12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена119
учитель истории, обществознания МБОУ "Корниловская СОШ"
Россия, посёлок Двинской, Верхнетоемский район
Научно-исследовательская конференция



Направление: краеведческое









Песенник моего прадедушки

Исследовательская работа



Выполнила ученица 8б класса

МБОУ «Корниловская СОШ»

П. Двинской Верхнетоемского района

Архангельской области

Феклисова Алина Юрьевна


Научный руководитель -

учитель истории

МБОУ «Корниловская СОШ»

П. Двинской Верхнетоемского района

Архангельской области

Орешина Елена Борисовна










п. Двинской

2020 год

Введение.

Покопавшись в домашней библиотеке, я нашла песенник, принадлежавший моему прадеду. Мне стало интересно, я познакомилась с песнями, записанными в тетрадке, и решила больше узнать про своего прадеда и время, в которое он жил. Особенно ценить и уважать свой род начинаешь тогда, когда больше узнаёшь его историю, культуру. Песни, включенные в самодельный сборник, оказали на меня большое впечатление. Они посвящены переживаниям, страданиям, разным жизненным ситуациям, это песни о матери, о несчастной любви.

Цель:

Изучить биографию и содержание песенника моего прадедушки.

Задачи:

Собрать сведения о жизни прадеда.

Проанализировать тексты песен из сборника.

Составить генеалогическое древо.

Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами, поработать с семейным архивом.

Объект исследования: Песенник моего прадедушки

Предмет исследования: Биография прадеда и содержание песенника

Методы исследования:

Теоретические – изучение литературы и информации в сети Интернет,

анализ архивных документов

Прикладные – свободное интервью (беседа), составление генеалогического древа











Глава 1. Биографическая страница.

Однажды на книжной полке я увидела толстую старую тетрадь с пожелтевшими страничками. Я спросила у мамы: «Мама, чья это тетрадь?» Мама ответила: «Это песенник моего дедушки». С этого началось моё знакомство с жизнью моих предков.

Мама рассказала мне такую историю: « Деда, отца моей мамы, звали Кулижский Дмитрий Иванович (28.11.1894-28.07.1945). Он родом с Выи, приходился братом Кулижскому Петру Ивановичу, герою Советского Союза. У деда было 2 сестры Вера и Агния и 3 брата Петр, Андрей и Константин. Дед с бабушкой жили в деревне Белоусовская. Бабушку звали Александра Григорьевна (26.05.1898 - 11.03.1990).  В семье было 5 дочерей, моя мама Альбина - самая младшая, родилась в 1941 г. Дед утонул в 1945 году, мама говорила. Бабушке после смерти мужа пришлось одной поднимать дочерей, да еще старшая т. Оля с войны вернулась, дочь родила без мужа, тоже жила с матерью. Представляешь, после войны каково это! Такую семью на себе тащить! Прожила бабушка Александра долго, больше 90 лет, последние 12 лет не видела, потом и оглохла совсем. В нашем доме на Вые я нашла эту тетрадь с песнями, дед переписывал ее в 1925-1926 гг., сидя в изоляторе г. Великий Устюг с октября по декабрь 1926 г. А вот почему он там был, неизвестно. У мамы еще сестра осталась Тамара, ей недавно исполнилось 80 лет, может, она что знает, попробую выяснить».

В метрической книге Выйско-Ильинской церкви Сольвычегодского уезда 1906-1918 гг. мы обнаружили запись за №76 от 1918 года о бракосочетании Кулижского Дмитрия Ивановича, уроженца д.Новинской (25 лет) и Дунаевой Александры Григорьевны, уроженки д.Усть-выйская (20 лет). [Приложение 1]

Наши поиски информации продолжились. Тетя, Тамара Дмитриевна Елфимова, нам рассказала, что отец ее был грамотный, на войне не был, так как была бронь. Он работал председателем колхоза имени Сталина на Вые. Колхоз был большой. В него входили деревни Новинки, Прилук, Симаково, Окулова, Клинье, Заетчужье, Чака, Бор. Она помнит, как бегала от матери, которая работала дояркой в колхозе, к отцу в контору, когда была маленькой. Колхозная контора стояла на том месте, где теперь мамин родительский дом в Окулове.

В архивном отделе администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» в Книге учета трудодней колхозников колхоза имени Сталина мы обнаружили запись за №122 о трудоднях за январь – июль 1945 года Кулижского Дмитрия Ивановича и его жены Кулижской Александры Григорьевны (более ранние записи отсутствуют). [Приложение 2]

Глава 2. Литературная страница.

Мы стали читать песенник. Почерк в тетради был красивый, каллиграфический. Текст песен написан где-то карандашом, где-то пером и чернилами. Песни пронумерованы. Обложки у тетради не сохранилось, но мы думаем, что было оглавление. Всего в тетради содержится более пяти десятков песен. [Приложение 3]

Все песни, содержащиеся в сборнике, можно разделить на народные и литературные. Тематика народных песен различная – это лирические песни на бытовые темы, любовные («Уж запад погас»), семейные (например, «Смерть матери»). Помимо лирических, встречаются песни с социальной тематикой, тюремные (например, «Братья, дайте объяснение, расскажите-ка вы мне, за какое преступленье очутился я в тюрьме»), казачьи («Где эти лунные ночи...»), песни социального протеста, отразившие мировоззрение крестьянства, условия хозяйственной, семейно-бытовой и тюремной жизни, тяжелое положение простых людей. Как сказал В.И. Копалов, «русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки». [6]

Среди записанных песен в сборнике встречается и одна из самых известных русских «дворовых» песен, классический городской романс начала XX века «Кирпичики». В большинстве современных сборников в качестве авторов музыки к этой песне указываются С.Бейлинзон и В.Кручинин и П.Герман как автор слов. [1]

