Настольная игра-головоломка «Заяц» (Комбинирование видов художественной обработки в изделиях из фанеры)
Автор публикации: И. Вихтюк, ученик 6А класса
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
города Мирного Архангельской области
Творческий проект
Настольная игра-головоломка «Заяц»
(Комбинирование видов художественной обработки в изделиях из фанеры)
Выполнил:
Вихтюк Иван,
Учащийся 6 «А» класса
Руководитель: Саитова И.А.,
учитель технологии
Содержание
Обоснование выбора темы проекта …………………………………….3
Изучение потребности в проектируемом изделии ………………….….4
Цель и задачи проекта ……………………………………………….…...5
Анализ вариантов и разработка идей ……………………………… …..6
Историческая справка….…………………………………………..……..7
Обоснование выбора материалов………………………………………..8
Разработка эскизов изделия………………………………………………9
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений………………12
Правила безопасной работы при изготовлении изделия………………13
Технологическая последовательность изготовления изделий…………14
Экологическое обоснование проекта……………………………………16
Экономическое обоснование проекта…………………………………..17
Реклама……………………………………………………………………18
Самооценка выполненной работы………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………….21
Приложение ………………………………………………………………22
Обоснование выбора темы проекта
Как часто мы слышим о том, что вещи, изготовленные своими руками, приносят в наш дом уют и теплоту. Чтобы достичь этого не всегда нужно затрачивать много средств. Порой нам так хочется внести что-то свежее, новое, оригинальное не только в свою комнату, но создать уют в кабинете или квартире. Я подумал, что можно сделать своими руками какую-нибудь настольную игру, головоломку, например, пазл из фанеры. Это поможет создать развлечение для своих близких и друзей, своими руками без лишних затрат.
Передо мной был выбор - какому пазлу отдать предпочтение. Какой вариант, из множества возможных эскизов и иллюстраций мне выбрать для своей творческой работы? И потом ведь мою работу необходимо будет оформить, упаковать в коробочку, чтобы она эстетично выглядела, и чтобы её было удобно хранить на моей полке.
После долгих раздумий я решил выполнить пазл «Заяц». Он красив, оригинален, придаст своеобразный колорит среди моих настольных игр. Выбрав этот вариант, я подумал, что это лучшее решение.
Основными критериями, на которые я опирался, являются:
прочность изделия;
эстетичность работы;
практичность в использовании;
технологичность;
невысокая трудоёмкость;
оригинальность формы;
доступность материала;
возможность массового производства.
В классе я провел опрос:
Какой пазл самый оригинальный, эстетичный?
«Заяц» - 40%
«Яблоко» - 33%
«Кот» - 37%
Большинство голосов получил пазл «Заяц».
Изучение потребности в проектируемом изделии
Потребность в выполнении какой-либо работы возникает тогда, когда ты чувствуешь, что твои навыки и умения позволяют тебе создавать красивые вещи и изделия своими руками. Я выполнил эту работу для своей мамы в подарок, она может его собирать в свободное время, зная, что эта работа выполнена с добрым сердцем и теплом моих рук.
В магазине такие пазлы стоят в два раза дороже, а ведь когда ещё ты его выполнил сам, да и затраты на него очень малы, то это вдвойне приятно. Сделать игрушку своими руками лучше, так как не надо тратить много средств на работу, да и сделать её очень просто. Плюс делать игрушку самому интересно, ведь ты можешь выбрать такую, какой нет ни в магазинах и даже нельзя заказать в интернете.
Не менее замечательно, что у нас есть такая возможность, выполнять полезные вещи для дома, научившись выпиливать изделия из древесных материалов. А тут ещё и пазл! Ведь известно, что первую такую игру-головоломку, случайно изобрёл английский картограф Джон Спилсбери в 1766 году. Он приклеил карту на дощечку, как вдруг ему пришло в голову, что её можно разрезать по границам стран тонкой пилой. Что он незамедлительно сделал. Так у Джона Спилсбери появились отдельные страны, которые складывались в огромную карту. Свою головоломку он принёс студентам, которым преподавал географию. Собирая её, они с большим удовольствием изучали географию. В конце девятнадцатого века были созданы художественные головоломки и для взрослых. Они моментально превратились в любимое занятие высшего общества. Пазлы были деревянными и разрезанными вручную. Элементы пазлов не имели выступов, поэтому собирались не так как современные головоломки, более хитроумно.
