12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дроздова Елена Анатольевна5891
Россия, Тульская обл., г. Суворов

Содержание





































Введение

В периодических изданиях часто можно прочесть сообщение о гибели судов и моряков, о рыбаках, унесенных на обломках льдин в открытое море, о вынужденных посадках самолетов в тайге и океане, о туристах, терпящих бедствие в горах, о школьниках, заблудившихся в лесу.

Меня заинтересовал вопрос, можно ли ориентироваться по природным и местным признакам, и как точны эти ориентиры.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что всякий выезд или выход на природу полон трудностей и риска, поэтому каждый человек должен уметь ориентироваться в пространстве, т.е. определять своё местоположение среди других географических объектов – разными способами.

Также актуальность данного исследования заключается в определении значимых для современного городского школьника знаний и умений, способствующих сохранению и поддержанию его здоровья в разных жизненных ситуациях.

Сначала я изучил теоретические источники (здесь, прежде всего, помогла всемирная сеть Интернет). Люди, попав в сложную ситуацию, могут испытывать необходимость определить свое положение во времени и в пространстве.

Цель работы: познакомиться с различными способами ориентирования и выявить соответствуют ли показания стрелки компаса природным ориентирам.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

    познакомиться с разнообразными источниками информации, способствующими накоплению знаний об ориентировании на местности;

    ориентирование по местным признакам;

    исследовать соответствуют ли показания стрелки компаса природным и местным ориентирам;

    систематизировать и обобщить полученные сведения;

    определить значимость умения ориентироваться для современного человека.

Объектом исследовательской работы является ориентирование на местности.

Предмет исследования: способы ориентирования без навигационных систем и компаса.

Гипотеза: Можно ли ориентироваться в лесу по природным приметам? Предположим, что народные приметы являются надёжным источником ориентирования на местности.

В своей работе, я предположил, что стрелка компаса совпадает с признаками природных и местных объектов.

В процессе исследования я использовал следующие методы: изучение, сравнение, обобщение, анализ.

Данная исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.





















Понятие ориентирования

Ориентирование – это умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта.

Это нужно для того, чтобы уметь определять на местности свое местоположение и, исходя из этого, выбраться из какой-либо местности самостоятельно или найти путь в то место, в которое необходимо попасть.

Способы ориентирования можно разделить на виды:

Ориентирование с использованием современных приборов навигации. К навигационным приборам относят карты, компасы, GPS навигаторы.

Но в случае, если мы находимся в местности, где существуют помехи связи или её полное отсутствие GPS навигаторы бесполезны.

Если мы не можем определить свое точное местоположение по карте, то и она становится бесполезной.

Остаётся самый верный прибор – компас. Он достаточно прост в применении и считается наиболее известным способом в определении сторон горизонта, в котором находится населенный пункт или пункт сбора группы.















Исследование ориентирования по природным признакам и местным признакам

В тёплое время года наша семья часто выбирается на природу. Обязательно папа, мама и я ходим за грибами и ягодами несколько раз за сезон. Это такое наше «семейное» хобби.

Однажды мы поехали собирать ягоды. Нашли полянку с множеством спелой земляники. Меня родители оставили собирать ягоды здесь, а сами отправились искать другие места. Прошло немного времени, я оглянулся и не увидел родителей (но они меня видели, потому что собирали ягоды неподалеку). Мне стало страшно, я испугался и закричал. Короче, они мне сразу ответили, но всё-таки… И тут я подумал, а что будет, если кто-то из нас, или вообще любой человек заблудится? Если нет компаса или навигатора! Как вообще найти выход из леса? Поэтому ориентироваться на местности для людей, которые часто бывают в лесу - просто жизненно необходимо.

Папа мне показал, что в лесу есть «живые компасы», которые укажут верный путь! Оказывается, даже с помощью земляники можно определить стороны света. Я, конечно, был сильно удивлён, что у недозрелой земляники один бок румяный, другой белый. И выходит, что румяный бок с южной стороны, потому и созрел раньше.

И мне стало интересно, какие ещё ориентиры есть в лесу! Мы ходили часто в лес, я брал с собой компас и сравнивал предположения с показанием компаса…

В школе нам говорили, что на стволах одиноко стоящих деревьев и на камнях с северной стороны больше мха. А оказывается, что на расположение мха влияет множество других факторов, например, затененность рельефа, наличие влаги, ветра, дующие в этой местности, и еще множество других причин. Лишайник разросся по всему дереву, то с северной стороны его больше, там он более влажный и плотный. Это особенно хорошо заметно по нижней части ствола. Показания стрелки компаса подтвердили – мох произрастает с северной стороны.

