О чем расскажет почерк. На примере 4 классов.
Автор публикации: В. Волынкина, ученица 6А класса
МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Научно-исследовательская работа
О чем расскажет почерк.
На примере 4 классов
Автор проекта:
ученица 6 «А» класса МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Волынкина Виктория
Руководитель: Карташова Н.А., учитель начальных классов
Паспорт проектной работы
Название проекта | О чем расскажет почерк. |
Авторы проекта | Волынкина Виктория |
Руководитель проекта | Карташова Наталья Анатольевна |
Состав проектной группы | Волынкина Виктория |
Этапы работы над проектом | Теоретическая часть Экспериментальная часть |
Краткое описание | Данная работа основана на эксперименте. Будут созданы две экспериментальных группы 4а и 4 б класса, и изучен почерк этих групп. На основании сравнительного анализа выявится результат, в каком классе больше активных детей в каком меньше. Данная работа может послужить кратким пособием в общении с детьми учителей и для родителей. |
Вид проекта | Исследовательский, экспериментальный |
Цель проекта | Выяснить, возможно ли определить характер человека по подчерку |
Задачи проекта | • Изучить теоретическую сторону вопроса • Проанализировать и определить основные параметры почерка. • Определить характер учащихся 4-х классов путём анализа почерка. • Составить психологические портреты одноклассников; |
Необходимое оборудование | Листы бумаги, ручки |
Предполагаемый продукт проекта | Реферат |
Оглавление
Глава I. Теоретическая часть 5
Глава II. Практическая часть 11
Введение
Проблему определения характера человека успешно решают психологи, в числе прочих методов используя анализ почерка. К тому же, данная тема в последнее время чрезвычайно актуальна: всё большее число людей изучает графологию, появляются научно-популярные издания
Тема, выбранная нами актуальна на сегодняшний день, так как определение особенностей характера детей может явиться путеводной звездой для учителей, работающих в классе; оно показывает, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с учащимися. Может послужить кратким пособием в общении с детьми и для родителей
Объект исследования – почерк четвероклассников, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования – взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека
Цель исследования: выяснить, возможно ли определить характер человека по подчерку
Гипотеза: предположим, что по характер человека можно определить по его почерку.
Задачи исследования:
Изучить теоретическую сторону вопроса
Проанализировать и определить основные параметры почерка.
Определить характер учащихся 4-х классов путём анализа почерка.
Составить психологические портреты одноклассников
Для реализации поставленных задач я использовал следующие методы:
Теоретические
изучение литературы по данной проблеме;
анализ собранного материала;
обобщение.
Эмпирические
Анкетирование
Математические
Диаграммы
Таблицы
Практическая значимость: Данная работа может послужить кратким пособием в общении с детьми и для родителей
Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.
Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, не известно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. И, даже полностью изучив механизмы письма, люди продолжают использовать навыки, полученные в детстве, в соответствии с личными особенностями и предрасположенностями. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.
Поэтому так важно, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.
Особенности почеркаИтак, какие особенности почерка, могут приоткрыть нам индивидуальные особенности личности:
Общая организованность почерка.
Имеется ввиду ровность почерка. Крупный, ровный и хорошо организованный почерк присущ активным, энергичным и уверенным в себе людям. Если почерк крупный, но не организованный, то его владелец заносчив и импульсивен. Почерк, который хорошо организован, но мелкий, показывает на то, что его обладатель разумно использует свои силы, прилагает их продуманно, в нужном направлении. При мелком и плохо организованном почерке можно говорить о робости и нерешительности, а также о тяге к сосредоточению на внутреннем мире. Если к хорошо организованному почерку прилагается комплект других положительных характеристик почерка, то можно говорить о целостности, ясности ума и богатстве внутреннего мира человека. Плохо организованный почерк в графологии характеризует личность, как неуверенную в себе, со слабым самоконтролем.
Размер почерка.
Величина букв при анализе почерка может рассказать об отношении человека с окружающими его людьми и о реакции его на внешние проявления. Также размер букв достаточно четко определяет степень эгоцентризма человека. Буквами среднего размера являются знаки около 3 мм в высоту, соответственно, все, что меньше относят к мелкому почерку, все, что больше – к крупному. Владельцы крупного почерка всегда активны и общительны, они зачастую даже экспрессивны. Таким людям присущи смелость и самоуверенность, на мир они смотрят в общем, не выделяя отдельные детали.
