Исследовательская работа «Мусор вокруг нас»
Автор публикации: А. Гой, ученик 5Б класса
Государственное учреждение образования
«Вороновская средняя школа»
Научно-исследовательская работа
«Мусор – вокруг нас»
Автор работы:
Гой Артём Олегович, учащийся 5 “Б” класса ГУО “Вороновская средняя школа”
Ворановского района Гродненской области
Руководитель работы:
Коменок Сергей Александрович, учитель химии и биологии первой квалификационной категории ГУО “Вороновская средняя школа” Вороновского района Гродненской области
Вороново 2018 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...... |
3 |
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………. |
4 |
1.1. Мусор как основной источник загрязнение окружающей среды.. |
6 |
1.2. Основные проблемы мусора в современном мире ………………. |
7 |
ГЛАВА2.ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………….......................... 2.1. Проведение исследований ………………………………………… 2.2. Подведение итогов работы ……..………………..……………….. |
12 12 12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. |
17 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………... |
18 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Блиц - опрос «Что нужно сделать, чтобы посёлок стал чище ?» …………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Мусор вокруг нас ………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ В. Расчет нормативов образования отходов производства и обоснование расчета нормативов…………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Сведения о количестве образующихся отходов производства ……………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Нормативы образования отходов производства… ПРИЛОЖЕНИЕ Е Экологическая листовка …………………………. |
19 19 21 26 28 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Народная мудрость гласит:
«Чисто не там, где убирают,
а там, где не мусорят!»
Отношение к природе является важнейшей частью мировоззрения любого народа. Основные черты природопользования в Беларуси определялись, в первую очередь, двумя факторами: низкой плотностью и малыми запасами сырья. С точки зрения европейца мы, белорусы, страшно расточительны. С нашей точки зрения европейцы скучно аккуратны, расчетливы, скаредны. Как известно, сознание всегда отстает от бурно развивающегося бытия. Это отчетливо проявляется в наши дни. Охрана окружающей среды должна начинаться с перестройки нашего сознания.
Среди природных факторов, определяющих судьбу белорусов начиная с 13 века , следует выделить три: лес, река, вода. Мы живем в лесной зоне. Лес всегда играл важнейшую роль в нашей истории. Он был многовековой сценой жизни и деятельности наших предков. Лес поставлял материал для строительства жилья, из леса доставлялись дрова. В лесу человек собирал грибы и ягоды, мед и березовый сок, целебные травы. Лес служил надежным убежищем от внешних врагов. Рассматривая влияние природы на формирование характера белорусского народа, следует обратить внимание и на другую сторону этой сложной системы: влияние человека на окружающую среду.
Любая социальная деятельность наносит определенный вред окружающей среде. Вопрос в том, насколько обратимы результаты этого воздействия. Если эксплуатация природных ресурсов не превышает защитных сил природы, такие воздействия следует считать допустимыми. Это хорошо знали наши предки. Им чужд был лозунг:« Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник». Человек до IX в. считал себя не господином природы, а ее составной частью. Он вписывался в природу, а не подчинял ее своей воле. Но к середине нашего столетия, взгляд на природу, на место человека в ней, очень изменился. Но всегда, разрабатывая стратегию природопользования на будущее, следует учитывать то положительное, что было достигнуто нашими предками в ходе вековой практики[1].
Эту проблему мы хотим рассмотреть на примере нашего городского посёлка Вороново. Может быть пока только больше с практической точки зрения, надеюсь, что данная проблема, может быть, даст со временем и практический результат.
Актуализация темы
Довольно часто проходя по улицам своего родного посёлка, я обращаю внимание на то, что нас с вами окружает ежедневно – это мусор. А часто ли вы задумывались, что такое мусор?