Также ориентируются по местным природным признакам – муравейникам. Муравьи строят свои муравейники с южной стороны пня или дерева. Или что с северной стороны бок у муравейника более крутой.
Я долго пытался определить положение севера, но не смог. Их форма, на мой взгляд, зависит только от того места, на котором он расположен.

Потом я выбрал несколько отдельно стоящих деревьев и по длине ветвей попытался определить направление на север. Более длинные ветви должны указывать на юг, значит противоположная сторона - это север. Предположения были противоречивы, у нескольких деревьев более густые и длинные ветви указывали на западное и юго-западное направление.

Толщина годовых колец зависит от условий произрастания деревьев, и ежегодный прирост очередного слоя древесины образуется с той стороны, с которой дерево лучше развивается. Моё исследование говорит о том, что этот способ ориентирования ошибочен.

Весной и во время зимних оттепелей снег тает сильнее с южной стороны склонов и камней.

Самый безотказный небесный «компас» - солнце. Каждое утро поднимается оно над горизонтом, в полдень достигает наибольшей высоты и затем опускается всё ниже и ниже, пока вновь не спрячется за горизонтом. То место, где солнце появляется над горизонтом, называется востоком, а где заходит – западом.

В ясную погоду можно определить стороны горизонта по Солнцу.

Для ориентирования можно использовать эту таблицу:

время

7 ч

13 ч

19 ч

Сторона горизонта

восток

юг

запад

Таким образом, встав в определенное время спиной к солнцу, по тени можно определить стороны горизонта.

При наличии часов стороны горизонта можно определить, направив часовую стрелку на Солнце. При этом положении часовая прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате, укажет направление на юг.





































Заключение

Проведя исследование, я выяснил, что ориентирование по местным признакам даёт приблизительное представление о расположении сторон горизонта.

Моя гипотеза не подтвердилась: народные приметы не являются надёжным источником ориентирования на местности. Поэтому нельзя ограничиваться одним методом ориентирования, т.к. даже незначительная погрешность в градусах даёт большую погрешность в метрах.

Определение сторон света по природным объектам лучше использовать в комплексе с другими способами. Нужно подготовиться к походу в лес: изучить маршрут, взять компас и карту. Надежные помощники в ориентировании – солнце и часы.

В жизни уметь ориентироваться на местности необходимо для того, чтобы дойти до цели. Знание способов ориентирования никогда не бывают лишними, от этого может зависеть здоровье и жизнь человека.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования собранных материалов на школьных уроках, а также на факультативах и внеурочных занятиях. Ориентирование, как минимум, может сохранить жизнь в экстремальных ситуациях таких, как чрезвычайные ситуации природного характера, аварийная ситуация на любом виде транспорта, потеря туристической группы и т. д.













Список литературы и использованных источников информации

1. Берестов В. Как найти дорожку. К., Веселка,1989

2. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. М., Просвещение, 1980

3. Некляев C. Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

4. Физическая география Тульской области / Е. Л. Горбунов. - Тула: Пересвет, 2008.

5. https://10- sposobov.ru/eda/49-10-sposobov-orientirovaniya-na-mestnosti /

6. http://otdyhmaster.ru/activ/sposoby-orientirovaniya-na-mestnosti-bez-kompasa.html



































Приложения

Земляника



Сбор земляники





Сбор земляники



Поиск земляники



Расположение мха на стволах одиноко стоящих деревьев



Лишайник разросся по всему дереву, то с северной стороны его больше, там он более влажный и плотный



Муравьи строят свои муравейники с южной стороны пня. Я долго пытался определить положение севера, но не смог.



Потом я выбрал несколько отдельно стоящих деревьев и по длине ветвей попытался определить направление на север.

Более длинные ветви должны указывать на юг, значит противоположная сторона – это север.

Толщина годовых колец зависит от условий произрастания деревьев, и ежегодный прирост очередного слоя древесины образуется с той стороны, с которой дерево лучше развивается.

Моё исследование говорит о том, что этот способ ориентирования ошибочен.




Весной и во время зимних оттепелей снег тает сильнее с южной стороны склонов и камней.



17


Автор материала: А. Бакулин (3 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.