12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Сергеевна386
Молодой учитель. Учитель первой категории. Классный руководитель.
Россия, Крым респ., Севастополь
Материал размещён в группе «Моя школа. Мой класс.»


«На страницах Севастополя»



Севастополь! Десятки славных великих умов, побывав здесь, оставили множество прекрасных строк, прославляющих этот великолепный город. Пушкин, Маяковский, Чехов, Ахматова, Островский, Короленко… Список можно продолжать еще и еще. Каждый из них писал портрет города по-своему. Но как же выглядит портрет Севастополя для меня, обыкновенного, но читающего, подростка?

Бывая в Балаклаве, не могу отделаться от мысли, что когда-то, во время Южной ссылки, там прогуливался сам Александр Сергеевич Пушкин! Именно наши горизонты дали ему вдохновение, вылившееся в замечательные строки: «К чему холодные сомненья? Я верю: здесь был грозный храм…». Позднее маршрут Пушкина частично повторил Жуковский, скорбящий об утрате дорогого друга. Из поездки Василий Андреевич привезет множество рисунков и набросков крымских и севастопольских пейзажей.

Херсонес Таврический – для меня место непостижимое. По своей привлекательности и загадочности ему нет равных. Вот и Александр Сергеевич Грибоедов, словно заранее разделяя моё впечатление, перед написанием трагедии «Владимир» посетил руины древнего города. Он писал: «Не здесь ли Владимир построил церковь? Может, великий князь стоял на том самом месте, где я теперь, между Песочной и Стрелецкой…». Как ни удивительно, но с тех пор, как я прочла эти строки, я и сама не перестаю думать об этом. Получается, что теперь и я, находясь у Свято-Владимирского собора, стою там же, где до меня в разное время стояли эти два удивительных человека…

Стрелецкая бухта, о которой писал Грибоедов, знаменательна отнюдь не только этим упоминанием. Именно в «Стрелке» находится знаменитый парк имени Анны Ахматовой. Анна Андреевна оставила множество рукописей и дневников о своей жизни здесь. «…Каждое лето я проводила в Севастополе, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем…». Поразительно! Какой она была? Ныряла ли она со скал? Купалась ли в шторм? Провожала ли закаты грустным взглядом? Влюблялась ли под лучами восходящего солнца? На все эти вопросы давно известны ответы, но как волнительно рассуждать об этом, прогуливаясь тропинками, где раньше гуляла она…

Кто еще мог назвать Севастополь «самым красивым и строгим из крымских городов»? Только Максимилиан Волошин! Еще ребенком он часто бывал здесь, позднее отзываясь о нем как о городе «…в развалинах, с большими деревьями, растущими из середины домов…». Живое воображение автора не может не трогать и не заражать.

Еще большее почтение следует выразить прекрасному автору, моряку, писателю-романтику Александру Грину! Увидев однажды наш прекрасный город с борта парохода, он, быть может, и не подозревал, какое влияние Севастополь окажет на него! Лисс и Гертон могли бы и не появиться на страницах его захватывающих произведений, если бы не севастопольские просторы и бухты. Моя же подростковая фантазия порой заставляет в каждой девушке, стоящей на берегу моря, видеть прекрасную Ассоль, ожидающую своего капитана…

Едва ли найдется больший поклонник севастопольского моря, чем Антон Павлович Чехов! Он называл его «…чудесным, синим и нежным, как волосы невинной девушки…». Когда читаешь такое, невольно начинаешь по-другому смотреть на все, что стало таким привычным. И вот тропинка под ногами принимает причудливый узор, и облака на лазурном небе несутся наперегонки с ветром, и цветы наполняют мир своим очарованием с каждым лепестком. А дивные закаты и вовсе не поддаются описанию!

Иван Алексеевич Бунин и вовсе мог бы похвастаться глубокими знаниями о Севастополе. Ведь он так много слышал о нем от отца – участника первой обороны города, а позднее имел удовольствие побывать здесь лично. И, можно сказать, я считаю, побывал он здесь не случайно и совершенно не напрасно. Впечатления от первой поездки в наш славный город вдохновят Бунина на написание некоторых строк романа «Жизнь Арсеньева», принесшего автору Нобелевскую премию.

И так, слово за словом, каждый из авторов писал о Севастополе, потому что здесь что-то почувствовал. Писали для того, чтобы теперь уже почувствовали мы. Мне кажется, портрет Севастополя, написанный кистью или воспетый словами, не оставит равнодушным ни одного человека. Чудесные места и благородные чувства благодаря известным рассказчикам навсегда останутся в истории литературы и в памяти тех, кто ее чтит. И я верю, что даже находясь в другой точке планеты, я всегда смогу мысленно вернуться в этот изумительный край, перечитывая строки прекрасных авторов.









Автор материала: А. Коханова (8 класс)
Опубликовано в группе «Моя школа. Мой класс.»


Комментарии (2)

Куликова Ирина Геннадьевна, 22.05.23 в 19:47 1Ответить Пожаловаться
Автор - умница: художественно, романтично, с большой любовью к городу!
Людмила Сергеевна, 25.05.23 в 16:27 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Очень горжусь своими учениками!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.