12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда21
0

Научно-исследовательская работа "Значение имен и фамилий в русской литературе"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»












Научно-исследовательская работа

«Значение имен и фамилий

в русской литературе»




Выполнила: Степанова Стефания

ученица 8 «А» класса

Руководитель: Большева Н.К.














г. Старая Русса

2020 год

Содержание


Введение. ……………………………………………………….. с. 3

Теоретическая часть.

Откуда и когда появились фамилии .............……………….. с. 5

Значение имени в русской литературе ……………………… с. 6

Говорящие фамилии и их роль в художественном произведении ………………………………………………………….………. с. 8

Практическая часть

Что знают учащиеся гимназии о говорящих фамилиях …… с. 9

Говорящие имена и фамилии в произведениях русских писателей .. с. 11

Заключение ……………………………………………………….. с.16

Список литературы ……..……………………………………….. с.17

Приложение ………………………………………………………. с.18








































Введение.


Цель:


выяснить, как выбор имени или фамилии литературного героя влияет на его характер.

Задачи:

изучить научную литературу, содержащую информацию о фамилиях и именах;

проанализировать литературные произведения;

выяснить, что означают имена и фамилии литературных героев;

рассмотреть, как фамилия или имя героя соответствует его характеру;

систематизировать собранный материал и создать презентацию для выступления.


Обоснование выбора темы:

Люди с древних времён старались использовать имена со смыслом – «говорящие» имена, которые выражали пожелания близких или отражали его происхождение и общественное положение. Эта традиция во многом сохраняется и сегодня. В литературе очень часто используется такой приём, который называется «говорящие фамилии». Через фамилию автор старается передать нам своё отношение к герою, дать ему косвенную характеристику, чтобы мы, даже едва познакомившись с персонажем, не читая произведение, могли догадаться, что он из себя представляет. А когда читаешь произведение и вдумываешься в его содержание, «говорящие» фамилии помогают глубже понять характер, привычки, поведение литературных персонажей. Я убедилась в этом, читая произведения Н.В.Гоголя «Ревизор», Д.И.Фонвизина «Недоросль». Эти писатели очень тонко и точно умеют «наградить» фамилиями своих героев. Но для исследования я выбрала произведения, при изучении которых на уроках литературы мы не рассматривали, какое значение имеет имя или фамилия героя для понимания его характера. Это рассказы Л.Н.Толстого «Муму», повесть И.С.Тургенева «Ася», романы А.С.Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка», рассказы А.П.Чехова «Хамелеон» и «Смерть чиновника».

Заинтересовавшись тем, как имя и фамилия связаны с сущностью человека, я провела небольшое исследование и решила поделиться своими находками.

Данный материал может быть полезен тем, кто стремится понять авторов и их героев из тех литературных произведений, которые изучаются в школе.


Объект исследования: фамилии и имена героев.


Предмет исследования: литературные произведения.


Гипотеза:

Если проанализировать фамилии и имена литературных героев, то можно понять характер и объяснить поступки героев.


Методы исследования:


Анализ теоретических источников;

Наблюдение;

Описание;

Абстрагирование (отбор нужного материала);

Анализ и синтез.


































Теоретическая часть

Откуда и когда появились фамилии.

Значение слов родословная и семейная фамилия сильно связаны между собой и каждый современный уважающий себя человек должен знать историю своей фамилии и своего рода, а также знать свое родословное древо. Само слово Фамилия переводится с латинского языка как «семейство», она указывает на определенную общность людей, входящих в одну семью, но это касалось не только прямых членов и хозяев семейства, но и их рабов. Именно рабы впоследствии и получали фамилию своих господ, что являлось символом принадлежности к данному роду, сегодня же это понятие является только наследственным именованием, которое прибавляется к личному существующему имени человека.

Любая фамилия состоит из корневой общей части, которая является основой, эта часть обычно имеет свое лексическое определенное значение и свои уникальные корни. Большая часть их происходит от данного человеку прозвища, а также от профессии или занимаемой должности, к примеру, Купцов происходит от купеческого рода, а Мельник от работников на мельнице и так далее. Кроме основы фамилия включает в себя определенные приставки, суффиксы и окончания, которые в основном обозначают слово сын либо дочь, то есть во многих странах мужские и женские родовые имена различаются.

