Методическая разработка «Реализация проектной деятельности учащихся»

1
0
Материал опубликован 31 August 2022













Методическая разработка «Реализация проектной деятельности учащихся»



























Хусаинова Алсу Исрафилевна, учитель математики и информатики МБОУ "Гимназия п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ"







Целевая группа: учителя-предметники

Цель разработки: помочь учителю организовать проектную деятельность на уроке и во внеурочной деятельности с целью повышения эффективности и результативности работы.

Задачи:

Узнать сущностные, целевые и теоретические характеристики технологии проектного обучения

Выявить этапы организации проектной деятельности и их содержание

Предложить методику проектирования и реализации проектной работы обучающего по предмету

Сроки реализации: от 1 месяца до 2-х лет.

Основная цель образования - научить ученика учиться. В этом учителю помогает компетентностный подход, который заключается в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Эти высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. Именно в этом и заключается актуальность данной темы.

Сущностные, целевые и теоретические характеристики технологии проектного обучения

Технология проектного обучения – технология обучения, предполагающая освоение обучающимися знаний и умений в процессе самостоятельной разработки и реализации проектов.

Цель технологии проектного обучения - создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

- оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Этапы организации проектной деятельности и их содержание

Подготовительный этап:

Задачи: - определение и формулирование конкретной проблемы, которую необходимо решить;

- планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных.

Установочное занятие: цели и задачи проектной деятельности, проектная тематика и типы будущих проектов, мотивирование обучающихся на проектную деятельность.

Стендовая информация о проектной работе.

Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и пр.).

Проведение консультаций по выбору тематики и типов учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и обсуждение замыслов проекта.

Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы; обсуждение методов исследования.

Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта, распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проектов.

II. Поисково-исследовательский этап:

Задача: поиск, сбор, изучение и анализ необходимой информации.

Сбор, систематизация и анализ материалов в соответствии с идеей и типом проекта, подбор иллюстраций.

Организационно-консультационное занятие: промежуточные отчеты участников проекта в ходе поисково-исследовательской деятельности, обсуждение альтернатив, возникающих в процессе работы.

Технологический этап:

Задачи: - практическая реализация проекта;

- подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами;

- создание продукта участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

1. Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта реализации проекта и его оформления. Помощь участникам проекта в подборе индивидуального визуального стиля проекта.

2. Регулярные консультации по содержанию, процессу реализации проекта и обработке его результатов. Помощь в обобщении материалов. Формулирование выводов.

3. Оформление результатов проектной деятельности.

4. Создание презентации проекта.

5. Консультационное занятие: предзащита проекта и его первичная презентация.

6. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

IV. Заключительный этап:

Задача: подготовка проекта к защите.

1. Подготовка проектов к публичной защите:

- определение даты и места публичной защиты;

- формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов;

- выпуск распоряжения о порядке защиты и составе экспертной комиссии;

- определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий временным творческим группам (подготовка аудитории, медиа-поддержка, фото-видеосъемка и т.п.);

- составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной защиты;

- подготовка аудитории;

- приглашение гостей;

- стендовая информация о мероприятии;

- подготовка раздаточных материалов и бланков оценки проектных работ.

2. Корректировка презентации проекта (в случае необходимости).

3. Публичная защита проектов.

4. Оценка качества реализации проекта педагогом, экспертной комиссией.

5. Конструктивный анализ/самоанализ и рефлексия выполненной работы.

V. Итоговый этап:

Задача: подведение итогов и обобщение материалов.

1. Подведение итогов по результатам проектной деятельности.

2. Обобщение материалов. Оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов.

Проектирование и реализация проектной работы обучающего по предмету

В данной работе я предлагаю пример того, как учитель математики может организовать проектную деятельность с учеником или группой учащихся, соблюдая все этапы, описанные выше. Необходимо отметить, что данная работа может проводиться учителем любого предмета, поскольку она является универсальной, а анкетирование можно заменить беседой с учеником.

