Мы – летописцы Великой Победы
Автор публикации: В. Кондратьева, ученица 3А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
Муниципальное образование «город Бугуруслан»
«МЫ – ЛЕТОПИСЦЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
Творческий проект
Автор работы -
Кондратьева Валерия,
ученица 2 «а» класса
Руководитель -
Шептухина Людмила Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Бугуруслан, 2023
Содержание
1. Введение……………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Война… как много в этом слове | |
1.1. Великая Отечественная война в нашей стране…………………… | 5 |
1.2. Малая родина и Великая Отечественная война………………….. | 7 |
Глава 2. Великая Отечественная война в истории семей | |
2.1. «Вехи войны» наших прадедов ……………………………………. | 9 |
2.2. О значении войны ……….………………………………………… | 12 |
Заключение……………………………………………………………….. | 13 |
Литература………………………………………………………………. | 14 |
15 |
Введение
Великая Отечественная война 1941-1945 годов… Самая жестокая война в истории нашей страны. Война, унёсшая более 27 млн. жизней, разорившая и уничтожившая множество городов и деревень, но не сломившая дух русских людей. С начала и до конца войны люди разного возраста воевали на фронте, трудились в тылу и разведке, отдавали самое последнее, чтобы победить и освободить Родину от фашистов.
Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского народа, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.
В годы Великой Отечественной войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Одессы, Севастополя, Брестской крепости, Ленинграда, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, при штурме Берлина и в других сражениях. (Приложение 1).
О степени духовности каждой страны можно судить по её отношению к событиям истории. Интерес к ним является естественным проявлением живого чувства патриотизма, гордого сознания крепости и вечности глубоких корней, на которых растёт наше современное общество. Человек должен создавать новое, наследуя культурные традиции прошлого.
В страницы истории Оренбуржья вписаны десятки имён выдающихся воинов, принявших участие в сражениях Великой Отечественной войны.
Любовь к Родине, патриотизм в России во все времена были чертой национального характера.
Мы знаем, что знания формируют отношения. Отношение учащихся к историческим событиям, эмоциональный отклик на подвиг народа в Великой Отечественной войне позволит сформировать у ребят чувство патриотизма и гордости за нашу Родину.
Актуальность
Чувство любви к Родине – одно из самых сильных чувств. Почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё, осознает ли он бесценный вклад народа в приближение Победы - зависит от воспитания человека, от обстоятельств его жизни. Очень важно, чтобы человек с детства проявлял личную ответственность за свою родную землю и за её будущее. Очень важно помнить о событиях и героизме народа, о тех, кто подарил нам мир.
Цель работы: формирование патриотизма и чувства гордости у учащихся за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Изучить материалы о Великой Отечественной войне, чтобы углубить свои знания;
2.Познакомиться с историческими фактами военных лет;
3.Дать представление о значении победы нашего народа.
Гипотеза
Память о Великой Отечественной войне и победе не утратится, если каждая семья будет знать о войне и помнить о своих героях.
Методы:
1.Поисковый анализ (поиск информации в сети Интернет, справочниках, энциклопедиях);
2.Анализ информации;
3.Наблюдение, фотофиксация – подбор материала по теме исследования.
Предмет исследования: Историческое событие – Великая Отечественная война (1941-1945). Исследование история жизни и подвигов ветеранов войны, тружеников тыла, архивные документы.
Практическая значимостьзаключается в том, чтоматериалы могут быть использованы при проведении военно-патриотических, исторических и культурных мероприятий различногоуровня, на классных часах, на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Глава 1. Война…как много в этом слове…
1.1. Великая Отечественная война в нашей стране.
22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нас страшный удар. Это была смертоносная лавина закованных в сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они хотели захватить наши земли, города и сёла, а людей просто убить или сделать своими рабами.
Фашистское руководство тщательно готовило нападение на нашу страну с целью уничтожить, завоевать мировое господство. Гитлер, характеризуя предстоящую войну, цинично заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы...». НачаласьВеликая Отечественная война, которая продолжалась четыре года.
Трудным был путь к победе. Враг напал неожиданно.Фашисты уже захватили Европу. 190 дивизий (5,5 млн. человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков – всё это двигалось на нас. Бои шли на земле, в небе, на море.Наши армии отступали.
Великие битвы прогремели под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. 900 дней в страшной блокаде держался Ленинград, 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь.
Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у станков и на полях сражений. Советские люди делали всё, чтобы остановить фашистских захватчиков. В тяжёлые дни они верили: « Победа будет за нами!» (1;45)
Вот настал день, когда захватчики были остановлены. Советские солдаты освободили родную землю.
Но битвы и сражения продолжались. Всё мощнее были удары советских войск.
Всё - таки наступил тот долгожданный день, когда наши солдаты дошли до границ Германии и взяли город Берлин. Это было 9 мая 1945 года. Фашисты признали своё поражение. С того времени этот день стал великим праздником - Днём Победы.
Наши солдаты проявили чувство героизма, мужества, храбрости, защищая родную землю. Приведу примеры некоторых сражений.
Брестская крепость: атаковали её фашисты в первый день войны. Они думали, что один день – и крепость у них в руках. Но наши солдаты держались целый месяц. Когда фашисты ворвались в крепость, последний защитник написал на стене штыком: «Я умираю, но не сдаюсь»(1;50).
Московская битва: немецкие танки рвались вперёд. Но дорогу врагу преградили 28 панфиловцев из дивизии генерала Панфилова. Бойцы подбили десятки фашистских танков. А танки шли и шли.Но всё же герои не отступили в страшном бою и не пропустили к Москве фашистов (1;52).
В этом году исполняется 78 лет с той страшной поры, когда на нашу страну напали фашисты. Поэтому нам необходимо помнить своих дедов и прадедов, кто принёс нам победу.
1.2.Малая родина и Великая Отечественная война
Бугурусланцы узнали о начале войныутром 22 июня 1941 года.Вэто время заканчивались весенние полевые работы и люди собирались отдохнуть. Но по радио сообщили о страшном известии – о начале войны.
Город и район перестроился на военный лад. Предприятия работали по 11 часов в день. 20 тысяч бугурусланцев поднялись на защиту родины. Женщины и подростки заменили мужчин у станков, также они сели на трактора.
Промышленные предприятия делали всё возможное для помощи фронту. Бугурусланцы работали под лозунгом: «Всё для фронта, всё для Победы!» К 1942 году половину работающих составляли женщины. Всего в тресте «Бугурусланнефть» их работало более 1000 человек (1;20).
В апреле 1942 года в Бугуруслане была создана строительно – монтажная организация для прокладывания первого в стране газопровода Бугуруслан – Куйбышев. В сентябре 1943 года газопровод вступил в строй.
Бугуруслан стал первым в области городом, в котором газификация началась ещё во время войны. За годы войны государство получило от бугурусланцев свыше миллиона центнеров зерна, 80 тысяч центнеров молока, 40 тысяч центнеров мяса (1;23).
Развернулось патриотическое движение в помощь фронту. Шёл сбор тёплых вещей для нужд обороны.Летом 1943 года пчеловоды шести колхозов Бугурусланского района договорились сообща купить бомбардировщик. Они внесли на особый счёт государственного банка 120 тысяч рублей. В письме в Государственный Комитет Обороны просили вручить боевую машину земляку, военному лётчику Александру Дятлову. Он провоевал на этом самолёте до конца войны. Закончив Ленинградскую военно-инженерную академию, работал старшим преподавателем Бугурусланского училища гражданской авиации.
Молодёжь города и села трудились на полях, стройках, организуя субботники и воскресники. Собирали средства и вещи для фронта.
В годы войны в Бугуруслане размещалось четыре госпиталя. Эшелоны с ранеными прибывали в наш город. Благодаря заботам медицинского персонала и помощи населения города и района бойцы возвращались в строй.
В нашем городе в годы войны работало Центральное справочное бюро. Дети искали родителей, жёны – мужей, родных, близких. Бугуруслан был поистине адресом надежды. (Приложение 2). Тысячи писем с благодарностями приходили из разных концов страны в адрес сотрудников бюро.
На фронтах в 1941-1945 гг. погибли 11500 бугурусланцев, 1300 воинов защищали Ленинград, 553- Сталинград.
Четырнадцать Героев Советского Союза и Социалистического труда взрастила бугурусланская земля. Более 12 тысяч наших земляковнаграждены государственными наградами, многие из них –посмертно.
О них написаны книги. В книге «Бугурусланцы в боях за Родину» рассказывается об участниках войны и воспоминаниях фронтовиков (Приложение 3).О подвигах в войну и самоотверженном труде в послевоенные годы рассказывалось в газетах и журналах. Ветеранов, прошедших огненными дорогами войны, осталось мало, а воспоминания свидетелей тех трагических событий являются настоящим золотым фондом нашей истории.
