12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бурель Елена Викторовна82 |
Познавательно-творческий досуг "О чём расскажут эти знаки?"
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский»
(КГБУ СО Центр семьи «Ачинский»)
Конспект воспитательного мероприятия
Тема: «О чём расскажут эти знаки?».
Актуальность темы.
Элементарные нормы поведения в природе также обязательны для каждого, как правила вежливости и гигиены. Поэтому работе по формированию у воспитанников всех возрастов основ экологического сознания и бережного отношения к природе необходимо уделять внимание постоянно: непосредственно во время прогулок, походов, экскурсий в природе и во время других мероприятий с образовательным содержанием.
Особенно важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались ребятами не просто как пожелания и, тем более, голые запреты, а именно как правило, со своей особой строгостью и значимостью. Для этого каждое из них должно иметь формулировку – чёткую и понятную. Очень хорошо, если многие формулировки будут предложены самими воспитанниками.
Обязательное условие: помимо словесной формулировки каждое правило должно иметь своё графическое выражение. Это может быть сделано в виде знаков, которые послужат своеобразными опорами для запоминания довольно значительного числа правил. Работа со знаками неизменно вызывает большой интерес у несовершеннолетних и повышает в их глазах значимость и весомость правил поведения в природе.
Форма проведения: познавательно-творческий досуг.
Цели.
Обучающие (дидактические):
- расширять знания детей о правилах поведения в природе; о влиянии человека на жизнь природы (человек может наносить вред природе, ломая ветки, разоряя гнёзда и т.п., а может и помогать ей, предотвращая неправильные поступки людей экологическими знаками);
- учить детей в знаково-символической форме обозначать правила поведения в природе;
- закреплять изобразительные навыки (рисование и раскрашивание).
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, желание о ней заботиться;
- воспитывать желание участвовать в коллективной деятельности.
Развивающие:
развивать:
- экологическое сознание;
- зрительное и слуховое внимание, воображение;
- логическое мышление (умение: анализировать предлагаемую ситуацию и изображать её в идее знака, видеть причинно-следственные связи, делать выводы);
- изобразительные умения (рисовать и закрашивать простые изображения);
- мелкую и крупную моторику;
- рефлексивные способности;
- связную речь (отвечать на вопросы причинно-следственного характера, задавать вопросы познавательного характера, формулировать объяснительные и доказательные высказывания).
Материалы и оборудование: видеозапись фрагмента мультфильма «Мальчик и Земля»; мультимедийная презентация «Экологические знаки»; элементы коврика-пазла и «набор мусора» (для игры «Расчистим родник»); цветные карандаши и фломастеры, бумажные круги-заготовки, деревянные палочки, клей (ПВА, клей-карандаши); плакат с нарисованным деревом и бумажные листья 3-х цветов.
Ожидаемые результаты:
Когнитивная сфера:
- знания о действиях человека, негативно влияющих на живую природу и его природоохранной деятельности;
- умения обозначать правила поведения в природе в знаково-символической форме.
Эмоционально-волевая сфера:
- личностные качества: бережное отношение к природе, желание о ней заботиться;
- умение оценивать свои знания и представления.
Деятельностная сфера:
- изобразительные и практические навыки.
Основные методы:
1) Методы организации и реализации содержания:
- словесные (беседа, обсуждение);
- наглядные (просмотр фрагмента мультфильма, презентации);
- проблемно-поисковые (обсуждение и решение проблемной ситуации);
- практические (непосредственное выполнение воспитанниками творческих заданий – нарисовать и/или раскрасить знак, прикрепить к нему палочку; разместить готовые знаки на территории Центра);
- по степени управления деятельностью: под руководством педагога.
2) Методы стимулирования и мотивации воспитанников: познавательная беседа (после просмотра фрагмента мультфильма), игры, создание ситуации успеха (в практической творческой деятельности), убеждение в значимости проводимых мероприятий, словесные поощрения.
3) Методы контроля результативности программы: наблюдение за деятельностью детей, анализ фотоматериалов, индивидуальный и фронтальный опрос (после мероприятия).
Целевая группа: воспитанники 6 – 15 лет.
Предварительная работа.
Воспитанники 6 – 10 лет: чтение экологических сказок: «Посему у Земли платье зелёное?» (А. Лопатина), «Благородный гриб» (М. Малышев), «Зайчик и Медвежонок».
Воспитанники 11 – 15 лет: просмотр мультимедийной презентации «Экологические проблемы мира», викторина «Знатоки природы».
Ход мероприятия
Мотивационная (вводная) часть.
Ведущая.
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое.
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года – это все вокруг…(природа)
Просмотр фрагмента мультфильма «Мальчик и Земля».
Основная часть.
1) Познавательная деятельность.
После такого мультфильма, который все вы внимательно смотрели, сразу возникает много вопросов: как мы можем помочь Земле, как сохранить природу, какое влияние имеет человек в деле охраны природы? Ответы детей, их обсуждение.
Можно помочь и лесу, и саду, и полю, и речке, и всему живому, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь? А каким, на ваш взгляд, должен быть человек, готовый защищать природу? (умным, добрым, внимательным, смелым, …) Сейчас проверим, как вы внимательны! У нас — игра «Бывает — не бывает». Я буду читать предложение, а вы хлопаете, если это бывает, и топаете, если этого в природе не бывает.
Игра «Бывает — не бывает»
Ледоход летом. Все лето медведь спит в берлоге. Дождь летом. Роса зимой. Гроза летом. Иней летом. Иней зимой. Туман осенью. Зимой люди загорают на пляже. Грибы растут летом. Летом с деревьев опадают листья. Метель летом. Радуга летом. Град летом. Мороз летом. Грибы растут осенью. Лужи зимой.
