Методическая разработка по теме "Организация проектной деятельности с детьми, проявившими выдающиеся способности"
Автор публикации: О. Стрельникова, студентка 6 курса
Методическая разработка по теме:
«Организация проектной деятельности с обучающимися, проявившими выдающиеся способности по английскому языку»
Автор: учитель английского языка
МБОУ «СОШ «№11»ИМОСК
Стрельникова О.П
Оглавление
1.Введение
2.Требования к проекту.
3. Обоснование актуальности.
4. Цели и задачи.
5. Планируемые результаты реализации методической разработки.
6. Дорожная карта проектной работы с обучающимися.
7. Этапы и содержание проектной деятельности.
8.Паспорт проекта (пример)
Вывод
Список литературы.
Аннотация
Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности с детьми, проявившими выдающиеся способности. В ней рассматриваются основные принципы и методы работы с одарёнными детьми в рамках проектного подхода, а также приводятся примеры успешных проектов и рекомендации по их реализации.
Разработка будет полезна педагогам, психологам, родителям и всем, кто интересуется вопросами развития детской одарённости и организации эффективной проектной деятельности. Она позволит глубже понять особенности взаимодействия с талантливыми детьми и эффективно использовать их потенциал для достижения выдающихся результатов.
В работе над проектами одарённые дети смогут раскрыть свои уникальные способности и приобрести новые навыки, которые станут основой для дальнейшего развития. Методическая разработка предлагает конкретные стратегии и инструменты для педагогов, стремящихся создать условия для успешной самореализации таких детей.
Введение
В настоящие время с огромной скоростью возрастает количество всевозможных новых требований к учителю: как по организации учебного процесса в целом , так и в организации непосредственно урока. Если брать хотя бы только учебный процесс, то множество новшеств учителю предлагают включить одновременно чуть ли не каждый урок. Требуют едва ли не на каждом уроке использовать всю «обойму» существующих «современных образовательных технологий», а потом еще и отчитаться за их внедрения.
Надо отметить ,что в большинстве своем эти нововведения зачастую взаимоисключаемы. Далеко не всегда можно объединить разные методы работы. Своим взаимоисключениям они чаще всего вносят беспорядок в процесс обучения.Почему это происходит? Да потому, что часть требования вытекает из сложившейся системе образования.Почему так сложно «приживается» проектный метод в работе сегодняшнего педагога? Прежде всего потому, что он изначально противоречит существующей практике «знаниевого» характера образования. Учителю на сегодня достаточно готовить детей к сдаче ЕГЭ, выполняя тем самым основную свою функцию в школе .Но разве много раз критикуемая «знаниевая» система сама по себе не противоречит такому документу как ФГОС? Разве мы готовим детей к тому , чтобы блистать на турнирах «Что? Где? Когда?», или мы готовим учеников всю жизнь разгадывать кроссворды? Отнюдь! Во всех образовательных программах и стратегиях где мы призываем готовить детей к жизни творческой , полноценной! Значит наша практика не есть образец гармоничного подхода в образовании.
Да, именно так и обстоит дело. Занимаясь гонкой подготовки к ЕГЭ, нам некогда использовать другие методы работы , кроме репродуктивного. «знаниевая» модель подразумевает традиционный , репродуктивный , иллюстративный-объяснительный метод преподавания , что вступает в противоречия со ФГОСами , в частности, с проектным, исследовательским методами , до которых руки педагога не доходят.А как быть? А ФГОСы никто не отменял! Стало быть, надо гармонично включать в систему преподавания и воспитания эти замечательные методы работы , которые действительно развивают необходимые для жизни компетенции:
регулятивные (уметь планировать, ставить цель, применять различные формы анализа и т.д.);
коммуникативные ( общаться, взаимодействовать, работать в команде).
С другой стороны ,сегодня в основном только требуется от педагога , а не учат его этой непростой методике.И даже если педагог пожелает этим заняться , то сделать это будет затруднительно. Он не сможет обучиться этому самостоятельно. Если он заглянет в интернет , вряд ли он найдет по-настоящему правильную полноценную методику работы в этом направлении.
По моему мнению, у метода проектов есть свои достоинства и недостатки.
Достоинства метода проектов:
решает проблему мотивации;
реализует принципы личностно-ориентированного обучения;
эффективно формирует исследовательскую и др. компетенции;
использует новейшие компьютерные технологии;
формирует базовые компетенции учащихся.
Недостатки метода:
трудно совместить с классно-урочной системой;
не выработаны критерии оценок;
большая эмоциональная нагрузка как на ученика, так и на учителя;
неравномерность нагрузки на разных этапах проектной деятельности.