Фамилии на Руси появились позже, чем в Европе и в основном они происходят от отчества одного из предков. Самыми первыми у нас получили фамилии жители Великого Новгорода, которые первыми переняли этот важный обычай от Литовского княжества. Далее фамилии стали получать московские бояре и князья, а затем эта традиция распространилась примерно в 14-15 веке и по всей Руси. Это касалось только знатных и именитых людей, но до начала 18 века большая часть общего населения России фамилий так и не имела, данная ситуация продолжалась вплоть до 1861 года, когда было отменено крепостное право на Руси.

Очень часто стали даваться церковные фамилии, образованные от религиозных праздников, церковных прозвищ или имен святых. Зачастую они происходили еще от названия местности где жил человек, а также от имени деда, но чаще всего от профессии человека, например, гончар становился Гончаровым, мельник Мельниковым, а торговец Торговцевым. Очень занимательны фамилии, произошедшие от прозвищ, к примеру, если ранее у человека было прозвище Слон, то он становился затем Слоновым, а если было прозвище злой, то Злобиным. Самые старые фамилии на Руси имели корни, идущие из языческих времен, когда церковных имен просто еще не было, так появились Чертов, Домовухин, Русалкин, Бесов или Язычников и Угомонов.


Значение имен в русской литературе.

Так уж случилось, что в рамках традиционной науки вопрос и влиянии имени человека на его жизнь и судьбу принято относить к разряду досужих домыслов, либо и вовсе к шарлатанству. Но почему же тогда даже самый просвещенный скептик, выбирая имя для собственного ребенка, все же старается выбрать из огромной массы имеющихся имен наиболее красивое и благозвучное?.. Просто он на подсознательном уровне желает своему ребенку благополучия.

На самом же деле о связи имени человека и его личности догадывались еще в древности. Ведь имя – это слово, а оно с древних времен имеет над человеком огромную власть. Считается, что слово находится на границе тонкого невидимого мира и мира материального. Слово имеет свою энергетику и заключает в себе определенную идею. А идеи, по мнению некоторых древних философов, например, Платона, существуют сами по себе, независимо от человеческих представлений. Человек не изобретает их, он лишь получает к ним доступ. Имя по своей сути является выражением различных идей.

Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад. В Библии сказано, что Адаму была дарована Богом власть давать имена окружающим предметам, т.е. он обрел способность через звуки раскрывать суть вещи.

Постепенно из названий выделились те, которые были наиболее важны для жизни и духовного развития человека. Эти названия обладали огромным потенциалом связанной с ним энергии. Они-то – названия стихий, идей, каких-либо человеческих качеств – стали именами собственными, которыми начали наделять людей. Получив имя, человек закрепляет за собой определенный тип личности, ее основные черты.

Сегодня, размышляя над прошлым, поражаешься однородности характеров и свойств личностей, носителей одного и того же имени. Словно неведомая нить связывает их друг и с другом на протяжении многих веков. Неведомое, именуемое судьбой, как бы заготовило для каждого имени печать и налагает ее на людей на протяжении исторической жизни народов.

Если мы обратимся к литературе, то художественные типы (образы) – это глубокие обобщения действительности; хотя и подсознательные, но чрезвычайно общие и чрезвычайно точные наведения. Художественный тип сгущает восприятие и потому правдивее самой жизненной правды и реальнее самой действительности. И поэтому мы считаем, что объявление всех литературных имен произвольными и случайными, субъективно придумываемыми, и условными знаками типов и художественных образов было бы вопиющим непониманием художественного творчества. «Кто вникал, как зачинаются и рождаются художественные образы, тому ясно, что объявить имена случайными кличками, а не сосредоточенными ядрами самих образов, - все равно, что обвинить в субъективности и случайности всю словесность как таковую, по самому ее роду», - считал философ Павел Флоренский.

Итак, несомненно, что имя является тончайшей нитью, посредством которой объявляется духовная сущность произведения. Пространство же художественного произведения, этот замкнутый в себе мир возникает через отношения к духовной сущности. Поэтому в сложной системе взаимно поддерживаемых наименований, образующих пространство литературного произведения, должно быть, наконец, последнее или последние, которыми сдерживается вся система и через которые энергия духовной сущности питает и животворит всю систему. Нет сомнения, что имена являются сутью категории познания личности, потому что в творческом воображении имеют силу личностных форм.



































































Говорящие фамилии и их роль в художественном произведении.


