Психологические противодействия коррупционной преступности в социальных учреждениях и органах власти.
Цели данной работы:
1. дать понятие и криминологическую характеристику коррупционной преступности;
2.выяснить причины и условия совершения коррупционных преступлений;
3. рассмотреть методы противодействия коррупционной преступности.
Введение.
Данная работа посвящена изучению коррупционной преступности и борьбы с нею. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы с коррупцией приобрела серьезную остроту. Возрастающие масштабы коррупционной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Все большую активность приобретает экономическая направленность преступной деятельности организованных преступных формирований, которая охватила практически все области хозяйственного комплекса страны, в первую очередь в высокодоходных отраслях экономики. Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере. Последствиями коррупции являются: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.
Понятие коррупции.
Термин «коррупция» впервые появился в римском праве, где «коррупция» (лат. corruptio) трактовалась как подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Коррупция в социальной сфере является наиболее одним из наиболее распространенных противоправных явлений. По мнению россиян, коррупция охватила 16% сферы медицинских услуг и 15% – образования. Если же принять во внимание, что в социальной сфере нечетко различается грань между взяткой и благодарностью, то картина выглядит еще более удручающе: подарки и деньги работникам медицины граждане России давали в 52%, а треть опрошенных (36%) для решения своих проблем вознаграждали работников образования.
По мнению специалистов, если брать чистые взятки, то по числу случаев и по объему денег лидирующую позицию занимает образование: два с лишним миллиарда в год, 22% от всех взяток. В некоторых вузах ректорские должности либо наследуется, либо продаются. Коррупция в социальной сфере имеет особенно негативные последствия, поскольку подрываются морально-нравственные устои общества, нарушаются наиболее важные конституционные права граждан, дискредитируется социально-экономическая политика государства, его государственные институты, деформируется реальная ценность таких гуманных профессий как врач или преподаватель, снижается уровень благосостояния граждан. Данный вид коррупции относится к числу наиболее латентных криминальных явлений, поскольку практически не выявляется. Так из 1800 опрошенных лиц свыше 80% сталкивались с проявлениями коррупции, а в правоохранительные органы обратился лишь один человек, что говорит и об утрате доверия со стороны простых граждан к этим структурам.
Способы коррумпированности бесконечно разнообразны: от примитивных в виде получения взяток до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц, их родственников и близких самолично или через доверенных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, а коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, - в виде лоббирования законов за вознаграждение и т.д.
Коррупция в ее политэкономическом понимании означает присвоение должностными лицами собственности и иных выгод опосредованно - путем получения власти. Присвоение собственности характеризует экономический аспект, а получение власти и предоставление преимуществ и льгот, в том числе при нарушении ими закона, - политический.
Признаки коррупции.
Можно выделить следующие признаки коррупционного преступления. Это деяние, которое: общественно опасно; предусмотрено уголовным законом; выражается в незаконном использовании публичного статуса, сопряженным с получением выгоды, либо незаконном предоставлении выгоды лицу, обладающему публичным статусом, или его близким в предусмотренных законом случаях, влекущим определенные последствия. совершается с прямым умыслом; имеет цель - получение выгоды.
Таким образом, коррупционное преступление - это предусмотренное уголовным законом общественно опасное незаконное использование лицом своего публичного статуса или незаконное предоставление выгоды лицу, обладающему публичным статусом, совершаемое с прямым умыслом и целью получения выгоды для себя или своих близких.
К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:
воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;
незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;
подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
коммерческий подкуп;
получение взятки;
дача взятки;
провокация взятки либо коммерческого подкупа;
Классификация коррупции.
В зависимости от субъекта преступления коррупционные преступления подразделяются на те, которые совершаются должностными лицами, и те, которые совершаются иными лицами. В зависимости от статуса субъекта преступления коррупционные преступления предложено делить на публичные и непубличные. В зависимости от основного объекта посягательства рассматриваемые преступления подразделяют на несколько видов:
посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений;
посягающие на общественные отношения, обеспечивающие функционирование публичной власти в соответствии с задачами должностных лиц, законодательством, а также авторитетом публичной власти;
посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений;
посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность правоприменительных органов;
посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы предпринимательства в различных зрелищных соревнованиях и конкурсах;
посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законные интересы в сфере управления организациями и учреждениями;
посягающие на общественные отношения, обеспечивающие беспристрастное управление деятельностью коммерческих организаций.