Развитие отечественного образования, осуществляемое в соответствии Концепцией модернизации, направлено на смену образовательных подходов – от «знаниевого», при котором основным результатом деятельности школы является система знаний, умений навыков, к деятельностному формированию у учащихся ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной и иных сферах, определяющих успешность выпускника в будущей профессиональной деятельности. Образование стремится быть личностно-ориентированным, способствовать становлению инициативной, самостоятельной и ответственной позиции учащегося в обучении, активно развивать познавательный интерес ученика. В практике российских школ наиболее востребованы стали технологии и методы, основанные на принципе организации самостоятельной деятельности учащегося по получению знаний и формированию компетенций.
Одним их таких методов, позволяющих эффективно и комплексно решать задачи воспитания, образования, развития личности, положительной мотивации в деятельности, связи обучения с жизнью, является методов проектов, незаслуженно забытый в отечественной педагогике с 30х годов XX века. Исключение метода проектов из педагогической практики было связано с целым рядом причин и прежде всего, неготовностью учителей к его использованию. В какой-то мере, и в настоящее время не устранены противоречия между широким использованием метода проекта в обучении, требованиями ФГОС по разработке индивидуальных проектов, с одной стороны, и недостаточным уровнем создания кадровых и методических условий по его практическому применению, с другой стороны. Методу проектов по-прежнему не уделяется должное внимание ни при обучении будущих педагогов в вузах, ни в системе повышения квалификации. Издаваемые методические рекомендации, в основном, посвящены отражению практики проектирования отдельных авторов.
Проект (от латинского-брошенный вперед)
-совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия;
-предварительный текст какого-либо документа;
-замысел, план.
(энциклопедический словарь)
Проект- комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.
Проект- это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организации. В.И.Воропаев.
Данная методическая разработка должна помочь педагогу в изучении правильного подхода в работе. Хочется помочь практикам в работе в данном направлении.
Требование к проекту
1.Ограниченность – по времени, целям, задачам и результатом позволяет контролировать ход его реализации по четко определенным этапом
Он содержит:
Этапы и сроки их реализации:
Четкие и измеряемые задачи:
Конкретные и измеряемые результаты:
План и график работы:
Количество и качество ресурсов
2. Последовательность и связанность- части проекта выстроены логично , обосновывают друг друга.(Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблем, бюджет опирается на описанные ресурсы и сочетается с планом.)
3.Целостность-общий список частей проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
4.Обективность и обоснованность-доказательство того, что идея проекта, подход к решению проблемы появилась не случайным образом , а являются следствием работы автором по осмыслению ситуации и оценки возможности воздействия на неё.
5.Компетентность авторов – адекватное выражения осведомленности авторов в проблематике , средствах и возможностях решения вопроса , владения технологиями механизмами и методами реализации проекта.
6.Жизнеспособность-определения перспектив развития проекта в дальнейшем, возможность его реализации в других условиях , как и чем он может быть.
Обоснование актуальности
В современном мире знание английского языка становится всё более актуальным и востребованным. Английский язык является международным языком общения, бизнеса, науки и технологий. Поэтому важно развивать у обучающихся интерес к изучению английского языка и создавать условия для их самореализации в этой области.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных способов развития у обучающихся интереса к изучению английского языка. Она позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, самостоятельность и ответственность. Кроме того, проектная деятельность способствует формированию у обучающихся коммуникативных навыков, критического мышления и умения работать в команде.
Данная методическая разработка предназначена для организации проектной деятельности с обучающимися, проявившими выдающиеся способности по английскому языку. Она содержит рекомендации по выбору темы проекта, определению целей и задач, планированию работы, а также оценке результатов.
Цели и задачи:
Целью данной методической разработки является создание условий для развития у обучающихся, проявивших выдающиеся способности по английскому языку, интереса к проектной деятельности и формирования у них навыков самостоятельной работы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Определить принципы отбора тем проектов для обучающихся.
Разработать рекомендации по формулировке целей и задач проектов.
Предложить методы планирования работы над проектами.
Описать способы оценки результатов проектной деятельности.
Планируемые результаты реализации методической разработки
Реализация данной методической разработки позволит достичь следующих результатов:
Обучающиеся будут проявлять интерес к проектной деятельности.
У обучающихся будут сформированы навыки самостоятельной работы.
Обучающиеся смогут самостоятельно выбирать тему проекта, определять цели и задачи, планировать работу и оценивать результаты.
Дорожная карта проектной работы с обучающимися.