Слишком мелкие буквы указывают на скромность автора. Такие люди часто очень скрытны, они не любят привлекать к себе внимание. Обладатели мелкого почерка умны, но в жизни им мешает постоянный анализ своих проблем. Именно это мешает им взглянуть на ситуацию в целом, избавиться от ненужных зависимостей. Они больше любят размышлять, чем делать.
Соответственно, люди со средним почерком умеют находить компромиссы в жизни, они более дипломатичны. Они не переоценивают собственных возможностей, но и не забиваются в угол. Если у человека почерк неустойчив, то это показывает его способность приспосабливаться. Но при неустойчивом почерке в рамках одного предложения можно говорить о неустойчивой самооценке, которая мешает автору обрести почву под ногами и занять определенную жизненную позицию.
Линии и строчки.
В графологии большое значение придается положению строчек - линиям письма. Они характеризуют отношение личности к окружающим событиям. Это основной показатель состояния подсознания автора. На воображаемой линии человек расставляет знаки не только физически: многими процессами в этом случае управляет психика человека. Выбор бумаги также может достаточно хорошо характеризовать человека. Если автор изначально выбирает линованную бумагу, значит он придерживается четкого жизненного плана. Люди, использующие чистую бумагу, независимы и имеют меньше условностей.
Если при письме наблюдаются ровные строчки, то это говорит о надежности автора, постоянстве эмоций и привязанностей. Такие люди заслуживают доверия. Но если линии вычурно ровные, то это указывает на перебор в вопросах контроля собственных эмоций. Если при этом буквы написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же желателен, такие люди и в жизни способны принимать гибкие, возможно, порой и спонтанные, решения.
При анализе почерка специалисты особое внимание уделяют неровным строчкам. Неровная линия показывает слабую внутреннюю стабильность. Если линия слишком пляшет, то можно говорить даже о психических нарушениях.
Отдельное направление в графологии – направленность линий. Если строчка уходит вверх, то человек полон оптимизма и радуется жизни. Автор позитивно относится к окружающим. Но слишком задранные вверх строчки характеризуют личность, как обладателя чрезмерного оптимизма, доходящего до эйфории. Пропадает здравое восприятие жизни, наблюдается её идеализация.
Если строчки при письме уползают вниз, то автор по натуре – пессимист или находится в депрессивном, подавленном состоянии. Если строчка идет ровно, а загибается вниз только в самом конце, то человек может долго находится в спокойном состоянии, но периодически его что-то выбивает из спокойствия, и он падает духом.
В зависимость от состояния человека в течение определенного отрезка жизни его строчки могут вести себя по-разному: то уходить вверх, то уползать вниз.
Бывают случаи, когда в рамках одного листа при анализе почерка обнаруживают, что строчки то опускаются, то поднимаются (образуя арку). В этом случае у автора есть хорошие шансы стать обладателем энергичной манеры поведения и здравого оптимизма.
Интервалы.
В графологии интервалы характеризуют стиль поведения и мышление личности. При анализе почерка исследуются интервалы между строчками и словам.
Достаточно большие интервалы между строчками говорят о внимательности и полном осознании своих действий автором. При очень крупных интервалах у личности наблюдается скепсис и социальная отстраненность. При среднем, умеренном размере между строчками уместно говорить о ясности мышления и хорошей организованности. Если строки путаются и заезжают друг на друга, то человек неорганизован в мышлении или находится в замешательстве. Если при этом наблюдаются крупные буквы, то автор не может остановиться на каком-то одном увлечении и довести его до конца. Чем больше путаница в строчках, тем больше интересов у личности.
Иногда наблюдается чуть ли не полное совпадение строк. Это говорит о том, что их автор в полном замешательстве. Но не нужно этот случай путать с ситуацией, когда при среднем интервале некоторые элементы букв заезжают на другую строку. В этой ситуации можно говорить об очень сильно развитом интеллектуальном типе, такие люди бывают успешны сразу в нескольких сферах деятельности.
Следующий блок исследований в графологии – интервалы между словами. Они характеризуют объем физического и психического пространства, который может обеспечить комфортное существование. А также отношение автора к окружающим.
Если пробелы между словами одной ширины, то человек адекватно воспринимает социальное неравенство и ко всем относится с уважением, а также он стабилен в межличностных отношениях. Если промежутки неодинаковые, то человек непостоянен в контактах с другими людьми: с одними он слишком плотно общается, других – игнорирует .