Ведь он становится частью окружающей среды и нашей с вами жизни. Причины его образования многообразны, но источник всегда один - человек. Знаете ли Вы, сколько скапливается мусора в больших городах и маленьких деревнях? В Беларуси за год утилизируется около 1,5 млрд тонн бытовых отходов. Одна среднестатистическая семья ежедневно выкидывает в среднем 4 кг мусора. А целый город, деревня за день выкидывает не одну тысячу тонн отходов! Довольно часто можно увидеть такую картину стоит дом в деревне - выбиты окна, неприличные надписи на стенах и "ароматные" пакеты с мусором возле дома. Вряд ли кто-то у себя дома бросит на пол окурок или обертку от конфет, а прилегающая территория к дому - это уже "не моя территория", "кто-нибудь уберет". Почему? Почему у нас считается нормой, вынося мусор из дома, "промахнуться" мимо мусорного бака или вытряхнуть прямо на тротуар пепельницу из машины?! После пикников и дачных застолий остаются тонны пустых бутылок, пакетов, банок - всего, что превращает место, где мы живем или отдыхаем, в огромную помойку.
Еще хуже обстоят дела на прилегающих территориях: горы мусора оказываются просто возле мусорных контейнеров, а то и возле домов, полные мусорные баки. А в итоге остается весьма "приятный" пейзаж, которым приходится поневоле любоваться жильцам дома. Подобные ситуации наблюдаются в каждом населенном пункте. Но только говорить о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Например, добиваться увеличения количества мусорных баков и урн, их регулярной уборки и уборки прилегающей территории, учить наше население убирать мусор в местах отдыха и выбрасывать отходы строго в контейнер. Ещё одной из актуальных проблем во всем мире, а также в нашем посёлке, является утилизация и переработка мусора. Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.
Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем подъезде, дворе и городе, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?
Приступая к исследованию, я выдвинул гипотезу: действительно ли сегодня мусор является экологической проблемой современности или это миф?
Цель работы:
выяснить влияние отходов на окружающую среду; узнать мнение учащихся об экологической ситуации в нашем посёлке; организовать практическую деятельность по уборке прилегающей территории возле школы и на территории агрогородка;
Задачи:
1). Изучить литературу по данной проблеме.
2). Познакомиться с методиками изучения и определения мусора.
3). Определить вред мусора в природе.
Объект исследования — мусор.
Предмет исследования — прилегающая территория
школы, городского посёлка Вороново.
Методы исследования:
1) изучение литературы;
2) метод эксперимента;
3) анкетирование и наблюдение;
4) аналитическая деятельность.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы на уроках биологии в любом классе; при проведении классных и информационных часов в рамках Международного дня борьбы с загрязнением окружающей среды; полезны всем, кто заинтересован в сохранении своего родного края;
Структура работы состоит с введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, 6 приложений. Основной текст изложен на 10 страницах.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Мусор, как основной источник загрязнения окружающей среды.
В настоящее время важнейшая сторона экологической проблемы связана с загрязнением биосферы, изменением физических, химических, биологических параметров поверхности нашей планеты. Загрязнение среды влияет на состояние экологических систем и здоровье человека. Загрязнение - это привнесение в природную среду или возникновение в ней новых, чуждых ей химических соединений, биологических систем, а также физических воздействий. Существуют различные классификации загрязнения среды: по свойствам загрязнителей - физические, химические, биологические и т. д, по состоянию загрязняющего вещества (газ, жидкость, твердые отходы и т. д.), по стойкости загрязнения в естественной среде ( разрушаемые и неразлагаемые ), по качеству или виду среды, где распространяется загрязнение ( атмосфера, гидросфера, литосфера и т. д. Некоторые звенья и уровни экосистем, а порой и отдельные экосистемы в целом, не выдерживают подобного воздействия и разрушаются. Определенные сочетания загрязнителей обуславливают наследственные изменения у человека, а также у животных и растений. Под реальной угрозой оказывается генетический фонд человечества, популяций животных и растений[2].
