Подростковая преступность
Автор публикации: Е. Щапова, ученица 9 класса
Научно-практическая конференция
«Старт в науку»
Секция: Обществознание
Исследовательская работа
Подростковая преступность
Работу выполнила:
Щапова Екатерина Дмитриевна,
учащаяся 9 класса
МБОУ ООШ с.Ульяновка
Научный руководитель:
Тарасова Татьяна Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ с.Ульяновка
2021
Введение
1. Теоретические основы подростковой преступности
1.1 Причины подростковой преступности
1.2 Особенности подростковой преступности
1.3 Профилактика подростковой преступности
2. Исследование подростковой преступности в Пензенской области
2.1 Анализ уровня подростковой преступности в Пензенской области
2.2 Социологический опрос в МБОУ ООШ на тему: «Подростковые правонарушения»
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения
Введение
В последние годы особую остроту и актуальность приобретает проблема преступности несовершеннолетних. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе. Рост различных форм преступности, аморальных проявлений тревожит родителей и учителей, ученых и политиков, работников милиции, судов, колоний и т.д. Я выбрала тему для исследования связанную с преступностью несовершеннолетних в нашей стране, так как считаю её важной и интересной для рассмотрения. В настоящее время данной проблемой занимается множество российских социологов, но, на мой взгляд,
никого не касается данная проблема больше, чем нас - молодёжь. Потому что мы - будущее нашей страны, и то, каким будет это будущее, зависит только от нас самих.
Цель – изучить подростковую преступность.
Задачи:
рассмотреть причины подростковой преступности;
особенности преступлений, совершаемых подростками
Факторы, влияющие на рост преступности среди подростков;
охарактеризовать профилактику подростковой преступности;
проанализировать уровень подростковой преступности в Пензенской области;
провести опрос в школе по теме «Подростковые правонарушения».
Объект исследования: подростки от 14 до 18 лет.
Основная гипотеза исследования:
Главной причиной роста преступности является политическая и экономическая нестабильность в российском обществе. Социальная среда влияет на рост преступности.
Актуальность:
Проблема преступности среди несовершеннолетних остается, пожалуй, одной из основных проблем всего цивилизованного сообщества, России, в том числе. В настоящее время актуальна проблема агрессии, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в учебных заведениях, в транспорте. Резко возросла преступность среди молодёжи.
Данное исследование может быть полезно педагогам и учащимся общеобразовательных школ на уроках обществознания, а также классным руководителям при проведении часов общения и родительских собраний.
Теоретические основы подростковой преступности
Преступление - это совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (Ст. 11 УК РФ)
Это значит, что преступлением признается такое деяние, которое причиняет вред или создает угрозу причинения существенного вреда правоохранительным интересам, то есть объекту преступления. Поэтому общественная опасность определяется прежде всего объектом преступления: его важностью, социальной ценностью. Чем важнее объект посягательства, тем значительнее причиняемый ему вред, тем большая степень общественной опасности деяния.
Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.
Прямой умысел - это ситуация, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело и желало наступления преступных последствий своего деяния. Так бывает, например, когда человек в пылу ссоры готов убить своего врага и сознательно наносит удары ножом в самые уязвимые места: живот, грудную клетку, понимая, что это может причинить смерть.
Косвенный умысел - это ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит последствия и сознательно допускает их наступление, т. е. ему их наступление безразлично. Другими словами, преступные последствия не есть цель преступления, а побочный результат — та цена, которую лицо готово заплатить за достижение других целей. Так бывает, когда в процессе нападения на инкассатора преступник, отстреливаясь, убивает случайных прохожих.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Легкомыслие - это ситуация, когда лицо предвидело возможность наступления последствий, но легкомысленно, без достаточных к тому оснований рассчитывало на их предотвращение. Так бывает, например, когда водитель, понимая, что это опасно, превышает скорость в условиях гололедицы и это приводит к дорожно-транспортному происшествию с человеческими жертвами.
Небрежность - это ситуация, когда лицо не предвидело, но при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было предвидеть наступление преступных последствий. Так, Р. небрежно отнесся к выполнению своих служебных обязанностей, в результате чего на территорию завода проникли посторонние лица, похитившие там метанол. В результате 19 человек скончались. Р. был осужден за халатность.
