работ обучающихся «ЮНИОР»

Математика против курения

Автор:

Гасанова Роза,

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

6 а класс

Научный руководитель:

Джавадян Сильва Левоновна,

учитель математики,

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

 

Оглавление:

  • Введение
  • История возникновения курения и табака
  • Влияние никотина на здоровье школьников
  • Метод исследования
  • Математика о вреде курения
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Введение

Веселая лошадь однажды жила,

Паслась на лужайке и воду пила.
И всё бы прекрасно, и всё б ничего -
Жила бы лет двести, скорее всего.

Но ей сигареты бычок подарил
И сам вместе с нею одну закурил.
Понравился лошади сизый дымок
И курит лошадка, уйдя в закуток.

Веселая лошадь вдруг стала грустнеть,

И стала вдруг кашлять и стала потеть.
И сыпется грива, и меньше стал рост,

Дрожит и трясется прокуренный хвост.

- Ах, доктор, скорее спасите её!

Скорей аспирина, скорей мумиё!

Но доктор ответил - Не стоит спешить.
Должна пациенточка бросить курить.

Ведь знают все люди, и знает скотина,

Что вреден здоровью и грамм никотина.
А если лошадка не бросит курить,

То может до свадьбы своей не дожить.

Автор: Ирма Финк.

Сегодня, как никогда, встала проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин - курение. В своей работе я решаю математические задачи о вреде курения и доказываю, что курение – это опасное оружие, которое уничтожает здоровье, которое несет несчастье, разорение и смерть, т.е.  веду работу с курением. Используя математический язык, я попыталась наглядно представить данные по теме, полученные из разных источников: СМИ, педагогами школы, Интернета, бесед с работниками медпункта, биологом. Говорят, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Мне кажется, что математическое представление данной проблемы в виде диаграмм и таблиц способно оказать большее влияние, нежели длинная лекция или толстая брошюра.  Объектом исследования стали учащиеся нашей школы. Предметом исследования является никотин, который вредит здоровью школьников. Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ.

Гипотеза: Если курильщиков так много, то курение не опасно для жизни

Цели:

  • привлечь внимание подростков к проблеме табакокурения;
  • решая задачи, доказать, что никотин влияет на здоровье школьников.

Задачи:

  • Изучить литературу «История возникновения курения и табака»
  • Выяснить, как никотин влияет на здоровье школьников.
  • Провести исследование в МБОУ «Лянторская СОШ №1» «Курение и школьники».
  • Решить математические задачи о курении, как одно из средств борьбы с курением.
  • Сделать выводы и дать советы и предложения по борьбе с курением.

История возникновения курения и табака

     История табака полна недоразумений и тайн. В 1492 г. испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующейся при сжигании листьев растений. Поверив в целебные свойства этого растения, Колумб и его друзья вывезли семена в Европу. Этим растением оказался табак, названный в честь провинции острова Гаити Тобаго. Семена табака посеяли впервые в Испании.    

     Быстрому распространению табака способствовало, конечно, удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку.

 В дальние времена считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов и т. п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовали как лечебное вещество.

    В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697-ом году в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближённых и разрешил ввоз табака из-за границы.

     Курение распространилось с необычайной силой. А вредные свойства табака до 19 века были практически не изучены, и врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. Быстро и широко распространившись по планете, табак стал одним из наиболее известных созданий рук человеческих в современной истории.

Влияние никотина на здоровье школьников

     То, что в последние десятилетия средний возраст начинающих курить значительно понизился, а в их числе весьма заметно возросло число девочек и девушек, — неопровержимый факт. Общенациональный мониторинг «Подростковое курение в России» показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже    россиян, к 13 годам - , к 14 - , к 15 - , к 16 -  к 17 - . Это означает, что подростковое курение стремительно растет. Возникает ряд вопросов, например, почему люди начинают курить? В чём причина такого курения в раннем возрасте?

         Желание казаться более взрослым, чувствовать себя «настоящим мужчиной» — одна из основных причин начала курения у мальчиков. Для некоторых подростков курение является символом самоутверждения и протеста против запрета на курение, который подростку кажется произвольным. Девушки и женщины чаще всего начинают курить в погоне за «модой», из кокетства и подражания мужчинам. Некоторые девушки оправдывают курение тем, что оно якобы не позволяет им полнеть.

        В первое время, когда подросток начинает курить, организм препятствует введению яда (першит в горле, тошнит, появляется кашель, головокружение). Затем привычка курить становится настолько сильной и непреодолимой, что у подростка отмечаются явления пристрастия и зависимости.

         Курение очень вредно отражается на здоровье подростков. У них сильно страдают нервная и сердечно-сосудистая системы. Цвет лица обычно бледный с землистым оттенком. Появляется кашель, часто развивается анемия (малокровие). Тормозится общее развитие, задерживается рост, отмечается близорукость, слабеет память, снижаются сообразительность, внимание. Подростки становятся раздражительными, рассеянными, плохо успевают в школе.