Уровень загрязнения среды определяет экологическую безопасность. Вопрос экологической безопасности связан с основным правом человека - правом жить в чистой природной среде. И такая среда должна быть одинаково доступна всем членам общества, всем жителям Земли. Загрязнение природной среды является важнейшим показателем экологической проблемы. Загрязнение чуждо природе, нарушает естественные процессы в биосфере. С уровнем загрязнения связана экологическая безопасность человека и общества в целом. С развитием промышленности и транспорта связано возникновение промышленных свалок. Места для них выбираются за пределами города, населенного пункта, но, разрастаясь, населённые пункты приближаются к ним. Свалки не только занимают большие территории, они являются источниками газовых выбросов и ядовитых стоков, которые трудно собирать и обезвреживать. Некоторые отслужившие промышленные изделия сложно и дорого перерабатывать, и они загромождают миллионы гектаров земли в пределах и окрестностях крупных городов и населенных пунктов, например, свалки старых автомобилей близ городов США. Большую экологическую опасность представляют свалки бытовых отходов. Их количество находится в прямой зависимости от уровня жизни населения. В Нью-Йорке, например, на одного жителя приходится в год 6 куб.м. мусора. А в Москве-1,5куб.м. Во многих развитых странах рассортированный мусор подвергают вторичной переработке. Лучше всего отработана технология переработки металлов, бумаги, в меньшей мере - стекла. Резину, полиэтилен измельчают и используют при строительстве дорог. Однако переработка мусора отстаёт от его прироста, кроме того, это дорогое и экологически опасное производство. Поэтому проблема свалок и впредь останется одной из самых острых. Очень важную роль в борьбе с мусором играет экологическое просвещение[3].
Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический белорус выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуального потребителя. Сюда входят ни строительные, ни промышленные отходы. Причём мы выбрасываем мусор как организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), так и не организованно (куда попало). Если весь мусор, выброшенный за год жителями Беларуси, распределить ровным слоем по городу, толщина этого слоя была бы около 5 см. Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо как-то утилизировать, или, проще говоря, куда-то девать. Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор. Пока человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора:
1. Организация свалок.
2. Вторичное использование отходов.
3. Сжигание отходов.
Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым. Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь, но не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Здесь существует ряд проблем.
1.2.Основные проблемы мусора в современном мире.
Первая проблема заключается в том, что прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Бумага, металлически изделия, битое стекло – должно находиться отдельно. Очевидно, рассортировать мусор, уже поступивший на свалку, практически невозможно – автоматов таких нет, а люди работают очень медленно, да и вредно это для их здоровья. Поэтому сортировать мусор надо в тот момент, когда его выбрасывают. Значит, каждый человек должен завести отдельные вёдра для пищевых отходов, бумаги, пластмассы и т. д.
Вторая проблема – доставка мусора к месту переработки. Если мусора и потребителей продуктов его переработки много, то и заводов, способных перерабатывать отходы такого типа, можно понастроить много.
Третья проблема заключается в том, что мусор – сырьё принципиально нестандартное, т.е. каждая новая партия мусора, поступившая на переработку, будет заметно отличаться от предыдущей по целому ряду параметров. Поэтому мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.
Таким образом, столь привлекательная, на первый взгляд, идея вторичного использования бытового мусора до сих пор почти не находит воплощения. Исключение составляют пищевые и растительные отходы на садовых участках и в деревенских домах, которые компостируют, получая полезное удобрение. Поэтому мусор приходится либо вывозить на свалки, либо сжигать. Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый, но при этом недальновидный способ его утилизации. Недальновидный он в первую очередь потому, что мусор остаётся мусором. Свалки вокруг городов занимают огромные площади. Кроме того, в результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы, которые также не освежают атмосферу вокруг свалки. Некоторые продукты гниения способны самовоспламенятся, поэтому на свалках регулярно возникают пожары. Итак, мусор сваливают на поверхность земли или подвергают захоронению. Что хуже – неизвестно, поскольку, с одной стороны, захоронённый мусор не даёт пыли, разлетающейся вокруг свалки, и не так портит ландшафт, а с другой – он находится ближе к грунтовым водам. Приведём характеристики основных типов бытового и наиболее распространённого строительного мусора[2,3].
1.Пищевые отходы. Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами. Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов. Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами. Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода. Время разложения: 1 – 2 недели. Способ вторичного использования: компостирование. Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование. Категорически запрещается бросать в огонь, так как могут образоваться диоксиды.
2.Макулатура Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками. Ущерб природе: собственно бумага ущерба не наносит. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые газы. Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества. Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами. Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода. Время разложения: 2 – 3 года. Способ вторичного использования: переработка на обёрточную бумагу. Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование. Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола. Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, так как могут образоваться диоксиды.
3.Изделия из тканей. Ткани бывают синтетические и натуральные. Всё, написанное ниже, относится к натуральным тканям. Ущерб природе: не наносят. Пути разложения: используются в пищу некоторыми микроорганизмами. Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ и вода. Время разложения: 2 – 3 года. Способ вторичного использования: компостирование. Наименее опасный способ обезвреживания: сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания. Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода и зола.