Случаются ситуации, когда лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий, не должно было и не могло предвидеть наступление последствий. Так бывает, например, когда человек, купив телевизор и включив его, вдруг видит, что произошло самовозгорание, в результате чего выгорел дом, погибли люди. Какими бы тяжкими ни были последствия, если лицо не должно было и не могло их предвидеть, оно считается невиновным и его деяние не считается преступлением.
Преступностью же считается исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени1
Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет.
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений).
Минимальный возраст несовершеннолетнего определяется ст. 20 УК, которая предусматривает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За некоторые преступления, перечень которых установлен в ч. 2 ст. 20 УК РФ, установлен пониженный возраст уголовной ответственности - четырнадцать лет.
К таким преступлениям относятся: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кража (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).
Причины подростковой преступности
В возрасте отрочества людям присуще стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых и ощутить свою взрослость. Подростки демонстрируют ее, подражая внешним проявлениям – курению, употребления алкоголя, следуя моде и выбирая недетские способы досуга.
Причины к совершению преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни
Многие несовершеннолетние правонарушители совершили преступление из любопытства и озорства, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы утвердиться в глазах сверстников, показать свою силу и превосходство. Кого-то подтолкнул к проступку авторитет и пример старшего из преступного мира. А ведь подростки очень впечатлительны и легко попадают под дурное влияние.
Со временем выдвигаются корыстные мотивы, зависть и выгода, и преступление становится спланированным. Подростки чувствуют свою безнаказанность, и это толкает их на новые проступки. К сожалению, со временем ситуация только ухудшается. И причинами роста подростковой преступности являются ухудшение экономической ситуации, насаждение отрицательного героизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх и желание «легкой» наживы.
Все сильнее из года в год растет число преступлений совершенных в группе. Существующее ныне множество неформальных молодежных групп подвергается постоянной критике, но при этом не предлагается никаких других вариантов. Подрастающие люди изначально социальны. Они стремятся к объединению. И каждый в группе чувствует свою силу. Он формируется как личность.
К сожалению, общество не смогло предложить молодежи новых ориентиров. Прежние и новые молодежные организации не сумели ни завоевать широкое признание молодежи, ни стали заметными помощниками общества в решении молодежных проблем и воспитании молодого поколения. Одним из психологических факторов формирования преступного поведения является эмоциональная отчужденность подрастающего человека.
Нужно отметить, что важную роль в семейном воспитании играет вся обстановка семейной жизни, и в частности эмоциональный характер взаимоотношений между родителями и детьми. Взрослые для растущего человека являются неким «психологическим центром». Известно, что в тех случаях, когда «психологический центр» в лице матери, отца иди другого заменяющего их лица не выполняет возложенные на него природой и обществом функции, у ребенка появляется чувство беспокойства, неопределенности и своей незащищенности.
Это формирует у него личную позицию неприятия окружающей среды, непонимание ее. Ребенок даже начинает ожидать угрозу от общества. С другой стороны, возрастает негативное влияние со стороны сверстников на формирование правосознание подростка. Неформальные группы также способствуют распространению алкоголизма, наркомании и токсикомании в подростковой среде. Таким образом, не следует забывать, что основы характера, жизненные установки, ценности изначально закладываются в семье.
Именно в раннем возрасте, в семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. И в связи с этим весь дальнейший процесс воспитания (в школе, на работе, в общественных организациях и т. п.) уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей. Поэтому дефекты семейного воспитания одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. В результате влияния социально-экономических и политических факторов в последние годы в некоторых семьях сложилась криминогенная обстановка.
Она привела к увеличению числа асоциальных семей различных типов. В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получает пример аморального образа жизни, деформируются в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.
Среди несовершеннолетних с девиантным поведением значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях. У многих воспитанников воспитательной колонии в семье существовали разногласия между старшими членами семьи, а также между ними и детьми, выливающиеся в открытые конфликты
Многие подростки совершали преступление не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближались к правонарушению в процессе деградации личности.
На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, в которых существуют следующие факторы:
- вовлечение несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, занятиями азартными играми;
- отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, скандалы, ссоры, переходящие в драки;
- воспитание детей бездельниками, эгоистами, тунеядцами;
- невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм;
- наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов и иных вредных пережитков, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям.
