Исследовательская работа «Мониторинг показателей по прививкам от гриппа за 2017-2018 годы»
Автор публикации: Л. Рябов, ученик 2В класса
Победитель
IX районной конференции исследовательских работ и проектов младших школьников
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Начальная школа пгт. Оричи»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области
Мониторинг показателей по прививкам от гриппа за 2017-2018 годы.
Выполнил: Рябов Леонид - 2 «в» класса
Руководитель: Крохина Людмила Анатольевна-учитель
Куратор: Панагушина Елена Аркадьевна-методист
п. Оричи 2019 г.
Содержание
Введение...............................................................................
I.Обзор литературы
1.1. Историческая справка……………………….…….….......................................4
1.2. История вакцинации…………………………....................................................4
1.3. Что такое прививка или вакцинация……………….……………………….....4
1.4. Иммунитет и виды иммунитета…………………………………................….5
1.5. Национальный календарь прививок………………………………..................5
1.6. Страшный факт…………………………………………………....……..….....6
II.Методы исследования
2.1. Этапы работы…………………….………………………….………………...6
2.2. Методика исследования..…………..…………...……………..…………...…6
III. Результаты исследования
3.1 Результаты анкетирования…………………….…….….……………………...7
3.2. Результаты интервьюирования…………………………………………..……7
3.3. Анализ привитости детей от гриппа в классе, школе и районе……………..7
3.4. Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых ребят…………….....8
3.5.Длительность болезни у привитых и непривитых детей………………….….8
3.6. Оценка связи между количеством привитых и заболевших ОРВИ детей в Оричевском районе по годам…………………………………………………........8
Выводы………………………………………………………..……………………10
Список литературы…………………………………………………………..…..11
Приложение № 1 Анкета о прививках…………………………….………........12
Приложение № 2 Итоги анкетирования…….…………………………………..13
Приложение №3 Привитость детей от гриппа в классе, школе, районе……………………………………………………………………………...16
Приложение №4 Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых……………………………………………………………………......18
Приложение № 5 Средняя длительность болезни у привитых и непривитых детей …………………………………………………………………………..…..20
Приложение №6 Количество привитых и заболевших ОРВИ детей по годам…………………………………………………………..……………….…...21
Введение
Актуальность:
В прошлом году я подтвердил свою гипотезу, что прививки от гриппа способствуют снижению заболеваемости ОРВИ. В своём новом проекте я решил провести мониторинг показателей за 2017-2018 годы и убедиться в своей гипотезе.
Цель:
влияние прививки на заболеваемость детей в осенне-зимний период
Задачи:
Изучить что такое ГРИПП, симптомы и осложнения
Провести анкетирование среди одноклассников
Провести мониторинг показателей привитости за 2017-2018 годы
Провести сравнительный анализ данных по заболеваемости ОРВИ учеников, количество заболевших и длительность болезни за 2017-2018 годы.
Объект исследования – ученики 2классов
Предмет исследования - прививка и её влияние на человека.
Гипотеза:
Прививки способствуют снижению заболеваемости ОРВИ
среди учащихся школы
I.Обзор литературы
1.1.Историческая справка
Истории известны страшные эпидемии гриппа. Эпидемии унесли жизни миллионов людей. 1918г. “Испанка”
20 млн. погибших 1957г. “Азиатский грипп”
2 млн. погибших 1968г. “Гонконгский грипп”
> 1 млн. погибших
1.2. История вакцинации
С давних пор люди пытаются найти способ защитить себя и своих детей от болезней.
Эдвард Дженнер и Луи Пастер являются учёными основоположниками метода вакцинации.
Эдвард Дженнер первым успешно применил вакцинацию от оспы 8-летнему мальчику в 1796 г.
Луи Пастер впервые доказал, что инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микробами. Он разработал метод предохранительных прививок от бешенства, сибирской язвы, краснухи и объяснил механизм действия вакцин
1.3.Что такое прививка или вакцинация?
Прививка или вакцинация – это введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания для выработки антител против болезнетворных микробов, т.е. иммунитета.
1.4. Иммунитет и виды иммунитета
Иммунитет – это устойчивость организма или способность сопротивляться инфекционным болезням.
Иммунитет бывает врождённым и приобретённым.
1.Врождённый иммунитет - передаётся от матери к ребёнку и защищает детей до 1 года.