Очень узкие промежутки между словами характеризуют автора, как обладателя узкой личной зоны. Ему не нужно большое жизненное пространство, он предпочитает держаться поближе к другим людям. Если же промежутки между словами, напротив, широкие, то личность нуждается в большом личном пространстве. Такой человек любит одиночество и размышления наедине с самим собой. Независимость необходима такой личности, как воздух. Если промежутки слишком велики, то можно говорить о страхе автора перед контактами с другими людьми, им тяжело завязывать знакомства.
Нажим.
Нажиму при анализе почерка уделяют особое внимание. Нажим – это характеристика эмоционального состояния. При сильном нажиме говорят об эмоциональном постоянстве человека, такая личность стабильна в своих ощущениях. Человек со слабым нажимом поддается постороннему влиянию, обладает ветреными эмоциями, непостоянством чувств. Такие люди часто находят себя в духовной или интеллектуальной сферах деятельности. Но при том, что они восприимчивы к другим людям, наблюдается отсутствие глубоких чувств. Тогда как обладатели сильного нажима способны на глубокие и стабильные чувства, они испытывают потребность в остроте ощущений. Но при этом часто бывают равнодушны к переживаниям других.
Наклон букв.
Эта характеристика в графологии рассказывает об уровне эмоциональных реакций человека, степени его понимания окружающих.
Если буквы расположены строго вертикально, то человек тщательно скрывает свои эмоции, он всегда невозмутим и спокоен, при этом зачастую даже равнодушен и безразличен к окружающим. Но если такой наклон сочетается с крупным почерком и хорошим нажимом, то холодность является скорее внешним проявлением желания все тщательно взвешивать перед принятием решения.
Наклон вправо характеризует человека, как обладателя хорошей скорости внутренних реакций, такие люди хорошо находят общий язык с окружающими. Небольшой наклон вправо говорит о мягкой реакции на события и людей. Нельзя сказать, что человек эмоционально сдержан, но эмоции он не проявляет сразу, сначала оценивает ситуацию. Такие люди часто колеблются между эмоциями и логикой. Но, в общем, являются дружелюбными людьми. Сильный наклон вправо показывает наличие эмоциональной напряженности, острую реакцию на раздражители. Обладатели такого наклона очень импульсивны.
Авторы почерка с наклоном влево эмоционально холодны. Они проявляют эмоции, но последние направлены внутрь самих людей. Такие личности стараются оградить себя от любых раздражителей и обладают выраженным эгоцентризмом. Часто именно повышенный эгоизм приводит к иррациональным поступкам, при этом человеку абсолютно все равно, что чувствуют при этом другие. При ярко выраженном наклоне влево можно говорить об эмоциональной отрешенности автора.
Глава II. Практическая часть 2.1 . АнкетированиеОдним из основных этапом нашей работы стало анкетирование учащихся по данной теме. В опросе приняли участие учащиеся 4 классов и учителя начальной школы. Всего 36 человек
В анкете были предложены вопросы:
Знаете ли вы что такое графология? Да/Нет/Не знаю
Знаете ли вы, что такое подчерк? Да/Нет/Не знаю
Хотели ли вы узнать, как по подчерку можно определить характер человека? Да/Нет/Не знаю
Интересно было ли вам самим поучаствовать в эксперименте? Да/Нет/Не знаю
По результатам диаграммы № 1 нам стало понятно, что тема выбрана правильно и учащимся, познакомившимся с нашим проектом, будет интересно самим поучаствовать в эксперементе
Диаграмма 1
2.2. Экспериментальная часть
Первый этап работы: мы подобрали текст «В степи» и собрали экспериментальную группу из 4а и 4 б классов. Учащихся зашифровали под номерами от 1 до 14 – 4а класс и от 15-30 – 4б класса. После чего две экспериментальные группы сравним по нескольким характеристикам подчерка. Затем, не ограничивая во времени, попросили переписать текст.
После чего приступили к расшифровке.
В образцах нами были исследованы 5 характеристик почерка:
Размеры букв.
Наклон букв.
Очертания букв.
Расположение строки относительно верхнего края бумаги.
Сила нажима на ручку.
Приступаем к расшифровке в котором выявим экстраверта – это человека, который стремится к общению с людьми и интроверта – это человека, который настроен пессимистично, замкнут, всегда держит свои эмоции под контролем. В результате сравним, в каком классе больше общительных или замкнутых учащихся.
1 экспериментальная группа – 4 а класс
В результате анализа выявлено, что в почерке № 1 характерен легкий нажим, небольшой наклон влево, мелкий почерк, угловатый почерк, строка при письме поднимается, что свидетельствует о чувствительной натуре, критическом складе ума. Для этого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений. Также почерк говорит о сдержанности и скрытности, эгоизме и об оптимистичности (интроверт).
