12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янова Татьяна Викторовна36047
Воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 44 года.
Россия, Челябинская обл., Челябинск
11

Календарно-тематическое планирование в старшей группе. «Встречаем птиц. Перелётные птицы (региональный компонент)»

План образовательной работы с детьми 5-6 лет

 Тема: «Встречаем птиц. Перелётные птицы (региональный компонент)»

Программное содержание:

1.     Систематизировать представления детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты), о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)

2. Знакомство с перелетными птицами Южного Урала (рассматривание иллюстраций, фотографий, атласа). 

2.     Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).

 Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа. "Птицы нашего края". Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия. Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук Воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам.

 Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа «О чем поют весной птицы?». Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Конструирование«Перелётные птицы». Закрепить знания детей о перелетных птицах, формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы. Развивать у дошкольников интерес к конструированию, к техническому творчеству, развивать диалогическую речь, зрительное, слуховое внимания, мышление, память. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

 Образовательная область «Речевое развитие»

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Чтение стихотворения «Ласточка» А. Майкова. Рассказ воспитателя о перелетных птицах. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец и др.), показать их (на картинках); рассказать, что первыми прилетают грачи; помочь понять,' запомнить и выразительно читать стихотворение «Ласточка» А. Майкова.

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование. «Грачи прилетели». Закреплять умение детей рисовать способом тычка. Расширять знания детей о перелетных птицах.

Лепка «Птичка» (по мотивам народных игрушек). Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество детей.

«Музыка»

Слушание: «Ласточка»-обратить внимание на содержание и мелодию.

Логоритмика: «Весна»

Пение: «Веснянка»-обратить внимание на характер мелодии, предложить придумать к песне хороводные движения; поощрять удачный показ.

Игра «Скворушки»-усложнить игру, распределив роли,

Учить придумывать образ, согласовывая его с музыкой «Солнечный зайчик».

 Образовательная область «Физическое развитие»

- продолжать учить перебрасывать мяч друг другу, и ловить его не прижимая к груди; закреплять умение прыгать в высоту с разбега, продолжать учить быть организованными в п/играх. Развивать ловкость.

- игровые упражнения с ходьбой и бегом: «Совушка», «Коршун и наседка» и др.;

- игровые упражнения с прыжками: «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля» и др.;

- игровые упражнения с ползанием и лазанием: «Перелёт птиц».

 Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:

·  иллюстрации художников-аниматоров, репродукции картин по теме «Встречаем птиц» («Грачи прилетели» А.Саврасов и др.);

· наглядно – дидактические пособия «Времена года», «Весна» - М., Мозаика – Синтез  2005-2010г.г.;

·фотоальбомы: «Птицы прилетели»;

·экологические дневники наблюдений за погодой, за птицами…;

· изобразительные материалы для самостоятельного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами, с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне);

· модели для составления рассказов, группировки природных объектов;

· выставки коллективных творческих работ («Встречаем птиц»);

· алгоритмы трудовых действий.

 Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме:

Ø    Познакомьте ребёнка с перелётными птицами (скворцом, ласточкой, журавлём, соловьём, стрижом, жаворонком, грачом);

Ø    Рассмотрите изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудите их внешний вид и отличительные признаки;

Ø    Объясните, почему они называются перелётными, расскажите и рассмотрите, откуда и когда они прилетели;

Ø    Во время прогулок научите ребёнка узнавать грача и скворца, привлекайте ребёнка к кормлению птиц, наблюдайте за их поведением;;

Ø    Учите ребёнка бережному отношению к живой природе;

Ø    Обратите внимание на сезонные изменения в природе.

Ø    Поиграйте в развивающие игры «Найди ошибку», «Найди отличия», «Сгруппируй…» и др.;

Ø    Предложите ребёнку отразить свои впечатления от наблюдений в рисунке.

 Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро:

· рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы, птиц ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей об особенностях их существования в весенний период;

· игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих правильное поведение в природе («Что можно, что нельзя»);

· простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»);

· дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др.;

·обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет;

· рассматривание энциклопедий;

· рассуждения: «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?», «Что мы чувствуем, наблюдая красоту пробуждения природы?» и др.

 Гигиенические процедуры:

· модели выполнении гигиенических процедур (правильно мыть руки, умываться) с цель выполнения действий самоконтроля;

· обращение внимания на аккуратных и чистоплотных детей.

 Завтрак, обед, полдник, ужин:

·  работа с моделью накрывания на столы;

· приёмы пользования столовыми приборами (нож, вилка, ложка).

 Прогулка:

·  наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);

·  наблюдения за птицами, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);

·  беседы о бережном отношении к птицам;

·   рассуждения: «Можно ли разорять птичьи гнёзда?»;

·  подвижные игры "Невидимка", "Перелёт птиц", "Птички в гнёздышках"; 

·  привлечение к кормлению птиц (наполнение кормушек кормом).

 Вечер:

· наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира весной;

· беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей, составление моделей;

· экологические игры, обогащающие представления о жизни птиц, особенностей их существования в весенний период;

· обсуждения по впечатлениям экскурсий в природу («Как мы следы птиц искали», «Весенняя природа» и др.);

· сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о весне, птицах, изготовление самодельных книг);

· составление коротких рассказов об изменениях в лесу весной с опорой на составленный вместе план: «Тележурналисты весной в лесу» (предложений из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и слов);

· составление загадок с использованием модели, отражающей признаки разных птиц;

·прослушивание аудиозаписей («Звуки весеннего леса»), просмотр презентаций о весенней природе, о жизни пернатых;

· рассматривание детских журналов с творческими заданиями;

· игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже?» и т.п.).

 Вечерняя прогулка:

· беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);

· наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);

· наблюдение трудовых действий взрослых, связанных с заботой о птицах;

· подвижные игры "Совушка", "Гуси-лебеди", "Птички и клетка".

Опубликовано в группе «Комплексно-тематическое планирование по ФГОС ( Программа: "От рождения до школы")»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Ватолина Светлана Анатольевна, 31.03.19 в 22:01 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал, Татьяна Викторовна!!! Актуальная тема для планирования!!!
Янова Татьяна Викторовна, 31.03.19 в 22:05 5Ответить Пожаловаться
Благодарна Вам, Светлана Анатольевна, за поддержку и внимание!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 01.04.19 в 04:09 7Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную работу!
Янова Татьяна Викторовна, 01.04.19 в 05:31 5Ответить Пожаловаться
Благодарю за добрые слова и внимание, Марина Юрьевна!!!
Перминова Елена Федоровна, 01.04.19 в 04:55 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, обязательно воспользуюсь.
Янова Татьяна Викторовна, 01.04.19 в 05:35 6Ответить Пожаловаться
Спасибо большое,Елена Фёдоровна!!! Очень рада, если Вы воспользуетесь!
Янова Татьяна Викторовна, 01.04.19 в 06:20 5Ответить Пожаловаться
Вам спасибо за внимание, Ольга Анатольевна!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 01.04.19 в 06:06 6Ответить Пожаловаться
Качественный ресурс!
Янова Татьяна Викторовна, 01.04.19 в 06:22 5Ответить Пожаловаться
Благодарна Вам, за поддержу и чуткие слова, Марина Юрьевна!!! Мне приятно Ваше внимание!!!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.