Настольно-напольная игра «Умникуб»
Настольно – напольная игра «Умникуб».
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности все еще продолжает оставаться сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.
Игра « Умникуб» представляет собой совокупность всех этих требований . Каждая грань куба посвящена игре по закреплению или изучению той или иной темы:
Знакомство с цветом – грань «Цветик – семицветик».
Эталонами являются цвета спектра, которые называются хроматическими, а так же белый, серый и черный цвета, носящие название ахроматических.
Знакомя детей с определенным цветом спектра (например, жёлтым), выясняли, что есть у нас в группе такого же цвета, как лепесток от цветика – семицветика (например, с помощью игр «Найди такой же по цвету, как..», «Цвет и форма»).
Через игровое упражнение «Я могу быть…» дети учились различать цвета и соотносить цвет своей одежды с объектами окружающего мира. (Воспитатель говорил : «Я могу быть ягодкой – у меня кофточка красного цвета. А кем или чем можешь быть ты?». Дети: «Я могу быть дорогой, у меня шорты чёрного цвета». Или: « Я могу быть солнышком – у меня желтое платье»). Непременным условием игрового упражнения, было – не повторятся в выборе объектов, и называть части одежды, которые имеют данный цвет.
В результате, у детей сформировались понятия основных цветов спектра, они узнавали, называли их, выделяли в ближайшем окружении.
Знакомство с величиной – грань « Звёздочки».
Величина – признак относительный, поэтому определение давали только относительно других объектов. Так, например, большая собака – это собака, величина которой больше величины других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.
В активный словарь детей были введены слова «большой», «средний», «маленький», «огромный», «гигантский», «крошечный», «такой же, как…». Дети научились сравнивать, прикладывая или накладывая, друг на друга образец – эталон и выбранный объект, выясняя, одинаковы ли они по величине. Научились строить предметные сериационные ряды, располагая объекты в убывающем или возрастающем порядке («Звезды»), устанавливали отношения между 2-3 рядами величин.
Знакомство с формой – грань « Весёлая геометрия».
В качестве эталонов формы использовали: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, куб, кирпичик, шар, треугольная призма, брусок. Сформировали понятие, что каждый объект имеет форму, соотнося объекты с эталонами (например, магнитофон имеет овальную форму, елка -треугольную, воздушный змей – форму ромба, учебная доска – форму прямоугольника, компьютерные диски – форму круга).
Кроме того из данных геометрических фигур дети составляли картинки, как по образцу, так и по замыслу.
Развитие мелкой моторики рук – грани «Шнурочки» и « Весёлые петельки».
В играх с шнурками, пуговицами и петлями развивается глазомер, внимание, происходит укрепление мышц пальцев и всей кисти руки ,а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга. Кроме того подобные игры способствуют развитию усидчивости.
Данная настольно – напольная игра увлекательна, познавательна. В неё можно играть как одному, так и нескольким детям одновременно, за счёт съёмных деталей и многофункциональности.