2.Приобретённый иммунитет – приобретается после болезни или вакцинации.
Поэтому важно успеть сделать основные прививки до 1 года, чтобы выработался собственный иммунитет, когда врождённый уже не будет надёжной защитой.
Именно прививки позволяют спасти многие миллионы детских жизней от инфекционных заболеваний с наименьшими финансовыми затратами.
1.5. Национальный календарь прививок
В каждой стране есть свой национальный календарь прививок.
В России обязательными являются прививки против 11 инфекций:
Туберкулёз
Гепатит
Дифтерия
Столбняк
Краснуха
Паротит
Полиомиелит
Коклюш
Грипп
Корь
Пневмококк
Благодаря прививкам, человечество справилось с такими страшными инфекциями, как оспа, корь, полиомиелит, столбняк. Прекратились эпидемии, уносившие миллионы жизней.
1.6. Страшный факт
Хотя многомиллионные смерти от эпидемий в прошлом, но всё- таки единичные случаи летальности от инфекций случаются. В 2013 году в Кировской области много людей заболело свиным гриппом.
Моя мама Анна Сергеевна тогда работала участковым терапевтом. На её участке произошла трагедия в семье молодой женщины.
Она умерла от гриппа, не успев вызвать скорую помощь, а её сын - школьник перенёс инфекцию в лёгкой форме и остался жив, потому что он был привит от гриппа.
Получается, прививка может спасти от смерти.
Мне стало интересно - действительно ли прививка от гриппа спасает от болезни? И я решил исследовать это.
ВИРУС ГРИППА поражает и детей, и взрослых.
ГРИПП-относится к группе респираторных вирусов, поражает органы дыхания, распространяется воздушно-капельным путём, выделяется от больного человека при разговоре, кашле, чихании
Симптомы ГРИППА. Высокая температура до 40 С
-Озноб и слабость
-Боль и ломота во всем теле
-Сухой кашель
-Головная боль
-Насморк или заложенность носа
Осложнения гриппа:
пневмония - воспаление легких;
отит - воспаление среднего уха (иногда переходящее в менингит - воспаление оболочек мозга);
поражение сердца и центральной нервной системы;
смерть при гриппе может наступить от интоксикации, кровоизлияний в головной мозг, от легочных осложнений (пневмония)
ПРОФИЛАКТИКА
Основным средством профилактики ГРИППА является
ВАКЦИНАЦИЯ
Вакцинацию нужно проводить осенью, поскольку эпидемии гриппа, как правило, бывают с ноября по март
II.Методы исследования
-
Этапы работы
Выполнение работы проводилась в несколько этапов:
1.Подготовительный этап: постановка задачи и цели исследования; изучение литературы
2.Описательный этап
3. Аналитический этап: анализ результатов анкетирования
4. Отчётный: оформление исследовательской работы
5. Информационный: знакомство учащихся моего класса с результатами работы
-
Методика исследования
2.2.1.Поиск информации.
2.2.2.Анкетирование.
2.2.3.Интервьюирование.
2.2.4.Обработка полученной информации.
2.2.5.Оформление проекта.
2.2.6.Публичное представление проекта аудитории в форме презентации.
III. Результаты исследования
3.1. Результаты анкетирования
Мы проанализировали анкеты, у нас получились следующие данные.
В 1 «в» классе приняли участие 24 человека, из них на 1 вопрос правильно ответили 5 человек, на 2 вопрос- 1 человек, на 3 – 16 одноклассников.
В 1 «б» классе заполнено 27 анкет.
Правильных ответов: 1 вопрос-3; 2 вопрос- 6; 3 вопрос-17.
Мы построили сравнительные диаграммы.
Вывод: у ребят недостаточно знаний о прививках. Но для изучения этой темы у нас ещё есть время…
В этом году я вновь провёл анкетирование 53 учеников (Приложение 1, 2).
33 ученика делали прививку, 20 – нет.
У 43 учеников родители положительно относятся к прививкам, а у 10 отрицательно.
49 человек считают, что прививки нужны, а 4 – нет.
Вывод: необходимо продолжать разъяснительную работу.
3.2. Результаты интервьюирования
Фельдшер нашей школы - Кислицына Галина Александровна рассказала (из документации в медицинском кабинете) о количестве привитых детей в школе и в нашем классе.
Также необходимую информацию нам предоставили работники районной больницы - медицинский статистик Кибардина Евгения Александровна и помощник эпидемиолога Лобастова Татьяна Евгеньевна.
