12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Галина49
Россия, Московская обл., Домодедово

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1



Муниципальный фестиваль учебно-исследовательской и проектной деятельности «Любимый город Домодедово»




Направление: физико-математическое

Секция: физика



Тема: «Шумовое загрязнение»





Автор работы: Иванов Ярослав, 9 «Г» класс

Научный руководитель:

Кузнецова Галина Юрьевна

учитель физики МАОУ Домодедовской СОШ №1




Домодедово 2024 год


Содержание.

Введение ……………………………………………………… 2

Цель работы……………………………………………………3

Объект исследования. ……………………………………….. 3

Продукт……………………………………………………….. 3

Гипотеза………………………………………………………. 3

Задачи. …………………………………………………………3

Описание проекта…………………………………………….. 3

1.Шум. Источники шума…………………………………….. 3

2. Влияние шума на организм человека……………………. 4

3. Шумомер…………………………………………………….6

4. Мероприятия по борьбе с шумом………………………….7

Измерения уровня интенсивности звука в

школьном помещении……………………………………. 7

Заключение…………………………………………………….9

Список использованной литературы…………………………11


Введение

С самого рождения человек попадает в мир звуков. Младенец имеет заложенный генами акустический активный голосовой аппарат. Только когда человек утрачивает способность воспринимать звуки, он начинает понимать всю ценность и красоту огромного «акустического» мира, который его окружает.

В настоящее время доказано, что шум – это общебиологический раздражитель, то есть он оказывает воздействие не только на орган слуха, но и на весь организм в целом. В первую очередь влияние шума сказывается на структурах головного мозга, что вызывает неблагоприятные изменения в функциях различных органов и систем

Цель работы: Изучить природу звука и шума, раскрыть сущность связанных с шумовым загрязнением, и разработать меры борьбы с ним.

Объект исследований: Помещения в школе и прилегающая к ней территория

Предмет исследований: шумовое загрязнение различных участков, звукоизолирующие свойства различных материалов.

Продукт: научно-исследовательский проект.

Гипотеза: уровень интенсивности звука в помещении школы не всегда соответствует нормам, значит есть вероятность неблагоприятного воздействия на находящихся в ней людей. Если использовать звукоизолирующие материал, то возможно снизить уровень шума в помещении.

Задачи:

Узнать что такое: шум, источники шума.

Изучить влияние шума на организм человека, ознакомившись с соответствующей литературой.

Изучить прибор шумомер.

Измерить интенсивность звука в школе и за ее пределами сравнить ее с нормативами.

Сформулировать пути решения проблем, связанных с шумом в помещении школы.

Описание проекта: научно-исследовательская работа по физике.


Шум . Источники шума.

Шумовое загрязнение - это наличие избыточного, нежелательного или мешающего звука в окружающей среде. Оно возникает из-за различных источников шума, таких как дорожный транспорт, промышленные установки, строительные работы, музыкальные мероприятия, бытовая техника и другие источники. Шумовое загрязнение может иметь негативное воздействие на здоровье и благополучие людей, включая проблемы с сном, стресс, снижение концентрации, проблемы со слухом и другие побочные эффекты. Контроль и снижение шумового загрязнения являются важными задачами для сохранения качества жизни и здоровья людей.

Громкость звука — субъективное восприятие силы звука.

Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук, частоты которых лежат в пределах от 1000Гц до 5000Гц. Громкость звука зависит от его длительности и от индивидуальных особенностей слушателя. Также на громкость звука влияют его спектральный состав, локализация в пространстве, тембр, длительность воздействия звуковых колебаний, индивидуальная чувствительность слухового анализатора человека и другие факторы.

Единицей абсолютной шкалы громкости является сон. Громкость в 1 сон — это громкость непрерывного чистого синусоидального тона частотой 1 кГц, создающего звуковое давление 2 мПа.
Так же за единицу громкости звука принят бел (в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона) - это логарифм отношения мощности звука к начальной мощности, отвечающей порогу слышимости: громкость звука равна 1 Б, если его мощность в 10 раз больше порога слышимости.

