Курс «Топография и ориентирование на местности»
Топография и ориентирование на местности
Терюкова Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования ГОУ ЯО «Центр детско – юношеского туризма и экскурсий», учитель ОБЖ МОУ СШ №3
Цели и задачи: приобретение учащимися начальных навыков ориентирования на местности и работы с картой
Форма проведения: практическое занятие на местности
Продолжительность занятия: 2 часа 40 мин.
Состав группы: 8-10 человек (5-6 класс).
Место проведения занятия: Лесной массив или лесопарковая зона
Материальное обеспечение:
таблички 20х50 см для установки на КП – 20 штук
карандаши цветные – 10 штук
рулетка
карточки
карта местности
Снаряжение личное: компас, одежда по сезону, карандаш
Подготовка местности
Этапы подготовки местности
№ этапа |
Наименование этапа |
Описание |
1. |
Определение длины шага |
Выбирается прямой ровный участок тропы или дорожки, на котором отмеряется отрезок 30 м. В начале и в конце его ставится хорошо заметная маркировка |
2. |
Определение азимута на предметы |
Выбирается ровная хорошо просматриваемая площадка. На ней отмечается точка, с которой будет осуществляться определение азимутов на предметы. Табличками отмечается 5 – 6 предметов, стоящих от указанной точки на 10-20 метров (деревья, фонари, и.т.д.). Определяются азимуты на отмеченные предметы. |
3. |
Отработка движения по азимуту |
Место старта и место финиша при каждом определении азимута одно и то же. Обозначается к. л. знаком (флажком, призмой). По обе стороны от старта – финиша на расстоянии 30-100 м на объектах устанавливаются таблички с буквами. Участник должен с места старта двигаться по заданному азимуту, вписывать в свою карточку буквы. Для выдачи участникам заготавливаются карточки с вариантами движения (Прил.1) |
4. |
Ориентирование по выбору |
Устанавливается 10 КП |
Проведение занятия
№п/п |
Наименование и содержание учебного вопроса |
Действия руководителя и группы |
Время |
||
1 |
Вводная часть. Цели, задачи, план проведения занятия, техника безопасности |
0:10 |
|||
2 |
Виды компасов, правила работы с компасом, определение азимута |
Руководитель напоминает основные приемы работы с компасом. Участникам предлагается определить направления на стороны горизонта и направления линейных ориентиров (подходящие тропы и овраги) |
0:15 |
||
3 |
Определение длины шага |
Участники выходят на ровную местность (тропинку или дорожку) и определяют длину своего шага при ходьбе и беге |
0:10 |
||
4 |
Определение расстояний на местности |
Участникам предлагается определить расстояния до произвольных местных предметов на глаз и проверить полученные значения шагами |
0:20 |
||
5 |
Работа с компасом и картой (ориентация карты по компасу и местным предметам, определение своего местоположения |
Руководитель показывает приемы ориентации карты по компасу и определения своего местоположения, после чего участникам раздаются спортивные карты района и предлагается самостоятельно проделать то же самое. После этого, участники совершают кольцевой маршрут и в процессе движения определяют свое местоположение. |
0:30 |
||
6 |
Отработка движения по азимуту |
Руководитель объясняет поставленную задачу, выдает карточки с вариантами движения. Участник должен в свою карточку записать буквы в определенном порядке |
0:30 |
||
7 |
Ориентирование по выбору |
Руководитель объясняет поставленную задачу: контрольное время – 40 мин. |
0:50 |
||
8 |
Подведение итогов занятия |
Руководитель сообщает результаты проведения ориентирования, указывает типичные ошибки и способы их устранения |
0:15 |
Приложение 1.
Вариант 1. Азимут 200 – Азимут 2600 – Азимут 1400 – |
Вариант 2. Азимут 350 – Азимут 2750 – Азимут 1550 – |
Вариант 3. Азимут 500 – Азимут 2900 – Азимут 1700 – |
Вариант4. Азимут 650 – Азимут 3050 – Азимут 1850 – |