12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бурель Елена Викторовна82

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский»

(КГБУ СО Центр семьи «Ачинский»)


Конспект воспитательного мероприятия


Тема: «О чём расскажут эти знаки?».


Актуальность темы.

Элементарные нормы поведения в природе также обязательны для каждого, как правила вежливости и гигиены. Поэтому работе по формированию у воспитанников всех возрастов основ экологического сознания и бережного отношения к природе необходимо уделять внимание постоянно: непосредственно во время прогулок, походов, экскурсий в природе и во время других мероприятий с образовательным содержанием.

Особенно важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались ребятами не просто как пожелания и, тем более, голые запреты, а именно как правило, со своей особой строгостью и значимостью. Для этого каждое из них должно иметь формулировку – чёткую и понятную. Очень хорошо, если многие формулировки будут предложены самими воспитанниками.

Обязательное условие: помимо словесной формулировки каждое правило должно иметь своё графическое выражение. Это может быть сделано в виде знаков, которые послужат своеобразными опорами для запоминания довольно значительного числа правил. Работа со знаками неизменно вызывает большой интерес у несовершеннолетних и повышает в их глазах значимость и весомость правил поведения в природе.


Форма проведения: познавательно-творческий досуг.


Цели.

Обучающие (дидактические):

- расширять знания детей о правилах поведения в природе; о влиянии человека на жизнь природы (человек может наносить вред природе, ломая ветки, разоряя гнёзда и т.п., а может и помогать ей, предотвращая неправильные поступки людей экологическими знаками);

- учить детей в знаково-символической форме обозначать правила поведения в природе;

- закреплять изобразительные навыки (рисование и раскрашивание).

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, желание о ней заботиться;

- воспитывать желание участвовать в коллективной деятельности.

Развивающие:

развивать:

- экологическое сознание;

- зрительное и слуховое внимание, воображение;

- логическое мышление (умение: анализировать предлагаемую ситуацию и изображать её в идее знака, видеть причинно-следственные связи, делать выводы);

- изобразительные умения (рисовать и закрашивать простые изображения);

- мелкую и крупную моторику;

- рефлексивные способности;

- связную речь (отвечать на вопросы причинно-следственного характера, задавать вопросы познавательного характера, формулировать объяснительные и доказательные высказывания).


Материалы и оборудование: видеозапись фрагмента мультфильма «Мальчик и Земля»; мультимедийная презентация «Экологические знаки»; элементы коврика-пазла и «набор мусора» (для игры «Расчистим родник»); цветные карандаши и фломастеры, бумажные круги-заготовки, деревянные палочки, клей (ПВА, клей-карандаши); плакат с нарисованным деревом и бумажные листья 3-х цветов.


Ожидаемые результаты:

Когнитивная сфера:

- знания о действиях человека, негативно влияющих на живую природу и его природоохранной деятельности;

- умения обозначать правила поведения в природе в знаково-символической форме.

Эмоционально-волевая сфера:

- личностные качества: бережное отношение к природе, желание о ней заботиться;

- умение оценивать свои знания и представления.

Деятельностная сфера:

- изобразительные и практические навыки.


Основные методы:

1) Методы организации и реализации содержания:

- словесные (беседа, обсуждение);

- наглядные (просмотр фрагмента мультфильма, презентации);

- проблемно-поисковые (обсуждение и решение проблемной ситуации);

- практические (непосредственное выполнение воспитанниками творческих заданий – нарисовать и/или раскрасить знак, прикрепить к нему палочку; разместить готовые знаки на территории Центра);

- по степени управления деятельностью: под руководством педагога.

2) Методы стимулирования и мотивации воспитанников: познавательная беседа (после просмотра фрагмента мультфильма), игры, создание ситуации успеха (в практической творческой деятельности), убеждение в значимости проводимых мероприятий, словесные поощрения.

3) Методы контроля результативности программы: наблюдение за деятельностью детей, анализ фотоматериалов, индивидуальный и фронтальный опрос (после мероприятия).


Целевая группа: воспитанники 6 – 15 лет.


Предварительная работа.

Воспитанники 6 – 10 лет: чтение экологических сказок: «Посему у Земли платье зелёное?» (А. Лопатина), «Благородный гриб» (М. Малышев), «Зайчик и Медвежонок».

Воспитанники 11 – 15 лет: просмотр мультимедийной презентации «Экологические проблемы мира», викторина «Знатоки природы».

Ход мероприятия


Мотивационная (вводная) часть.

Ведущая.

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое, солнце светит золотое.

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.

Человек и время года – это все вокруг…(природа)

Просмотр фрагмента мультфильма «Мальчик и Земля».

Основная часть.

1) Познавательная деятельность.

После такого мультфильма, который все вы внимательно смотрели, сразу возникает много вопросов: как мы можем помочь Земле, как сохранить природу, какое влияние имеет человек в деле охраны природы? Ответы детей, их обсуждение.

Можно помочь и лесу, и саду, и полю, и речке, и всему живому, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь? А каким, на ваш взгляд, должен быть человек, готовый защищать природу? (умным, добрым, внимательным, смелым, …) Сейчас проверим, как вы внимательны! У нас — игра «Бывает — не бывает». Я буду читать предложение, а вы хлопаете, если это бывает, и топаете, если этого в природе не бывает.

Игра «Бывает — не бывает»

Ледоход летом. Все лето медведь спит в берлоге. Дождь летом. Роса зимой. Гроза летом. Иней летом. Иней зимой. Туман осенью. Зимой люди загорают на пляже. Грибы растут летом. Летом с деревьев опадают листья. Метель летом. Радуга летом. Град летом. Мороз летом. Грибы растут осенью. Лужи зимой.