Некоторые произведения пришли в песенный фольклор из литературы. «Многие из песен русских поэтов еще при их жизни включались в песенники, особенно распространившиеся во второй половине XIX века…Во второй половине XIX века начинается приток крестьянства в города, увеличивается число грамотных крестьян. В крестьянскую среду проникают литературные произведения, и крестьяне (в том числе те из них, кто ушел в город на заводы) начинают постепенно привыкать к той системе литературного мышления, которая до сих пор была им чужда. Песни, веками исполнявшиеся народом, еще не забыты, но наряду с ними поются уже и произведения авторские». [4]

Такой является песня «Ах ты, доля моя, доля...» Считается, что «фольклорный вариант песни "Доля" написан революционером-народником Сергеем Синегубом на мотив народной песни "Сторона ль моя сторонка" для агитации среди крестьян (иногда приписывается его другу Дмитрию Клеменцу - окончательно авторство не установлено; авторский текст см. в конце страницы). Текст "Доли" Синегуба распространялся во время "хождения в народ" (1874). Народ "радикализировал" песню: здесь герой попадает в тюрьму за убийство полицейского, а в первоначальной версии, основанной на реальных событиях - за попытку отнести челобитную к царю». [2]

Назовем еще несколько литературных песен: песня «Рыбак» в сборнике «Русские песни и романсы» встречается под названием «Тростник» (Сидел рыбак веселый на берегу реки…). Она написана на стихи  М. Ю. Лермонтова [8] , «Слети к нам, тихий вечер…» на слова Л. Модзалевского [7], «Испытывал ли ты, что значит задыхаться…» на стихи Надсона Семёна, «Листья шумели уныло» на стихи А.Плещеева.

Все песни, записанные прадедом, относятся к жанру русского шансона. Согласно Википедии, «ру́сский шансо́н — собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыкигородской романс, военные, эмигрантские и некоторые эстрадные песни». [3] Если проследить историю этого жанра, то «песни каторги и неволи получили особое распространение в XIX в., когда они вошли в репертуар русских певцов (например, Н. Цыганова и Ф. Шаляпина). Они создавались в русле фольклорного творчества, но одновременно в фольклорную традицию, как устную, так и “письменную”, порой под определением “песни русских поэтов о неволе”, входили стихи русских поэтов (например, А.С. Пушкина, Ф.Н. Глинки, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова и др.), посвященные теме заключения, ссылки и т.д. Тюремные песни называли по-разному, то песнями каторжанскими, то судебными, то арестантскими, бродяжьими и т.п. Тюремная песня стала особо развиваться в ХХ в. в разных формах и поджанрах в русле городского романса». [9]

Таким образом, можно сделать вывод, что в период 1925-1926 гг. прадед интересовался, увлекался песнями этого жанра, так как по неизвестным нам причинам находился в изоляторе.

Г. Д. Гребенщиков в своём исследовании «Русская песня» отмечал: «Никогда ещё русская песня не служила такую службу русскому народу, как служит она теперь. Она единственная, всем доступная и всеми приемлемая, ходатайница и печальница народная во всех его тяготах, в нужде, в неволе, на чужбине, в унижении и в славе, в заточении и в разгуле вольности». [5]







Заключение.

Песня всегда была нужна людям. В песнях, собранных прадедом, отражается жизнь людей того времени: их труд, мысли, чувства, настроения, переживания. Песня сопровождала его в жизни, помогая в трудных ситуациях, в горе и радости.

Мы попытались в своей работе воссоздать биографию прадедушки. Нам это частично удалось. Также удалось с помощью архивных данных подтвердить факт его работы в колхозе им. Сталина.

Жаль, что нельзя сейчас расспросить у прадедушки про его жизнь, про то время, в которое он жил, про его работу в колхозе во время войны. Но наша семья хранит память о прадедушке. Прадедушка и прабабушка воспитали достойных детей. Грамотность отца отразилась на будущем дочерей. Четыре дочки бухгалтерами работали по профессии, а одна стала медсестрой.

Мы будем передавать тетрадь из поколения в поколение как семейную реликвию. В дальнейшем будем продолжать исследовать историю своих предков.





















Библиографический список:

http://a-pesni.org/dvor/kirpitchiki.php

http://a-pesni.org/popular20/ahtydola.htm

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/173008

http://gorenka.org/index.php/7376-russkie-narodnye-pesni?showall=&start=12

Бурматов М.А. Песенная эстрада русского зарубежья в период 1920-1930 годов как предмет освоения в системе музыкально-исторического образования / https://cyberleninka.ru/article/n/pesennaya-estrada-russkogo-zarubezhya-v-period-1920-1930-godov-kak-predmet-osvoeniya-v-sisteme-muzykalno-istoricheskogo-obrazovaniya

Песня - душа народа / Материал из сборника «1150-летие России: от истоков до современности (862-2012 гг.) / https://ruskline.ru/analitika/2012/05/12/pesnya_dusha_naroda

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Стефано Гардзонио. «Русский шансон» между традицией и новаторством: жанр, история, тематика. // Новое литературное обозрение, № 10, 2010 г., с. 149—165























Оглавление

Введение 3

Глава 1. Биографическая страница 4

Глава 2. Литературная страница 5

Заключение 7

Библиографический список 8

Приложение 1. Страница из метрической книги Выйско-Ильинской церкви Сольвычегодского уезда 1906-1918 гг.

Приложение 2. Страница из Книги учета трудодней колхоза имени Сталина 1945 г.

Приложение 3. Страница из песенника Кулижского Д.И.

Приложение 4. Фотография прадеда.

Приложение 5. Генеалогическое древо.



Автор материала: А. Феклисова (8 класс)
Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.