Дорожная карта представляет собой план действий по организации проектной работы с обучающимися. Она включает в себя следующие этапы:
1. Отбор тем проектов.
2. Формулировка целей и задач проектов.
3. Планирование работы над проектами.
4. Реализация проектов.
5. Оценка результатов проектов.
На каждом этапе дорожной карты необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся и их интересы.
Этапы и содержание проектной деятельности
1.Подготовительной (мотивация , целеполагание , осознание проблемной ситуации , выбор темы , постановка цели проекта).
2.Проектировачный (общее планирование , построение конкретного плана деятельности распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции).
3.Практической (исследование проблемы , темы , сбор и обработка данных , получение нового продукта , результата , проектной деятельности за счет выполнения определения действий , интерпретации результатов , возможно графическое представления результатов оформления документации.
4.Аналитический (сравнения планируемых и реальных результатов , обобщения , выводы.)
5.Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок , поиск способов коррекции ошибок , исправления проекта в соответствии с реальными состоянием дел).
6.Заключительно (представления содержания работы , обоснования выводов , защита проекта).
Этапы и содержание проектной деятельности
Таблица 1
Стадия работы над проектом | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога |
1.Подготовка А)Определение темы и целей проекта , его исходного положения; Б)Подбор рабочей группы; | Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию .Определяют тему проекта . | Знакомить со смыслом Проектного подхода и мотивирует обучающихся . Помогают в определение цели проекта .Наблюдает за работой обучающихся . |
2.Планирование А)Определение источником необходимой информации Б)Определение способов сбора и анализа информации В)Определения способа представления результатов (формы проекта) Г)Установления процедур и критерии оценки результатов проекта Д)Распределение задач (обязанности) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий . Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. | Высказывает предложения. Наблюдает за работой обучающихся. |
3.Исследование А)сбор и уточнение информации (основные инструменты :опросы , наблюдения , эксперименты и т.п.) Б)Выявления («мозговой штурм»)и обсуждения альтернатив , возникших в ходе выполнения проекта В)Выбор оптимальной варианта хода проекта Г)Поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта. | Наблюдает , советует , косвенно руководить деятельности наблюдающих. |
4.Выводы А)Анализ информации Б)Формирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом , анализируя информацию . Оформляют проект . | Советуют , наблюдает за работой обучающихся . |
5.Представления (защита) проекта и его оценка его результата А)Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета : устный отчет с демонстрацией материалов , письменный отчет) Б)Анализ выполнения проекта , достигнутых результатов (успехов , неудач и причин этого) | Представляют проект , участвуют в его коллективном анализе и оценки . | Помогают оценить проект,советует , корректирует работу обучающихся . |
Содержание проектной деятельности зависит от выбранной темы проекта. Например, если тема проекта связана с изучением английской литературы, то содержанием проектной деятельности может быть анализ произведений английских писателей, написание эссе или рецензии на произведение. Если тема проекта связана с изучением английского языка как средства международного общения, то содержанием проектной деятельности может быть подготовка презентации о странах, где английский язык является официальным языком, или составление словаря терминов, используемых в международных отношениях.
Выбор методов и приёмов обучения зависит от содержания проектной деятельности, уровня подготовки обучающихся и их индивидуальных особенностей.
Оценка результатов проектной деятельности осуществляется на основе следующих критериев:
Актуальность и значимость темы проекта.
Полнота раскрытия темы проекта.
Оригинальность решения поставленных задач.
Качество оформления проекта.
Уровень защиты проекта.
Возможности эффективного использования результатов проекта:
Создание дополнительных учебных материалов. Результаты проекта могут быть использованы для разработки новых учебных пособий, рабочих тетрадей и других материалов, которые помогут обучающимся лучше понять культуру и традиции англоязычных стран, а также улучшить свои знания английского языка.
Организация внеклассных мероприятий. Результаты проекта можно использовать для проведения различных внеклассных мероприятий, таких как викторины, конкурсы, игры и т.д., которые будут способствовать развитию интереса обучающихся к английскому языку и культуре.
Участие в научных конференциях. Результаты проекта могут стать основой для научных исследований и докладов на научных конференциях, что позволит обучающимся представить свои работы широкой аудитории и получить обратную связь от экспертов.
Сотрудничество с другими образовательными учреждениями. Результаты проекта можно предложить другим образовательным учреждениям для использования в учебном процессе, что будет способствовать обмену опытом и развитию сотрудничества между учебными заведениями.
Паспорт проекта (пример)
Название проекта: «Культурное наследие англоязычных стран».