Выявление интересов по предмету «Карта интересов»

1) Провести анкету ученика для выявления интереса к математике. Приложение

2) Провести беседу с учащимся.

Примерные вопросы:

1) Почему тебе интересна математика? Твоя семья, друзья интересуются данной областью или это твой личный интерес?

2) Какая область математики тебя особенно интересует? (Счет, геометрические фигуры, задачи, связанные с реальной жизнью и т.д.)

3) Любишь ли ты много работать с компьютером, осваивать Интернет и т. д., не обращая внимания на последствия для здоровья?

4) Сможешь ли ты делать дополнительные и интересные задания по предмету? Если да, то какие?

После выполнения пункта 1 и 2 можем предложить учащемуся примерные темы. Его задача выбрать понравившуюся ему тему.

Выявление сформированных умений по подготовке индивидуального проекта

Выяснить, есть ли у ученика опыт участия в проектах. Вопросы: Занимался ли ты проектной деятельностью ранее? Если да, то по какому предмету? В каком классе? Какая была тема?

Выяснить, какой проект хотелось бы сделать ученику в будущем.

Выбор темы исследования

На данном этапе, конечно же, ученик может самостоятельно придумать название темы либо учитель предлагает темы обучающемуся, исходя из области предмета, который определяем анкетированием и/или беседой. Учащийся определился. Далее чтобы было удобнее воспринимать информацию, буду приводить конкретные темы моих учеников и, собственно, саму организацию проектной деятельности.

Учащиеся выбрали темы исследования: «Четыре действия математики» у Давлиевой Ильзиды, «Задачи с дробями с сюжетами из сказок» у Халимовой Илизы.

Составление расписания занятий по ИОМ

Далее составляется примерный план занятий с учениками, мы должны учесть и свое свободное время, и предпочтения учеников.

Примерное расписание занятий по ИОМ

Дни недели/Список учащихся

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Давлиева Ильзида

14:00-14:30 Аудиторное занятие

Самостоятельная работа

14:30-15:00 Консультация для ученика (при необходимости)

Практическая работа во внеурочной деятельности

Самостоятельная работа

Халимова Илиза

Самостоятельная работа

14:00-14:30 Аудиторное занятие

Самостоятельная работа

Практическая работа во внеурочной деятельности

14:30-15:00 Консультация для ученика (при необходимости)


Составление примерного плана занятий с учениками

Тема

Формы работы,

виды деятельности

Планируемые результаты

Контроль действий учащегося

Даты проведения

Вводное занятие:

Что нужно знать о проекте?

Беседа. Знакомство с понятием «проект». Виды проектов.

Ученик умеет различать проекты, знает структуру проекта

Регистрация на Google.com

17.09

Анкетирование и беседа с учениками

Беседа. Выявление интересующих разделов математики. Предложение примерных тем ученикам

Ученик выбирает себе примерную тему, с который он хочет работать

Выбор раздела информатики

24. 09

Выбор  проекта

Тема и название проекта. Цели и задачи проекта. Проблемный вопрос проекта. Наши гипотезы

Ученик может выбрать тему проекта, сформулировать цель, задачи проекта, проблемный вопрос, гипотезу

Выбрал тему проекта, определил гипотезы. Работа в google-док.

27.09-7.10

Работаем с информацией.

Работаем с источниками информации. Подбираем необходимую литературу.  Знакомимся с оглавлением книги. Ориентируемся в книге, интернет-источниках

Ученик умеет работать с разнообразными источниками информации: школьные, городские, классная и домашняя библиотеки, сеть Интернет, цифровые словари, справочники, базы данных

Составил список литературы по проекту

7.10-21.10

С проектами на ТЫ”

Знакомимся с проектами других людей на схожую тематику. Анализируем проекты на соответствие целям и задачам и полученным результатам

Ученик дополняет свои знания благодаря другим проектам, умеет формулировать и выделять главную информацию

Работа в google-документах.