В таких семьях, как способ общения, утвердились аморальность, культ насилия. Взаимное неуважение, грубость, жестокость, откровенный цинизм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой – одновременно формируют аналогичные качества и отношения у самих подростков.
Одним из негативных обстоятельств в неблагополучных семьях является неуважение по отношению друг к другу. В бытовом общении используются нецензурные слова, различные оскорбительные выражения, грубый тон и т.п. Обстановка в таких семьях характеризуется периодическими или протекающими с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью
Таким образом, причинами подростковой преступности являются психологические особенности подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности.
1.2Особенности подростковой преступности
Особая жестокость и цинизм.
Публикация материалов с противозаконным содержанием в средствах массовой информации.
За последнее время среди молодежи активизировалось создание неформальных групп и объединений с антисоциальной криминогенной направленностью. Члены таких группировок склонны к совершению антиобщественных деяний.
Рост преступлений, совершенных девушками.
Большинство преступлений совершаются спонтанно, без предварительной подготовки;
Следы их преступлений несут на себе отпечаток поспешности, лишены инсценировок и иных сложных ухищрений.
В большинстве случаев несовершеннолетние не предпринимают каких- либо специальных мер для ликвидации следов совершенного преступления.
Основная задача - после совершения преступления, как можно скорее скрыться.
Преобладающее количество преступлений совершается во второй половине дня и в темное время суток, в месте проживания, учебы либо работы или в прилегающих районах.
Профилактика подростковой преступности
Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ. Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.
Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов. Для предупреждения преступности среди подростков необходимо расширение сети социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь. И конечно, важно эффективными способами пропагандировать общечеловеческие ценности, авторитет семьи и социальной справедливости.
Таким образом, осуществление указанных мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему. В число субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости.
Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны родителей. Это, прежде всего, семьи, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с ними, вовлекают детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни.
Очевидно, что подростки из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны. В таких случаях обоснованным будет решение о лишении родителей родительских прав и передаче подростков в детское учреждение или другим лицам при условии, что такие лица смогут обеспечить их надлежащее воспитание.
Разумеется, такие меры должны применяться лишь тогда, когда окажутся безрезультатными беседы с родителями; оказанная помощь (педагогическая, материальная или иная); воздействие общественных организаций, трудовых коллективов или администраций по месту работы; применение административных мер; мер, направленных на лечение родителей от алкоголизма, наркомании; ограничение дееспособности и т.д.
Однако необходимо учесть, что оторванность от родителей делает некоторых несовершеннолетних еще более беспомощными. Может в такой ситуации более целесообразно будет применение ограничения родительских прав, предусмотренного ст. 73 Семейного кодекса РФ [8, ст. 73].
Такая мера предоставляет широкие возможности для осуществления профилактического воздействия на родителей, а так же дает им шанс изменить свое поведение.
Таким образом, профилактика подростковой преступности заключается в занятости подростков в различных кружках и секциях, в летних трудовых лагерях, в повседневной помощи своим близким и одиноким людям. В образовательных организациях, где обучается подросток, необходимо вести с семьями профилактическую работу по поводу занятости ребенка в свободное время, организовывать совместные семейные мероприятия с целью укрепления семейных отношений. Во время профилактических бесед необходимо делать упор на то, что главной ценностью в жизни являются семейные отношения, а не материальные блага.
2.1 Анализ уровня подростковой преступности в Пензенской области
Согласно официальной статистике, количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории Пензенской области в 2011-2020 гг., имеет тенденцию к снижению.Так, в 2011 году было зарегистрировано 442 правонарушения, в 2020 – 229. Хотя в последние 3 года наблюдаются колебания в диапазоне 225-235-229. (Приложение 1)
Удельный вес преступлений несовершеннолетних в структуре всех преступлений также уменьшается в течении последнего десятилетия при колебании в последние годы. (Приложение 2)СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ
О характере подростковых преступлений говорят следующие цифры:
Основную массу деяний (86%) составляют преступления небольшой и средней тяжести. Чаще всего несовершеннолетними лицами совершались преступления против собственности (200), против жизни и здоровья (18), в сфере незаконного оборота наркотиков, а также связанные с неправомерным завладением автомобилем без цели хищения (по 11).
(Приложение 3)
Чаще всего воруют деньги, алкоголь , продукты питания, мобильные телефоны.