Собственные имена и прозвища занимают важное место в лексическом составе языка. Ономастические имена, вводимые в структуру художественного произведения, в качестве важнейших элементов средств выразительности органически связаны с содержанием произведения: «Под стилем художественного произведения условимся понимать систему языковых средств, целенаправленно используемых писателем в литературном произведении, являющемся искусством слова. В этой системе все содержательно, все элементы стилистически функциональны. Они взаимообусловлены и органически связаны с содержанием. Эта система зависит от литературного направления, жанра, темы произведения, структуры образов, творческого своеобразия художника. В этой системе все элементы подчинены одной цели – наиболее удачному выражению художественного содержания произведения»

Выдуманные имена, прозвища, названия титулов в качестве средств типизации оказывают неоценимую помощь писателям, которые используют их как самые значительные средства типизации. Например, мастера сатиры, стремясь заклеймить отрицательные образы, подбирают такие имена, которые с самого начала изобличают низменную сущность, низкий общественный «рейтинг» этих персонажей. Все это играет значительную роль в создании обобщенного образа сатирического типа.

Таким образом, в художественном произведении собственные имена выполняют не только номинативно-опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.


















Практическая часть


Что знают учащиеся гимназии о говорящих фамилиях.


Чтобы определить, что знают учащиеся гимназии (ученики 8А и 8Б классов) о средстве говорящие фамилии, используемом в художественных произведениях, я провела анкетирование. В опросе принимало участие 59 человек.

Результаты опроса показали, что учащиеся знают средства для раскрытия литературных образов:


Говорящие фамилии – 69%;

Поступки – 65%;

Портрет – 61%;

Речь – 55%;

Обстановка (интерьер) – 33%;

Пейзаж – 5%.


На вопрос «Что такое говорящие фамилии?» больше половины опрашиваемых ответили верно: это фамилии, по которым можно догадаться, что собой представляет литературный герой (86%).

На вопрос «Назовите произведения, в которых автор использует прием говорящих фамилий» анкетируемые ответили следующим образом:


Н.В.Гоголь «Ревизор» - 47%;

Д.И.Фонвизин «Недоросль» - 30%;

Л.Толстой «Кавказский пленник» - 7%;

Не помню - 11%;

Не знаю – 5%.


На вопрос «Назовите героев с говорящими фамилиями» учащиеся ответили так:

Митрофанушка – 52%;

Хлестаков – 44%;

Скотинин – 29%;

Ляпкин-Тяпкин – 22%;

Простакова – 19%;

Земляника – 10%;

Жилин – 5%;

Костылин – 5%.


К сожалению, не всех героев из произведений Н.В.Гоголя и Д.И.Фонвизина назвали.

Дать объяснение говорящим фамилиям смогли только 61% восьмиклассников.


Митрофанушка – похожий на мать – 48%;

Хлестаков – завирается, хлещет – 40%;

Скотинин – злой, жестокий, как зверь; любит только скот – 16%;

Ляпкин-Тяпкин – делает кое-как, от слова «тяп-ляп» – 19%;

Простакова – простая, глупая, тупая – 15%

Земляника – в насмешку – 6%;

Жилин – сильный, жилистый, смелый – 5%;

Костылин – от слова «костыль», слабый, нерешительный – 5%.


83% учащихся хотели бы узнать, у каких героев есть говорящие имена и фамилии и что они означают.
























Имена, имена, имена – 
В нашей речи звучат неслучайно:
Как загадочна эта страна – 
Так и имя – загадка и тайна.
В этой жизни, а может и в той,
Под земною звездою небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
А.Бобров. «Имена»


Имена и фамилии литературных героев в их судьбе.


С древнейших времен известно, что имя имеет серьезное влияние на характер и судьбу его обладателя.

Фамилия каждого человека имеет определенное происхождение. Чаще всего история фамилии связана с судьбой, характером или деяниями ваших предков.