B=lg p1/p2 или L= Lg(I/I0)

L – уровень громкости звука

I – интенсивность звука

I0 – интенсивность громкости звука, принятая за исходную Уровень шума чаще всего измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления - децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б

Влияние шума на организм человека

Влияние шума на организм человека может быть значительным. Вот некоторые основные аспекты и последствия:

1. Слуховое здоровье: Длительное или повышенное воздействие шума может привести к временному или постоянному ухудшению слуха, шуму в ушах (тиннитусу) и другим проблемам со слухом.

2. Физическое здоровье: Шум может вызывать физическое напряжение, повышение артериального давления, учащение сердечного ритма и секрецию стрессовых гормонов. Повышенный уровень стресса может быть связан с различными заболеваниями, включая сердечно-сосудистые проблемы.

3. Психологическое благополучие: Шум может вызывать раздражение, утомляемость, затруднения с концентрацией, снижение продуктивности и способности сосредоточиться. Он также может вызывать стресс, тревогу, раздражительность и нарушения сна.

4. Сон: Шум может нарушать сон, приводить к пробуждениям во время ночи и снижать качество сна. Это может вызывать дневную сонливость, ухудшение настроения и ухудшение когнитивных функций.

5. Развитие детей: Дети более чувствительны к шуму, и постоянное воздействие шума в школе или дома может негативно сказываться на их развитии, учебных успехах, внимании и поведении.

В целом, длительное и интенсивное воздействие шума может иметь негативные последствия для физического и психологического здоровья человека. Поэтому важно принимать меры для снижения шумового загрязнения в окружающей среде и создания комфортных условий для жизни и работы.

Таблица№1

(Реакцию организма человека на некоторые виды шума):

Источники шума

Уровень шума (дБ)

Действие на организм человека

Листва, прибой.

Средний шум в квартире, классе

20

40

Успокаивает. Гигиеническая норма

Шум внутри здания на магистрали

Телевизор

Метро

Кричащий человек

Мотоцикл

60


70

80

80

90

Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль

Плеер

Отбойный молоток

Реактивный двигатель

Шум на дискотеке

144

120

130-150

100-150

Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте


Шумомер

Шумомер - это прибор для измерения уровня шума в окружающей среде. Он используется для определения интенсивности звукового давления и выражается в децибелах (дБ). Шумомеры обычно имеют различные режимы измерения и функции, такие как среднее значение, пиковое значение, временные весовые характеристики и фильтры октавных полос. Они широко применяются в различных областях, включая инженерию, медицину, экологию и охрану труда. Изучим устройство шумомера.

t1717581452aa.jpg

Шумомер в телефоне - это приложение, которое использует встроенный микрофон в смартфоне для измерения уровня шума. Оно позволяет оценить интенсивность звукового давления в окружающей среде и выразить ее в децибелах (дБ). Шумомеры в телефонах могут иметь различные функции, такие как отображение текущего уровня шума в реальном времени, запись и сохранение данных, установка предельных значений и предупреждений. Однако стоит отметить, что точность измерений шумомера в телефоне может быть ограничена и зависит от качества встроенного микрофона и алгоритмов обработки звука в приложении.

Мероприятия по борьбе с шумом.

Борьба с шумом включает ряд мероприятий, направленных на снижение уровня шума и защиту людей от его вредного воздействия. Вот некоторые из них:

1 . Законодательство и нормативы: Разработка и строгое соблюдение нормативов по уровню шума в различных областях, таких как промышленность, транспорт, строительство и домашняя среда.

2. Инженерные решения: Применение технических мер, таких как звукопоглощающие материалы, звукозащитные экраны, шумопоглощающие покрытия и изоляция для снижения распространения шума.

3. Планировка городской среды: Разработка городских планов, учитывающих аспекты шума, включая размещение промышленных объектов, дорог и жилых зон.

4. Образование и информирование: Проведение образовательных программ и кампаний, направленных на повышение осознанности общества о проблеме шума, его влиянии на здоровье и способы его уменьшения.

5. Технические инновации: Разработка новых технологий и материалов, способных снизить шумовую нагрузку, таких как более тихие двигатели и транспортные средства, звукопоглощающие покрытия и акустические системы.

6. Индивидуальная защита: Использование индивидуальных средств защиты от шума, таких как наушники или беруши, для снижения воздействия шума на отдельных людей.

Все эти мероприятия могут быть эффективными в борьбе с шумом и создании более комфортной и безопасной среды для жизни и работы.


