Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе на тему «Михаил Васильевич Ломоносов»
Пояснительная записка к презентации
Открытия Ломоносова
DOCX / 14.38 Кб
Презентация к уроку М. Ломоносов
PPT / 4.22 Мб
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема:«Михаил Васильевич Ломоносов».
Тип урока:Построение системы знаний (общеметодологической направленности)
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
Задачи урока:
- учебная – формировать у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
- развивающая – развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности;
- воспитательная – воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.
УУД:
- познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию;
- коммуникативные: участвовать в общей беседе;
- регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассникаминеобходимые действия;
- личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе.
Методы и формы обучения:объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальный.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, портрет М. В. Ломоносова, презентация.
Основные понятия:Михаил Васильевич Ломоносов.
Краткое описание: На данном уроке обучающиеся знакомятся с биографией и деятельностью М. Ломоносова. Учащимся представлен увлекательный материал, обогащенный современными информационными технологиями.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и кроссворды,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час
II. Проверка домашнего задания
У: Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Делиться на группы мы будем следующим образом:
Каждый из Вас получил карточку (Приложение 1) с пропущенными словами, где найдёте продолжение фразы, там работает ваша группа.
На столах стоят таблички
|
|
||
|
|
ответив на вопросы, учащиеся разбиваются на группы и занимают нужный стол.
У: Разбивка на группы произошла, приступаем к работе. Вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.
1 этап проверки домашнего задания «Лучший знаток дат»
а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся этого человека, а вы быстро отвечайте:
– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года)
-Сколько лет было Петру, когда его провозгласили царём?(10)
– Сколько лет прожил Петр I? (53 года)
– Назови рост Петра I? (2 м 4 см)
-Назови сколько специальностей освоил Петр 1. (14)
б) Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году? (Приложение 2)
Весна 1703 г – строился Санкт-Петербург.
1714 г – создаются «цифирные школы».
Август 1703 г – построен город Петрозаводск.
Январь 1703 г – напечатан первый номер газеты «Ведомости».
1721 г – Петр Первый стал императором
2 этап: «Объясни понятия»
На карточках написаны понятия. Представители групп берут по 2 карточки, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы
Понятия:
Кунсткамера – «кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.
«Цифирные школы» – это школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия.
«Бородовой знак» – возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак.
Стрельцы – это воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием.
Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.
Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.
«Чертово яблоко» – картофель.
«Верфь» – место на берегу для постройки и ремонта судов.
3 этап проверки домашнего задания «Кто больше вспомнит?»
Каждой группе даётся лист с перечисленными новшествами, веденными в период правления Петра Первого, до него и после (Приложение 3)
Задание
У: Выберите и обведите кружочком, что из перечисленных новшеств появилось в России во время царствования Петра I. (Группы работают в течение 1 минуты, затем говорят по очереди)
У: Заслуженно, ли Петр Первый получил прозвание «Великий?
III. Определение темы и целей урока. Стадия вызова
У: Итак, преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города. Петр основал новую столицу – Санкт-Петербург. Для управления империей, для развития государства, для движения вперед требовались образованные люди. Петр Великий сам всю свою жизнь учился, осваивал науки, заботился об открытии учебных заведений. Он понимал важность развития образования. Великое дело Петра – развитие российской науки продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, разгадав кроссворд.
(Приложение 4)
1. Прозвище Петра I в истории России. (Великий)
2. Как назывался его полк? (Потешный)
3. Что перевезли из Владимира в лавру? (Мощи)
4. Фамилия Петра I (Романов)
5. В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт? (Нева)
6. Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла? (Собор)
7. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём? (Софья)
8. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург? (Болото)
9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?(Верфь)
У: Я читаю вопрос. Группы по очереди отвечают. Какое слово получилось по вертикали? Прочитайте все хором. (Ломоносов)
У: Кто такой Ломоносов? Что вы знаете об этом человеке?
На доске эпиграф:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…
У: «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Так сказал о Ломоносове Б.Шергин.
Сегодня вы узнаете, почему М.Ломоносова называют «звездою первой величины». Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна …»Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажите, как вы их понимаете.
Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал биографию Михаила Васильевича Ломоносова. Имя Ломоносова знают во всём мире. Уже при жизни его работы были признаны европейскими учёными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянскому сыну удалось стать первым русским академиком.