4.Деревянные изделия. Материал: дерево. Ущерб природе: не наносят. Вред человеку: могут вызвать травмы. Пути разложения: используются в пищу некоторыми микроорганизмами. Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ и вода. Время разложения: несколько десятков лет. Способ вторичного использования: переработка на бумагу или древесно- стружечный материал. Наименее опасный способ обезвреживания: сжигание. Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода.
5.Консервные банки. Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо. Ущерб природе: соединение цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных. Вред человеку: ранят при хождении босиком. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых. Пути разложения: под действие кислорода железо медленно окисляется. Конечный продукт разложения: мелкие куски ржавчины или растворимые соли железа. Время разложения: на земле – несколько десятков лет, в пресной воде – около 10 лет, в солёной воде – 1-2 года. Способ вторичного использования: переплавка вместе с металлом. Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение после предварительного обжига. Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды или растворимые соли железа, цинка и олова.
6.Металлолом. Материал: железо или чугун. Ущерб природе: соединения железа ядовиты для многих организмов. Куски металлов травмируют животных. Вред человеку: вызывают различные травмы. Пути разложения: под действием растворённого в воде или находящегося в воздухе кислорода медленно окисляется до оксида железа. Конечный продукт разложения: порошок ржавчины или растворимые соли железа. Скорость разложения: на земле – 1 мм в глубину за 10 – 20 лет, в пресной воде – 1мм в глубину за 3 – 5 лет, в солёной воде – 1 мм в глубину за 1 – 2 года. Способ вторичного использования: переплавка. Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку или захоронение. Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды или растворимые соли железа.
7.Фольга. Материал: алюминий. Ущерб природе: практически не наносит. Пути разложения: под действием кислорода медленно окисляется до оксида алюминия. Конечный продукт разложения: оксид или соли алюминия. Время разложения: на земле – несколько десятков лет, в пресной воде – несколько лет, Вт солёной воде – 1-2 года. Способ вторичного использования: переплавка. Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение. Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксид алюминия.
8.Банки из-под пива и других напитков. Материал: алюминий и его сплавы. Ущерб природе: острые края банок вызывают травмы у животных. Вред человеку: в банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых. Пути разложения: под действием кислорода медленно окисляется до оксида алюминия. Конечный продукт разложения: оксид или соли алюминия. Время разложения: на земле – сотни лет, в пресной воде – несколько десятков лет, в солёной воде – несколько лет. Способ вторичного использования: переплавка. Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение. Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксид алюминия.
9.Стеклотара. Материал: стекло. Ущерб природе: битая стеклотара может вызывать ранения животных. Вред человеку: битая стеклотара может вызывать ранения. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых. Пути разложения: медленно растрескивается и рассыпается от перепадов температур; стекло постепенно кристаллизуется и рассыпается. Конечный продукт разложения: мелкая стеклянная крошка, по виду неотличимая от песка. Время разложения: на земле – несколько сотен лет, в спокойной воде – около100 лет. Способ вторичного использования: использование по прямому назначению или переплавка. Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку или захоронение. Продукты, образующиеся при обезвреживании: стеклянная крошка.
10.Кирпичи. Материал: обожжённый алюмосиликат. Ущерб природе: практически не наносит. Вред человеку: может наносить травмы. Пути разложения: медленно растрескивается и рассыпается от перепадов температур. Конечный продукт разложения: мелкая кирпичная крошка. Время разложения: на земле – несколько тысяч лет, в спокойной воде – несколько сотен лет, в полосе прибоя – несколько лет. Способ вторичного использования: переработка в крошку. Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение.
11.Изделия из пластмасс. Ущерб природе: препятствует газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приведёт к гибели последних. Вред человеку: пластмассы могут выделять при разложении ядовитые вещества. Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Медленно разрушается под действием солнечных лучей. Конечный продукт разложения: углекислый газ и вода. Время разложения: около 100 лет, может быть и больше. Способ вторичного использования: переплавка. Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода.
12.Упаковка для пищевых продуктов. Материал: бумага и различные виды пластмасс. Ущерб природе: могут быть проглочены животными. Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Медленно разрушается под действием солнечных лучей. Время разложения: десятки лет, может быть и больше. Способ вторичного использования: не существует. Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение. Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода, хлороводород, ядовитые соединения. Категорически запрещается сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксиды.