В память о бугурусланцах, погибших при защите нашей Родины, на берегу реки Большой Кинель, у въезда в город, воздвигнут монумент Вечной Славы – Вечный огоньи Аллея Славы (Приложение 4). В 1995 году вышла Книга Памяти.В неё занесены имена оренбуржцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, в том числе, призванных из нашего города и района.
Воспитание любви к Родине, к нашему народу является священным долгом каждого гражданина России.
Глава 2. Великая Отечественная война в истории семей
2.1 «Вехи войны» наших предков.
Говорят, что у человека, незнающего истории родной страны – не может быть будущего. Война давно закончилась, но это не значит, что мы о ней должны забывать. Участников Великой Отечественной войны остаётся всё меньше, но когда они «уйдут», некому будет рассказывать о тех страшных днях войны.
Я считаю, что мы должны знать и помнить о войне, поэтому надо самим изучать, сохранять, а главное передавать материал следующим поколениям.
В нашей семье тоже помогали приближать победу. Мой прадедушка Кондратьев Дмитрий Герасимович 1906 года рождения, был призван в августе 1941 года, а в октябре 1941 года без вести пропал на войне, документов не осталось, которые рассказали бы нам о том, как воевали родные, и какие подвиги были совершены ими. (Приложение 6)
Я старалась собрать информацию о некоторых бугурусланцах-фронтовиках.
Александр ИгнатьевичЛошкарёв служил в Советской Армии с 1938 по 1946 год. На фронте он оказался уже в первые дниВеликой Отечественной. В 1941-1942 годах служил в составе Брянской дивизии, в 1943-1945 годах был помощником начальника штаба полка по оперативной работе на 2-ом Белорусском фронте.
Участвовал в Курской битве и взятии Кёнигсберга. Находясь на заслуженном отдыхе, он часто встречался с однополчанами в местах сражений – Курской, Орловской, Воронежской областях и Калининграде.
Фронтовик всегда охотно откликался на приглашения школьников города и района. До последних дней жизни поддерживал тесную связь с однополчанином А.М.Евдокимовым из Русской Боклы.
За ратные подвиги на фронтах войны Александр Лошкарёв награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II cтепеней, медалью “За отвагу» и другими наградами. Родственники бережно хранят егобоевые награды, фотографии и другие документальные свидетельства участия в Великой Отечественной войне.
Из множества воспоминаний особенно интересен рассказ об одном из эпизодов Курской битвы.
Это случилось 28 января 1943 года. 1023-й стрелковый полк, в котором воевал Александр Игнатьевич, вёл бой за посёлок Касторное. Штурмом приходилось брать практически каждый дом. Когда бой закончился и был получен новый приказ, в штабе полка появился посыльный с пионерским знаменем. В первую минуту никто ничего не понял.
А дело было так. Группа бойцов после штурма в одном из помещений обнаружила знамякасторинских пионеров.
Уже после войны выяснилось, что во время оккупации в Касторном действовала подпольная группа, в которую входили учителя и старшие школьники. Накануне наступления советских войск подпольщики были схвачены и расстреляны. Было принято решениеоставить пионерское знамя и хранить его вместе с полковым боевым знаменем.
На высоте 254,6м в районе станции Поныри под Курском пионерское знамя приняло свое боевое крещение. Затем были Гомель, Гродно, Польша и, наконец, Кёнигсберг. Там в последний раз бойцы пошли в атаку, неся впереди два знамени.
Когда кончилась война, с пионерским знаменем попрощались. В последний раз прозвучала команда: «Полк, смирно! Равнение на знамя!» Делегация фронтовиков увезла алое полотнище в школу №1 посёлка Касторное. На знамени было написано: «От Касторного до Кёнигсберга».
С 28.01.1943 по 09.05.1945 - 1023–й стрелковый полк 307-ой Новозыбковской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии».
Овчинников Филипп Иванович,1925-2007.Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., рядовой, гвардии младший сержант, родился в селеОктябревка Бугурусланского района. Призван Бугурусланским РВК в 1943 году, ему шёл 19-й год. В марте 1945 года ранен, домой вернулся в августе 1945. За боевые заслуги награждён орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», благодарностями за взятие городов Оппельн, Бреслау (Приложение 5).