Но об этом я подробно расскажу в своей работе чуть позже…
3.Цель и задачи проекта
Цель: изготовить настольную игру из древесных материалов
Задачи:
- познакомиться с оформлением творческого проекта изделия
- воспитывать технологическую культуру труда
- разработать оригинальную конструкцию изделия, имеющего социальную значимость
- закрепить практические знания, умения и навыки по предмету Технология
- развить свои творческие способности
- формировать в себе качества личности, необходимые при выполнении работы (организованность, внимательность, широта интересов).
4.Анализ вариантов и разработка идей
Я спланировал свои мысли в виде схемы обдумывания, и вот что у меня получилось:
История возникновения
Экологичность изделия
Поиск возможных вариантов
Потребность в изготовлении
Проработка лучшей идеи
Изготовление настольной игры
Подбор необходимых материалов
Правила безопасной работы
Технология выполнения
Инструменты и приспособления для работы
Качественные показатели проектной работы
Защита проекта
Дизайн изделия
Историческая справка
А вот интересно, кому первому пришло на ум поделить картину на маленькие кусочки?
6.Обоснование выбора материалов
Одним из основных условий получения высококачественного изделия является правильный и обоснованный выбор материалов с учетом конструктивных особенностей изделия, применяемых методов изготовления и условий его эксплуатации.
Правильно выбранным считается материал фанера она почти не ломается легко выпиливаеттся обеспечить установленные параметры надежности и долговечности и т.д.Фане́ра, древе́сно-сло́истая плита́ (др.-греч. φανερῶς «явный») — многослойный строительный материал, изготавливаемый путём склеивания специально подготовленного шпона. Для повышения прочности фанеры слои шпона накладываются так, чтобы волокна древесины каждого листа были перпендикулярны соседним, поэтому, чтобы направления внешних слоёв совпадали, количество слоёв шпона обычно нечётное: от трёх и более.
Фанера называется продольной, если волокна в лицевых слоях направлены вдоль длинной стороны, в противном случае — поперечной. Фанера из древесины как твёрдых, так и мягких пород выпускается нескольких типов и сортов, которые различаются назначением, сроком службы, внешним видом и стоимостью. По предназначению — строительная, промышленная, упаковочная, мебельная и конструкционная. По видам фанеру часто разделяют на два популярных вида — ФК (влагостойкая) и ФСФ (повышенной влагостойкости). По типу обработки — ламинированная.
Хвойная фанера (изготавливается из шпона хвойных пород деревьев: лиственницы, сосны, пихты, ели). Иногда для изготовления фанеры используется шпон сибирского кедра — такая фанера используется в декоративных целях. Для хвойной фанеры обязательным является содержание хвойного шпона в наружных слоях — внутренние могут содержать шпон лиственных пород древесины. Берёзовая фанера (изготавливается из шпона берёзы) получила распространение практически во всех областях, но из-за относительно более высокой стоимости в строительстве используется не так широко, как хвойная.
Именно поэтому я выбрал материал фанера. Для проектирования пазла выбрана фанера толщиной 4 мм.
7.Разработка эскизов изделия
Сначала я нашёл в интернете пазл (см. приложения) который мне очень понравился. Позже я выполнил чертёж пазла (см. приложения) потом я выполнил шаблон и с шаблона пазл перенёс на фанеру.
Рабочий эскиз
Чертёж
Шаблон изделия
8.Выбор оборудования, инструментов и приспособлений
Для моей работы мне понадобятся:
Шаблон – для разметки работы на заготовке
Копировальная бумага – для перевода контура мелких деталей на основу игры-головоломки
Канцелярские зажимы – для четкого перевода контура деталей
Лобзик – для выпиливания основы и мелких деталей игры-головоломки
Перчатки – чтобы защитить руки от повреждений при выпиливании и шлифовании
Надфили – для чистовой обработки кромок, острых углов мелких деталей
Наждачная бумага – для шлифования изделия
Картон – для изготовления подарочной упаковки
9. Правила безопасной работы при изготовлении изделия
1. Освещение рабочего места при выпиливании лобзиком должно быть достаточным.
