Перелётные птицы
Автор публикации: Ю. Мамонтова, студентка 4 курса
Технологическая карта занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром
ФИ: Мамонтова Юлия Евгеньевна
Дата проведения: 18.04.2024
Тема: «Перелетные птицы»
Интеграция детской деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цель: познакомить детей с перелетными птицами (грач, кукушка, ласточка) , объяснить, почему этих птиц называют перелетными.
Задачи:
Образовательная: закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
Развивающая: развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
Воспитательная: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания, расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах.
Словарная работа: перелетные птицы; грач; кукушка; ласточка; улетают; прилетают
Оборудование и материал:
Демонстрационный материал: фонограмма с шумом леса и пением птиц, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц и их гнезд
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1 | Организационно-мотивационный этап | Собрать внимание детей и мотивировать их на предстоящую деятельность. | - Дети, закройте глаза, послушайте, что вы слышите? - А как вы догадались, что это лес? -А кто живет в лесу? -Да, да правильно, животные, птицы. - Сегодня к нам с леса в гости прилетела Каркуша. -Она очень любопытная, и хочет много чего узнать у вас. | Сюрпризный момент | Дети внимательно слушают педагога, дают на ответы на загадки. | Собрать внимание детей и мотивировать их на предстоящую деятельность |
2 | Основной этап | | | | | |
2.1 | Этап постановки проблемы | | - У Каркуши очень много друзей в лесу, она хочет проверить, как хорошо вы знаете ее подружек-птиц. | Вопросы. | Дети слушают педагога, отвечают на вопросы. | Проверить знания детей |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Объяснить тему занятия. Убедиться, что все дети все поняли. | -Ребята, а кто такая Каркуша? -Это птица. А какая птица: перелетная или зимующая? | Беседа, вопросы. | Дети слушают педагога, отвечают на вопросы. | Познакомить детей с темой занятия. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. познакомить детей с перелетными птицами (грач, кукушка, ласточка) , объяснить, почему этих птиц называют перелетными. | - Каких птиц вы еще знаете? - Почему некоторых птиц зовут зимующими, а некоторых перелетными? -Сегодня мы с вами познакомимся Каркушеннами подружками, с перелетными птицами. -Посмотрите внимательно на картинки, каких птиц вы здесь узнали? -Давайте я вам немножко подскажу с помощью загадок. На шесте - дворец, Во дворце – певец, А зовут его…(Скворец) Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Так важно она по болоту шагает! Червяков, жуков находит. (Грач) Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»(Кукушка) -Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? (перелетными) -Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Родители выкармливают их всякими червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. -Ребята, а как вы думаете, почему весной птицы возвращаются к нам? Как вы думаете, почему птицы улетают на зиму в теплые края? -Посмотрите внимательно на птиц, из каких частей тела они состоят? (голова, туловище, ноги, крылья, клюв) А теперь давайте попробуем описать всех наших птичек. Кто хочет описать грача? Какой он? Игра «Опиши птицу». (Дети по желанию выходят и описывают птиц). Хорошо запомнили перелетных птиц? Сейчас мы это проверим. Пальчиковая гимнастика «Эта птичка соловей» Как снега растают- (Руки ладонями вниз разводим в стороны) Птицы прилетают, (Машут руками, как крылья) Гнезда вьют из веток (Соединяют руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты) Для птенцов, для деток. (пальцы переплетены, сгибаем-разгибаем пальцы) - Ребята, а как называются домики у птиц? (гнезда). Молодцы, правильно, а как вы думаете, для чего птицам гнезда? -Вот мы с вами и познакомились с подругами Каркуши. -Каркуше пора домой, ведь сейчас весна, ей уже пора ввить свое гнездышко. | Беседа, показ иллюстраций, игра, физминутка. | Ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму). Дети запоминают диких животных, а затем отвечают кого не стало. | У детей появилось представлений о подготовке диких животных к зиме, их приспособления к сезонным изменениям. |
3 | Заключительный этап | Закрепление полученных знаний во время занятий | - Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужны птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями? - Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением) - Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.). - Что случится, если птицы исчезнут? | Словесный метод: беседа. Прием: вопросы. | Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы. | Закрепить полученные знания во время занятия. |