Молодцы, вы были внимательны! Знаете ли вы, что в природе есть свои правила и законы сохранения порядка? Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Сейчас мы узнаем, кто лучший знаток экологических правил! Игра «Да – Нет»: я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» или «Нет».
Игра «Да – Нет»
На полянке посидели, все попили и поели, а потом пошли домой. Мусор унесли с собой! Правильно? (Да) | Можно уходя домой, уносить ежа с собой? (Нет)
|
Можно по лесу гулять, ветки с дерева ломать? (Нет) | Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет) |
Девочки цветочки рвали и в веночки заплетали. А полянка вся пуста — не осталось ни цветка! Правильно? (Нет) | Дети по лесу гуляли, не шумели, не кричали, ягоды собрали, кустик не сломали! Правильно? (Да) |
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет) | Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да) |
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да) | Если мусор уберу, банку закопаю? (Да) |
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет) | Я люблю природу, губить её не буду! (Да) |
Просмотр мультимедийной презентации. Перед вами знаки, несущие определенную информацию. Вы сможете объяснить эти знаки? Обсуждение.
Ребята, красота, которую дарит нам природа, бесценна. Но человек не всегда правильно относится к ней: засоряет водоёмы, сжигает леса, уничтожает животных.
Давайте попробуем доказать, что мы не хотим зла природе, что мы её друзья! Поиграем в игру «Расчистим родник». Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно только прыгая с «кочки» на «кочку» по одному. (На полу разложены «кочки» - элементы коврика-пазла). На другой стороне «болота» находится засыпанный мусором родник. Каждый участник игры, преодолев «болото», берёт что-нибудь одно из мусора, расчищая родник, и по «кочкам» возвращается на место. Итак, начали!
Игра «Расчистим родник»
Молодцы, вы спасли родник с чистой водой! Ведь мусор опасен для природы: стекло загрязняет почву; от непотушенной сигареты может возникнуть пожар; брошенная бумага, консервные банки и полиэтиленовые бутылки долго разлагаются (бумага – 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтилен – 100 лет!).
2) Художественно-творческая деятельность.
А знаете или вы, что ещё мы с вами можем помочь природе, создав свои экологические знаки? Им обязательно найдётся место на территории нашего Центра! Но чтобы придумать и нарисовать знаки защиты природы, нужно сначала представить картинку – что вредит нашей природе, а что, наоборот, будет для природы хорошо. Вы знаете, что знаки бывают … какие? (запрещающие и разрешающие)
Запрещающие знаки можно нарисовать в круге с красным ободком и перечёркнутой одной или крест-накрест полосками. Разрешающие знаки, можно изобразить в круге с зелёным ободком. Давайте перечислим, что мы можем поместить в запрещающие знаки, какой сюжет. (Вырубка лесов - можно нарисовать топор и дерево; разведение костров - можно нарисовать огонь или горящее дерево; вредные выбросы - выхлопы от машин, труб заводов; топтать цветы - изобразить детей или взрослых на клумбе, или нарисовать ботинок, а под ним увядший цветок; ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков - можно изобразить насекомое с оторванным крылом или бабочку в руке; загрязнённый водоём - нарисовать в реке мусор, трубу с грязной жидкостью и отходами.) Разрешающие знаки - это призыв к правильному действию. (Посадить дерево - можно нарисовать человека с лопатой и саженцем; полив растений - нарисовать девочку, которая поливает цветы из лейки; строить скворечники - нарисовать скворечники с семечками; не сорить на отдыхе в лесу - нарисовать красивые деревья и цветы.)
1 группа (воспитанники 13 – 15 лет)
Придумайте свои знаки и надписи к ним, которые вызывали бы у людей желание вести себя в природе ответственно, культурно и не причинять ей вреда.
2 группа (воспитанники 8 – 12 лет)
К готовым надписям сделайте рисунки (знаки).
3 группа (воспитанники 5 – 7 лет)
Раскрасьте готовые знаки охраны природы.
Готовые знаки приклеим на палочку с помощью клея.
Выполнение детьми творческого задания.
3) Практико-ориентированная деятельность «Важный маршрут» (на территории Центра).
Наши знаки готовы! Подумайте, а где вы их разместите?
Каждый воспитанник находит место, где он может поставить свой знак, обосновывает свое решение и устанавливает знак.
Итоговая (рефлексивная) часть.
Все воспитанники собираются в круг на площадке Центра.
Мы сегодня с вами сделали очень важное дело! Теперь все люди, которые приходят в наш Центр, смогут увидеть ваши знаки и ещё раз повторят правила поведения в природе. Какие правила поведения в природе вы запомнили? Ответы детей.
Посмотрите – у нас есть вот такое дерево, но оно пока без листьев. Мы украсим его листочками! Каждый из вас выберет листок определённого цвета. Если вы запомнили правила и готовы научить этому других, то приклейте к дереву зеленый листочек. Если вы запомнили правила, но не готовы пока рассказать их другим - приклейте желтый листочек. А если вы не запомнили правила и вам нужно еще разобраться в них, то приклейте красный листочек. Воспитанники приклеивают листья и разглядывают дерево. Обсуждение высказываний детей. Ответы на их вопросы.
Надеюсь, что после сегодняшнего мероприятия вы еще больше будете любить природу, проявлять к ней интерес, оберегать её!
Бурель Елена Викторовна,
методист кризисного отделения для несовершеннолетних