Измерения уровня интенсивности звука в школьном помещении

Нами были установлены источники звуков и шумов в школе. Мы произвели измерение уровня шума на уроках в старших и младших классах, во время перемен, в столовой, возле электрического звонка, в актовом зале. Для измерений применялся мобильный телефон. Результаты исследования представлены в таблице.

Уровень шума на уроках:

Предмет

Норма

В начале урока

В середине

В конце

Отклонение от нормы

Алгебра

40(44)

45

40

50

5-10

Физ-ра

55

60

75

80

15-20

История

40

35

60

45

5-5

Вывод: В начале урока уровень шума выше нормы. Причина-в начале урока переход к рабочей атмосфере, в конце урока – рассеянное внимание, усталость, ожидание перемены. Основной шум-звук речи: тихий шепот- 10 дБ, умеренный шепот- 20 дБ, громкий шепот - 40дБ, громкая речь- 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный.

t1717581452ab.jpg2.Уровень шума на перемене: (норма 46-58 дБ.)

Начало перемены

Середина перемены

После звонка

75

65

70

72

70

69

76

75

70

Вывод: При норме 45-60 дБ уровень шума в начале перемены и конце-интенсивный. Уровень шума на переменах в младших классах выше, чем у старшеклассников.

3.Уровень шума в столовой: (норма 58 дБ)


В начале

В середине

В конце

65

60

70

70

61

65

68

56

72


t1717581452ac.jpg


Вывод: Уровень шума при входе в столовую выше нормы. Дети громко разговаривают, перекрикиваются, гремят посудой. В середине: шум стихает, речь тише, звук столовых приборов. В конце приема пищи дети начинают громко разговаривать, греметь посудой, стульями, уровень шума в столовой выше от нормы на 15-20 дБ.

t1717581452ad.jpg4.Уровень шума в раздевалке: (норма 46-58 дБ)

При входе

При выходе

70

65

72

68

69

65

Вывод: При входе в раздевалку дети громко разговаривают, шумно переодеваются. Уровень шума выше нормы на 10 дБ.

5t1717581452ae.jpg .Уровень шума в актовом зале: (норма 50-58 дБ)

В начале

В середине

В конце

70

42

68

75

40

70

69

42

65

Вывод: Уровень шума в актовом зале выше нормы в начале и конце урока. Причина- громкая речь, топот. Но звук заглушен акустическими материалами на стенах.

Данные измерений говорят о том, что в школе присутствуют звуки и шумы с различным уровнем интенсивности. Некоторые из них превышают допустимые санитарные нормы: шум на переменах, на мероприятиях, крик, музыка в актовом зале, звучание звонка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шt1717581452af.jpg умовое загрязнение является серьезной проблемой, которая оказывает отрицательное влияние на здоровье и благополучие людей. Оно может вызывать стресс, снижать концентрацию, нарушать сон и повлиять на общее качество жизни.

t1717581452ag.jpg Необходимо проводить мониторинг уровня шума для оценки его воздействия на окружающую среду и здоровье людей. Это поможет определить наиболее проблемные зоны и разработать эффективные стратегии по снижению шумового загрязнения.

Оt1717581452ah.pngt1717581452ai.jpg бразование и осведомленность населения о проблеме шумового загрязнения являются важными факторами для повышения осознанности и принятия мер по снижению шума.

Внедрение зеленых технологий, разработка шумозащитных систем и организация зон отдыха вблизи шумных источников могут содействовать снижению шумового загрязнения.

Шt1717581452aj.jpg умовое загрязнение является глобальной проблемой, и сотрудничество на международном уровне необходимо для обмена опытом, разработки стандартов и решения общих проблем.


В целом, шумовое загрязнение требует серьезного внимания и принятия мер для его снижения во благо здоровья и качества жизни людей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Метрологические аспекты. В 2-х Т./Под ред. Исаева Л.К. Т.1. – М.: ПАИМАС. 1997. – 512с.

Звуковые волны шума. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://msk.edu.ua/ivk/Fizika/Konspekt/Zvuk.php

Физические поля и безопасность жизнедеятельности/ А.В. Гордиенко. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат. –2006.

Шум как экологический фактор// Физика в школе. – № 7. –2005.

Шумомер. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tehpribory.ru/glavnaia/pribory/shumomer.html

Шумотека. Библиотека звуков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aragor.ru

Автор материала: Я. Иванов (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.