Методическая разработка классного часа с элементами проектной деятельности «Наша Родина»
Методическая разработка классного часа
с элементами проектной деятельности
«Наша Родина»
Выполнила: Елена Александровна Сибирякова
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину.
Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа. Так как детям с нарушением слуха трудно воспринимать информацию, доступную слышащим людям (мультфильмы, фильмы по данной теме), очень важно, организовать мероприятия по патриотическому воспитанию в увлекательной и интересной форме. Подготовить материал доступный для глухого ребёнка.
Данная методическая разработка создана для работы с учащимися 2 класса с нарушениями слуха. Она может использоваться в работе воспитателя на вечерних занятиях и учителя на уроках окружающего мира. Данная методическая разработка поможет актуализировать знания детей с нарушениями слуха по теме «Родина», сформировать представления о государственных символах Российской Федерации.
В ходе классного часа используются элементы проектной деятельности: ребята в течение классного часа выберут достопримечательность города, о которой хотят узнать больше и рассказать другим, составят план работы, изучат необходимую литературу, создадут альбом «Достопримечательности Череповца».
Так как младшие школьники положительно относятся к творческим видам работы, создание альбома поможет привлечь их внимание к достопримечательностям малой родины, узнать о них что-то новое, рассказать одноклассникам.
Технологическая карта классного часаВводная часть
Ф.И.О. педагога: Сибирякова Елена Александровна
Класс: 2
Тема классного часа: «Наша Родина»
Цель: |
Создание условий для формирования представлений о малой родине, о её достопримечательностях. |
Задачи: Образовательные: |
Образовательные: Создать условия для - закрепления знаний о названии страны, столицы, государственной символике; -закрепления понятий «патриотизм», «достопримечательность»; - формирования умения составлять пооперационный план работы; - развития связной речи глухого ребёнка и обогащения её новыми словами. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся о малой родине; Развивающие: Способствовать развитию долговременной памяти, внимания, вербального мышления. Воспитательные: создавать условия для воспитания патриотизма. Коррекционные:1. Создание условий для закрепления правильного произношения звука [р], слитного произнесения речевого материала. 2. Создание условий для различения речевого материала на слух, связанного с содержанием и организацией урока. |
УУД: Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные |
Регулятивные: уметь организовать рабочее место, определять вид предстоящей работы, составлять план работы, находить ошибки. Коммуникативные: уметь внимательно слушать педагога, понимать жестовую, дактильную и словесную речь, давать отчёт о проделанной работе. Познавательные: уметь отвечать на простые вопросы учителя, оценивать свои действия (верно – не верно), знать названия изученных объектов (достопримечательностей), уметь сравнивать объекты. Личностные: оценивать результаты своего труда, формировать социальный мотив изготовления страницы альбома. |
Планируемые результаты: Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты |
Предметные результаты: закрепить знания по теме «Родина» Метапредметные результаты: закрепить умения отвечать на вопросы, задавать вопросы. Личностные результаты: сформировать умение оценивать свою работу и работу товарищей. |
Основные понятия: |
Малая родина, столица, Череповец. |
Межпредметные связи: |
Окружающий мир. |
Ресурсы: основные дополнительные |
Экран (для развития слухового восприятия учащихся), интерактивная доска; презентация, созданная в программе Smart Notebook; индивидуальные слуховые аппараты, таблички, картинки. |
Основная часть
Дидактичес-кая (этапы урока) |
Планируемые результаты |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланирован-ных результатов |
Деятельность |
Деятельность |
1. Организационная часть |
Организовать деятельность учащихся. Определить вид предстоящей работы. Подготовить учащихся к осознанному и сознательному восприятию материала. |
Вопросы учителя План урока (предлагается за экраном и выводится на экран) |
Как вы слышите? Что мы сейчас будем делать? Говорите хорошо. - Будем (за экраном различают) 1. Говорить. 2. Слушать. 3. Отвечать на вопросы. 4. Делать страницы альбома. (Слайд №2) |