2.2 Социологический опрос в МБОУ ООШ с.Ульяновка на тему: "Подростковые правонарушения"
В декабре 2020 года в МБОУ ООШ с.Ульяновка проводился социологический опрос с целью выявления подростковых правонарушений в опросе приняло участие 40 человек, из них 15 девочек и 25 мальчиков (вопросы анкеты – в приложении 1).
100 % школьников ответили отрицательно на первый вопрос «мое отношение к правонарушениям среди несовершеннолетних».
На второй вопрос «В чем причина роста правонарушений» учащиеся ответили 50% предпочли указать причину роста правонарушений из-за влияния окружающей среды, 50% видят причину в недостаточном контроле родителей.
На третий вопрос «Кто чаще совершает правонарушения?» большинство учащихся 60% посчитали, что чаще совершают правонарушения дети «группы риска», 40% - дети из неблагополучных семей.
На четвертый вопрос «Бывают ли ситуации, что вы хотите совершить правонарушение?» 80% опрошенных ответили, что у них не бывает ситуаций, когда они хотели бы совершить правонарушение, и 20% иногда задумывались над совершением правонарушения.
На пятый вопрос «Как решить проблему подросткового правонарушения?» учащиеся предложили родителям больше контролировать действия и поведение подростков (50%), организовывать досуг подростка (30%), пропаганда ЗОЖ (10%), пропаганда правовых знаний (10%)
Таким образом, Опрос школьников показал: подростки считают, что уровень преступности в последние годы возрос и ведет к негативным последствиям для нашего общества. Снизить преступность, по их мнению, можно с помощью деятельности семьи, организации досуга подростков, пропаганды среди них правовых знаний.
2.3. Пути решения проблемы подростковой преступности.
В конце своего исследования я выделила для себя несколько путей, которые способствовали бы решению проблемы детской преступности. Я понимаю, что решать эту проблему должны люди, занимающиеся профессионально данной темой, но и в наших руках есть возможность, проводить хоть какую-то профилактическую работу. В соответствии с этим я в конце своей работы предлагаю план профилактической работы в нашей школе и попытаюсь реализовать его в сотрудничестве с педагогами. Среди них:
1. Ликвидировать правовую неграмотность подростков и их родителей Для этого мы совместно с учителями, разработаем ряд мероприятий направленных на повышения уровня правовой культуры населения;
2. Выйти на педагогов дополнительного образования с просьбой привлечь дополнительное количество посетителей в кружки, секции, клубы;
3. Пропагандировать Здоровый образ жизни.
4. Вести активную работу и агитацию за здоровый образ жизни самими учениками.
5. Оформить стенд усилиями учеников «Знай права, но не забывай об обязанностях»
6. Ввести в школе службу разбора конфликтных и неправомерных ситуаций, и, может даже в форме театрализованного суда рассматривать эти ситуации.
7. Проводить больше классных часов, нацеленных на профилактику подростковых правонарушений, с привлечением органов ПДН.
8. Вовлекать родителей в жизнь их детей путем организации совместных мероприятий, тем самым увеличивая значимость семейных отношений и ответственность самих родителей.
Заключение
Таким образом, причинами подростковой преступности являются психологические особенности подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, имеет перед собой дурной пример поведения, то он может легко попасть в зону риска. Подростковая преступность имеет свои особенности, которые также обуславливаются психологическими особенностями подростка
Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Осуществление профилактических мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему. В число субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости.
Согласно официальной статистике, количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории Пензенской области в 2011-2020 гг., имеет общую тенденцию к снижению, хотя по-прежнему происходят колебания. Причем необходимо помнить о латентной преступности (многие правонарушители остаются не пойманы).
Опрос школьников показал: подростки считают, что уровень преступности в последние годы возрос и ведет к негативным последствиям для нашего общества. Снизить преступность, по их мнению, можно с помощью деятельности семьи, организации досуга подростков, пропаганды среди них правовых знаний.
Список используемых источников
1. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: ст. 73 от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
2. Антонян, Ю.М. Причины преступного поведения [Текст] / Ю.М Антонян. – М.: Логос, 1992. – 715 с.
3. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.А. Бакаев. – М.: Логос, 2004. – 218 с.
4. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Норма, 2013. 54 с.
5. Гилинский Я.И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ // КриминалистЪ. 2010. №2. С. 84 – 90.
6. Гилинский Я. И. Преступность несовершеннолетних в России //Альманах «Неволя». Приложение к журналу «Индекс»/ Досье на цензуру – 2005 №3
7. Кравченко, А.И. Социология [Текст] / А.И. Кравченко. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.– 640 с.
8. Криминальная субкультура как механизм воспроизводства преступности несовершеннолетних [Электронный ресурс]
9. Причины подростковой преступности
[Электронный ресурс]: Доступ: womanadvice.ru (дата обращения 03.04.2017)
10. Ryzhova O. A., Martynova. S. S. Electronic scientific journal
«Science. Society. State» 2017, vol. 5, no. 4, http://esj.pnzgu.ru
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство»
2017. Т. 5, № 4 (20) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online
11. http://dic.academic.ru
12. http://www.kakprosto.ru/kak-883770-podrostkovaya-prestupnost-prichiny-
13. https://yandex.ru
15.http://kdn.pnzreg.ru/open-government/property-support/statisticheskie-dannye-po-penzenskoy-oblasti.php
16. https://otherreferats.allbest.ru/law/00133112_0.html
18.http://kdnzp.midural.ru/files/1_informacija_gu_mvd_sostojanie_prestupnosti_.pdf
Приложение 1.
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в Пензенской области в 2011-2020 гг.
Приложение 2
Удельный вес преступлений несовершеннолетних в 2020 году в структуре всех преступлений (%)
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
6,4 | 5,0 | 4,6 | 4,5 | 4,0 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 3,8 | 3,7 |
Приложение 3 .
Характер подростковых преступлений в 2020 г
18
11
11
189
Основную массу деяний (86%) составляют преступления небольшой и средней тяжести. Чаще всего несовершеннолетними лицами совершались преступления против собственности (189), против жизни и здоровья (18), в сфере незаконного оборота наркотиков, а также связанные с неправомерным завладением автомобилем без цели хищения (по 11).
Приложение 4
Анкета
1. Мое отношение правонарушениям среди несовершеннолетних:
а) отрицательное;
б) положительное;
в) затрудняюсь ответить.
2. В чем причина роста правонарушений?
а) недостаточный контроль родителей;
б) влияние окружающей среды;
в) другое (напишите, что);
3. Кто чаще совершает правонарушения?
а) дети из неблагополучных семей;
б) дети «группы риска»;
в) другие (напишите, кто).
4. Бывают ли ситуации, что вы хотите совершить правонарушение?
А) да;
б) иногда;
в) нет.
5. Как решить проблему подросткового правонарушения? Напишите свои предложения.
Приложение 5
Ответы учащихся на вопросы анкеты
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Мое отношение к правонарушениям среди несовершеннолетних»
Варианты ответов | абс. количество | % от общего кол-ва ответов |
отрицательно | 40 | 100 |
положительно | 0 | 0 |
затрудняюсь | 0 | 0 |
Всего | 40 | 100 |
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «В чем причина роста правонарушений?»
Варианты ответов | абс. количество | % от общего кол-ва ответов |
влияние окружающей среды | 15 | 37,5 |
недостаточный контроль родителей | 15 | 37,5 |
Плохая организация досуга | 10 | 25 |
Всего | 40 | 100 |
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос:
«Кто чаще совершает правонарушения?»
Варианты ответов | абс. количество | % от общего кол-ва ответов |
Дети из неблагополучных семей | 16 | 40 |
дети «группы риска» | 24 | 60 |
другие | 0 | 0 |
Всего | 40 | 100 |
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Бывают ли ситуации, что вы хотите совершить правонарушение?»
Варианты ответов | абс. количество | % от общего кол-ва ответов |
да | 0 | 0 |
нет | 32 | 80 |
иногда | 8 | 20 |
Всего | 40 | 100 |
Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Как решить проблему подросткового правонарушения? Напишите свои предложения»
Варианты ответов | абс. количество | % от общего кол-ва ответов |
Контроль родителей | 20 | 50 |
Организация досуга | 12 | 30 |
Пропаганда ЗОЖ | 4 | 10 |
Пропаганда правовых знаний | 4 | 10 |
Всего | 40 | 100 |