Статья «Современная подростковая литература как мотиватор в познавательной деятельности подростков 13–14 лет»

2
0
Материал опубликован 29 November 2022



Современная подростковая литература как мотиватор в познавательной деятельности подростков 13-14 лет



Формирование культуры личности ребенка – одна из важнейших задач воспитания. Особенную роль в успешном становлении личности, социализации и формировании системы ценностей детей играет чтение.

Размышляя о важности чтения, В.А. Сухомлинский отмечал: “Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний. [ ] Чтение учит ребенка мыслить, мышление становится стимулом, пробуждает силы разума. Книга и живая мысль, пробужденная книгой, являются самыми сильными средствами. Любовь к чтению, книге пробуждает силы разума.

Чтение становится могучей воспитательной силой благодаря тому, что, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности. ”[ 2 ]

Трудно недооценить влияние чтения не только на обучение, но и на умственное, эстетическое и духовно-нравственное развитие детей.

В настоящее время чтение для подростков стало необязательным занятием, воспринимается ими как одно из досуговых, предпочтение отдается бездумному времяпрепровождению: просмотр сериалов, компьютерные игры, «зависание» в соцсетях. Эти изменения во многом связаны с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе с повышением представленности цифровых технологий в жизни подростков. Согласно психологическим исследованиям в структуре мотивации чтения современных подростков можно выделить следующие основные мотивы: мотив пользы, мотив развлечения, мотив эскапизма, личностный мотив, мотив принуждения, социальный мотив. При этом более трети подростков не имеют сформированной читательской мотивации, а среди мотивов чтения преобладают внешние: пользы, развлечения и принуждения.

Как сделать чтение увлекательным для подростков? Какие формы и методы работы помогут заинтересовать читателей 13-14 лет? Что важно учитывать при выборе книг для чтения? Именно эти проблемы мы обозначили, когда начали работу над проектом «Читаем вместе!» и сейчас хотим поделиться своим опытом его реализации.

Цель проекта – воспитание ценностного отношения к чтению и формирование читательской культуры подростков. Для достижения цели мы определили ряд задач:

изучить читательские интересы учащихся;

подобрать литературу для чтения и обсуждения;

определить формы и методы взаимодействия

Участниками проекта стали ученики 7 «Б,Г,Д» классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» и их родители, классные руководители и библиотекарь отдела «Юниор» центральной детско-юношеской библиотеки. Проект долгосрочный, предполагает встречи с библиотекарем, совместное чтение и обсуждение прочитанных книг.

Основными формами и методами работы определены:

тематические библиотечные встречи;

индивидуальное информирование;

презентации книг;

литературные игры;

обзоры книг;

книжные флешмобы.

Идея проекта – в содружестве библиотеки, школы и родителей создать условия, чтобы чтение для подростков стало не просто способом получения информации, а жизненно необходимым занятием

Проведя анкетирование среди учащихся, мы выяснили, что у большинства детей сохраняется позитивное отношение к чтению, но при этом они остро нуждаются в книгах о своих сверстниках, которые учат адаптироваться к проблемам современной жизни. Итак, почему именно книги современных авторов лучше всего удовлетворяют читательские потребности подростков?

Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов (ИСП) МГПУ Екатерина Асонова отмечает:  «Все дети 12-15 лет читают о себе. Они разбираются таким образом в себе. Это для них такое зеркало. Если ребёнок к 12 годам такую практику общения с самим собой усвоил, то есть он „поймал“ какую-то книжку, то скорее всего, он поверит и будет читать». [ 5]

По мнению специалиста, дети сталкиваются с зеркальным опытом книги: видят в герое, его состоянии себя. Е. Асонова считает, пока ребёнка не зацепило, разговоры о том, что нужно любить книгу, что это источник знаний, бесполезны. Таким образом, при выборе книг мы руководствовались следующими принципами:

Герой книги – сверстник читателю.

Текст понятен юному читателю, так как мы предполагаем, что знакомиться с книгой он будет самостоятельно.

Меняется и структура текста: в нем становится больше событий и душевных переживаний героев, самоанализа и психологического анализа происходящего. В современной литературе меньше длинных описаний. Раньше их часто использовали для того, чтобы читатель мог представить себе другие страны, пейзаж или устройство кораблей. Сейчас дети имеют возможность погуглить, у них обширная визуальная память. Им не так нужны длинные описания, важнее динамика книги.

Время, описанное в произведении, узнаваемо, если это не фантастика и не фэнтези.

События, о которых идёт речь в книге, знакомы нашей читательской аудитории.

Современная детская литература обращена к современным детям и пишет о проблемах, которые их волнуют. О таких же детях, как они, чувствующих то же, что они.

Список литературы

Кузьмин Е.И. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сбор. науч.-прак. работ. –М.:МЦБС, 2007.

Сухомлинский В.А. – М.:Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 227с. – (Антология гуманной педагогики.)

Тихомирова И.И. Свободное или обязательное чтение в ХХ веке: конфликт или диалог?/Школьная библиотека-2006-№7.

Чернышева Л.Н. Чтение как компонент духовно-нравственного развития подрастающего поколения.//Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.-2012.-№4.

Борта Ю. Гарри Поттер уже не в моде. Что читают современные дети? [Текст]/Ю.Борта//Аргументы и факты.-25.02.2017.























5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.