"Память о войне в моей семье"
Автор публикации: С. Черкаева, ученица 4А класса
План исследования
1. Цели и задачи исследования:
- изучить биографии членов моей семьи в годы Великой Отечественной войны;
- найти семейные документы, фотографии;
- по возможности изучить архивные документы;
- собрать воспоминания членов семьи.
2. Основные этапы исследовательской работы:
- описание исторических сведений периода исследовательской работы;
- запись воспоминаний моей бабушки Черкаевой Екатерины Константиновны;
- изучение и фотографирование семейных документов, наград, старых фото;
- изучение наградных документов, номеров наград;
- поиск архивных документов о награждении;
- запись воспоминаний других родственников;
- помощь родителей в обзоре литературных и периодических источников и разъяснения по сложным вопросам;
- выводы и заключение.
3. Оформление работы по установленным требованиям.
Память о войне в моей семье.
Содержание:
1. Введение 3
2. Семья Курашовых в годы войны 3
3. Мой прадедушка Курашов Константин Иосифович 8
4. Семья Черкаевых в годы войны 12
5. Мой дедушка Черкаев Алексей Алексеевич 17
6. Заключение 20
7. Приложение 21
8. Список литературы и информационных источников 22
Введение
Я, Черкаева София Юрьевна, родилась в 2010 году в городе Брянске. Семьи моей бабушки и дедушки происходят родом из сегодняшних Брянской и Орловской областей, территория которых в годы Великой Отечественной войны подверглись оккупации. Поэтому, как большинство людей нашей страны, они испытали на себе все тяготы и лишения военного времени. Память о событиях тех лет хранится в нашей семье в виде наград моих прадедушки и дедушки, различных документов, фотографий, а также устных рассказов членов семьи.
Когда я захотела подробнее узнать о том, как жили мои предки в годы войны, то обратилась за помощью к папе и маме. Совместными усилиями, а также с помощью родственников, архивных документов, документальной и исследовательской литературы, мемуаров, рассказов незнакомых мне людей из г. Дмитровск Орловской области и п.г.т. Навля Брянской области (за что им огромное спасибо!), а также современных возможностей электронных информационных систем мы попытались вспомнить то трудное время через судьбы моих родственников, о чём расскажем в этой работе.
Глава 1. Семья Курашовых в годы войны
Мой прадед по материнской линии папы - Курашов Константин Иосифович родился в 1902 году. В браке с моей прабабушкой Курашовой (Гореловой) Татьяной Петровной (тоже 1902 г.р.) они проживали в поселке Навля, тогда Орловской области. На момент начала войны у них было 7 детей - это мои двоюродные бабушки и дедушки: Мария (1920 г.р.), Анна (1925 г.р.), Александра (1926 г.р.), Антонина (1930 г.р.), Владимир (1937 г.р.), Виктор (1940 г.р. -?) и моя родная бабушка Екатерина (1934 г.р.). Прадед Константин Иосифович работал на железной дороги, а прабабушка Татьяна Петровна вела хозяйство и воспитывала детей.
Дальнейшие события будут описаны по воспоминаниям моей бабушки Черкаевой Екатерины Константиновны (1934 г.р.), которыми она поделилась в марте 2020 г.
Татьяна Петровна Курашова с дочерьми и внуками. Слева от неё - моя бабушка Екатерина (июль 1958 г.)