Я решила узнать так ли это. Для исследования взяла литературные произведения, которые не были названы в анкетах, и решила проследить, соответствуют ли имена и фамилии литературных героев их характеру и поведению.

Я взяла имя Мария – одно из самых благоприятных имен, его обладательница всегда найдет свою дорогу и займет свое место в жизни. В словаре имен написано, что характер Марии раскрывается окружающим далеко не сразу, его не видно на первый взгляд, словно и нет вовсе, так как обычно она сдержанна в выражении чувств и не очень разговорчива. Даже самые близкие люди могут о ней ничего не знать, она долго остается для них загадкой. Она кажется всегда ровной, спокойной, приветливой, от этого сдержанного и послушного существа не ожидают ничего особенного, но когда придет время, Маша покажет себя.

Скромная, тихая, робкая – таково первое впечатление о Маше Мироновой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». По словам матери, Маша – трусиха, боявшаяся даже ружейного выстрела. Жила Маша замкнуто, одиноко: у нее не было подруг.

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьёй, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. Вот здесь и проявился настоящий характер Маши. Ее невозможно сломить, Маща готова умереть, чем стать женой Швабрина, который ей неприятен.

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева. " Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: "Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его". Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки, нашедшей в себе силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания ни в чем не виновного жениха. Испытания, выпавшие на долю девушки, воспиты­вают в ней стойкость и мужество. 

Девушка по имени Мария склонна к самопожертвованию. Несчастья литературной Марии чаще всего заключаются в разлуке с любимым по вине родителей. Например, Маша Троекурова из произведения А.С.Пушкина «Дубровский» была выдана замуж за князя Верейского, старого, но богатого человека, против ее воли. Так решил Кирилла Петрович, потому что считает, что счастье – в знатности и богатстве. Тяжело воспринимает Маша свое замужество. Против ее воли наряжают героиню в свадебное платье, везут в церковь, венчают с Верейским. Родительский произвол делает Маш несчастными, Машам приходится страдать.

Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей?

Девушки с этим именем возбудимые и восприимчивые. Они чувствительны ко всему, что их окружает. Их интерес к миру поистине не знает границ. Пожалуй, они слишком серьезно относятся к жизни и несколько идеализируют ее. Ася – неутомимая выдумщица, монотонность жизни раздражает ее. Любовь занимает у нее не последнее место в жизни, и при сильной сердечной привязанности она не будет считать зазорным отбросить строгие нравственные принципы и первая признается в любви.

Этими чертами обладает героиня И.С.Тургенева. Ася – дочь крепостной крестьянки и помещика. Мать воспитывала ее строго. Попав после смерти матери в дом отца, Ася чувствует себя неловко, ей все непривычно, она не умеет вести себя в обществе. Ей приходится учиться жить по-новому, она как бы рождается вновь. Теперь она барышня, а не крестьянская дочь, но иногда крестьянское происхождение дает себя знать. Ася понимает двойственность своего положения. Ее мучат противоречия. Она решила ни в чем не уступать барышням высшего общества. Она взрослеет на наших глазах.

. Ее запросы к жизни одновременно и велики, и просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Ее внимание привлекают люди простые, она сочувствует и в то же время завидует им. Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: «Вот бы пойти с ними».

Имя Ася соответствует ее внутреннему миру, а настоящее имя Анна – внешнему облику. Ася миловидная и красивая, с нежной и лиричной натурой. Она не может не нравиться, в ней есть что-то особенное: небольшой тонкий нос, детские щечки, черные, светлые глаза, сложена грациозно.

Оксана. Обладательница этого имени упряма, настойчива, самолюбива, амбициозна. Стремится быть в центре внимания. Ее мечты необыкновенны, о чем можно догадаться по неожиданным поступкам Оксаны. Поведение непредсказуемо.

Читая эту характеристику, я сразу вспомнила Оксану из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством». В начале произведения это легкомысленная, избалованная, насмешливая девушка, любящая любоваться на себя в зеркале. Кузнец Вакула влюблен в нее и надеялся, что красавица Оксана полюбит его. Но гордая Оксана только издевалась и смеялась над ним. Ей нравилось, что кузнец так сильно любит её и готов выполнить любое её желание. А однажды заявила перед подругами: «Будьте все вы свидетельницы, если кузнец Вакула принесёт мне те самые черевички, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тотчас же за него замуж».     Только, когда кузнец попрощался с нею, Оксана призадумалась. Она поняла, что слишком жестоко поступила с ним. Произошло то, что так долго добивался кузнец. Оксана полюбила его. «На сердце у неё столпилось столько разных чувств, одна другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо её выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах»..