13.Батарейки. Очень ядовитый мусор! Материал: цинк, уголь, оксид марганца. Ущерб природе: ядовиты для многих организмов. Вред человеку: ядовиты для человека. Пути разложения: окисляются под действием кислорода. Конечный продукт разложения: соли цинка и марганца. Время разложения: на земле – около 10 лет, в спокойной воде – несколько лет, в солёной воде – около года. Способ вторичного использования: цинк можно использовать в школьной лаборатории для получения водорода, оксид марганца – для получения хлора. Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку. Продукты, образующиеся при обезвреживании: соли цинка и марганца.
Приведённые сведения показывают, что утилизация мусора – дело непростое и небезопасное. Поэтому имеет смысл наряду с разработкой методов его утилизации каким-то образом уменьшить количество мусора на душу населения. К сожалению, в настоящее время наблюдается обратная тенденция: эта величина, во всяком случае, в крупных городах, растёт, в первую очередь, за счёт упаковки для продуктов и различных предметов одноразового использования [1,2,3].
ГЛАВА2. Проведение исследовательской деятельности.
2.1. Проведение исследований.
Обнаружение и фотографирование всех возможных видов загрязнения на территории г.п.Вороново и прилегающей территории и ознакомление с различными типами отходов из литературы. Ознакомление с видами и основными особенностями мусора образующегося на территории школы.
Ознакомление с полученными результатами учащихся нашей школы и жителей посёлка.
Проведение агитационной работы среди жителей посёлка о чистоте и мусоре вокруг нас.
Практическая деятельность – наведение порядка на прилегающей территории вокруг школы и на территории посёлка.
В ходе работы мы узнали, что в ншем посёлке имеется семь официальных мест для свалки мусора в районе многоэтажек. Также проводится ежедневный мусоросбор с территорий личных приусадебных участков. Я поставил для себя задачу - обойти и осмотреть весь наш посёлок, провести анкетирование учащихся нашей школы. Осмотр территории и его окрестностей показал следующее. Население в основном пользуется теми услугами которое организованно нашим жилищно-коммунальным предприятием, но к сожалению я также обнаружил три свалки на прилегающих территориях, в районе железной дороги, возле д. Вороновка и районе д.Бояры. Мусор высыпается кучами как удобно каждому, а не так, чтобы занять меньше места.
Мы рассмотрели качество мусора и сделали вывод, что более 50% его можно было использовать для отопления, так как многие жители деревни вывозят на свалку стволы деревьев из - под скирд сена, старые столбы и доски, ветки деревьев и кустарников со своих приусадебных участков, старую одежду и обувь.
Но в тоже время мы хотели бы обратить внимание на то, что в посёлке, как я уже отмечал существует централизованный вывоз мусора. Контейнеров в нашем посёлке, я насчитал 28 штук, что соответствует основных нормативным документам по утилизации отходов и сбору мусора у населения.
Также необходимо отметить, что я поинтересовался возможностью переработки отходов в нашей районе. К сожалению, в нашем районе такая деятельность отсутствует. Отходы полученные и привозимые на свалку в район д.Германишки просто складируются и присыпаются слоем песка. Кроме того, мы заметили, что сегодня в каждом населенном пункте Беларуси установлены контейнеры по сбору батареек (которые при разложении являются довольно опасными для природы). К сожалению у нас в Вороново такой сбор осуществляется только в магазине «Хозтовары». Так за прошлый год в нашем магазине было собрано и утилизировано более 600 штук батареек, хотя покупаем мы их намного больше. Остальные выходит просто выкидываем. О их вреде у меня рассказывается в теоретической части.
Ну и не менее важным вопросом является использование отходов. Так, например пластмассовые бутылки сегодня даже у нас в районе жители используют для украшения прилегающей территории. Бумага в большинстве просто сжигается, а ведь могла пойти на изготовление вторичных бумажных изделий. Металлолом, правда, хоть я и отнес к отходам, но используется он в нашей стране практически в полном объёме. Стекло сегодня уже принимают не только в качестве целых бутылок, но и в качестве боя, хотя стоит это в несколько раз меньше.