"Когда началась война твой прадед, как работник железной дороги, имел "бронь" и не подлежал призыву в армию. После стремительного наступления фашистских войск и интенсивных бомбёжек Навли семья Курашовых перебралась в деревню Селище, в дом где проживала сестра твоей прабабушки София Петровна с тремя своими детьми, а уже в ноябре 1941 года Навля и близь лежащие населенные пункты оказалась в зоне оккупации и вся семья стала жить на вражеской территории. Когда установился "новый порядок", то фашисты и полицаи стали рыскать по домам в поисках мужского населения и, чтобы выжить, мой отец долгое время днем прятался в подполье этого дома, выходя только на ночь чтобы поспать, даже мы, его дети, не знали где он прятался. До определенного времени это ему удавалось. Однако в какой-то момент прятаться стало очень опасно. Какие именно причины послужили тому, что отец вышел из подполья мне неизвестно. Мы были ещё дети и родители об этом нам никогда не говорили. Летом 1943 года, когда Советская Армия была уже близко и шла Орловско-Курская битва, фашисты стали собирать обозы из подвод и отправлять население на принудительные работы. Так на 2 подводах нашу семью и семью моей тети погнали через территорию Белоруссии в направлении Польши. Однажды обоз остановился в одной из белорусских деревень на ночлег. Скорее всего разведка партизан узнала о движении
обоза, потому что когда на следующее утро обоз снова тронулся в путь и только вышел из этой деревни, партизаны напали на немцев и завязался бой. Бой шел долго. Я помню, что на помощь фашистам прилетели самолеты и стали бомбить и обоз и партизан. Партизанам удалось отбить только половину обоза (его хвостовую часть), а головную половину обоза немцы погнали дальше. Слева по пути следования было большое озеро, на берегу которого были вырыты землянки. В этих землянках, где было очень сыро и на полу в воде лежали мешки с мокрым песком нас и спрятали партизаны на время боя. Моя мама Татьяна Петровна накрыла меня и моего младшего брата Володю своим телом и мы долго лежали пока не закончился бой и не улетели немецкие самолеты. Так и получилось, что нашу семью разлучила война. Моя тетя София Петровна, её трое детей, а также мои старшие сестры Анна и Антонина попали на принудительные работы в Польшу и пробыли там до конца войны. Отец, мать, самая старшая из сестёр Мария, сестра Александра, я и братья Володя и Виктор, а также мой дедушка Петр были освобождены и какое-то время прятались в "глухих" деревнях на территории Белоруссии, постепенно продвигаясь к линии фронта. Выживали очень трудно. Есть было нечего и мы выкапывали из земли остатки картошки, помогали по хозяйству семьям, которые нас приютили и мне даже приходилось ходить по домам и просить еду. От тягот и болезней умерли мой дедушка Пётр и самый младший из братьев Виктор.
В 1944 году была освобождена территория Белоруссии и моего отца Курашова Константина Иосифовича призвали в действующую армию, старшая сестра Мария уехала на работу на военный завод по производству снарядов на Урале и, к сожалению, вскоре погибла в результате диверсии (ее фотографий не сохранилось), а мы вернусь в Навлю."
Вверху: слева Александра, справа Анна Курашова Антонина (ориентировочно 1952 г.)
Внизу: Екатерина и Владимир Курашовы (10.09.1950)
Бабушка Катя также рассказывала, что её мама, Татьяна Петровна, была глубоко верующим человеком. В её доме перед иконами всегда горела лампадка. Она постоянно молилась и, я думаю, Бог услышал её молитвы, потому что муж вернулся с фронта живым, выжило большинство детей и, когда семья вернулась в Навлю, сохранился дом, в котором они жили. Кроме того она передала детям веру в Бога, хотя в те годы это очень не приветствовалось.
Курашовы Константин Иосифович, Татьяна Петровна и их сын Владимир (ориентировочно 1957 -1958 гг)
Глава 2. Мой прадедушка Курашов Константин Иосифович
Мой прадед Курашов Константин Иосифович* был призван в действующую армию в 1944 году на территории Белоруссии. Служил в артиллерии: батарея орудий калибра 45 мм - знаменитые "сорокопятки" .
Курашов Константин Иосифович Награды Курашова К.И. сейчас хранятся в нашей семье
(фото 16 апреля 1945 г.)
Участвовал в боевых действиях по освобождению Восточной Пруссии (современная Калининградская область). За мужество проявленное в этих боях был награжден медалью "За боевые заслуги" ( октябрь 1944 года)
* В армейских и наградных документах фамилия записана Курашев, а не Курашов.
и орденом Славы III степени ( январь 1945 года).
В документах на награждение орденом указано, что за несколько дней в январе 1945 года сержант Курашов К.И. огнём из своего орудия уничтожил 9 пулеметных точек и 15 немцев.