2. При выполнении работы необходимо держать спину прямо.
3. Дышать через нос, а лучше применять защитную маску или респиратор.
4. Переводить рисунок чётко, чтобы не напрягать зрение при выпиливании и не ошибиться при распиловке.
5. Запрещается работать неисправным инструментом, а также имеющим повреждения на ручке.
6. Пилка в рамке лобзика должна быть хорошо натянута, чтобы выпиливание проходило строго по контуру.
7. Выступающий из верхнего зажима конец пилки следует обломить.
8. Выпиливать надо плавно, без резких движений, нельзя сильно нажимать на лобзик.
9. Нельзя оставлять пилку лобзика в пропиле.
10. По завершению необходимо убрать пыль со всех поверхностей, протереть влажной тряпкой и проветрить помещение.
10.Технологическая последовательность изготовления изделий.
№ п/п | Последовательность выполнения работ (операций) | Графическое изображение | Оборудование, инструменты и приспособления | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Выполнение эскиза |
| Карандаш, линейка, ластик, бумага. | |
2 | Перевод эскиза. Изготовление шаблона |
| Карандаш, линейка, ластик, картон, ножницы. | |
3 | Перевод шаблона на заготовку | Фото в презентации | Карандаш, шаблон. | |
4 | Выпиливание работы по контуру | Лобзик, перчатки | ||
5 | Шлифование основы работы | Наждачная бумага, перчатки | ||
6 | Перевод мелких деталей работы на основу | | Карандаш, копировальная бумага, канцелярские зажимы. | |
| | | | |
7 | Выпиливание мелких деталей работы Где шлифование? | Фото в презентации | Лобзик,перчатки. | |
8 | Шлифование мелких деталей | Наждачная бумага, перчатки | ||
9 | Упаковка | Картон, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш | ||
10 | Проверка качества и испытание изделия. | Готовая работа в сборке и упаковке |
11.Экологическое обоснование проекта
Как же эти пазлы делаются на производстве?
Деревянные пазлы создаются промышленными предприятиями на основе новейших технологий производства интеллектуальных игр. Для изготовления причудливых пазлов предприятиями используюется индивидуальное программное обеспечение, выводящее на древесину уникальные схемы реза. Автоматизированный лазерный сканер разрезает каждую головоломку, до миллиметров выверяя тонкие фигуры. Каждый рез вдохновлен героями и содержанием основного изображения и дополняет его, образуя картину в картине.
В создании пазлов они руководствуются принципами природосообразности и используют натуральную бумагу и березовую древесину, безвредный нетоксичный клей. Утонченные элементы из березового шпона с легким щелчком соединяются в красочные фигуры и сохраняют тепло человеческих рук. Магия сборки пазла дополнена нотами древесных ароматов. Все элементы обладают естественной текстурой светлого дерева.
Только представим себе, что всю жизнь древесина накапливает солнечный свет, и если внимательно присмотреться к спилу, можно увидеть те самые оттенки желтого и оранжевого, что мы видим, глядя на солнце. Поэтому деревянные пазлы так приятно держать в руках: они обладают удивительной текстурой, которая радует глаз и дарит ощущение солнечного тепла. И, конечно, чарующий аромат каминного дерева пронизывает каждую деталь пазла.
Именно с заботы об экологичности и началась моя работа над проектом. Я отказался от пластика, опасного для экологии, и в качестве основного материала для изготовления своего пазла использовал древесный материал - фанеру: она не оказывает негативного влияния на окружающий мир и не содержит химических соединений.
Я понимаю, что древесина – это очень ценный природный материал, поэтому всегда, при выполнении своих проектных работ, буду стараться оказывать минимальное влияние на окружающую среду. В процессе своей работы я использовал только нетоксичные материалы – сертифицированная фанера и бумага.
На основании вышеизложенного я считаю, что изготовление и использование настольной игры-головоломки пазл не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
12.Экономическое обоснование проекта
№ п/п | Наименование | Количество | Цена | Стоимость |
1 | фанера | 100х170 | Лист 400 руб | 15 руб |
2 | зажимы | 2 шт | - | - |
3 | наждачная бумага | лист | 17 руб | 17 руб |
4 | полотна для лобзика | упаковка – 20шт | 100 руб | 4 шт = 20 руб |
5 | надфили | Набор - 6шт | - | - |
6 | картон для шаблона и упаковки | - | - | - |
Итого | 52 руб |
13.Реклама
Пазлы повышают уровень хорошего настроения.