21.10-28.10

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Знакомимся с логикой изложения материала. Анализ и синтез в работе над результатами исследований: соединяем части в целое. Оцениваем качество, надежность и важность полученных данных или событий.

Ученик умеет делать выводы на основе полученных данных, обрабатывать данные, визуализировать их

Представил текст выступления по результатам проделанной работы над проектом.

21.10-28.10

Оформляем работу. Делаем презентацию

Готовим проект для публикации и защиты на конференции. Самостоятельная работа над проектом и его презентацией для мини-конференции

Ученик умеет оформлять работу, составлять текст для публичного выступления. Ученик умеет подбирать информацию для презентации и оформлять ее соответственно правилам

Провел самооценку. Начал готовить презентацию

ноябрь

Проводим мини-конференцию по итогам собственных исследований

Демонстрируем проект во время внеурочной деятельности

Ученик сможет публично рассказать про свой проект

Работу представил слушателям

декабрь

Участие в научно-практической конференции

Демонстрируем проект жюри в НПК для учащихся 4-5 классов

Ученик сможет публично рассказать про свой проект

Работу представил на муниципальной конференции

3 четверть

Подводим итоги собственных исследований

Учащиеся делятся опытом работы с проектной работой.

Ученик выполняет рефлексивную работу

Устный рефлексивный анализ

После конференции

  Ученицы выступили на НПК «Шаг в будущее», Давлиева Ильзида стала призером.

Аналогичную работу можно провести с учащимися разных возрастов, различных предметов. Например, уже в 2021-2022 учебном году я много работала с учениками 9-х классов. По программе они должны выполнить индивидуальный итоговый проект.

Индивидуальный итоговый проект по предмету информатика у меня выполнили 13 учащихся, что довольно много. В этом случае никак без расписания и планирования учителю не обойтись. В течение данного учебного года мы с учащимися часто контактировали и после уроков, и в режиме оффлайн через социальные сети. Некоторые ученики делали свой проект в google-документах, что позволило мне в режиме реально времени видеть прогресс и консультировать их.

Если же вам необходимо провести групповые занятия, вам поможет Глобальная школьная лаборатория или другие образовательные сайты и платформы. Обучающийся может реализовать индивидуальный или групповой проект на платформе «Глобальная школьная лаборатория» (globallab.org), – это сообщество исследователей всех возрастов, где каждый может создать учебный, исследовательский или научный проект.

Глобальная школьная лаборатория позволяет педагогу заинтересовать школьников исследовательской деятельностью, участвовать в учительских группах, чтобы совершенствовать свой опыт работы. Ученики с помощью платформы:

проводят исследования, которые предлагают авторы Глобальной школьной лаборатории;

сравнивают результаты своих исследований с результатами других участников;

создают несложные проекты и размещают их на платформе;

осваивают методы исследования: анкетирование, интервьюирование, социальный опрос;

составляют список литературы по теме исследования;

участвуют в научном марафоне по предметам;

советуются с участниками и специалистами GlobalLab по проектам.

Организуйте самостоятельную работу школьников, когда они изучают литературные источники, выполняют проект или исследование, готовятся к защите проекта, посещают консультации учителя. Методы: эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, индивидуальные или коллективные исследования.

 Достоинства технологии проектного обучения

является личностно-ориентированной технологией;

главный акцент делается не на трансляцию знаний, а на развитие личности, развитие ключевых компетенций;

развивает самостоятельность, познавательные, творческие, исследовательские и коммуникативные способности, системное мышление обучающихся, умения работать в команде, осваивать способы познания и использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;

позволяет использовать различные методы и дидактические подходы (ролевая игра, эвристические и проблемные методы, «мозговой штурм», дискуссия, командное обучение, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) и др.);

позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;

приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своей деятельности;

позволяет менять систему взаимоотношений педагога и обучающегося.