Проходя по улицам посёлка, я осмотрел чистоту участков около дворов. Большинство жителей следят за своей территорией от дома до дороги, остальные могут высыпать около дома шлак, отходы картофеля, сухую траву и т.д. ( Приложение 2. Фото 3,4,5).
Около административных зданий территория чистая, уборка проводится во время весенних и осенних субботников (Приложение 1).
Также я обратил внимание, что и на территории нашей школы имеются мусорные контейнеры. Я обратился в администрацию школы, для того чтобы узнать, а что делается в школе для решения вопроса по складированию и утилизации мусора. Мне была предоставлена инструкция по обращению с отходами, объяснили, что такие есть во всех учреждениях района, и страны в целом. (Приложение 4).
На основании данного документа я познакомился с нормативами образования отходов и их утилизацией в нашей школе и результаты меня действительно впечатлили. Так оказывается каждый ученик нашей школы в течении учебного года выбрасывает примерно 50 килограмм различных отходов, а во время ежегодно проводимой уборки территории мы собираем мусора около 3 килограмм с одного метра квадратного. Если у нас в школе обучается 1053 учащихся (в этом учебном году), то получается, что за год мы выбрасываем 52650 килограмм мусор (50тонн ). А ведь еще примерно столько же мы выбрасываем и дома. Цифра действительно внушительная. Также я подсчитал что, в течение года на основании норматива мы в течение года еще убираем около 9,5 тонн мусора на прилегающей территории (территория школы составляет плюс территория бывшей школы интернат, которая находится на балансе нашей школы) Итого страшно подумать(Приложение№5).
Я составил анкету в виде теста с возможными вариантами ответов и опросили примерно третью часть школы (Приложение 1).
Анализ анкеты позволяет сделать следующие выводы:
1.Желание видеть наш посёлок чистым не соответствует делам и сознанию людей. Все 100% опрашиваемых ответили, что хотят, чтобы не только около своего дома, а весь наш населенный пункт был чистым и безразличных к этому вопросу нет.
2. У большинства (88%) мусор вывозят централизованно, для этого у них имеются специальные места для мусора (специально установленные контейнеры) а 9% (что очень ужасно) - могут выбросить бытовой мусор и на дорогу, и в канавы.
3. По 3 вопросу - сделали ли вы что-нибудь для чистоты поселка - мы имели в виду уборку прилежащей к дому территорий, озеленение 88% опрашиваемых ответили положительно (хотя я в это не очень и верю), а 12% отрицательно. (Приложение №1) .
Под наш опрос попали разные люди: мои соседи, пенсионеры, учителя, учащиеся моей школы и по их ответам можно выделить следующее: учащиеся школы, учителя больше разбираются в вопросах загрязнения окружающей среды, знают об экологических проблемах человечества, а привычки и сознание пожилых людей, пенсионеров, перестраиваются гораздо труднее, они до конца не могут осознать опасность современного мусора.
2.2. Подведение итогов работы и их обсуждение.
На основании проведённой работы сделал такие выводы:
Я ознакомился с видами мусора и выяснил их влияние на окружающую среду, и на каждого из нас.
Выяснил особенности загрязнения территории нашей школы, познакомилась с нормативными документами по образованию отходов среди организаций района.
Нужно остановить появление стихийных свалок. Для этого мы обнародуем результаты своей работы, обратимся в инспекцию по охране окружающей среды, для принятия соответствующих мер.
Среди населения необходимо вести просветительскую работу об ухудшении экологической обстановки в регионе, стране и на всей планете. Вести наглядную агитацию, собирать материал по данной теме (Приложение 3).
Провести субботник по наведению порядка не только на территории школы, но и всего поселка (и может даже не один). (Приложение 3.Фото 6,7).
На основании полученных мною данных, не в самом большом населённом пункте в течение года собирается около 700 тонн мусора, в результате чего я могу сказать точно, что мусор это проблема всего человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы с вами живем в прекрасном уголке земли, который любим и хотим сберечь. Мы приглашаем вас в просторный мир действий в защиту природы. Каждый из нас на своем месте и все вместе позаботимся о ней, а, значит, и о себе. Сделаем землю чистой и уютной! Спасем земную красоту!
