Наука в лицах
Автор публикации: Н. Сарапулова, ученица 7А класса
ДОКЛАД
«Наука в лицах»
Сергей Павлович Королев
ученица 7 класса
Сарапулова Наталья
учитель технологии:
Костюшина Алёна Вадимовна
"Он и был озабочен, когда смотрел в небо. Там, в небе, была его работа. Когда из солнечного кома огня поднималась космическая ракета, он не был сторонним наблюдателем. В эти короткие секунды укладывалась вся жизнь его, страсть его, боль неудач, и восторг перед мощью человека, и горячая волна благодарности людям"
(Я. Голованов в воспоминаниях о С. Королеве)
Сергей Павлович Королёв характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства – эру освоения космического пространства, первый спутник земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем академика Сергея Павловича Королева, первого Главного конструктора ракетно-космических систем.
Самая характерная черта Королева – громадная энергия. Этой энергией он умел заражать окружающих. Он был человеком очень решительным, часто довольно суровым. Королев – это сплав холодного рационализма и мечтательности. Сергею Королеву больше, чем кому-либо другому, принадлежит заслуга в том, что космический век стал реальностью.
Сергей Королёв - гениальный конструктор, ученый, организатор, летчик, поэт. Первопроходец, открывший эпоху освоения космоса. Его настоящее имя стало известно только после его смерти. При жизни для всех, кроме узкого круга посвященных, он был безликим «К. Сергеевым». Королев заложил стратегические основы российской космонавтики. Благодаря ему наша страна теперь – великая космическая держава. Он автор главных научно- технических открытий ХХ в. – межконтинентальных баллистических ракет, искусственных спутников, полетов на «Востоке», «Союзах» и др. Его планы по освоению ближнего и дальнего космоса простирались до Марса и Венеры. Его «голубой мечтой» было высадить людей на Марс.
Сергей Павлович родился в Житомире, в учительской семье. Тягу к авиационной технике проявлял еще в школьные годы, увлекался планеризмом. Учился в строительной школе, Киевском политехническом институте по профилю авиационной техники, Московском высшем техническом училище. Уже во время учебы он получил известность как молодой способный авиаконструктор за спроектированные им летательные аппараты «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4. В 30-е годы под влиянием трудов К. Циолковского и Ф. Цандера он буквально заразился идеей межпланетных полетов. Свои первые проекты он создавал в подвале.
Осуществлять перевозку прадедов «Востоков» и «Союзов» к месту дислокации приходилось в трамвае. Уже тогда было ясно, что Королев – гениальный изобретатель. Однако в 1938 г. по доносу, что его гениальные изобретения якобы отвлекают средства из бюджета, он был арестован и предан суду за антисоциалистическую деятельность как диверсант-вредитель и враг Рабоче-крестьянской Красной Армии. Суд длился долго: целую минуту. Ученый был признан виновным и сослан на 10 лет в Магадан в лагеря строго режима. В 1939 г. НКВД в целях укрепления обороноспособности страны переправило его в Омск для работы в конструкторском бюро, «шарашке», которой руководил заключенный Туполев. В 1944 г. Королев был досрочно освобожден.
Первой задачей, поставленной перед ним правительством, было создание аналога немецким ракетам «Фау». В 1945 г. он отправился в Германию собирать о них информацию. В 1947 г. вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у «Фау», дальностью полета: до 3000 км. Для пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций он разработал на базе боевой ракеты семейство трех- и четырехступенчатых носителей. В 1959 г. Королев создал три автоматических космических аппарата для полетов на Луну. Первый и второй – для доставки туда вымпела СССР, третий – для фотографирования обратной стороны Луны. В дальнейшем Королев разработал более совершенный лунный аппарат для мягкой посадки, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).
«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!».
Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королёв стремился к большему - к покорению космического пространства. В 1955 г. С.П. Королёв, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли.
И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королёв с научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР - ныне космодрома «Байконур» - на орбиту запустил первый искусственный спутник Земли (под кодовым названием «Простейший Спутник-1»).
Позже конструктор сказал: «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества».Работы над спутниками ведутся параллельно с подготовкой полета в космос человека.
Космический аппарат, насыщенный разнообразной технической начинкой, представлял собой две полусферы из алюминиевого сплава с отходящими от них антеннами. Эта металлическая оболочка была изготовлена Ступинцами, трудившимися на комбинате № 150 г. Ступино. Так, рабочие провинциального города вошли в историю наравне с выдающимися учеными и конструкторами: С.П. Королевым, М.В. Келдышем, М.К. Тихонравовым, Н.С. Лидоренко, Г.Ю. Максимовым и др.
Аппарат весом 83,6 кг провел в космосе 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг нашей планеты, что примерно составляет 60 млн км. Радиоволны, излучаемые ПС-1, стали предметом исследования на Земле, причем специалисты изучили условия работы оборудования спутника и смогли определить плотность верхних слоев атмосферы по торможению аппарата.
12 апреля 1961 г. С.П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полет человека-гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.
После запуска первого спутника в 1957 г. и, главное, после полета Гагарина в 1961 г., получившего ошеломляющий международный резонанс, Нобелевский Комитет дважды обращался к Хрущеву с просьбой назвать имя главного конструктора этих свершений, чтобы выдвинуть его на соискание Нобелевской премии. Однако Хрущев оба раза ответил примерно одинаково: «Наш главный конструктор – весь советский народ, наша стартовая площадка – социализм». Сергей Павлович по-прежнему оставался
«невыездным» и гениальным.