Мне захотелось узнать, что означает имя Вакула, подходит ли оно герою. Вакула означает «предрасположенность к жизни подвижника». Человек способен на жертву ради любимого человека. Как следствие – необходимость объекта обожания, к чьим ногам он готов «бросить весь мир». А иначе жизнь не будет иметь смысла. Религиозен.

Вакула-кузнец — простой, добродушный парень. Он самый набожный на селе. Вакула влюблен в капризную красавицу Оксану. Та в насмешку требует добыть для нее черевички, какие носит сама царица, — иначе не выйдет замуж за Вакулу. Кузнец бежит из села с намерением никогда в него не возвращаться, случайно прихватывает мешок, в который его мать спрятала ухажера-черта. С помощью черта Вакула оказывается в Петербурге, проникает во дворец и выпрашивает у Екатерины Великой царские черевички. Черевички доставлены, свадьба состоялась. Вакула борется за свое счастье и побеждает, успешно преодолевая любые препятствия. Побеждает он благодаря твердости своего характера, энергии и находчивости, упорству и уверенности в своих силах.

Я решила узнать, соответствует ли имя Герасим герою рассказа И.С.Тургенева «Муму».

В переводе с древнегреческого «Герасимос» - «уважаемый».
Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, но нередко сам становится жертвой своей доброты. Судьба не делает Герасиму подарков. В имени Герасим хорошо сочетаются добродушие и твердость характера. У Герасима ранимая душа. Трудолюбив.

А теперь обратимся к тургеневскому герою. Это человек необыкновенной силы, трудолюбивый, добрый, отзывчивый, к сожалению, глухонемой с рождения. Угрюмый с виду, замкнутый, Герасим душою лас­ков и добр. Влюбленный в Татьяну, он всячески стара­ется обратить на себя ее внимание: то подарок ей сде­лает, то расчистит перед ней дорогу, то просто мило ей улыбнется. Особенно ярко эти качества Герасима проявились в его отношении к бедному щенку. Муму оказалась единственным существом, которое на его ласку отвечало взаимностью.

Герасим – человек неконфликтный, но если его обидеть, то остановить нельзя. Герой выполнил приказ барыни-самодурки: утопил Муму. Расстаться с любимым другом — решение, продиктованное отчаянием и безысходностью. Утратив Муму, Герасим покидает деспотичную хозяйку, протестуя тем самым против жестокости и самодурства.

Я рассмотрела не только имена литературных героев, но и фамилии. Часто в своих произведениях А. П. Чехов использует такие имена и фамилии, которые отражают манеру поведения, внутренний облик героя, его поступки.

Возьмем рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя. Почему Очумелов? Может быть, потому, что, очумев, растерявшись, герой не знает, что ему делать, на что решиться. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар. У меня фамилия Очумелов вызывает следующие ассоциации: чумной, глупый, невежественный, не способный понимать истинные причины событий.

Фамилия Хрюкин скорее всего происходит от прозвища, связанного с названием известного домашнего животного. Хрюкать – кричать по-поросячьи. Хрюша – это замарашка и плакса. Не случайно чеховский Хрюкин жалуется на щенка, укусившего его за палец. Хрюкин уже немолодой мужчина, но ведет себя несоответственно своему возрасту, не по-человечески. От скуки он издевается над беззащитным животным, за что и поплатился – щенок его укусил.

Рассмотрим еще один рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника», где автор использует прием говорящих фамилий.

Червяков. Фамилия говорит сама за себя. Человек не представляет из себя ничего: мал, жалок, его можно без усилия раздавить, а самое главное он такой же не приятный, как фамилия.

Фамилия Бризжалов тоже не вызывает приятных ощущений. Вызывает впечатление о брюзге, человеке, который постоянно ругается, брызжет слюной от гнева.

Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия?