Молодцы, вы были внимательны! Знаете ли вы, что в природе есть свои правила и законы сохранения порядка?  Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Сейчас мы узнаем, кто лучший знаток экологических правил! Игра «Да – Нет»: я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» или «Нет».

Игра «Да – Нет»

На полянке посидели, все попили и поели, а потом пошли домой.

Мусор унесли с собой! 

Правильно? (Да)

 Можно уходя домой, уносить ежа с собой? (Нет)

 

Можно по лесу гулять, ветки с дерева ломать? (Нет)


Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)

Девочки цветочки рвали и в веночки заплетали. А полянка вся пуста — не осталось ни цветка!

Правильно? (Нет)

Дети по лесу гуляли, не шумели, не кричали, ягоды собрали, кустик  не сломали!

Правильно? (Да)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)

Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)

Я люблю природу, губить её не буду! (Да)

Никто не ошибся! Вижу, любите вы природу, заботитесь о ней. Как вести себя в лесу, в городе, на улице, что можно делать, а чего нельзя - вам помогут лучше понять вот эти экологические знаки.

Просмотр мультимедийной презентации. Перед вами знаки, несущие определенную информацию. Вы сможете объяснить эти знаки? Обсуждение.

Ребята, красота, которую дарит нам природа, бесценна. Но человек не всегда правильно относится к ней: засоряет водоёмы, сжигает леса, уничтожает животных.

Давайте попробуем доказать, что мы не хотим зла природе, что мы её друзья! Поиграем в игру «Расчистим родник». Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно только прыгая с «кочки» на «кочку» по одному. (На полу разложены «кочки» - элементы коврика-пазла). На другой стороне «болота» находится засыпанный мусором родник. Каждый участник игры, преодолев «болото», берёт что-нибудь одно из мусора, расчищая родник, и по «кочкам» возвращается на место. Итак, начали!

Игра «Расчистим родник»

Молодцы, вы спасли родник с чистой водой! Ведь мусор опасен для природы: стекло загрязняет почву; от непотушенной сигареты может возникнуть пожар; брошенная бумага, консервные банки и полиэтиленовые бутылки долго разлагаются (бумага – 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтилен – 100 лет!).


2) Художественно-творческая деятельность.

А знаете или вы, что ещё мы с вами можем помочь природе, создав свои экологические знаки? Им обязательно найдётся место на территории нашего Центра! Но чтобы придумать и нарисовать знаки защиты природы, нужно сначала представить картинку что вредит нашей природе, а что, наоборот, будет для природы хорошо. Вы знаете, что знаки бывают … какие? (запрещающие и разрешающие)

Запрещающие знаки можно нарисовать в круге с красным ободком и перечёркнутой одной или крест-накрест полосками. Разрешающие знаки, можно изобразить в круге с зелёным ободком. Давайте перечислим, что мы можем поместить в запрещающие знаки, какой сюжет. (Вырубка лесов - можно нарисовать топор и дерево; разведение костров - можно нарисовать огонь или горящее дерево; вредные выбросы - выхлопы от машин, труб заводов; топтать цветы - изобразить детей или взрослых на клумбе, или нарисовать ботинок, а под ним увядший цветок; ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков - можно изобразить насекомое с оторванным крылом или бабочку в руке; загрязнённый водоём - нарисовать в реке мусор, трубу с грязной жидкостью и отходами.) Разрешающие знаки - это призыв к правильному действию. (Посадить дерево - можно нарисовать человека с лопатой и саженцем; полив растений - нарисовать девочку, которая поливает цветы из лейки; строить скворечники - нарисовать скворечники с семечками; не сорить на отдыхе в лесу - нарисовать красивые деревья и цветы.)

1 группа (воспитанники 13 – 15 лет)

Придумайте свои знаки и надписи к ним, которые вызывали бы у людей желание вести себя в природе ответственно, культурно и не причинять ей вреда.

2 группа (воспитанники 8 – 12 лет)

К готовым надписям сделайте рисунки (знаки).

3 группа (воспитанники 5 – 7 лет)

Раскрасьте готовые знаки охраны природы.

Готовые знаки приклеим на палочку с помощью клея.

Выполнение детьми творческого задания.


3) Практико-ориентированная деятельность «Важный маршрут» (на территории Центра).

Наши знаки готовы! Подумайте, а где вы их разместите?

Каждый воспитанник находит место, где он может поставить свой знак, обосновывает свое решение и устанавливает знак.


Итоговая (рефлексивная) часть.

Все воспитанники собираются в круг на площадке Центра.

Мы сегодня с вами сделали очень важное дело! Теперь все люди, которые приходят в наш Центр, смогут увидеть ваши знаки и ещё раз повторят правила поведения в природе. Какие правила поведения в природе вы запомнили? Ответы детей.

Посмотрите – у нас есть вот такое дерево, но оно пока без листьев. Мы украсим его листочками! Каждый из вас выберет листок определённого цвета. Если вы запомнили правила и готовы научить этому других, то приклейте к дереву зеленый листочек. Если вы запомнили правила, но не готовы пока рассказать их другим - приклейте желтый листочек. А если вы не запомнили правила и вам нужно еще разобраться в них, то приклейте красный листочек. Воспитанники приклеивают листья и разглядывают дерево. Обсуждение высказываний детей. Ответы на их вопросы.

Надеюсь, что после сегодняшнего мероприятия вы еще больше будете любить природу, проявлять к ней интерес, оберегать её!


Бурель Елена Викторовна,

методист кризисного отделения для несовершеннолетних


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.