Ученики сидят за партами отвечают на вопросы. Ученик у доски проводит зарядку (слоги с моделирующими движениями). Называют план урока (различают за экраном) Ученики сидят за партами отвечают на вопросы. Ученик у доски проводит зарядку (слоги с моделирующими движениями). Называют план классного часа (различают за экраном) |
2. Сообщение темы и целей урока
|
Развивать мышление
Актуализиро-вать знания учащихся. Формулировать цель урока. |
Ребус Вопросы учителя. |
Отгадайте ребус. Р1А (Слайд №3) Молодцы. Вы догадались, о чём мы буем сегодня говорить? А что такое Родина? А как вы думаете, почему мы будем говорить сегодня о Родине? Зачем? -Верно. Молодцы. |
Отгадывают ребус. Отвечают на вопросы учителя. -О Родине. -Родина – это место, где ты родился. -Чтобы больше узнать о нашей Родине. |
3. Основная часть. Опрос по изученному материалу. |
Повторить ранее изученный материал. |
Вопросы учителя. Называние государственных символов. |
-Давайте вспомним, как называется наша Родина. (Слайд №4) -Назовите столицу нашей Родины. -Посмотрите на картинки, что на них изображено. (Слайд №5) -Верно. Герб – это отличительный знак государства, города, рода изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. (Показывает монету). Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. |
-Россия. -Российская Федерация. -Столица России – Москва. -Герб России. -Флаг России. |
Изучение нового материала |
Познакомить с понятием «малая родина» |
Вопросы учителя. |
-Ребята, вы знаете, что такое малая родина? (Слайд №6) -Малая родина – это село, город или посёлок, где ты родился. -А какая у вас малая родина? -Да, наша малая родина – город Череповец. -А что такое патриотизм? (Слайд №7) -Кто такой патриот? -А вы любите наш город? -Давайте сделаем альбом «Достопримечательности Череповца». Каждый из вас выберет по одной достопримечательности и напишет о ней, всё что знает. Листы с изображением и описанием достопримечатель-ностей мы соберём в альбом. Что-то новое вы можете узнать в этих книгах. (педагог показывает книги о Череповце). |
Отвечают. Отвечают. Отвечают на вопросы. |
Составление плана работы |
Планировать свою деятельность |
1 вариант – Самостоятельное написание плана работы. 2 вариант – Разложение этапов работы по порядку. 3 вариант – Нахождение ошибки (лишнего этапа) в представленном плане работы. |
-Чтобы начать работу, нам надо составить план. Проверьте, правильно ли вы составили план работы. (Слайд №8) |
Составляют план работы. 1.Выбрать достопримечатель-ность Череповца. 2.Изучить книги о Череповце. 3.Описать достопримечатель-ность. 4.Оформить страницу альбома. |
4. Физминутка |
Смена деятельности, расслабление. |
Нахождение изображений с достопримеча -тельностями. |
-Посмотрите внимательно вокруг себя, найдите в классе картинки с достопримечатель-ностями Череповца. |
Ученики ходят по классу и собирают картинки с изображением достопримечатель-ностей Череповца |
5. Беседа |
Закрепить знания о достопримечательностях Череповца. |
Чтение информации на слайде. |
Какие достопримечатель-ности изображены на картинках? Посмотрите на слайд и прочитайте о неизвестных вам местах. (Слайд №9) Эти картинки вы можете приклеить на страницу альбома с описанием данной достопримечатель-ности. |
Отвечают.
Читают. |
6. Практическая работа учащихся |
Научится работать по алгоритму. |
Выполнение работы. |
Подготовьте рабочее место, возьмите все необходимое и приступайте к работе. |
Выполняют работу по плану. Выполняют работу. |
7.Представление страниц
|
Научиться выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, задавать вопросы одноклассни-кам. |
Представить свои работы, донести до одноклассников информацию о применяемых при создании страницы достопримеча-тельностях. Задавать вопросы и отвечать на них. |
А теперь представьте свои странички. Кто хочет начать? У кого-нибудь есть вопросы? |
Осмысление учащимися своей деятельности. Представление собственных работ. Задают вопросы товарищам. Отвечают на вопросы. |
8. Итог |
Оценивать свою работу и работу товарищей |
Рефлексия |
Рассказывают, что сделали на занятии. (Слайд №10) |
- Что делали на классном часе? - Оцените свою работу. Как вы работали? |
Литература
Сизоненко Т.В., Шалашов Е.В., Кобякова О.А. История Череповца. Череповец, 2006 г.
Череповец. Фотоальбом.
Череповец. Открытки.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
http://geraldika.ru/symbols/1
http://droplak.ru/?p=1193
http://www.komandirovka.ru/sights/cher/