Я проделал большую работа по изучению и сохранению природы родного края. Главное достоинство работы – её практическая направленность. В каждом человеке живёт эколог. Надо только разбудить его, и чем раньше, тем лучше.
Мне повезло. Со мной рядом был мой учитель Сергей Александрович, который которые разбудил во мне эколога. Я получил большое удовлетворение от проделанной работы, активно участвуя в природоохранной деятельности.
Меня радует то, что проблема самопроизвольного сброса мусора возле нашего посёлка разрешилась с открытием санкционированной свалки, но сильно огорчает вновь появляющийся на берегу нашего водохранилища, в оврагах мусор.
А также я хотел бы предложить несколько может быть неосуществимых проектов по проблеме мусора. Первое это построить на территории всей Беларуси один небольшой перерабатывающий завод (один на три – четыре района, у нас он бы мог разместится в гп.Радунь, так как близко и Лидский и Щучинский район, или же в Трокелях рядом опять же Лидский и Ивьевский районы) это бы решила частично проблему мусора и занятости населения. Второе предложил бы всё-таки организовать раздельный сбор мусора на территории нашего посёлка, а для этого надо заинтересовать жителей, от этого выиграли бы и жители и государство.
Я считаю, что главным результатом моего проекта является не только создание итогового продукта и приобретения знаний по экологии, но и создание творческой рабочей атмосферы в школе, привлечение интереса к волнующей нас проблеме, становление национального самосознания, воспитание чувства Родины, ответственного отношения к месту, в котором мы живем.
Считаю, что все поставленные перед собой цели и задачи я выполнил.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Воронцов А. И., Николаевская Н. Г. «Вопросы экологии и охраны окружающей среды». – М., 1986 г. – с. 63-69
2. Дрейер А.А., Сачков А.Н. и др. « Твёрдые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка». Москва, «Экология городов» 1999 г.
3.Интернет ресурсы http://www.ronl.ru/puti_resheniya_ekologicheskih_problem/15386.htm http://mid.rikt.ru/cgi-bin/eng.pl?c=news&a=view&cat=syb&nid=1685 http://www.chistiy.ru/zakon1.htm http://inforotor.ru/news/162740
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Блиц - опрос «Что нужно сделать, чтобы посёлок стал чище?», в котором приняли участие 118 ребят среднего и старшего школьного возраста, также учителя нашей школы.
Вот как ответили некоторые респонденты:
Нужно делать клумбы, чаще проводить конкурс «Чистый агрогородок»;
Давать штраф за выброшенный мусор на улицу;
Нужно самим защищать свою родную землю от загрязнений;
Быть патриотом своей родины. Любить свою родную землю, беречь ее от загрязнений;
Не мусорить! Стараться поддерживать чистоту;
Не загрязнять, убирать этот мусор, говорить остальным, чтобы не бросали где попало;
Нужно не мусорить, а убираться в своем дворе;
Не надо бросать мусор, где попало. Надо соблюдать правила гигиены;
Чистый населенный пункт не тот, который чистят, а тот в котором не мусорят;
Не выбрасывать фантики на дороге;
Когда ходишь по улице, надо всегда убирать мусор с дороги;
Не надо разбрасывать мусор. Не надо жечь траву и пластик. Нельзя срубать деревья;
Не мусорить, прибираться, поставить очистительные фильтры на кочегарки;
Поселок будет чище, если будут все в нем соблюдать чистоту и беречь природу;
Заниматься воспитанием детей, людей; культурный и образованный человек не будет мусорить никогда! и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Мусор вокруг нас
Фото №1.Обнаруженная свалка в лесу.
Фото №2.Обнаруженная свалка номер два возле железной дороги.
Фото №3. Мусор на территории посёлка.
Фото№4. Мусор на территории посёлка.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Расчет нормативов образования отходов производства и обоснование расчета нормативов
В государственном учреждении образования «Вороновскаяя средняя школа» 2018г.