Цель проекта: развитие интереса обучающихся к изучению английского языка через исследование и презентацию культурного наследия англоязычных стран.
Задачи проекта:
* изучить историю, традиции и обычаи англоязычных стран;
* исследовать влияние культурного наследия на формирование идентичности народов этих стран;
* создать мультимедийные презентации, видео- или аудиоматериалы о культурном наследии англоязычных стран;
* организовать выставку или конференцию для представления результатов проекта.
Участники проекта: обучающиеся, проявившие выдающиеся способности по английскому языку.
Сроки реализации проекта:4 месяца (с сентября по декабрь).
Ожидаемые результаты:
повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка;
развитие навыков самостоятельной работы, критического мышления и творческого подхода к решению задач;
формирование уважительного отношения к культуре и традициям других народов;
создание условий для самореализации и развития коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
* определение темы проекта;
* постановка цели и задач;
* составление плана работы;
* распределение обязанностей между участниками.
2. Основной этап:
* сбор информации о культурном наследии англоязычных стран;
* анализ и систематизация полученных данных;
* создание мультимедийных презентаций, видео- или аудиоматериалов;
* подготовка выставки или конференции.
3. Заключительный этап:
* представление результатов проекта на выставке или конференции;
* обсуждение результатов с другими обучающимися и преподавателями;
* рефлексия и оценка проделанной работы.
Методы и приёмы обучения:
* исследовательский метод;
* проектный метод;
* метод проблемного обучения;
* методы групповой работы и сотрудничества.
Критерии оценки результатов проектной деятельности:
* актуальность и значимость темы проекта;
* полнота раскрытия темы проекта;
* оригинальность решения поставленных задач;
* качество оформления проекта;
* уровень защиты проекта.
Паспорт проекта (пример)
Название проекта: «Билингвистический анализ лексики русского и английского языков как средство повышения орфографической грамотности».
Цель проекта: изучить, как билингвистический анализ лексики может помочь в повышении орфографической грамотности при изучении английского языка.
Задачи проекта:
* Изучить литературу по теме проекта, включая исследования в области билингвистического анализа лексики.
* Провести сравнительный анализ орфографических правил русского и английского языков.
* Выявить общие и различные принципы правописания.
* Разработать методические рекомендации по использованию билингвистического анализа для повышения орфографической грамотности.
* Создать упражнения, задания, игры для практики правописания на английском языке с использованием билингвистических параллелей.
* Подготовить наглядные материалы, примеры упражнений, тестов для демонстрации результатов проекта.
* Внедрить разработанные методические рекомендации в учебный процесс.
* Оценить эффективность использования билингвистического анализа для улучшения орфографической грамотности обучающихся.
Участники проекта: обучающиеся, проявившие выдающиеся способности по английскому языку, преподаватели английского языка.
Сроки реализации проекта: 4 месяца (с сентября по декабрь).
Ожидаемые результаты:
* Повышение уровня орфографической грамотности у обучающихся при изучении английского языка.
* Развитие навыков билингвистического анализа лексики у обучающихся.
* Формирование у обучающихся интереса к изучению орфографии и лексики английского языка.
* Создание методических рекомендаций по использованию билингвистического анализа для повышения орфографической грамотности, которые могут быть использованы в учебном процессе.
* Получение обратной связи от преподавателей и обучающихся о результатах внедрения методических рекомендаций.
Вывод:
Использование проектной деятельности на уроках английского языка имеет множество преимуществ и может стать эффективным инструментом для достижения различных образовательных целей.
Во-первых, проектная деятельность способствует развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы, критического мышления и творческого подхода к решению задач. Они учатся анализировать информацию, делать выводы и представлять результаты своей работы.
Во-вторых, проектная деятельность помогает повысить мотивацию обучающихся к изучению английского языка. Они видят практическую значимость своей работы, что способствует более глубокому усвоению материала.
В-третьих, проектная деятельность создаёт условия для самореализации и развития коммуникативных навыков. Обучающиеся работают в команде, обмениваются идеями и мнениями, что способствует формированию уважительного отношения к культуре и традициям других народов.
Наконец, результаты проектной деятельности могут быть эффективно использованы в учебном процессе. Они могут стать основой для разработки новых учебных пособий, организации внеклассных мероприятий, участия в научных конференциях и сотрудничества с другими образовательными учреждениями.
Таким образом, использование проектной деятельности на уроках английского языка является эффективным способом развития у обучающихся интереса к изучению языка и культуры, а также формирования у них необходимых навыков и компетенций.
Список литературы
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2009.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2013.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.: Аркти, 2020.