Михайло Васильевич Ломоносов

0
0
Материал опубликован 19 January

Автор публикации: А. Иванов, ученик 4А класса

II Всероссийский конкурс докладов для учащихся 3-11 классов

Великие люди России”

Михайло Васильевич Ломоносов



Выполнил работу

Иванов Артемий ученик 4 класса МБОУ ЕСШ им. Н.М. Рубцова

Руководитель Иванова Ирина Сергеевна



Емецк 2025


​​​​​​​

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...……3

Детство и юность………………………………………………………………….4

Гений российской науки……………………………………………………….…4

Заключение………………………………………………………………………...5

Список литературы…………………………………………………………….….6



Введение.

История нашей Родины знает немало способных, видных, талантливых людей, оставивших большой след в разных областях жизни, людей, которые в свое время были «властителями дум». Но немногие из выдающихся деятелей прошлого имели вечно живое влияние на поколения потомков в течение сотен лет. И среди них один из первых – Михайло Ломоносов.

В его честь названы улицы и проспекты, заводы и театр, школы и университеты, станции метро… Есть еще горный хребет Ломоносова, полуостров Ломоносова, научно-исследовательское судно «Михаил Ломоносов» и даже кратер Ломоносова на Луне!

Научные труды М.В. Ломоносова стали частью русской и мировой культуры.



t1737236051aa.jpg



Детство и юность


Михайло Васильевич Ломоносов родился на севере, в семье крестьянина- помора Василия Дорофеевича Ломоносова, жившего в деревне Мишанинская, возле Холмогор, в 75 километрах от Архангельска.

Детские безмятежные годы Михайлы кончились довольно рано. Уже с десятилетнего возраста он стал принимать участие в трудном и опасном морском промысле отца. Он побывал на беломорских водных просторах, посетил Колу, и Лапландский берег, и Ледовитый океан. Про жизнь Михайлы все было известно наперед: судьба ему была помогать взрослым, потом вырасти, жениться, пахать землю, брать в море своих детей… Но все получилось по-другому.

Шло время, сельский священник научил Михаила читать, и это увлечение неожиданно стало главным в жизни подростка. Он прочитал все книги, которые мог найти, но чем больше он читал, тем больше возникало новых вопросов. И вот, когда Михаилу исполнилось девятнадцать лет, он сумел полностью изменить свою жизнь. В середине декабря 1731 года поморы отправили в Москву обоз с отборной мороженой рыбой из Белого моря. Через три недели он прибыл на торг на Красной площади у Кремля. С обозом пришел в Москву и Михаил Ломоносов – без копейки денег, без вещей – лишь с добытыми еще дома учебниками грамматики и арифметики.

Всего за 4 года Ломоносов прошел курс, рассчитанный на 8 лет учебы. После три года проучился в Петербурге, занимаясь не только точными науками, но и самостоятельно изучая стихосложение, а в 1736 году был отправлен в Германию, в университет города Марбурга.


Гений российской науки


После возвращения в Россию, Михаил Васильевич начал работать в Академии наук, первые его научные занятия были связаны с составлением Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета знаменитой Кунсткамеры. Каждый день, каждый час Ломоносова проходит в труде. Он читает лекции, пишет книги, ставит опыты. Благодаря опытам Михаил Васильевич сделал много замечательных открытий. Хотя некоторые опыты были опасны, Ломоносов шел на все ради науки.

В 1746 году, в возрасте 35 лет, Ломоносов получил звание профессора химии и экспериментальной физики в Академии наук.

Разнообразие способностей М.В. Ломоносова очень хорошо видно на примере его занятий химией. По его чертежам была создана первая химическая лаборатория в России, он научился варить цветное стекло – смальту. Императрица Елизавета пожаловала ему землю специально для постройки стекольной фабрики. Эту фабрику, печи, станки и инструменты для нее Ломоносов спроектировал и сконструировал сам.

Михаил Васильевич изучал электричество и способы его получения, придумал беспилотный вертолет для подъема приборов на большую высоту, сделал научный доклад о причинах возникновения северного сияния. Ломоносов разработал правила написания и произношения слов в русском языке, создал «теорию трех штилей», сформулировал главный закон природы – закон сохранения материи, открыл, что у Венеры есть атмосфера. А еще он придумал множество слов, которые мы все сегодня произносим, даже не догадываясь, что их автор – Ломоносов. Атмосфера, градусник, термометр, формула, микроскоп, равновесие, диаметр, чертеж, автограф – все эти слова были придуманы и введены в состав русского языка Михаилом Васильевичем!



Заключение.

Чтобы описать все достижения Михаила Васильевича Ломоносова, понадобится не одна толстая книжка. Есть даже специальный термин «ломоносововедение» - отдельное направление науки, которое изучает биографию Михаила Васильевича, его научные достижения и вклад в культуру.

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим университетом», - так сказал о нем наш великий соотечественник Александр Сергеевич Пушкин.





Список литературы



Дальская А., Нечипоренко Ю., «Ломоносов. Рыбак- академик», издательство «Настя и Никита», 2021

Маневич И.А., «Михаил Васильевич Ломоносов», издательство ООО «Белый город», 2011

Перевезенцев С., «Михайло Ломоносов», издательство ООО «Белый город», 2001

Тихомиров О.Н., «Михайло Ломоносов», издательство «Малыш», 1982

Черняховский Ф. И., «Михайло Васильевич Ломоносов», Архангельское книжное издательство, 1961

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.