(наименование организации, год)
№ п/п |
Код отхода* |
Наименование отхода* |
Количество отходов, образовавшихся за период проведения инвентаризации(1 месяц) кг |
Общее количество отходов т/год |
Расчетная единица для установления норматива отходов производства за год, тонн |
Норматив образования отходов производства |
Обоснование к расчету норматива |
Класс опасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1. |
1870601 |
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства |
0.011 |
0,136 |
34 |
4 кг / чел. |
Отходы образуются в результате истечения сроков хранения документации |
4 |
2. |
3532604 |
Люминесцентные трубки отработанные |
3 |
85 шт |
85 шт |
1 шт. / 6560 ч |
Отходы образуются в результате замены пришедших в негодность ртутных ламп |
1 |
3. |
9120400 |
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения |
840 |
10,10 |
1053 учащ. 98 сотр. |
70 кг/1 учащ 100 кг / 1 чел |
Отходы образуются при уборке кабинетов и объем зависит от количества учащихся и работающих |
н/о |
4. |
3130401 |
Зола от сжигания торфа с древесиной |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
9121100 |
Растительные отходы от уборки территории садов, парков, |
4700 |
56,5 |
28253 м.кв. |
2 кг/г на 1 м2 убираемой территории |
Отходы образуются от уборки уличной территории, от уборки пришкольного участка, обрезка веток |
Н/о |
6. |
9120300 |
Отходы кухонь и предприятий общественного питания |
3100 |
28т |
31 т |
60г/г на 1 блюдо |
Количество отходов зависит от количества приготовленных блюд |
н/о |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Сведения о количестве образующихся отходов производства
В государственном учреждении образования «Вороновская средняя школа» 2018г.
(наименование организации)
Код отхода* |
Наименование отхода* |
Норматив образования отходов производства по результатам проведения инвентаризации, тонн/расчетная единица |
Расчетное количество образующихся отходов производства за год по результатам инвентаризации, тонн |
Подлежит использованию |
Подлежит обезвреживанию |
||||
количество, тонн |
Объект исполь- |
количество, тонн |
объект обезвре- |
объект захоронения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
11 |
|
3532604 |
Люминесцентные лампы отработанные |
1 шт. / 6560 ч |
40 шт |
85 шт |
ОАО «Гродно Химволокно» |
||||
Итого отходов 1-го класса опасности |
85 шт |
||||||||
3130401 |
Зола от сжигания торфа сдревесиной |
- |
- |
- |
- |
||||
Итого отходов 3-го класса опасности |
- |
||||||||
1870601 |
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства |
4 кг / 1 чел |
0,136 |
0,136 |
Вороновское РАЙПО |
||||
Итого отходов 4-го класса опасности |
0,136 |
||||||||
9120400 |
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения |
70 кг/год на 1 учащегося 100 кг / 1 чел. |
10,100 |
||||||
9121100 |
Растительные отходы от уборки территории садов, парков, |
2 кг/ м2 |
56,500 |
Полигон Германишки |
|||||
9120300 |
Отходы кухонь и предприятий общественного питания |
60г/г на 1 блюдо |
5 |
Полигон Германишки |
|||||
ИТОГО неопасных отходов |
71,6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
НОРМАТИВЫ
образования отходов производства
_ Государственного учреждения образования «Вороновская
(наименование, фамилия, собственное имя, отчество производителя отходов производства)
_ средняя школа» г.п.Вороново Вороновского района
(место нахождения, место жительства производителя отходов производства)
Наименование отхода производства* |
Код отхода производства* |
Норматив образования отхода производства |
Источник образования отхода производства** |
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства |
1870601 |
4 кг/г на 1 сотрудника |
Административное здание, служебные кабинеты |
Люминесцентные трубки отработанные |
3532604 |
6560 ч/ 1 лампа |
Административное здание, служебные кабинеты |
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения |
9120400 |
100 кг/г на 1 сотрудника 70 кг на 1 учащегося |
Административное здание, служебные кабинеты |
Растительные отходы от уборки территории садов, парков, |
9121100 |
2 кг/ г на 1 м2 убираемой территории |
Территории |
Зола от сжигания торфа с древесиной |
3130401 |
- |
- |
Отходы кухонь и предприятий общественного питания |
9120300 |
60г/г на 1 блюдо |
Приготовление пищи |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Экологическая листовка
Уважаемые жители городского посёлка Вороново!
Вы хотите, чтобы наш посёлок был чистым и нарядным?
Подумайте, что можете сделать именно вы для того чтобы гордится своим домом, своей улицей!
Мы призываем вас – не бросайте мусор под ноги,
Будьте цивилизованными людьми!