Детско-родительский проект «Перелётные птицы»
Детско-родительский проект «Перелетные птицы»
Тип проекта: познавательно - творческий
Участники проекта:
дети подготовительной группы;
воспитатели, логопед;
родители воспитанников.
Длительность: краткосрочный.
Проблемный вопрос: Кто такие перелетные птицы?
Аннотация проекта:
Дети подготовительной коррекционной группы имеют недостаточно представление о перелетных птицах. Участие детей в данном проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о внешнем виде птиц, особенностях их образа жизни пополнить и активизировать словарный запас по теме, развивать связную речь, поисковую деятельность научиться сравнивать, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения.
Актуальность:
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, Полученные в детстве экологические знания, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим пернатым друзьям – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.
Цель проекта: Расширить знания детей о перелетных птицах. Воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи проекта:
Образовательные:
Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период.
Развивающие:
Способствовать формированию познавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать, отражать результат своих исследований в творческой деятельности, развивать любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать доброту, бережное осознанное отношение к птицам, желание помогать и заботиться о живых существах.
Задачи для родителей:
находить совместно с детьми интересный познавательный материал про перелетных птиц;
обогащать детско-родительские отношения в совместной творческой деятельности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической
литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта.
Организованно – образовательная деятельность |
Тема |
Работа с родителями |
Ознакомление с окружающим |
Беседа «Весна. Перелетные птицы» Чтение «Смелая ласточка», Б. Заходер «Птичья столовая» Рассматривание картины А. Саврасов «Грачи прилетели» Экскурсия на грачевник. |
Домашнее задание: выучить загадку или стихотворение про перелетную птицу. |
Художественное творчество |
Рисование: «Прилет ласточек». Ручной труд: «Веснянка» Лепка: «Гусь» |
Изготовление скворечников Составление альбома «Перелетные птицы» |
Физическое развитие |
Подвижные игры «Птицы в гнездах», «Перелет птиц» Физкультминутка «Кап, кап, звенит капель..» |
Итоговый – подведение результатов: оформление альбома «Перелетные птицы», изготовление скворечников и развешивание их на участке.
Продукты проектной деятельности:
Альбом «Перелетные птицы», изготовленные совместно с родителями и детьми скворечники.
Ожидаемый результат:
знание и определение перелетных птиц;
нахождение сходства и различия по нескольким признакам, сравнение особенностей внешнего вида, повадок и приспособленности их к среде обитания, составление небольшого описательного рассказа;
знание загадок и стихов о птицах;
наблюдение за птицами на участке, экскурсии;
желание у детей заботиться о птицах и помогать в трудную минуту;
желание к совместной творческой деятельности детей и родителей;
обогащение детско-родительских отношений.
Используемая литература:
Кошлева Г.А. Развитие речи в детском саду. Пособие для детей 5-7 лет – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
Природа вокруг нас. Старшая группа. Занимательные материалы./ Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей».
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы. – 2 –е издание авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Приложение 1 Конспект НОД на тему «Весна. Перелётные птицы»
Цель:
расширять и активизировать словарь по теме,
учить словообразованию,
упражнять в образовании существительных множественного числа предложного падежа,
учить понимать притяжательные прилагательные,
учить отвечать полными ответами,
учить пересказывать короткие рассказы,
развивать логическое мышление, внимание, память.
Ход
Организационный момент.
- Отгадайте загадку:
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
- О каком времени года эта загадка? (Это весна)
- Почему вы решили, что это весна? (С крыш капают капели. Морозы не трещат).
- Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи).
- Какие ещё птицы прилетают весной? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи).
- Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга).
- Воспитатель ставит картинку с изображением грача и предлагает детям послушать рассказ.
- Грач - большая птица. Она похожа на ворону. У него толстый большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Он ходит по пашне и поедает жуков, червяков, личинок. Своё гнездо грач делает из тонких прутиков и соломы на самой верхушке дерева.
Вопросы:
- На кого похож грач? (Грач похож на ворону).
- Какой у грача клюв? (Клюв у грача большой и толстый).
- Чем питается грач весной? (Грач весной питается червяками, жуками, личинками).
- Из чего грач делает своё гнездо? (Грач делает гнездо из соломы и прутиков).
- Где делает грач своё гнездо? ( Грач делает гнездо на верхушке дерева).
- Пересказы детей.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение про грача:
Очень сытый и довольный
Возвратился с поля грач.
Не задаром ходит в поле
Удивительный силач.
Без него бы мы пропали,
А ему без лишних слов
Так и хочется всё время
Накопать нам червяков.
Физминутка: «Кап, кап, звенит капель, приближается апрель
Игровое упражнение «У кого кто?»
- У грача – грачонок - грачата.
- У утки – утёнок - утята
- У лебедя – лебедёнок - лебедята
- У соловья – соловьёнок - соловьята
- У журавля – журавленок - журавлята
- У дрозда – дроздёнок - дроздята
- У чижа – чижонок - чижата.
- У аиста – аистёнок - аистята
- У скворца – скворчонок - скворчата.
Игровое упражнение «Кто о ком заботится?»
- Аист заботится об аистятах.
- Грач заботится о грачатах.
- Журавль заботится о журавлятах.
- Лебедь заботится о лебедятах.
- Чиж заботится о чижатах.
- Соловей заботится о соловьятах.
- Дрозд заботится о дроздятах.
- Утка заботится об утятах.
- Скворец заботится о скворчатах.
- Гусь заботится о гусятах.
Игровое упражнение «Чей хвост у кого?»
- Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)
- Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)
- Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)
- Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)
- Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)
- Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)
- Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)
Итог занятия: домашнее задание стихи или загадки про птиц.