В зависимости от конструкции состава коррупционных преступлений их делят на преступления, имеющие формальный состав, и преступления, имеющие материальный состав. «Классификацию рассматриваемых преступлений в зависимости от условий признания преступлений коррупционными.
По этому основанию можно выделить следующие виды коррупционных преступлений:
безусловные, т.е. те, составы которых содержат все признаки коррупционного преступления (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 290, 291, 292 УК РФ);
преступления, которые должны быть совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 165, 185, 185-1 УК РФ);
преступления, которые должны быть совершены с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 233, 286, 287 УК РФ);
преступления, которые совершаются в условиях, когда зависимость потерпевшей (потерпевшего) обусловлена публичным статусом виновного (к таковым относится, например, деяние, предусмотренное статьей 133 УК РФ).
Значение данной классификации состоит в том, что она помогает в процессе расследования выявлять весь круг преступлений, которые могут быть отнесены к коррупционным. Установление всех признаков составов преступлений, которые отнесены к первой группе, достаточно для того, чтобы совершенное деяние было отнесено к коррупционным.
Преступления, отнесенные ко второму виду, могут быть признаны коррупционными, если они совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды.
Третий вид преступлений может быть признан коррупционным, если эти деяния совершены с целью получения выгоды.
Четвертый вид преступлений для признания его коррупционным предполагает наличие зависимости у потерпевшей (потерпевшего), которая была обусловлена публичным статусом виновного.
Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.
Злоупотребление полномочиями - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция». Так же, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Таким образом, для того чтобы в полной мере выявлять все коррупционные преступления при расследовании преступлений, относящихся ко второй, третьей и четвертой группам, следователи всегда должны исследовать обстоятельства дела с целью установления наличия или отсутствия условий коррупционности.
Борьба с коррупцией.
Противодействие коррупции в социальной сфере - это механизм, который представляет собой систему мер, предпринимаемых различными государственными органами власти, специальными службами, организациями и гражданами, состоящую из следующих трех элементов:
меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих соответствующей угрозе (профилактика в широком смысле);
меры по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию конкретных преступлений, выступающих своеобразным ядром данной угрозы (борьба);
меры по минимизации и (или) ликвидации ее последствий.
При конструировании системы мер противодействия коррупции необходимо учитывать, что коррупция - сложное криминальное явление, детерминированное множеством факторов самой различной природы (культурно-исторических, экономических, политических, организационно-управленческих, социально-психологических, идеологических и др.). Соответственно, антикоррупционная политика должна носить комплексный характер и реализовываться с помощью разнообразных общественных механизмов и правовых средств различной отраслевой принадлежности. Сокращение причин и условий, порождающих коррупционное поведение, необходимо подкреплять повышением риска коррупции (эффективным преследованием коррупционеров). При правовом противодействии коррупции целесообразно использовать комплекс правовых средств разнообразной отраслевой природы, обеспечивая их согласованное применение.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
обеспечение независимости средств массовой информации;
неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а так же порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
усиление контроля по решению вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2009. 32с.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 25. - Ст.2954.
Кодекс врачебной этики РФ одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г. // СПС Гарант.
Антонян, Ю.М. Психология преступления и наказания / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. М.: Пенатес-Пенаты, 2000. 451 с.
Блинов, А.Г. Уголовно-правовая охрана прав пациента. Саратов: Изд-во СГАП, 2004. 288 с.
Зазыкин, В.Г. Психологические особенности коррупции. М.: Изд-во МГАДА, 2010. 97 с.
Адоевская, O.A. Противодействие коррупционным преступлениям на федеральном и региональном уровнях Специализированный курс. Саратов, 2013.
12