        Следует отметить, что подростки обычно покупают самые дешевые сорта сигарет, в которых содержание никотина намного выше, чем в дорогих. Кроме того, они докуривают сигарету до конца (а наибольшее количество никотина, как известно, содержится в ее конце), причем выкуривают быстро, так как часто курят скрываясь. При этом в дым из-за быстрого сгорания табака выделяется большое количество никотина и других ядовитых веществ. Все это способствует значительному отравлению организма. Иногда подростки подбирают и докуривают чужие окурки, что может приводить к заражению гельминтами (глистами) или инфекционными болезнями.

     Никотин – чрезвычайно сильный яд, не уступающий по токсичности синильной кислоте. В малых дозах действует возбуждающе на нервную систему, в больших — вызывает её паралич: остановку дыхания, прекращение работы сердца. Многократное поглощение никотина при частом курении формирует никотинизм — хроническое отравление, в результате которого снижается память и работоспособность, наблюдается постоянный кашель с мокротой. Одним из разрушительных последствий отравления никотином является: дрожание рук, неуверенная походка, подростка то бросает в жар, то в холод, сердце при этом то стучит, как молот, то замирает.

Метод исследования

Я проводила исследование среди учащихся 6 – 9 классов по вопросу курения.

Исследование началось с этапа статистического наблюдения. Для этого была составлена анкета (Приложение 1) из вопросов, требующих простого несложного ответа.

Так как анкетирование проводилось анонимно, то ответы в большинстве случаев соответствуют действительности.

В течение недели было опрошено 120 учеников 6 - 9 классов нашей школы. Анкеты были обработаны и произведен подсчет ответов. Данные были внесены в таблицы. По наиболее интересным данным были составлены диаграммы.

По результатам анализа собранного материала были сделаны выводы и составлены рекомендации (Приложение2) .

Из всех опрошенных 18 учеников заявили, что курят. Но среди них лишь двое не хотели бы оставить свою вредную привычку. Опрос показал, что у 42 учеников хотя бы один из родителей является курящим, в том числе и родители тех 18 ребят. Таким образом, возможно, одним из виновников курения детей является пример родителей. На вопрос «Как вы относитесь к курению?» 35 учеников ответили «положительно» или «нейтрально». Получается, что около 30% учащихся не понимают серьезность данной проблемы. С этой целью детям были предложены памятки «Не отравляй жизнь себе и другим» (Приложение 3), где были приведены данные о количестве выбросов ядовитых веществ в атмосферу ежегодно. Основной причиной курения учащиеся назвали «выглядеть взрослее, круче», «стресс, проблемы», «острые ощущения, интерес».

Математика о вреде курения.

Задача 1. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курит мать – меньше на 300 г. Определите, сколько весит новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; в) курят и папа, и мама? (а) 3кг 175г,  б) 3кг,   в) 2кг 875г )

Задача 2. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (42 мг)

Задача 3. (Химический состав табака) Решите примеры и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом: 1) 0,2•7,28•50; 2) 91,6•4•0,25; 3) 17,2•8,5+17,2•91,5; 4) 64,08•0,02-4,08•0,02;    5) 2,3•7,9+7,7•7,9;      6) 14,5•3,8-14,5•1,8.

В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ:

29

кадмий

79

цианид водорода

1,2

аммиак

1720

ртуть

91,6

ацетон

72,8

окись углерода

 

Окись углерода содержится в выхлопных газах, аммиак используют в средствах чистки сантехники, ацетон используется как растворитель красок, цианид водорода применяли в газовых камерах, кадмий используется в автомобильных аккумуляторах.

Задача 4. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. (6 мин)

Задача 5. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет? (ок. 7 лет)

Задача 6. Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит? (25 мг)

Задача 7. Сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки? (7200-14400 ударов в сутки)

Задача 8. Исследователи установили, что до 15 % рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения? (1,2 ч)

Задача 9. Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15 % ниже, чем некурящим. Средняя заработная плата - 340 $ в месяц. На сколько меньше получит курящий? (на 51$)

Задача 10. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в нашем посёлке курят около 900 человек. (720 чел.)

Задача 11. В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми? (40 подростков)

Заключение

     Целью нашего исследования стала проблема курения, так как с каждым днем все большее количество детей подвержено этой пагубной привычке. Мы изучили влияние курения на здоровье подростка. Проводя анкетирование детей, убедились, что эта проблема не обходит стороной в том числе и нашу школу. Мы выяснили, что учащиеся не осознают в полной мере, каким смертельно опасным врагом является для человечества курение.