Для № 2 характерен сильный нажим, небольшой наклон влево, крупный почерк, округлый, строка прямая, что свидетельствует о доброте и отзывчивости, о спокойном и рассудительном характере. Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Такой человек не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций (интроверт).
У № 3. в почерке наблюдается легкий нажим, небольшой наклон вправо, мелкий почерк, угловатый, прямая строка, что присуще чувствительным, спокойным и уравновешенным, сдержанным, эгоистичным и рассудительным натурам. Человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания (интроверт).
У № 4. в почерке встречается легкий нажим, небольшой наклон вправо, широкий почерк, угловатый, прямая строка, что характерно для чувствительных и романтичных натур, это говорит об уравновешенности, о творческой и талантливой натуре и о спокойном характере. Наклон 50-60 градусов вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям. (экстраверт)
У № 5. легкий нажим, вертикальный почерк, широкий и мелкий, строка ровная, что свойственно чувствительным натурам, упрямым, творческим и сдержанным, добрым и отзывчивым, спокойным людям (интроверт).
У № 6 Легкий нажим, небольшой наклон вправо, крупный почерк, угловатый, строка опускается, что присуще слабовольным людям, лидерам и душам компаний. Изменяющийся наклон букв говорит об исполнительности, человек с таким почерком склонен полагаться на интуицию, у него хорошо развито чутьё (Интроверт).
У № 7 легкий нажим, небольшой наклон вправо, мелкий почерк, угловатый, волнообразная строка свидетельствуют о том, что перед нами человек ловкий, изворотливый, имеет коммерческие наклонности. Поля рационально окружают текст, что свидетельствуют в пользу рассудительности. Такие люди занимают положение, требующие особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн. (экстраверт).
У № 8. сильный нажим, меняющийся наклон, меняющийся размер букв, буквы округлой формы, волнообразная строка, что характерно для тактичных, непрямолинейных, усидчивых, отзывчивых, склонного к фантазированию. Меняющийся наклон почерка может говорить о низкой психологической устойчивости или же о некоторой нерешительности этого человека. (Интроверт).
У №9 лёгкий нажим, небольшой наклон вправо, крупный округлый почерк, ровная строка говорит о спокойствии, уверенности в себе, доверчивости. У этого человека сильно развито чувство долга, хорошая работоспособность, никогда не откладывает все на последнюю минуту. Здесь имеет место большой контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. (Интроверт).
У № 10. сильный нажим, меняющийся наклон букв, меняющийся размер букв, строка ровная, буквы округлой формы свидетельствуют о том, что перед нами человек противоречивый, самовлюблённый, энергичный, склонный к сравнениям и уподоблениям. Резкая смена настроения. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. (экстраверт).
У № 11. Сильный нажим, наклон букв влево, буквы округлой формы, строки идущие вниз имеют люди нерешительные, сентиментальные, усидчивые. Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии, спокойствии. (экстраверт).
У № 12. лёгкий нажим, небольшой наклон вправо, крупный угловатый почерк, ровные строки говорят о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству, также говорит о высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека. (экстраверт).
У № 13 сильный нажим, вертикальный почерк, крупные угловатые буквы, волнообразные строки. Перед нами человек, открыто выражающий свои чувства. Сильный нажим говорит об энергичности, стремлении чем-то занимать себя, в том числе физическими занятиями. (экстраверт).
У № 14 в почерке наблюдается лёгкий нажим, ярко выраженный наклон вправо, широкий угловатый почерк, строки, восходящие к верху. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего свои чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит. (экстраверт).
Вывод: в 1 экспериментальной группе выявлено
8 учащихся – экстравертов и 6 учащихся – интровертов.
Рассмотрим вторую экспериментальную группу – 4 б класса
№ 15 - сильный нажим, вертикальный почерк, крупные буквы, волнообразные строки. Сильный нажим говорит об энергичности, стремлении чем-то занимать себя, в том числе физическими занятиями(экстраверт).
№ 16 - сильный нажим, меняющийся наклон, меняющийся размер букв округлой формы, волнообразная строка, что характерно для тактичных, непрямолинейных, усидчивых, отзывчивых людей. Меняющийся наклон почерка может говорить о некоторой нерешительности этого человека. (Интроверт).