Посмотрим на значения имён. Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия. Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия. Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (И.В.Даль). Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (И.В.Даль). Почему такой выбор? Иван. Бог даровал жизнь герою. Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает. Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается. Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

Иван Дмитриевич Червяков отправляется в театр, где случайно чихнул. Такой конфуз может произойти с каждым человеком. Но вот незадача – он обрызгал лысину генерала Бризжалова. Червяков просит прощения, но Бризжалов лишь махает рукой – пустяки! В перерыве он отыскивает генерала Бризжалова и извиняется опять. Генерал отмахивается: «Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же!». На следующий день Червяков идет объясниться к генералу, что чихнул без всякого злого умысла. Но генерал занят, в спешке говорит, что смешно извиняться за такое. Вечером чиновник пишет письмо Бризжалову, но ничего не получается. Червяков вновь отправляется в генеральскую приемную для беседы. Увидев надоедливого посетителя, Бризжалов затрясся и гаркнул «Пошел вон!!!». Тогда в животе у несчастного Червякова что-то оборвалось. В беспамятстве чиновник вышел из приемной, добрел до дому и «не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».





























Заключение.


Итак, я поставила цель выяснить, как имя и фамилия литературного героя соответствуют его характеру и поведению.

Изучая связь между художественными образами и их именами, я поняла, что она очень тесная. В художественной литературе внутренняя необходимость имен не меньше, чем образы. Хотя можно предположить, что эти образы не что иное, как имена в развернутом виде. Художественные образы – это своего рода способ самораскрытия имен в произведении.

Читая то или иное произведение, мы невольно задаем себе вопрос: почему же автор дал своим персонажам именно такие имена? Проведя работу над изучением значения имен в литературе, я пришла к выводу, что писатели, давая имена героям, прежде всего, основываются на их значении. Автор никогда не назовет персонаж бездумно. Это целая наука, постичь которую удается не каждому.

Я рассмотрела произведения выдающихся русских писателей (А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С Тургенева, А.П.Чехова) и ни в одном из них не нашла подтверждение тезису, что все имена и фамилии героям даны «просто так». К тому же персонажи, носящие одно и тоже имя, но живущие в разных произведениях, носят на себе одинаковый отпечаток судьбы. У них схожи действия, мысли. Их судьбы очень схожи, нужно только повнимательнее приглядеться к ним.

Я считаю, что авторы сознательно выбирают имена и фамилии будущим художественным образам, строя на этих образах литературное пространство, без которого не может жить ни одно произведение.

Проанализировав ряд произведений, я пришла к выводу, что это одно из средств раскрытия литературного образа и имя собственное несет свою энергетику и влияет на жизнь и судьбу человека. По фамилии и имени читатель может предугадать характер героя произведения.

Закончить свою работу я хочу стихотворением З.Гиппиус;

Безумные годы совьются во прах,
Утонут в забвенье и дыме.
И только одно сохранится в веках
Святое и гордое имя.






\



Список литературы.


Горбаневский М.В. В мире имен и названий. Изд. 2-е. М., 1987.

Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974

http://names.neolove.ru/female/12/414.html

http://www.gorockop.ru/taina_imemi/marija.htm

http://www.alltaro.ru/names/women/Mariya.html

http://www.owoman.ru/names/1186.html

http://www.alltaro.ru/names/women/Oksana.html

http://names.neolove.ru/female/14/429.html

http://znachenie-tajna-imeni.ru/znachenie-imeni-Vakula

http://www.imenator.ru/mujskie/imena/gerasim

http://1001goroskop.ru/imena/?znachenie-imeni/gerasim

http://www.owoman.ru/names/1143.html

http://mamapedia.com.ua/znachenie-imeni/women-names/asya.html

http://www.alltaro.ru/names/women/Anna.html

http://names.neolove.ru/last_names/23/che/chervjakov.html
























Приложение.



Анкета.


Какие приемы используют писатели для раскрытия литературного образа?

Что такое говорящие фамилии?

Назовите произведения, в которых автор использует прием говорящих фамилий.

Назовите героев с говорящими фамилиями. Дайте объяснения этим фамилиям.

Хотите узнать о героях с говорящими фамилиями и именами?



18


Автор материала: С. Степанова (8 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.