Первоначально моего прадеда планировали наградить орденом "Отечественной войны II степени", но в итоге наградили орденом "Славы". Почему так произошло мне неизвестно, но зато я точно знаю, что орден "Славы" - это главный орден, которым награждали только солдат, которые на своих плечах вынесли все тяготы прошедшей войны. Поэтому он мне особенно дорог как память о моём прадеде.
Орденская книжка Курашова К.И.
Представление к награждению орденом "Отечественной войны II степени"
Позднее, в боях при освобождении города Кёнигсберга, прадед получил осколочное ранение в голову, лечился в госпитале и был комиссован из армии. Несколько осколков от ранения так и остались у него в голове до конца жизни, потому что удалять их было смертельно опасно. Из-за этого ранения он постепенно ослеп и последние 5 лет жизни ничего не видел. Своего первого правнука в 1979 году смог только подержать на руках и погладить по головке. После войны продолжил работать на железной дороге в Брянской и Мурманской областях, а также на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Глава 3. Семья Черкаевых в годы войны
В 1941 году моему другому прадедушке Алексею Степановичу Черкаеву было уже 48 лет (1893 г.р.) - достаточно солидный возраст, учитывая все революционные перемены, что пришлось пережить в начале 20 века. Он прекрасно понимал, что при оккупации его семье не выжить, а потому и принял решение всей семьёй уходить в партизаны. Так и оказалась в составе Михайловского партизанского отряда его семья: жена Мария Матвеевна (моя прабабушка), дети: Лидия (1925 г.р.), Майя (1927 г.р.) и Алексей (1930 г.р.) - это мой дедушка. Сам же Черкаев Алексей Степанович, согласно архивных документов, занимал должность старшины роты партизанского отряда, только вот какого? Михайловского, как в этой справке или Дмитровского, как в наградных документах?
Черкаев Алексей Степанович
Я помню родители говорили мне, что вся семья Черкаевых была в партизанах вместе. Но как такое возможно, если они были в разных отрядах, а те стояли на расстоянии друг от друга? С этим вопросом я обратилась к папе, Черкаеву Юрию Алексеевичу, офицеру Вооруженных Сил РФ, вот его разъяснения: " В мирной жизни до войны Черкаев А.С. занимал должность управляющего Сберкассы в г.Дмитровск. Да и вся его предыдущая работа тоже была связана с административной и хозяйственной деятельностью, подробности которой мне, однако, неизвестны.
Старшины роты в армии - это главный хозяйственник, на его плечах организация быта и снабжения всем необходимым для успешного выполнения поставленных задач. Понятно, что учитывая предыдущий жизненный опыт прадеда, его возраст, в котором уже трудно бы было заниматься той же диверсионной работой или разведкой, а также наличие семьи здесь же в лесах, могу предположить, что командования Дмитровского партизанского отряда разумно поручило ему заниматься обустройством тыла отряда. Здесь хочется особо заметить, что вести хозяйство, в необорудованных местах в лесной чаще - это будет гораздо более трудная задача, чем в действующей армии. Представьте сами: построить землянки, наладить какое-никакое отопление (это уже был ноябрь 1941 года, а мы помним какая лютая зима была в том году), снабжение продовольствием, вещевым имуществом, водой, боеприпасами, банно-прачечное обеспечение, топливо (нужны ведь были не только дрова, которых много в лесу) и еще много чего - это все обязанности старшины роты.
Дмитровский партизанский отряд, также как и Михайловский партизанский отряд входили в состав 1-й Курской партизанской бригады. События конца 1942 года объясняют, что никаких противоречий о месте дислокации отрядов здесь нет. Вот что пишет бывший партизан, Михайловского отряда поэт Михаил Афанасьевич Жиряков (источник: публикация в газете "Курская правда" от 14.02.2013):
"В начале ноября 1942 года военная часть гитлеровцев начала наступать и обстреливать партизан в урочище Сухая Хатынь. С 5-го на 6-е ноября в расположении Дмитровского отряда в урочище Сухая Хатынь были собраны все отряды бригады. В ночь с 6-е на 7-е перешли в урочище Воскресная Дача. В середине ноября русско-немецкий батальон под командованием Каминского повел наступление на партизан. В урочище Воскресная Дача с одной группой этих карателей Дмитровский отряд вел бой в поселке Спасский. Каратели из поселка были выбиты. Многих убили, одного взяли в плен. Много захватили мы винтовок, пулемет.