№ 17 - Сильный нажим, наклон букв влево, буквы округлой формы, строки идущие вниз имеют люди нерешительные, сентиментальные, усидчивые. Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии, спокойствии. (экстраверт).
№ 18 - Легкий нажим, небольшой наклон вправо, крупный почерк, угловатый, строка опускается, что присуще слабовольным людям. Изменяющийся наклон букв говорит об исполнительности, человек с таким почерком склонен полагаться на интуицию, у него хорошо развито чутьё (Интроверт).
№ 19,21 - в почерке наблюдается легкий нажим, небольшой наклон вправо, мелкий почерк, угловатый, прямая строка, что присуще чувствительным, спокойным и уравновешенным, сдержанным, эгоистичным и рассудительным натурам. Человек с переменчивым настроением, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания (интроверт).
№ 20,24 сильный нажим, меняющийся наклон букв, меняющийся размер букв, строка ровная, буквы округлой формы свидетельствуют о том, что перед нами человек противоречивый, самовлюблённый, энергичный, склонный к сравнениям и уподоблениям. Резкая смена настроения. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. (экстраверт).
№ 25 в почерке встречается легкий нажим, небольшой наклон вправо, широкий почерк, угловатый, прямая строка, что характерно для чувствительных и романтичных натур, это говорит об уравновешенности, о творческой и талантливой натуре и о спокойном характере. (интроверт).
№ 26 характерен легкий нажим, небольшой наклон влево, мелкий почерк, угловатый почерк, строка при письме поднимается, что свидетельствует о чувствительной натуре, критическом складе ума. Для этого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений. (интроверт).
№ 27 легкий нажим, небольшой наклон вправо, мелкий почерк, угловатый, волнообразная строка свидетельствуют о том, что перед нами человек ловкий, изворотливый, имеет коммерческие наклонности. Поля рационально окружают текст, что свидетельствуют в пользу рассудительности. (экстраверт).
№ 28,30 лёгкий нажим, небольшой наклон вправо, крупный округлый почерк, ровная строка говорит о спокойствии, уверенности в себе, доверчивости. У этого человека сильно развито чувство долга, хорошая работоспособность, никогда не откладывает все на последнюю минуту.(интроверт)
№ 29 легкий нажим, крупный и широкий почерк, угловатые буквы, строки, идущие вниз говорит об отсутствии решительности и инициативы, самостоятельность, спокойствие. Также можно говорить о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости. .(интроверт).
Результаты можно увидеть на диаграмме в которой четко прослеживается, что 4 а класс собрал в себе большее количество учащихся которые стремятся к общению с людьми, а в 4 б классе интроверты – это дети, которые настроен пессимистично, замкнуты, всегда держит свои эмоции под контролем.
Результаты приведены в диаграмме № 1
Гипотеза, поставленная нами, полностью подтвердилась. Экспериментально нами было доказано, что подчерк зависит от характера человека.
Цель, поставленная нами, достигнута. В результате исследований мы научились частично научились анализировать, сравнивать и обобщать результаты эксперимента.
Конечно, нам не удалось обширно изучить подчерки, ведь мы не профессиональные графологи. Но в дальнейшем эту работу я планирую продолжать. Применив метод наблюдения.
К тому же известно, что почерк в некоторой степени «привязан» к нашей личности, и поэтому он испытывает изменения параллельно с ней.
Но если, глядя на чужой (кто знает, может, и свой?) почерк, вы проявите некоторую наблюдательность и сможете увидеть за ним живого человека, то ради этого стоило потревожить полузабытую науку. Изучая почерк ребят нашего класса, мы заметили, что почерка многих схожи наклоном, написанием букв, это происходит скорее потому, что нас обучал письму один учитель, мы воспитывались в одном коллективе, может, в будущем наши почерка изменятся чуть- чуть, профессии наложат свой отпечаток.
В итоге нашего исследования мы убедились, что почерк зависит от характера человека, является скрытым информатором о человеке и наравне с особенностями его внешнего вида, поведения и привычек, дополняя наши впечатления о нем, позволяет делать определенные выводы. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности.
Графология шаг за шагом. Как расшифровать почерк: Инесса Гольдберг – Москва, У - Фактория, АСТ Москва, 2008г
Графология. Как «читать» человека о почерку: - Москва, Эксмо, 2009
Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях/ Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
Сара Д. «Тайны почерка», М..Вече, Персей,АСТ, 1996г.
http://psyfactor.org
www.goldberg1.htm
Панагушина Елена Аркадьевна