Заключение

Я являюсь молодым учителем, который работает в школе всего лишь второй год, и данная методика помогла мне при реализации проектной деятельности с учащимися, поскольку предложены конкретные указания того, что нужно сделать и каким образом это можно реализовать. Именно составление расписания и формы деятельности, организация онлайн контроля и срока, когда определенный этап проекта ученика должен быть сделан, поможет и учителю, и самому обучающемуся без проблем и сложностей завершить работу. Срок реализации разработки зависит от сроков реализации проекта с учеником. Предложенная методика работы с учащимися актуальна для учителя любого предмета.

Результативность реализации разработки

Для получения выводов и результата реализации данной разработки предлагаю вам рассмотреть материалы некоторых моих учеников, которые они самостоятельно сделали, а также грамоты, которые получены защитой их проектов. Приложение 3

Литература:

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9.

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1922.

Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.

Приложение 1

Анкета

Класс______________________________________________________

Фамилия, имя_________________________________________________

Где и кем работают родители?___________________________________

____________________________________

Отношение родителей к математике? (Имеют математическое образование; применяют математику в своей работе; увлечены математикой, не любят математику, совсем не интересуются ею). Подчеркнуть нужное.

Интересуешься ли ты историей математики? (Читаю дополнительную литературу; достаточно услышать сообщения на уроках; не интересуюсь). Подчеркнуть нужное.

Есть ли в домашней библиотеке математические книги, но не учебники по математике? (Да, нет). Подчеркните нужное.

Часто ли ты обращаешься за помощью при подготовке домашних заданий по математике? (Каждый раз, иногда, делаю все сам). Подчеркните нужное.

Кто больше всего помогает готовить уроки по математике?____________________

Сколько времени занимает подготовка к математике?_________________________

Почему ты учишь математику? (Желательно ответить откровенно и полно)_______

Хочешь ли ты знать больше, чем дают на уроках математики? (Да, нет). Подчеркните нужное.

Как дается тебе математика? (Легко, много надо заучивать, трудно). Подчеркните нужное.

Твое отношение к математике? (Люблю; учу, чтобы получить хорошую отметку; чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу ее учить). Подчеркните нужное.

Какими знаниями по математике ты владел до прихода в школу? (Счет до 10 и обратно; сложение в пределах десятка; решение простых задач). Подчеркните нужное.

Какого вида задания по математике нравятся тебе больше всего? (Задачи, примеры, задачи и примеры). Подчеркнуть нужное.

Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (Буду математиком;  хочу поступить в вуз, где нужно будет сдавать математику;  хочу знать как можно больше о разном, не только о математике). Подчеркнуть нужное.

Можешь ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом? (Всегда, когда нужно. Только изредка. Не могу.) Подчеркнуть нужное.

Приложение 2

Пример вопросов для беседы с учеником, для выявления направления проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»

1) Провести опрос ученика для выявления интереса к какой-либо области информатики.

2) Дать компьютер с различными программами и понаблюдать за учеником: что он выберет из предложенных программ, может он самостоятельно скачает программу.

Вопросы:

1) Почему тебе интересна информатика? Твоя семья, друзья интересуются данной областью или это твой личный интерес?

2) Какая область информатики тебя особенно интересует?

3) Любишь ли ты много работать с компьютером, осваивать Интернет и т. д., не обращая внимания на последствия для здоровья?

4) Нравится ли тебе изучать языки программирования? Если да, то какие?

5) Интересно ли тебе создание компьютерных игр?

6) Нравится ли тебе заниматься графической обработкой?

После выполнения пункта 1 и 2 делаем вывод, какой раздел информатики предпочтительнее обучающемуся:

Информация и информационные процессы

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Обработка информации

Передача информации

Мультимедиа

Математические основы информатики

Основы алгоритмизации

Начала программирования

Коммуникационные технологии

Информатика и здоровье человека

Информатика и безопасность

Социальная информатика

Приложение 3

t1661937386aa.png

Юсупова Сомбель, 9 класс

t1661937386ab.png

t1661937386ac.png

Кашипов Газинур, 9 класс

t1661937386ad.png

t1661937386ae.png

Нуруллина Ильвина, 9 класс


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.