Исследовательская работа «Как спасти свой город от мусора»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»
Секция : Экология
Исследовательская работа
Тема: «Как спасти свой город от мусора.
Бытовые отходы человечества».
Выполнил: Яковлева Валерия
ученица 10 класса
Руководитель: учитель биологии Агапитова Наталья Владимировна
2016 год, г.Кяхта
Оглавление
Введение ……. …………………………………………………………………3
1.Теоретическая часть:
1.1.Классификация мусора…………………………………………………... 4
1.2.Причины увеличения мусора……………………………………………..7
1.3.Способы утилизации мусора……………………………………………...8
2. Практическая часть:
2.1.Определение количества мусора………………………………………...10
2.2.Свалки: вред окружающей среде………………………………………...13
2.3.Борьба с мусором…………………………………………………………15
3.Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………19
Приложения
Введение
Экологический кризис на протяжении десятков лет охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В среднем на каждого жителя Земли в год накапливается около тонны отходов, а в целом это ни много, ни мало 5 миллиардов тонн. Эта проблема актуальна и для моего города. Я вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие леса. Меня заинтересовало, куда же девается этот мусор? Я люблю свой город и мне больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому я решил провести исследование по этой проблеме.
Цель:
Изучить влияние мусора на окружающую среду.
Задачи:
1.Познакомиться с видами мусора
2.Выявить причины увеличения мусора
3.Выяснить способы переработки мусор
4.Выявить места свалок мусора г. Кяхта
5.Обобщить полученную информацию
6.Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в г. Кяхта
Методы исследования:
Изучение теоретического материала по теме «Бытовой мусор»
Практическая работа:
- определение количества мусора
дома
в школе
- выявление продолжительности сохранения мусора
в воде
в почве
- выявление мест свалок мусора г.Кяхта
Теоретическая часть
«Людям почему-то нравится сваливать мусор
в такие места, где еще сохранилась природа…»
Маргарет Этвуд.
В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В природе существовали неписанные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Сегодняшнее население Земли – общество супер потребителей.
Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% - идет в отходы.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
1.1.Классификация мусора:
Какой бывает мусор?
бытовой спецотходы промышленный
В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру.
В бытовые отходы идут:
бумага, книги, тетради, журналы;
стеклянные банки и бутылки;
металлические банки из–под консервов;
овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
пластиковые упаковки;
картонные пакеты из-под молока или сока;
полиэтиленовые мешки и пакеты;
изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)
изделия из древесины;
металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.
Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не превращать в игрушки.
Спец. отходы:
батарейки;
остатки красок, лаков, клеев;
остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
неиспользованные или просроченные медикаменты;
остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);
ртутные термометры;
автокосметика.
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)
Спец. отходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.
Кроме бытовых и спец. отходов, есть еще и отходы промышленных предприятий:
радиоактивные отходы;
ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;
мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца и др.
Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.
Возникло научное направление гарбология, что означает в переводе «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика.
В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений.
1.2 Причины увеличения мусора
В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше. Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:
рост производства товаров одноразового использования;
увеличение количества ярких, синтетических упаковок;
повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.
1.3 Способы утилизации
Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:
устройство специально оборудованных свалок (самый распространенный в нашей стране, дешевый, но не лучший способ);
компостирование мусора;
утилизация на мусороперерабатывающих заводах.
Рассмотрим каждый из этих способов:
Оборудованные свалки представляют собой специально сооруженный полигон для отходов. Место для них выбирается с учетом определенных условий:
значительное расстояние от населенных пунктов;
роза ветров (чтобы ветер не дул к жилым массивам);
вдалеке от охраняемых природных территорий;
вблизи водоемов (для защиты грунтовых вод);
достаточно большая территория (для реализации в течение длительного времени).
Сделать это далеко не просто. Ведь нужны ещё подъездные дороги, ограждения, обслуживающий персонал и техника.