Демакин Сергей Степанович, 1910-1985.Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., гвардии сержант, родился в селеКоровино Бугурусланского района. ПризванБугурусланским РВК в 1943 году. Ранен дважды, домой вернулся в 1946 году. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, награждён медалью «За отвагу» (Приложение 5).
И сегодня, в преддверии 78-летия Победы, мы помним, какой ценой советский народ и его армия отстояли свою свободу и независимость. Узнаём документально о том, что Советский Союз вынес основную тяжесть войны и внёс решающий вклад в разгром нацистской Германии, просматриваем многочисленные кино и фотоматериалы, архивные данные и воспоминания участников той жестокой войны.
9 мая мы приходим к Вечному огню, чтобы почтить память тех, кто не дожил до мирных дней.
2.2О значении войны.
Приближается 78 годовщина Великой Победы советского народа над немецко – фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. За эти годы многое произошло в истории СССР, а затем в России.Изменились взгляды и ценности народа – победителя, выросло несколько поколений россиян. Но мы не забываем о том, что участников боевых действий, тружеников тыла остаётся всё меньше в живых, кого можно назвать живыми свидетелями истории.
В связи с этим рушатся традиции, когда 9 мая мы чествовали участников войны за многие годы: возложение цветов к Вечному огню, мероприятие на городском стадионе и праздничный стол для ветеранов с песнями тех далёких военных лет. Теперь это уходит в прошлое, остаются лишь тёплые воспоминания о рассказах ветеранов из фронтовой жизни.
Заключение
Проект стал мощным импульсом к расширению и систематизации знаний учащихся о Великой Отечественной войне, к формированию уважительного отношения к участникам войны, к созданию атмосферы доброжелательности. Исследование позволяет сделать выводы: в работе рассмотрена одна из актуальных проблем – патриотическое воспитание, одно из самых сильных чувств – чувство любви к Родине, без которых человек не будет ощущать своих корней.
Почувствует человек привязанность к родной земле или отдалится от неё, зависит от воспитания и от обстоятельств жизни.
Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству. Продукт исследования подтвердил гипотезу.
В 1 главе мы раскрыли тему Великой Отечественной войны и рассмотрели тему о том, какую роль играл наш город и район в годы войны.
Во 2 главе раскрывается история наших прадедов – участников военных событий Великой Отечественной войны.
Таким образом, необходимо отметить, что Великая Отечественная война остаётся важным событием в нашей истории. Поэтому мы должны знать свои корни и исторические события, в которых участвовали наши солдаты.
Я преклоняюсь перед мужеством солдат, которые отдали жизнь за наше счастливое будущее.Самое главное то, что я внесла свой вклад в сохранение памяти о наших героях тех лет. Участники войны прожили нелёгкую жизнь, были достойными гражданами своей страны и стали частью её истории.
Литература
Альтов В.Г. Бугуруслан / В. Г. Альтов. –Челябинск:Юж.-Урал. Кн. изд-во, 1990. - 335 с.
Бугурусланцыв боях за родину/ В.А.Крылов. – Бугурусланская типография. 1995. – 129 с.
Куликов К.И. Грани победы: очерки. Ижевск, 2005.437 с.
Книга памяти. Книга-мемориал воинов-бугурусланцев, умерших по окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и ныне живущих. – Самара: ФГУП «Изд-во «Самарский Домпечати», 2005. – 336 4.Кинельская чаша. Книга-альбом. – 2-е изд. перераб. и доп. – Оренбург: Печатный дом «Тимур, 2008. – 160 с.»
Ключ и врата. Фотоальбом Оренбуржья/под общей редакцией В.Н.Рагузина/. – Оренбург: ИПК «Южный Урал»,2002. – 192 с.
http://ru.wikipedia.org – энциклопедия.
http://gpw.tellur.ru – Великая Отечественная: материалы о Великой Отечественной войне.
https://obd-memorial.ru/html/ - «Мемориал», сайт министерства обороны поиск по фамилии.
П риложение 1
Приложение 2
Книга «Бугурусланцы в боях за Родину»
Приложение 3
Г орода – герои
Приложение 4
Бугурусланцы в годы войны
Добыча нефти. Газопровод Бугуруслан – Куйбышев
Приложение 5
Участники Великой Отечественной войны
Лошкарёв Александр Игнатьевич, 1946.
Лошкарёв Александр Игнатьевич, 1910-1985.
Овчинников Филипп Иванович, 1925-2007.
Приложение 6
Материал о моём прадедушке.