В 1965 г. Королев запустил корабль «Восход-2» с экипажем из двух человек. Во время полета космонавт Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру. Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Королев стал реализовывать свои идеи о пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС). Важную роль в создании ДОС должен был сыграть космический корабль «Союз», в состав которого входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Одна из модификаций «Союза» должна была принять участие в запланированном Королевым полете советских космонавтов на Луну. К сожалению, до воплощения этих идей он не дожил.
Нрава он был грозного, но не жестокого. Его разносы стали притчей во языцех: за нерадение мог «приложить мордой об стол», за срыв сроков работ – послать коллегу с Байконура «в Москву, по шпалам». Но помогал по возможности всегда: сотрудникам доставал лекарства, устраивал их в больницы, «выбивал» жилье. Космонавтов любовно называл «ореликами». Не любил старты по понедельникам и женщин на стартах. Во время полета Терешковой страшно нервничал, чертыхался и поклялся, что «больше ни одной бабы на корабле». В кармане всегда держал две монетки по копейке – на удачу.
По словам его жены, он писал великолепные стихи и больше всего гордился тем, что был высококлассным летчиком.
Умер Сергей Павлович 14 января 1966 г. на операционном столе. Говорят, что в спешке он не успел положить в карман две копейки.
Урна с прахом С.П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Вклад Королева в развитие мировой пилотируемой космонавтики переоценить невозможно. Про отечественную и говорить нечего. «Зато мы делаем ракеты!» – так может сказать любой россиянин.
Именем академика Королёва названы улицы, проспекты, вузы, школы, авиалайнеры, морские суда, кратеры на Луне и на Марсе. Деятельности Сергея Павловича посвящены несколько художественных и документальных фильмов, например, “Укрощение огня” (1972), “Королев” (2007), “Время первых” (2017). Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, а главное - один из крупнейших городов Московской области, где Академик работал над выполнением космической программы.
В 2019 году имя С.П.Королева было присвоено аэропорту Самары. Самара (в то время Куйбышев) связана с деятельностью Сергея Павловича в 1958-1961 гг. и со славными страницами истории советской космонавтики.
В начале 1958 года секретным постановлением Совета Министров СССР в Куйбышеве готовится серийное производство межконтинентальной баллистическолй ракеты Р-7. С этого времени Сергей Павлович начал регулярно бывать в Куйбышеве. Он жил в доме №200 на улице Чапаевской или в обкомовской квартире на Вилоновской, 2а. В этих квартирах была установлен телефон спецсвязи для переговоров с руководителями тех областей, где располагались заводы-поставщики. Через год состоялся первый успешный запуск ракеты и началось серийное производство. Правительство передало под техническое руководство Королева Куйбышевский авиационный завод №1, позже переименованный в «Прогресс».
На «Прогрессе» на базе Р-7 создавались две первые ступени для ракеты «Восток». Именно на ракетоносителе «Восток» отправился в полет первый в мире космонавт Юрий Гагарин.
12 апреля 1961 года через несколько часов после приземления в Саратовской области Юрий Гагарин прибыл в аэропорт Куйбышева "Курумоч". Вскоре туда же прибыли С.П.Королев и другие члены Госкомиссии. В этот же день в Куйбышеве были сделаны первые фотографии Гагарина и засекреченного до той поры Королева.
13 апреля в Куйбышеве под председательством Главного конструктора ракетной техники прошло совещание ученых и разработчиков космических кораблей. На совещании Юрий Гагарин рассказал о своем полете, ответил на многочисленные вопросы специалистов. Вечером 13 апреля он встретился с самарскими ракетостроителями и общественностью города. Королев отмечал, что свой вклад в гагаринский полет внесли многие куйбышевцы. Из-за секретности тогда многие из них просто не знали, что часть их продукции идет в космическую отрасль.
В городе Королёве (основанном в 1938 году как Калининград Московской области), переименованном в честь академика с 8 июля 1996 года, располагается Ракетная-космическая корпорация “Энергия”, также носящая его имя. Это именно та организация (в советские времена - НИИ-88 и выделенное из него ОКБ-1), в которой под руководством Сергея Павловича были разработаны и произведены первый искусственный спутник Земли, автоматические межпланетные станции, ракеты-носители, космические корабли “Союз”. Это и сегодня активно работающее предприятие. В РКК есть музей космической техники с мемориальной комнатой С.П. Королева. Посещение музея по предварительной записи в составе групп от 20 человек.
В Москве на 1-ой Останкинской улице с 1975 года работает Мемориальный дом- музей С.П. Королева, основную часть экспонатов в который передала вдова академика Нина. В особняке воссоздан быт ученого в последние годы его жизни в Москве, в то числе его рабочий кабинет на втором этаже. На первом этаже - копия скульптуры “К звездам”, подаренной Королеву первыми космонавтами (оригинал стоит в Екатерининском парке Москвы). Здесь же снимался фильм “Королев”, снятый Юрием Карой к 100-летию ученого в 2007 году.
Памятники академику установлены во многих городах России и мира.
Используемая литература:
книга «Академик» С.П. Королев
книга «Великие Умы России»