Календарно-тематическое планирование «Встречаем птиц. Перелётные птицы (региональный компонент)»
План образовательной работы с детьми 5-6 лет
Тема: «Встречаем птиц. Перелётные птицы (региональный компонент)»
Программное содержание:
1. Систематизировать представления детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты), о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
2. Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Беседа. "Птицы нашего края". Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия. Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук Воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседа «О чем поют весной птицы?». Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Конструирование«Перелётные птицы». Закрепить знания детей о перелетных птицах, формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы. Развивать у дошкольников интерес к конструированию, к техническому творчеству, развивать диалогическую речь, зрительное, слуховое внимания, мышление, память. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Образовательная область «Речевое развитие»
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
Чтение стихотворения «Ласточка» А. Майкова. Рассказ воспитателя о перелетных птицах. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец и др.), показать их (на картинках); рассказать, что первыми прилетают грачи; помочь понять,' запомнить и выразительно читать стихотворение «Ласточка» А. Майкова.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование. «Грачи прилетели». Закреплять умение детей рисовать способом тычка. Расширять знания детей о перелетных птицах.
Лепка «Птичка» (по мотивам народных игрушек). Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество детей.
«Музыка»
Слушание: «Ласточка»-обратить внимание на содержание и мелодию.
Логоритмика: «Весна»
Пение: «Веснянка»-обратить внимание на характер мелодии, предложить придумать к песне хороводные движения; поощрять удачный показ.
Игра «Скворушки»-усложнить игру, распределив роли,
Учить придумывать образ, согласовывая его с музыкой «Солнечный зайчик».
Образовательная область «Физическое развитие»
- продолжать учить перебрасывать мяч друг другу, и ловить его не прижимая к груди; закреплять умение прыгать в высоту с разбега, продолжать учить быть организованными в п/играх. Развивать ловкость.
- игровые упражнения с ходьбой и бегом: «Совушка», «Коршун и наседка» и др.;
- игровые упражнения с прыжками: «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля» и др.;
- игровые упражнения с ползанием и лазанием: «Перелёт птиц».
Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:
· иллюстрации художников-аниматоров, репродукции картин по теме «Встречаем птиц» («Грачи прилетели» А.Саврасов и др.);
· наглядно – дидактические пособия «Времена года», «Весна» - М., Мозаика – Синтез 2005-2010г.г.;
· фотоальбомы: «Птицы прилетели»;
· экологические дневники наблюдений за погодой, за птицами…;
· изобразительные материалы для самостоятельного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами, с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне);
· модели для составления рассказов, группировки природных объектов;
· выставки коллективных творческих работ («Встречаем птиц»);
· алгоритмы трудовых действий.
Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности в семье по теме:
Ø Познакомьте ребёнка с перелётными птицами (скворцом, ласточкой, журавлём, соловьём, стрижом, жаворонком, грачом);
Ø Рассмотрите изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудите их внешний вид и отличительные признаки;
Ø Объясните, почему они называются перелётными, расскажите и рассмотрите, откуда и когда они прилетели;
Ø Во время прогулок научите ребёнка узнавать грача и скворца, привлекайте ребёнка к кормлению птиц, наблюдайте за их поведением;;
Ø Учите ребёнка бережному отношению к живой природе;
Ø Обратите внимание на сезонные изменения в природе.
Ø Поиграйте в развивающие игры «Найди ошибку», «Найди отличия», «Сгруппируй…» и др.;
Ø Предложите ребёнку отразить свои впечатления от наблюдений в рисунке.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
· рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы, птиц ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей об особенностях их существования в весенний период;
· игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих правильное поведение в природе («Что можно, что нельзя»);
· простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»);
· дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др.;
· обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет;
· рассматривание энциклопедий;
· рассуждения: «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?», «Что мы чувствуем, наблюдая красоту пробуждения природы?» и др.
Гигиенические процедуры:
· модели выполнении гигиенических процедур (правильно мыть руки, умываться) с цель выполнения действий самоконтроля;
· обращение внимания на аккуратных и чистоплотных детей.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
· работа с моделью накрывания на столы;
· приёмы пользования столовыми приборами (нож, вилка, ложка).
Прогулка:
· наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);
· наблюдения за птицами, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);
· беседы о бережном отношении к птицам;
· рассуждения: «Можно ли разорять птичьи гнёзда?»;
· подвижные игры "Птица без гнезда", "Гуси-лебеди", "Перелёт птиц", "Совушка"; индивидуальная работа по развитию физических качеств;
· привлечение к кормлению птиц (наполнение кормушек кормом).
Вечер:
· наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира весной;
· беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей, составление моделей;
· экологические игры, обогащающие представления о жизни птиц, особенностей их существования в весенний период;
· обсуждения по впечатлениям экскурсий в природу («Как мы следы птиц искали», «Весенняя природа» и др.);
· сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о весне, птицах, изготовление самодельных книг);
· составление коротких рассказов об изменениях в лесу весной с опорой на составленный вместе план: «Тележурналисты весной в лесу» (предложений из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и слов);
·составление загадок с использованием модели, отражающей признаки разных птиц;
· прослушивание аудиозаписей («Звуки весеннего леса»), просмотр презентаций о весенней природе, о жизни пернатых;
· рассматривание детских журналов с творческими заданиями;
· игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже?» и т.п.).
Вечерняя прогулка:
· беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);
· наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);
· наблюдение трудовых действий взрослых, связанных с заботой о птицах;
· подвижные игры по желанию детей;
Кушнарева Татьяна Николаевна
Янова Татьяна Викторовна
Перминова Елена Федоровна
Янова Татьяна Викторовна
Панагушина Елена Аркадьевна
Янова Татьяна Викторовна
Ефимова Алла Ивановна
Янова Татьяна Викторовна
Бойко Светлана Владимировна
Янова Татьяна Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна
Елена Владимировна