После этого боя каратели начали обстреливать лес из пушек, минометов, двинулись большими силами прочесывать лес с участием танков. Наш отряд незаметно вышел из Воскресной Дачи и к концу ноября возвратился на прежнее место в Сухую Хатынь."
Повествование о тех событиях можно также найти в книге Дмитрия Жукова и Ивана Ковтуна "29- я гренадерская дивизия СС «Каминский»" во 2 главе, вот всего лишь две цитаты:
"В период с 20 октября по 2 ноября 1942 г. немцы и «каминцы», сосредоточив свои силы в районе г. Дмитровск, слобода Михайловка и село Тросна, вели разведку расположения партизан в лесных урочищах Жерновец (база отрядов Михайловского, Троснянского, им. Железняка, Кавалерийского, штаба ОПОКО) и Сухая Хотынь (база Дмитровского и Дмитриевского отрядов). Наступление немцев и «каминцев» возобновилось 3 ноября, и было направлено в район урочища Жерновец. Партизаны в течение дня отражали атаки противника, а ночью перебазировались в лес Сухая Хотынь. 6 ноября атаки на партизан продолжились. В них самое активное участие принял батальон «народной милиции» из Дмитриева."
"В результате операции «Белый медведь» партизаны, увы, понесли большие потери. В отчете «о борьбе с бандитизмом», составленном для командующего фашистской 2–й танковой армии, отмечалось, что в период с апреля по декабрь 1942 г. потери партизан составили 5644 человека убитыми. Потери немцев и вспомогательных сил были определены в 2402 человека, включая раненых и пропавших без вести. По этим цифрам видно, какая жестокая и беспощадная шла война."
Теперь я знаю, почему вся семья Черкаевых оказалась в одном месте и что пришлось пережить ей в ходе боевых действий зимой 1942-1943 гг. Я понимаю, что когда проводилась карательная операция и стоял вопрос жизни или смерти, то никто не оставался в стороне - все брали в руки оружие и сражались.
Однажды мой папа обнаружил в интернете короткий рассказ с фото отчётом о походе по местам стоянки в годы войны Дмитровского партизанского отряда в урочище Сухая Хотынь группы "Орловская походная группировка" (https://vk.com/@orelhikinggroup-partizan)
На фотографиях видно как выглядит сейчас (2015 год) место стоянки партизанского отряда:
Памятный знак на месте стоянки отряда с еще Заилившийся колодец, с практически сгнившей
читаемой надписью наземной частью
После освобождения Орловской и Брянской областей от немецко-фашистских захватчиков семья Черкаевых вернулась в город Дмитровск, где после окончания войны продолжили жить мирной жизнью.
Верний ряд стоят: 2-ой слева- Черкаев Алексей, 3-я слева- Лидия, 4-я- Майя, сидят: 2-й слева Черкаев Алексей Степанович, 3-й слева Владимир - сын Лидии, 4-я слева Мария Матвеевна (ориентировочно 1952-1953 гг)
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1946 г. Черкаев Алексей Степанович награжден медалью "За боевые заслуги",
Информация с сайта "Подвиг народа"
а 10 мая 1965 г. орденом "Отечественной войны II степени" (№ 928993).
Орденская книжка Черкаева Алексея Степановича
В наше время в г.Дмитровске Орловской области есть стенд, посвященный истории Дмитровского партизанского отряда. На этом стенде в одном ряду с фотографией командира отряда есть фото моего прадедушки Черкаева Алексея Степановича. И хотя на этой фотографии фамилию в нижнем ряду не разглядеть - я точно знаю, что это мой прадед, потому что в семье хранится очень похожая фотография, где он держит на руках своего внука - это мой дядя - Николай, брат папы.
Памятный стенд в г. Дмитровске Орловской области
Глава 4. Мой дедушка Черкаев Алексей Алексеевич
Мне было 3 года, когда в возрасте 83 лет не стало моего дедушки- Черкаева Алексея Алексеевича. Своими воспоминаниями о нахождении в партизанском отряде он делился с папой, который передал это мне.