Всякий раз, с щелчком соединения деталей рождается эмоция:
«Вот это да!».
Сборка пазлов дарит особенное тактильное удовольствие.
Высокая культура досуга и традиций.
Собирайтесь за сборкой вдвоем, с друзьями, собирайтесь всей семьей!
Пазлы сближают даже незнакомых и говорящих на разных языках людей. Язык пазлов интернационален. Это просто стоит почувствовать, чтобы влюбиться безвозвратно.
Пазл – загадка, которую вам понравится разгадывать.
В каждой картине таятся сюрпризы, иллюзии или секреты. Подробно об этом нигде не написано, но найдя это,
вы будете в восторге.
Узнаваемые детали - как новый вид искусства.
Кружево пазлов - это индивидуальные работы.
Творческие. Художественные. Стилистически выверенные.
Пазлы - это обособленная уникальность каждого набора.
В деревянных пазлах живёт душа. Трепетная забота пронизывает каждую деталь. Насыщенные цвета, филигранно нарезанные элементы с точностью до миллиметра, чёткость линий и форм.
Здесь важно все!
От самобытных идей и оригинальной упаковки, до чарующего аромата древесины.
14.Самооценка выполненной работы
Положительные результаты работы над проектом:
1. Цель достигнута.
2. Материалы доступны.
3. Технология изготовления посильна.
4. Вписывается в круг потребностей, предъявленных к данному проекту.
5. Изделие гораздо дешевле, чем на рынке или в магазине.
6. Полученный опыт изготовления изделия пригодится в будущем.
7. Авторское решение в выборе формы и придании оригинальности изделию.
8. Не требуется инструкции по его применению.
Отрицательные результаты работы над проектом:
1. Могут быть проблемы, связанные с габаритными размерами изделия.
2. Могут быть проблемы в процессе изготовления, так как фанера слоистый материал и есть вероятность дефектов в слоях шпона.
3. В технологии изготовления есть проблемы, связанные с необходимостью постоянного удержания внимания во время выпиливания и соблюдения аккуратности, так как детали головоломки должны строго совпадать при сборке.
15.Заключение
Работа над проектом была полезной и увлекательной. Использованы навыки и умения, полученные с пятого класса при изучении разделов технологии, они закрепляют полученный опыт работы над изделием, прививают художественный вкус, способствуют общему развитию, доставляют много положительных эмоций. Данное изделие служит в качестве полезной вещи в моём доме. Приобретённая определенная подготовка является моим активом в конструкторской деятельности, а также уверенностью в том, что оформленные изделия ручной работы всегда привлекают людей с художественным вкусом.
Как результат, я добился в процессе проектирования решение всех поставленных задач:
Научился быстро и своевременно, использовать техническую документацию и интернет-источники в поиске вариантов изделий;
Находить различную техническую информацию;
В процессе работы над проектом я активно решал вопросы рационализации и изобретательства;
Достиг хороших технико-экономических показателей в результате выполнения проекта;
Своим решением смог создать условия, которые обеспечат помощь обществу, нашей школе в частности, в решении вопросов технического воспитания, развития у шольников любви к труду, творчеству и тяге к знаниям.
Выполняя свою работу, я выяснил, что работа с мелкими деталями в выпиливании развивает аккуратность, образное и логическое мышление, способность принимать сложные решения, формирует внимание и фантазию, терпение и усидчивость, а также укрепляет память и стимулирует творческий потенциал личности человека.
Убедился, что управляясь в работе с маленькими фрагментами работы, мои навыки в работе становятся более осмысленными и четкими.
Познакомился с различными видами головоломок и сделал вывод, что пазлы являются не только настольными играми, но также учат воспринимать связи между целой картинкой и ее фрагментами и помогают развить мелкую моторику, координацию движений и сенсорику.
16.Литература и Интернет-источники
https://tvorcheskie-proekty.ru
Учебник. Технология. В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко, 6 класс.