Календарно-тематическое планирование «Встречаем птиц. Перелётные птицы (региональный компонент)»

9
13
Материал опубликован 10 April 2019 в группе

План образовательной работы с детьми 5-6 лет

 Тема: «Встречаем птиц. Перелётные птицы (региональный компонент)»

Программное содержание:

1. Систематизировать представления детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты), о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)

2. Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).

 Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа. "Птицы нашего края". Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия. Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук Воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам.

 Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа «О чем поют весной птицы?». Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Конструирование«Перелётные птицы». Закрепить знания детей о перелетных птицах, формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы. Развивать у дошкольников интерес к конструированию, к техническому творчеству, развивать диалогическую речь, зрительное, слуховое внимания, мышление, память. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Образовательная область «Речевое развитие»

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Чтение стихотворения «Ласточка» А. Майкова. Рассказ воспитателя о перелетных птицах. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец и др.), показать их (на картинках); рассказать, что первыми прилетают грачи; помочь понять,' запомнить и выразительно читать стихотворение «Ласточка» А. Майкова.

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование. «Грачи прилетели». Закреплять умение детей рисовать способом тычка. Расширять знания детей о перелетных птицах.

Лепка «Птичка» (по мотивам народных игрушек). Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество детей.

«Музыка»

Слушание: «Ласточка»-обратить внимание на содержание и мелодию.

Логоритмика: «Весна»

Пение: «Веснянка»-обратить внимание на характер мелодии, предложить придумать к песне хороводные движения; поощрять удачный показ.

Игра «Скворушки»-усложнить игру, распределив роли,

Учить придумывать образ, согласовывая его с музыкой «Солнечный зайчик».

 Образовательная область «Физическое развитие»

- продолжать учить перебрасывать мяч друг другу, и ловить его не прижимая к груди; закреплять умение прыгать в высоту с разбега, продолжать учить быть организованными в п/играх. Развивать ловкость.

- игровые упражнения с ходьбой и бегом: «Совушка», «Коршун и наседка» и др.;

- игровые упражнения с прыжками: «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля» и др.;

- игровые упражнения с ползанием и лазанием: «Перелёт птиц».

 Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:

· иллюстрации художников-аниматоров, репродукции картин по теме «Встречаем птиц» («Грачи прилетели» А.Саврасов и др.);

· наглядно – дидактические пособия «Времена года», «Весна» - М., Мозаика – Синтез  2005-2010г.г.;

· фотоальбомы: «Птицы прилетели»;

· экологические дневники наблюдений за погодой, за птицами…;

· изобразительные материалы для самостоятельного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами, с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне);

· модели для составления рассказов, группировки природных объектов;

· выставки коллективных творческих работ («Встречаем птиц»);

· алгоритмы трудовых действий.

 Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме:

Ø Познакомьте ребёнка с перелётными птицами (скворцом, ласточкой, журавлём, соловьём, стрижом, жаворонком, грачом);

Ø Рассмотрите изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудите их внешний вид и отличительные признаки;

Ø Объясните, почему они называются перелётными, расскажите и рассмотрите, откуда и когда они прилетели;

Ø Во время прогулок научите ребёнка узнавать грача и скворца, привлекайте ребёнка к кормлению птиц, наблюдайте за их поведением;;

Ø  Учите ребёнка бережному отношению к живой природе;

Ø  Обратите внимание на сезонные изменения в природе.

Ø Поиграйте в развивающие игры «Найди ошибку», «Найди отличия», «Сгруппируй…» и др.;

Ø Предложите ребёнку отразить свои впечатления от наблюдений в рисунке.

 Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро:

· рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы, птиц ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей об особенностях их существования в весенний период;

· игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих правильное поведение в природе («Что можно, что нельзя»);

· простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»);

·  дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др.;

· обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет;

·  рассматривание энциклопедий;

·  рассуждения: «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?», «Что мы чувствуем, наблюдая красоту пробуждения природы?» и др.

Гигиенические процедуры:

·  модели выполнении гигиенических процедур (правильно мыть руки, умываться) с цель выполнения действий самоконтроля;

· обращение внимания на аккуратных и чистоплотных детей.

 Завтрак, обед, полдник, ужин:

·  работа с моделью накрывания на столы;

·  приёмы пользования столовыми приборами (нож, вилка, ложка).

 Прогулка:

· наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);

· наблюдения за птицами, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);

· беседы о бережном отношении к птицам;

·  рассуждения: «Можно ли разорять птичьи гнёзда?»;

·  подвижные игры "Птица без гнезда", "Гуси-лебеди", "Перелёт птиц", "Совушка"; индивидуальная работа по развитию физических качеств;

· привлечение к кормлению птиц (наполнение кормушек кормом).

 Вечер:

·  наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира весной;

·  беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей, составление моделей;

· экологические игры, обогащающие представления о жизни птиц, особенностей их существования в весенний период;

· обсуждения по впечатлениям экскурсий в природу («Как мы следы птиц искали», «Весенняя природа» и др.);

· сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о весне, птицах, изготовление самодельных книг);

· составление коротких рассказов об изменениях в лесу весной с опорой на составленный вместе план: «Тележурналисты весной в лесу» (предложений из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и слов);

·составление загадок с использованием модели, отражающей признаки разных птиц;

· прослушивание аудиозаписей («Звуки весеннего леса»), просмотр презентаций о весенней природе, о жизни пернатых;

·  рассматривание детских журналов с творческими заданиями;

·  игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже?» и т.п.).

 Вечерняя прогулка:

· беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);

· наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);

· наблюдение трудовых действий взрослых, связанных с заботой о птицах;

· подвижные игры по желанию детей;

Комментарии

Спасибо!!! Региональный компонент очень важен!!!

10 April 2019

Вам спасибо за добрые слова и внимание, Татьяна Николаевна!!!

10 April 2019

Молодцы, план отличный и важный!

10 April 2019

Спасибо за приятный отзыв, Елена Фёдоровна!!!

10 April 2019

Спасибо, Татьяна Анатольевна!. В плане показано разнообразие видов деятельности: наблюдения за живой природой; наблюдения с заботой о птицах; подвижные игры .

11 April 2019

Спасибо за добрые слова и внимание, Елена Аркадьевна!

11 April 2019

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!

11 April 2019

Вам спасибо за внимание, Алла Ивановна!!!

12 April 2019

Прекрасное планирование.

13 April 2019

Благодарю за добрые слова и внимание!

13 April 2019

Благодарю за качественный ресурс!

14 April 2019

Спасибо, Марина Юрьевна, за поддержу и внимание!!!

14 April 2019

Замечательный план! Благодарю Вас, Татьяна Викторовна!

15 July 2019