Тема: «Математика против курения».
Тип урока: комбинированный.
Цели:
-образовательная – отработка практических умений и навыков нахождения дроби от числа.
-воспитательная – пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения.
-развивающая – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.
Оборудование: рисунки учащихся о вреде курения, проектор, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы завершаем
изучение темы «Нахождение дроби от числа». (Слайд 1).
Заключительный урок по этой теме называется: «Математика против курения». Девизом к нашему уроку послужат слова «Я выбираю здоровый образ жизни». (Слайд 2).
II. Устная работа . (Слайд 3).
52 53 103 102 ()2 2 2
I I I . Письменная работа.
Ребята, на доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение.
Вы можете их разгадать, выполнив задания 1-17. (Слайд 4).
Ё |
С |
Г |
У |
Е |
А |
Ш |
Ц |
Ж |
Л |
З |
Д |
И |
О |
Р |
К |
Т |
9 |
1/8 |
1 |
6 |
1/4 |
2/3 |
4/5 |
5 |
10 |
1/16 |
0,5 |
2/9 |
2,74 |
0,022 |
0 |
1,2 |
390 |
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
6 |
7 |
8 |
3 |
|
|
|
|
|
4 |
2 |
12 |
13 |
12 |
|
|
|
|
|
|
2 |
5 |
4 |
14 |
16 |
3 |
|
|
|
6 |
15 |
17 |
|
|
|
9 |
10 |
16 |
|
|
|
|
14 |
15 |
11 |
12 |
(Ученики решают устно, ответы заменяют буквами, получают слова:
«сердце», «лёгкие», «уши», «глаза», «рот», «кожа».)
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела? (Слайд 5).
Сердце: курение сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
Лёгкие: курение затрудняет нормальное дыхание, что приводит к быстрой утомляемости.
Уши: курение поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха.
Глаза: курение делает глаза красными и может служит причиной снижения зрения.
Рот: курение повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.
Кожа: при курении температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.
Итак, при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
IV. Динамическая пауза. (Слайд 6).
V. Устная работа. (Слайд7).
С помощью следующей таблицы вы сможете узнать названия веществ, которые способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность.
|
A |
B |
C |
D |
E |
1 |
а |
е |
л |
с |
ч |
2 |
б |
ё |
н |
х |
э |
3 |
в |
з |
о |
т |
я |
4 |
г |
и |
п |
у |
ы |
5 |
д |
к |
р |
ц |
м |
Нужно выбрать из таблицы последовательность букв из следующих клеток:
A3; B4; D3; A1; E5; B4; C2; E4
(Ученики ищут и находят слово «витамины»)
Итак, моими помощниками будут сегодня витамины, они принесли для вас задачи.
Ребята, а вы знаете, что означает слово «витамин»?
А кто придумал слово «витамин»?
Итак, решив правильно задачи от моих помощников, вы узнаете, кто придумал слово «витамин». Разгадку найдёте в следующей таблице.
|
VI. Решение задач.
№1. Первый мой помощник – витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Задача от витамина А. (Слайд 8).
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в посёлке курят около 900 человек.
Решение: 80% это 0,8.
0,8*900=720 (Ф)
№2. Второй помощник - витамин В1. В1 способствует росту ребёнка. Недостаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение.
Задача от витамина В1. (Слайд 9).
Смертельная доза никотина для человека составляет от 50 до 100 мг.
В сигарете содержится 0,9 мг никотина, 20% из которых вдыхается в лёгкие. Сколько мг никотина попадает в лёгкие?
Решение: 20% это 0,2
0,2*0,9=0,18 (У)
№3. Третий помощник – витамин С. Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.
Задача от витамина С. (Слайд 10).
Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
Решение: 20% это 0,2
125*0,2=25 (Н)
№4. Четвёртый помощник – витамин Р Р. Недостаток витамина Р Р вызывает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника.
Задача от витамина Р Р. (Слайд 11).
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
Решение: 15% это 0,15
0,15*56=8,4 (К)
( После решений задач, по ответам дети находят в таблице фамилию Функ)
В 1912 году польский биохимик Казимеж Функ получил из рисовых отрубей кристаллическое вещество, которому дал название витамин. (Слайд 12).
О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно написал В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив!», отрывок. (Слайд 13).
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
и ночь пронеслась,
как чудесный сон,
без единого кашля и плевка…
Я стал определённый весельчак и остряк -
ну просто – душа общества.
Итак, ребята, давайте этими словами, подведём итог нашего урока.
VII. Итог урока. (Слайд 13).
Как бы вы продолжили предложение?
Прежде чем закурить - … (подумай)
Курить - … (или не курить) (здоровью вредить) (не модно).
Я узнал(а) …
Я повторил(а) …
Мне было интересно …
Итог урока.
Оценки за урок.
Использованная литература:
Учебник математики. 6 класс. Автор Виленкин Н. Я. И др.
Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.
Энциклопедия для детей Аванта +.
В. В. Деларю. Губительная сигарета. 1987 г.
Е. И. Руденко. Наследство Жана Нико. 1983 г.
П. А. Петров. Курение и болезни. 1981 г.
Ибятова Гузель Зигангараевна