12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Максимова Анастасия Николаевна19
3

Развитие творческих способностей посредством проектной деятельности в 3 классе

Развитие творческих способностей посредством проектной деятельности в 3 классе


Аннотация. В данной статье рассматривается развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности в 3 классе. Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Нами разработана программа кружка по проектной деятельности «Экопроект». Кружок имеет несколько разделов, включающие по 3–4 темы. Она включает познавательные и практические задания, работы с разными материалами, проектные и исследовательские работы по изучению экологии с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: способности, творчество, творческие способности, проект, проектная деятельность, ученик, школьник, младший школьник.


Development of creative abilities through project activities in grade 3


Annotation. This article discusses the development of creative abilities of younger students through project activities in the 3rd grade. The development of creative abilities leads to the formation of cognitive interests, to the development of curiosity. We have developed a program of the circle on project activities "Ecoproject". The circle has several sections, including 3-4 topics. It includes cognitive and practical tasks, work with different materials, design and research work on the study of ecology in order to develop the creative abilities of children of primary school age.

Key words: abilities, creativity, creative abilities, project, project activity, student, student, junior student.


В настоящее время социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют формирования креативного, творчески активного поколения, способного нестандартно и эффективно решать новые проблемы. В педагогике проблема творчества и креативного мышления всегда была одной из самых актуальных. Однако несмотря на это, она остается недостаточно изученной в теории и мало представленной в практике воспитания детей. Поэтому интерес к теме творчества не ослабевает с годами.

Развитию творческих способностей способствует проектная деятельность. Кроме того, проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет до 10 часов в неделю. Это прекрасная возможность для развития творчески активной личности, реализовать которую можно опираясь на метод проектной деятельности. Развитие творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей начального образования [5].

Л. С. Выготский в своих трудах утверждал: «Творческими способностями мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения» [1, с.129].

Проектная деятельность – «совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, которая имеет цель, согласованные методы, способы деятельности, ориентированные на достижение единого итога деятельности». Проектная деятельность требует организации условий: «наличие представлений о ее конечном продукте, в частности, об этапах проектирования и реализации проекта, его осмысление и рефлексию результатов».

О.В. Давлетшина отмечает, что «проектная деятельность способствует развитию творческих способностей, так как в рамках такой деятельности происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной, а также другими видами деятельности». Целостное видение картины окружающей действительности складывается и формируется посредством соединения информации разных сфер знаний [3].

С целью исследования творческих способностей младших школьников мы провели диагностическую работу. Исследование проведено в МБОУ «Маганинская СОШ имени С.И Тимофеева-Кустукаанап» Горного улуса Республики Саха (Якутия), в 3 классе. Приняло всего 12 учащихся.

Нами были выбраны следующие методики:

1. Методика «Закончи рисунок», тест креативности Э.П. Торренса.

2. Методика «Самооценка творческих способностей» Е.Е. Туник.

3. Методика тест «Творческие способности» Е.П. Ильин.

Проанализировав уровни развития творческих способностей младших школьников на основе трех методик и исходя из полученных результатов, сделали общий вывод (Таблица 1).

Таблица 1. Общий итог уровня развития творческих способностей

Уровни развития творческих способностей

Процентное соотношение

Высокий уровень

14%

Средний уровень

58%

Низкий уровень

28%


Следовательно, были получены данные, позволяющие судить об уровне сформированности творческих способностей младших школьников. На приведенной таблице четко виден общий уровень развития творческих способностей. Мы сделали вывод, что уровень сформированности творческих способностей в 3 классе - средний. Высоких показателей нет. По итогам анализа планируется проведение работы для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью кружка «Экопроект».

Были разработаны и проведены занятия, направленные на развитие творческих способностей учащихся. Занятия проводились в форме кружка для учащихся 3 класса. Рабочая программа экологического кружка «Экопроект» предназначена для учащихся 3 класса, рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Описание программы: состоит из 11 обобщающих тем по изучению экологии родного края, архитектуры и дизайна включает задания и материалы разного характера – познавательные задания, требующие развернутый ответ, практические задания, работа с разными материалами, проектные и исследовательские работы. Актуальность экологических кружков заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на развитие общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Но в нашем случае актуальность кружка «Экопроект» в том, что дети будут экспериментировать с разными материалами и научатся находить неожиданные решения в повседневной обстановке, научатся выполнять домашние творческие задания самостоятельно, создавать и защищать свои проекты.

Именно в младшем школьном возрасте, в силу его психологических особенностей, необходимо формировать представление о природе что с ней все взаимосвязано; что нельзя нарушать экологические связи, нарушение связей ведет за собой необратимые последствия для природы и человека; что каждый должен, на основе знаний о взаимосвязях и возможных последствий своих поступков, научиться строить свое поведение в природе.

В основу реализации программы кружка «Экопроект» положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Цель программы кружка: расширение кругозора по разным областям знаний, развитие творческих способностей, формирование у детей навыка исследовательской деятельности, развитие способности замечать больше, мыслить шире, формирование ценностного отношения к родному землям.

Данная программа позволит реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, дети научаться придумывать разные проекты и воплощать их, находить нестандартные решения и тем самым обеспечит более надежные основы развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Программа кружковой работы «Экопроект» построена на четырех основных направлениях работы:

- познавательно-развлекательном;

- практическом;

- исследовательском.

Исследовательское направление работы кружка «Экопроект» осуществляется в рамках следующих мероприятий: конференций, докладов и т.д.

Планируемые результаты кружка:

- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты

- умение самостоятельно генерировать идеи и изобретать способ действия;

- аргументировать и отстаивать своё мнение;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- ценностное отношение к природе.

Таким образом, творческие способности младших школьников можно повысить посредством проектной деятельности в кружке. В программе кружка по проектной деятельности «Экопроект» с методическим сопровождением имеет несколько разделов, включающие по 3–4 темы. Она включает познавательные и практические задания, работы с разными материалами, проектные и исследовательские работы по изучению экологии с целью развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.


Литература

Выготский, Л. С.  Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 160 с. 

Груздова, И.В. Творческое развитие младшего школьника: электронное учеб.-метод. пособие / И.В. Груздова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019.

Давлетшина, О.В. Проектная деятельность в ДОУ [Текст] / О.В. Давлетшина // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату: материалы Международной научно-практической конференции / ред. М.П. Нечаев. – М., 2017. – 144 с.

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2017. - 448с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801 /, свободный (дата обращения 12.02.2022).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.