Полученную информацию мы использовали для анализа следующих показателей:
Привитость детей от гриппа в классе, школе и районе (оценка коллективного иммунитета); (Приложение 3)
2.Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых ребят; (Приложение 4)
Длительность болезни у привитых и непривитых детей; (Приложение 5)
Анализ связи количества привитых и заболевших ОРВИ детей по годам в Оричевском районе. (Приложение 6)
3.3. Анализ привитости детей от гриппа в классе, школе и районе.
Этот показатель нам позволяет оценить коллективный иммунитет против гриппа. При построении диаграммы (Приложение 3) у нас получились следующие данные
При сравнении диаграмм за 2017г. и 2018г. мы видим, что привитость детей в нашем классе осталась на прежнем уровне, а вот в школе и по району данный показатель несколько снизился. Посмотрим, как это повлияло на заболеваемость.
3.4. Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых ребят
А теперь попробуем оценить, как повлияла прививка от гриппа на заболеваемость ребят ОРВИ в нашем классе на основании справок по болезни.
При построении сравнительных диаграмм (Приложение 4) у нас получились следующие данные: среди привитых ребят в 2017 и в 2018 г. ОРВИ заболели 6 человек из 11 (54,5%), а среди непривитых- из 16 человек заболели 11 детей (68,8%) в 2017 г. ,а в 2018г. не болели 4 непривитых ученика. В 2018 г. тенденция сохраняется.
Вывод: Заболеваемость выше среди непривитых ребят.
3.5.Длительность болезни у привитых и непривитых детей
Вместе с Людмилой Анатольевной мы проанализировали справки по болезни моих одноклассников показатели 2017г. и 2018 г. практически повторяются. Ребята, сделавшие прививку, болели от 3 до 7 дней (в среднем 4,8 дня), а непривитые дети болели от 3 до 11 дней (в среднем 6,5 дней) в 2017г., а в 2018 г. - 6,9 дня.
(Приложение 5).
3.6. Анализ связи между количеством привитых и заболевших ОРВИ детей в Оричевском районе по годам.
Данный показатель мы также оценили с помощью составления диаграммы. (Приложение 6).
Вывод: На диаграмме мы видим, что увеличение числа привитых детей с каждым годом способствует снижению заболеваемости ОРВИ. В 2018 г. Количество привитых детей в районе меньше, и заболеваемость несколько увеличилась.
Выводы по результатам исследования:
Цель достигнута, задачи выполнены: я расширил свои знания о пользе прививок, узнал, как проводится вакцинация в нашем классе, школе и в районе, провел исследование и проанализировал заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых ребят.
Наша гипотеза о том, что прививки способствуют снижению заболеваемости ОРВИ среди учащихся школы, подтвердилась.
Рекомендации:
Меня заинтересовала эта тема, я планирую в дальнейшем продолжить работу.
Список литературы и интернет - ресурсов
1. Вакцины и вакцинация. Национальное руководство: — Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.- 640 с.
2. Вакцины, вакцинация и иммунный ответ: Гордон Ада, Алистер Рамсей — Санкт-Петербург, Медицина, 2002 г.- 344 с.
3. Великие лекарства. В борьбе за жизнь: — Москва, Альпина нон-фикшн, 2015 г.- 226 с.
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/
5.http://www.lvrach.ru/2011/08/4525544/
6.http://vestinn.ru/news/society/54482/
7.http://www.nnmama.ru/news/nn/news_112229/
8.http://www.tiensmed.ru/news/fluvaccine-z8d.html
9.http://tass.ru/obschestvo/2621203
Приложение 1
Анкета о прививках.
Делал ли ты прививку?
Да нет
Как относятся твои родители к прививкам?
Положительно отрицательно
Нужны ли прививки?
Да нет
Приложение 2
Итоги анкетирования.
Приложение 3
Привитость детей от гриппа в классе, школе, районе.
2017 год
2018 год
Приложение 4
Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых
Приложение 5
Средняя длительность болезни у привитых и непривитых детей
2017год
2018 год
Приложение 6
Количество привитых и заболевших ОРВИ детей по годам.
Лукина Ирина Геннадьевна
Перминова Елена Федоровна
Панагушина Елена Аркадьевна
Марголис Ольга Викторовна
Панагушина Елена Аркадьевна