IV. Объяснение новой темы. Стадия осмысления
Работать мы будем по плану: (план на доске)
Детство Ломоносова
Путь в науку.
Ломоносов – ученый
Выступления «школьных академиков».
Каждая группа будет работать по своей теме, используя прием «инсерт».
Первая группа готовит сообщение о детстве Ломоносова.
Учащиеся, используя прием «инсерт», готовят пересказ текста «Детство М. Ломоносова (Приложение 5). После пересказа учитель задает вопросы:
-Когда родился М.В.Ломоносов?
– Что закалило характер Ломоносова?
– Что интересовало любознательного мальчика?
– Какие книги он называл «вратами учености»?
– Какая у него была неодолимая страсть?
У: Вторая группа работает над тем, каков был путь Ломоносова в науку? (Приложение 6)
После пересказа учитель задает вопросы:
– Какое решение принимает Ломоносов?
– В какую академию он поступает в Москве?
– Какому языку здесь обучали?
– Какие трудности возникли у Ломоносова?
– Где продолжил учебу талантливый юноша?
У: Третья группа готовит информацию: «Ломоносов – ученый» (Приложение 7)
После пересказа учитель задает вопросы:
– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?
У: Четвертой группе – группе академиков нужно выяснить, кто же для нас Ломоносов?
У: Кто же для нас М.В.Ломоносов? Давайте приоткроем дверь академии наук и послушаем, о чем говорят ученые?
Учащиеся этой группы самостоятельно готовили информацию о вкладе Ломоносова в различные отрасли науки.
У:Мы прослушали презентации групп и, используя метод ассоциации, заполним блок- схему.
На доске схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.
У: У А.С.Пушкина эта мысль записана так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник». Почему эти слова, относящиеся к М.В.Ломоносову, написаны с большой буквы. (Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы.Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины).
V. Закрепление
(Учитель задает вопросы по рядам.За правильный ответ ряд получает очко.)
В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711г. неподалеку от города Холмогоры.)
Кем был отец Ломоносова? {Рыбаком.)
Как прозвали односельчане судно Ломоносова? (« Чайка».)
Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью.Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)
Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11— 12 лет.)
Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)
Назовите первые учебные книги Ломоносова. («Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.)
Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отправиться в Москву постигать науки.)
Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)
Сколько лет ему тогда было? (19лет.)
Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греколатинскую академию.)
Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)
Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех.Ему не хватало денег.)
Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию.)
Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)
В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)
Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)
Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.)
Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)
20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М.В. Ломоносова.)
VI. Рефлексия
У: Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове. (Приложение 8)
Учитель |
Дети |
||
1 существительное |
Ломоносов |
||
2 прилагательных |
|
|
|
3 глагола |
|
|
|
Фраза |
|
||
Синоним |
|
учитель |
дети |
|||
1 существительное |
Ломоносов |
|||
2 прилагательных |
Великий |
Знаменитый |
||
3 глагола |
Учился |
Работал |
Открывал |
|
Фраза |
Делал открытия в разных областях науки |
|||
Вывод |
Учёный |
У: Какое открытие ты сделал на этом уроке?
– Что для вас было самым интересным?
– О чем захотелось еще узнать?
VII. Итог
У: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете?( Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Особенное значение судьба М. В. Ломоносова – этот удивительно многогранный ученый вышел из простого народа, до него таких примеров в истории России не было, да и после него, наверное, в таком объеме не было. Каждый из вас может повторить его судьбу и стать великим человеком для своей Родины).
Спасибо за сотрудничество!
Вы хорошо потрудились.
И всегда помните, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.
VIII. Домашнее задание
Обязательно: c. 101-104 – читать отвечать на вопросы.
Придумайте домашнее задание по теме урока. Выбрать то задание, которое вас больше заинтересовало.
По желанию:
- приготовить сообщение о М.В. Ломоносове;
- составить кроссворд о М.В. Ломоносове;
- приготовить вопросы по теме.
Учитель демонстрирует книги, в которых можно найти информацию о Ломоносове.
приложение
DOC / 23.5 Кб
приложение 2
DOC / 25.5 Кб
Приложение 4
DOC / 23 Кб
Приложение 5
DOC / 27 Кб
Приложение 6
DOC / 29 Кб
Приложение 7
DOC / 41 Кб
Приложение 8
DOC / 41.5 Кб
Смоленцева Галина Леонидовна