Курс «Топография и ориентирование на местности»

0
0
Материал опубликован 27 January 2016

Топография и ориентирование на местности

 Терюкова Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования ГОУ ЯО «Центр детско – юношеского туризма и экскурсий», учитель ОБЖ МОУ СШ №3

Цели и задачи: приобретение учащимися начальных навыков ориентирования на местности и работы с картой

Форма проведения: практическое занятие на местности

Продолжительность занятия: 2 часа 40 мин.

Состав группы: 8-10 человек (5-6 класс).

Место проведения занятия: Лесной массив или лесопарковая зона

Материальное обеспечение:

таблички 20х50 см для установки на КП – 20 штук

карандаши цветные – 10 штук

рулетка

карточки

карта местности

Снаряжение личное: компас, одежда по сезону, карандаш

Подготовка местности

Этапы подготовки местности

этапа

Наименование этапа

Описание

1.

Определение длины шага

Выбирается прямой ровный участок тропы или дорожки, на котором отмеряется отрезок 30 м.

В начале и в конце его ставится хорошо заметная маркировка

2.

Определение азимута на предметы

Выбирается ровная хорошо просматриваемая площадка. На ней отмечается точка, с которой будет осуществляться определение азимутов на предметы. Табличками отмечается 5 – 6 предметов, стоящих от указанной точки на 10-20 метров (деревья, фонари, и.т.д.). Определяются азимуты на отмеченные предметы.

3.

Отработка движения по азимуту

Место старта и место финиша при каждом определении азимута одно и то же. Обозначается к. л. знаком (флажком, призмой). По обе стороны от старта – финиша на расстоянии 30-100 м на объектах устанавливаются таблички с буквами. Участник должен с места старта двигаться по заданному азимуту, вписывать в свою карточку буквы. Для выдачи участникам заготавливаются карточки с вариантами движения (Прил.1)

4.

Ориентирование по выбору

Устанавливается 10 КП

Проведение занятия

п/п

Наименование и содержание учебного вопроса

Действия руководителя и группы

Время

1

Вводная часть. Цели, задачи, план проведения занятия, техника безопасности

0:10

2

Виды компасов, правила работы с компасом, определение азимута

Руководитель напоминает основные приемы работы с компасом.

Участникам предлагается определить направления на стороны горизонта и направления линейных ориентиров (подходящие тропы и овраги)

0:15

3

Определение длины шага

Участники выходят на ровную местность (тропинку или дорожку) и определяют длину своего шага при ходьбе и беге

0:10

4

Определение расстояний на местности

Участникам предлагается определить расстояния до произвольных местных предметов на глаз и проверить полученные значения шагами

0:20

5

Работа с компасом и картой (ориентация карты по компасу и местным предметам, определение своего местоположения

Руководитель показывает приемы ориентации карты по компасу и определения своего местоположения, после чего участникам раздаются спортивные карты района и предлагается самостоятельно проделать то же самое. После этого, участники совершают кольцевой маршрут и в процессе движения определяют свое местоположение.

0:30

6

Отработка движения по азимуту

Руководитель объясняет поставленную задачу, выдает карточки с вариантами движения. Участник должен в свою карточку записать буквы в определенном порядке

0:30

7

Ориентирование по выбору

Руководитель объясняет поставленную задачу: контрольное время – 40 мин.

0:50

8

Подведение итогов занятия

Руководитель сообщает результаты проведения ориентирования, указывает типичные ошибки и способы их устранения

0:15

Приложение 1.

Вариант 1.

Азимут 200

Азимут 2600

Азимут 1400

Вариант 2.

Азимут 350

Азимут 2750

Азимут 1550

Вариант 3.

Азимут 500

Азимут 2900

Азимут 1700

Вариант4.

Азимут 650

Азимут 3050

Азимут 1850

Комментарии
Комментариев пока нет.