Дедушка рассказывал, что даже у него, 12-летнего паренька в отряде, было настоящее оружие. Конечно винтовка Мосина или автомат были для него тяжелыми и неудобными, поэтому ему достался маленький венгерский карабин, который был добыт, как трофей, в ходе одного из рейдов партизан. Вот это и было его личное оружие. Папа как-то спросил дедушку: "Ну вот ты же был ещё мальчиком и что сам стрелял в немцев, убил хоть одного?" Дедушка тогда ответил: " Убил ли я хоть одного немца я тебе точно не скажу.
Начальник станции Комаричи (1957) Черкаев Алексей Алексеевич (1984 г.)
Как это определить? Они наступали цепью, мы отстреливались из укрытий: стреляешь сам, кто-то из партизан стреляет справа, слева от тебя. Враги падали пораженным, а кто в них попал я или кто-то другой поди узнай, не до этого тогда было - самим бы уцелеть."
Также дедушка рассказывал о других моментах жизни в партизанском отряде. Например о том, как моей прабабушке и его сестрам приходилось готовить пищу на весь отряд, заниматься заготовкой дров, ходить в ближайшие деревни и добывать продовольствие для партизан, проявляя при этом предельную осторожность и конспирацию.
Как из ткани парашютов, на которых партизанам сбрасывали с самолетов оружие, боеприпасы, другие материалы, шили одежду (рубашки, белье). Такие, казалось бы с виду малозначимые, бытовые события по обеспечению партизан различным довольствием были очень важны, без них они не смогли бы успешно воевать. Об этом подробно пишет и бывший партизан Михайловского отряда и поэт Михаил Афанасьевич Жиряков в своих мемуарах, о которых уже было сказано выше (источник: публикация в газете "Курская правда" от 14.02.2013).
При этом надо помнить, что все это делалось в режиме строжайшей секретности и маскировки, чтобы не быть обнаруженными врагом. По малейшему шуму, дымку из леса можно было обнаружить весь отряд, тем самым поставив под угрозу жизни сотен людей. Его сестрам Майе и Лидии в тот момент было 15 и 17 лет.
В год 80-летия Черкаева А.А. корреспондент Инна Чикачева опубликовала в газете "Московский железнодорожник" (выпуск №43 от 3.11.2010 г.) статью "Призвание движение" о жизненном пути моего дедушки, в которой он тоже воспоминал о времени, когда был в партизанском отряде. (Приложение 1 )
Не смотря на свой юный возраст по окончании войны дедушка был награжден медалью "За победу над Германией", а в последствии орденом "Отечественной войны II степени" № 2374210.
Удостоверения к наградам Черкаева А.А.
Основные награды и ведомственные знаки отличия моего дедушки Черкаева Алексея Алексеевича, которые хранятся в нашей семье.
Заключение
По-разному сложились судьбы членов семей Черкаевых и Курашовых и широко "разбросало" их по необъятным просторам наше страны: Москва, Брянск, Орел, Владивосток, Кишинёв, кто- то остался в Навле и Дмитровске.
Не смотря на все тяготы и лишения войны, все дети выучились и получили образование, стали врачами, учителями, инженерами, экономистами, а главное достойными гражданами нашей страны.
В 1954 году мой дедушка, Черкаев Алексей Алексеевич, после окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта, приехал на работу заместителем начальника станции Навля. Там он познакомился с моей бабушкой Екатериной Константиновной и вскоре они поженились.
Я горжусь и буду всегда помнить моих предков!
Приложение 1
Список литературы и информационных источников:
1. Информационный портал "Память народа"; https://pamyat-naroda.ru
2. Информационный портал "Подвиг народа": (http://podvignaroda.ru)
3. Газета "Курская правда", номер от 14 февраля 2013 г.
4. " Московский железнодорожник" -интернет версия газеты (выпуск №43 от 3 ноября 2010 г.) http://Gudok.ru
5. Дмитрий Жуков, Иван Ковтун "29- я гренадерская дивизия СС Каминский»", издательство"Вече", 2009 г.
6. Страница в социальной сети "В контакте" группы "Орловская походная группировка" https://vk.com/@orelhikinggroup-partizan