12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Янова Татьяна Викторовна36052 Воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 44 года. Россия, Челябинская обл., Челябинск Материал размещён в группе «Комплексно-тематическое планирование по ФГОС ( Программа: "От рождения до школы")» |
Календарно-тематическое планирование «Встречаем птиц. Перелётные птицы (региональный компонент)»
План образовательной работы с детьми 5-6 лет
Тема: «Встречаем птиц. Перелётные птицы (региональный компонент)»
Программное содержание:
1. Систематизировать представления детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты), о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
2. Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Беседа. "Птицы нашего края". Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия. Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук Воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседа «О чем поют весной птицы?». Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Конструирование«Перелётные птицы». Закрепить знания детей о перелетных птицах, формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы. Развивать у дошкольников интерес к конструированию, к техническому творчеству, развивать диалогическую речь, зрительное, слуховое внимания, мышление, память. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Образовательная область «Речевое развитие»
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
Чтение стихотворения «Ласточка» А. Майкова. Рассказ воспитателя о перелетных птицах. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец и др.), показать их (на картинках); рассказать, что первыми прилетают грачи; помочь понять,' запомнить и выразительно читать стихотворение «Ласточка» А. Майкова.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование. «Грачи прилетели». Закреплять умение детей рисовать способом тычка. Расширять знания детей о перелетных птицах.
Лепка «Птичка» (по мотивам народных игрушек). Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество детей.
«Музыка»
Слушание: «Ласточка»-обратить внимание на содержание и мелодию.
Логоритмика: «Весна»
Пение: «Веснянка»-обратить внимание на характер мелодии, предложить придумать к песне хороводные движения; поощрять удачный показ.
Игра «Скворушки»-усложнить игру, распределив роли,
Учить придумывать образ, согласовывая его с музыкой «Солнечный зайчик».
Образовательная область «Физическое развитие»
- продолжать учить перебрасывать мяч друг другу, и ловить его не прижимая к груди; закреплять умение прыгать в высоту с разбега, продолжать учить быть организованными в п/играх. Развивать ловкость.
- игровые упражнения с ходьбой и бегом: «Совушка», «Коршун и наседка» и др.;
- игровые упражнения с прыжками: «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля» и др.;
- игровые упражнения с ползанием и лазанием: «Перелёт птиц».
Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:
· иллюстрации художников-аниматоров, репродукции картин по теме «Встречаем птиц» («Грачи прилетели» А.Саврасов и др.);
· наглядно – дидактические пособия «Времена года», «Весна» - М., Мозаика – Синтез 2005-2010г.г.;
· фотоальбомы: «Птицы прилетели»;
· экологические дневники наблюдений за погодой, за птицами…;
· изобразительные материалы для самостоятельного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами, с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне);
· модели для составления рассказов, группировки природных объектов;
· выставки коллективных творческих работ («Встречаем птиц»);
· алгоритмы трудовых действий.
Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности в семье по теме:
Ø Познакомьте ребёнка с перелётными птицами (скворцом, ласточкой, журавлём, соловьём, стрижом, жаворонком, грачом);
Ø Рассмотрите изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудите их внешний вид и отличительные признаки;
Ø Объясните, почему они называются перелётными, расскажите и рассмотрите, откуда и когда они прилетели;
Ø Во время прогулок научите ребёнка узнавать грача и скворца, привлекайте ребёнка к кормлению птиц, наблюдайте за их поведением;;
Ø Учите ребёнка бережному отношению к живой природе;
Ø Обратите внимание на сезонные изменения в природе.
Ø Поиграйте в развивающие игры «Найди ошибку», «Найди отличия», «Сгруппируй…» и др.;
Ø Предложите ребёнку отразить свои впечатления от наблюдений в рисунке.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
· рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы, птиц ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей об особенностях их существования в весенний период;
· игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих правильное поведение в природе («Что можно, что нельзя»);
· простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»);
· дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др.;
· обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет;
· рассматривание энциклопедий;
· рассуждения: «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?», «Что мы чувствуем, наблюдая красоту пробуждения природы?» и др.
Гигиенические процедуры:
· модели выполнении гигиенических процедур (правильно мыть руки, умываться) с цель выполнения действий самоконтроля;
· обращение внимания на аккуратных и чистоплотных детей.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
· работа с моделью накрывания на столы;
· приёмы пользования столовыми приборами (нож, вилка, ложка).
Прогулка:
· наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);
· наблюдения за птицами, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);
· беседы о бережном отношении к птицам;
· рассуждения: «Можно ли разорять птичьи гнёзда?»;
· подвижные игры "Птица без гнезда", "Гуси-лебеди", "Перелёт птиц", "Совушка"; индивидуальная работа по развитию физических качеств;
· привлечение к кормлению птиц (наполнение кормушек кормом).
Вечер:
· наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира весной;
· беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей, составление моделей;
· экологические игры, обогащающие представления о жизни птиц, особенностей их существования в весенний период;
· обсуждения по впечатлениям экскурсий в природу («Как мы следы птиц искали», «Весенняя природа» и др.);
· сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о весне, птицах, изготовление самодельных книг);
· составление коротких рассказов об изменениях в лесу весной с опорой на составленный вместе план: «Тележурналисты весной в лесу» (предложений из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и слов);
·составление загадок с использованием модели, отражающей признаки разных птиц;
· прослушивание аудиозаписей («Звуки весеннего леса»), просмотр презентаций о весенней природе, о жизни пернатых;
· рассматривание детских журналов с творческими заданиями;
· игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже?» и т.п.).
Вечерняя прогулка:
· беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);
· наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);
· наблюдение трудовых действий взрослых, связанных с заботой о птицах;
· подвижные игры по желанию детей;