Доставленный на свалку мусор должен разравниваться, уплотняться и укрываться слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный полигон становится похож на слоеный пирог. У нас таких свалок очень мало. Чаще всего мусор сваливают в большую кучу, иногда разравнивают, а чаще всего сжигают – это грубое нарушение переработки.
Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Этим способом можно перерабатывать только органические вещества, имеющие естественное происхождение (растительное или животное)
Под воздействием бактерий и кислорода (воздуха) они разлагаются. Отходы перегнивают и образуют компост, который применяют как сырье для удобрений (перегной) или корм для животных (особенно рыб)
Мусороперерабатывающие заводы – их в России насчитывается всего семь. Перерабатывают они твердые бытовые отходы.
Этот метод пока является самым эффективным и безопасным способом переработки, ведь при высокотемпературном процессе переработки исключается попадание в воздух токсических веществ.
Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Проблема утилизации отходов актуальна для всех стран. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
Практическая часть
2.1 Определение количества мусора
На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно
300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.
Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 375 г мусора, а за год примерно 285 кг.(См.приложение 1)
Я провела такое же исследование и в классе.(См.приложение 2)
За неделю в классе накапливается 4 кг 400 г мусора, в классе 29 человек, значит, на одного человека примерно 152 г.
Таким образом, можно узнать примерную массу мусора в школе. У нас 24 классные комнаты, значит количество мусора в школе за месяц и весь учебный год составит:
Промежуток времени |
Количество мусора |
За неделю |
4 кг 400 г |
За месяц |
17 кг 600 г |
За учебный год |
158 кг 400 г |
В нашей школе обучается 687 учащихся, за учебный год на одного учащегося приходится примерно 230 кг мусора.
Я обратил внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса.
2.2 Свалки: вред окружающей среде
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.
Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:
на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)
в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)
в магазине (масса чеков, оберток)
на прогулке (бумажные обертки и др.)
Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.
Я насчитала 5 оборудованных мест для сбора мусора в своем городе, а несанкционированных, т. е. просто свалок оказалось просто множество. Их можно увидеть у местных водоёмов и по всем улицам города. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер.
Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.
Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.
Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.
Поместим мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт.
- в емкость с водой
- в емкость с почвой
Проведя исследование, было выявлено, что в воде через месяц разлагаются только пищевые отходы и бумага. В почве через месяц сильным изменениям подвержены пищевые отходы и бумага, но до конца не разлагаются. (Приложение 3)
Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.
2.3 Борьба с мусором.
Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть в принципе.
Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.
Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным!
Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.
Мы еще долго можем ждать, когда в нашей стране построят достаточное количество мусороперерабатывающих предприятий, которые будут перерабатывать мусор самым эффективным и безопасным способом.
В Республике Бурятия принят Закон «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 9 марта 2010 г. № 1254-IV.
Правительством Республики Бурятия для снижения негативного воздействия отходов производства и потребления в республике проведена работа по включению в проект ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», следующих мероприятий:
Проектирование и строительство мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций в г. Кяхта и г. Гусиноозерск, в Баргузинском, Кабанском, Прибайкальском и Северобайкальском районах;
Строительство площадок по раздельному сбору отходов в Кабанском, Тарбагатайском, Иволгинском, Заиграевском, Баргузинском Бичурском и Мухоршибирском районах и г.Улан-Удэ;
Строительство 44 полигонов твердых бытовых отходов в населенных пунктах Республики Бурятия.
Каждую весну, осень в нашем городе проводятся экологические акции « Городской субботник».
Уборка территорий школ.
Уборка скверов и парков города.
Уборка прилегающих территорий организаций .
Уборка жилого сектора.
В школе ежемесячно проводится сбор макулатуры в течение 3 лет.
Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?
В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь».
У нас в стране такой опыт проводится в Москве с 2005 года. Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают.
Об этом же говорят и данные анкеты, которую я провел среди ребят школы: (см. приложение 3)
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.
Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».
Заключение
Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составила памятку «Что может сделать один?»
ПАМЯТКА
систематически проводи уборку территории около школы, дома;
не бросай, куда попало мусор;
не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;
собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);
сдавай стеклотару, металлолом;
экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);
аккуратно обращайся с учебниками, книгами;
бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;
отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся;
при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;
дай вещи «вторую жизнь»
Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чище.
Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!
Список литературы
Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс – 1997г.
Гулгонов В.Е. Экологические проблемы Бурятии
Энциклопедический справочник Бурятии Том 1 “Природа. Общество. Экономика.”
Экология и дети Москва 1993 г.
Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. Для учащихся средней школы. Просвещение 1986 г.
Иметхенов А.Б., Куликов А.И., Атутов А.А. “Экология,охрана природы и природопользования.”
Прохоров Б. Б. «Экология человека» - терминологический словарь Ростов-на-Дону – 2005г.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь – справочник. Просвещение – 1992г.
Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Энциклопедия Астрель – 2005г.
Приложение 1
Определение количества мусора в семье из 4 человек
Виды мусора |
Масса хлама |
||||
1-я неделя |
2-я неделя |
3-я неделя |
4-я неделя |
Всего |
|
Бумага |
500 г |
600г |
300 г |
700 г |
2.100 г |
Пластик |
200 г |
500г |
250 г |
400 г |
1.350 г |
Стекло |
400г |
800г |
- |
300 г |
1.500 г |
Органические Остатки |
1.200 г |
1.100 г |
1.250 г |
1.000 г |
4.550 |
Итого |
2.300 г |
3 кг |
1.800 г |
2.400 г |
9.500 г |
Приложение 2
Определение количества мусора за неделю в классе из 27 учащихся
понедельник + вторник + среда + четверг +
+
1.200 г
800 г
1000 г
600 г
пятница + суббота = итого
800 г
4 кг 400 г
0 г
+ =
Приложение 3
Скорость разложения различных материалов в воде и почве.
В воде |
Металл |
Пластик |
Фрукт |
Бумага |
Сразу |
Опустился на дно |
Остался на поверхности |
Остался на поверхности |
Намокла |
Через неделю |
Без изменений |
Без изменений |
Разбухнет |
Начала распадаться |
Через месяц |
Произошли изменения |
Без изменений |
Разложился |
- |
В почве |
Металл |
Пластик |
Фрукт |
Бумага |
Сразу |
- |
- |
- |
- |
Через неделю |
Без изменений |
Без изменений |
Разбухнет |
Небольшие изменения |
Через месяц |
Незначительные изменения |
Без изменений |
Сильные изменения |
Сильные изменения |
Приложение 4.
Анкета
• «Собираешь ли ты макулатуру?»
• «Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?»
• «Используешь ли ты для записей обе стороны листа?»
• «Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?»
• «Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим? »
• «Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?»
Анкетирование учащихся 3-9 классов (135 человек)
|
Да |
Нет |
Собираешь ли ты макулатуру? |
101 |
34 |
Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду? Используется ли вторично ? |
83 |
52 |
Используешь ли ты для записей обе стороны листа? |
135 |
|
Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей? |
50 |
85 |
Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим? |
110 |
25 |
Бережно ли ты относишься к школьному имуществу? |
123 |
12 |
Приложение 5
Аналитическая справка о экологической проблеме по утилизации отходов в Кяхтинском районе по данным Бурприроднадзора.
В Кяхтинском районе проживает 41,3 тыс. чел. Сбор и вывоз мусора осуществляется МУП «Благоустройство», ООО «Жилсервис», ООО «Коммунальщик» в г. Кяхта, СП «Наушкинское», «Хоронхойское», в остальных сельских поселениях – сельскими администрациями и жителями самостоятельно. Установлено 92 контейнера в г. Кяхта. Обеспеченность контейнерами составляет по району 40,7%, по г. Кяхта 86 %. Заключено договоров на сбор и вывоз отходов: с физическими лицами – 7416, с юридическими лицами – 112. Процент заключенных договоров по району составляет 53,9%. В районе функционирует 24 санкционированные свалки, на которых накоплено 116317 м³ отходов. По данным Бурприроднадзора на 01.01.2017 г. насчитывается 16 несанкционированных свалок на площади 15,4 га.