По результатам нашего исследования на данный момент 15% учащихся опрошенных курят. Радует лишь то, что 89% из этого количество хотели бы бросить. Мы так же выяснили, что хотя бы один из родителей всех курящих детей курит. А это значит, что отрицательное влияние родителей на своих же детей имеет место быть.

По данным опроса лишь 38% учеников считают, что дети начинают курить в возрасте старше 18 лет, 62% - от 10 до 18 лет, что указывает на стремительный рост подросткового курения. Причины курения, по мнению детей, разные. 38% учащихся считают, что курение необходимо для повышения авторитета, по 10% голосов отданы за пользу сигарет при стрессе, проблемах и для получения острых ощущений.

     В 6-9 классах были проведены классные часы по теме «Курение и подросток», где с помощью решения математических задач мы довели до сведения учащихся следующую информацию:

  • о вреде курения для еще не родившегося ребенка;
  • о поступлении 3 мг никотина в кровь после курения одной сигареты;
  • о химическом составе табака;
  • о способности одной сигареты сократить жизнь на 6 мин;
  • о способности курения сократить жизнь в среднем на 7 лет;
  • о замене 25 мг витаминов суточной нормы одной сигаретой;
  • о суточной нагрузке на сердце;
  • о трате рабочего времени на курение;
  • о влиянии курения на здоровье человека;
  • о влиянии курения на зарплату человека.

Таким образом, гипотеза о том, что курение не опасно, не подтвердилась.

     Я считаю, что данная информация, а также рекомендации, которые получили учащиеся, не оставят равнодушными даже самых заядлых курильщиков. И если хотя бы один ученик из 18 бросит курить, то наша работа будет проведена не зря.  

Литература

Смирнов А.Т.  Основы Безопасности Жизнедеятельности:  Учебник для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2001.

Интернет.

Шевченко С.В.  и  другие.  Классные часы.  1 – 11 классы. – Волгоград:  Учитель,  2003.

Журнал «Семейный доктор»,   № 5,  2000.

Ягодинский В.Н.  Школьнику  о  вреде  никотина  и  алкоголя. – Москва:   Просвещение,  1985.

Нестерова Е.Н.  ВАЛЕОЛОГИЯ: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Коломна:  НОУ «Современный Гуманитарный Институт»,  1999.

Приложения

1.Уважаемые учащиеся, мы проводим анонимное анкетирование среди школьников-подростков. Мы просим вас задуматься о проблеме курения и ответить на вопросы нашей анкеты.

  1. Курят ли ваши родители?

1)      Да           2) Нет

  1.  Курят ли в вашей компании?

1)      Да          2) Нет

  1. Как вы относитесь к курению?

1)      Положительно  2) Отрицательно     3) Нейтрально

  1. Как вы думаете, с какого возраста дети начинают курить?

1)Младше 10 лет    2) с 10 до 11 лет   3) старше 12 лет    4) старше 18 лет   

  1. Как вы думаете, с какой целью дети начинают курить?

1)      Выглядеть взрослее, круче    2) Не знаю    3) приучают старшие    4) Стресс, проблемы    5) Острые ощущения, интерес, просто так

  1. Курите ли вы?

1)      Да       2) Нет

  1. Если курите, то хотите ли бросить?

1)      Да     2) Нет

  1. Знаете ли вы, что 17 ноября Международный день отказа от курения?

1)      Да     2) Нет

  1. Знаете ли вы какой вред приносит курение здоровью?

1)      Да       2) Нет

  1. Знаете ли вы, какие вещества содержатся в никотине?

1)      Да     2) Нет

2.Не отравляй жизнь себе и другим!

                                                                     

Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу:

720 тонн синильной кислоты,

384000 тонн аммиака,

108000 тонн никотина,

600000 тонн дегтя и более

55000 тонн угарного газа

3.Статистика нашей школы.


4. Рекомендации.

Ученик, может быть ты хочешь получить «нечто особенное»?

  • «Привлекательный» внешний вид: желтые зубы и пальцы, серый оттенок кожи и ранние морщины
  • Быть похожим на пепельницу, с таким же неприятным запахом
  • Хронические болезни, связанные с курением: рак легких, хронический бронхит, болезни сердца
  • Отдышку и сердцебиение при физической нагрузке
  • Постоянно прятаться от родителей и учителей
  • Экономить на завтраках, откладывая деньги на сигареты

Тогда ты действительно можешь попробовать завести себе пагубную привычку, от которой потом будет очень сложно избавиться.

Ученик, если ты хочешь:

  • Сохранить свое здоровье
  • Состояться в жизни как личность
  • Выглядеть молодо и привлекательно
  • Всегда быть в хорошей спортивной форме
  • Быть самостоятельным человеком
  • Не быть рабом вредной привычки

Не допусти, чтобы табак помешал тебе реализовать свои возможности и поставь большую жирную точку. Ведь твой выбор – никогда не начинать!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.