Политические взгляды писателей в литературе на примере Отечественной войны 1812 года
Автор публикации: К. Давыдков, ученик 11А класса
Политические взгляды писателей в литературе на примере Отечественной войны 1812 года
Давыдков К.А.
Аннотация: В данной статье я буду выяснять, как сильно отличаются взгляды писателей в литературе на одни и те же исторические события на примере Отечественной войны 1812 года.
Ключевые слова: Отечественная война, 1812, Л.Н Толстой, Анри Бейль
Political views of writers in literature on the example of the Patriotic War of 1812
Davydkov K.A
Abstract: In this article I will find out how much the views of writers in literature differ on the same historical events on the example of the Patriotic War of 1812.
Key words: The Patriotic War, 1812, L.N. Tolstoy, Henri Bayle
ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Множество литературных произведений было написано на основе реальных исторических событий. Ни для кого не секрет, что современный 21 век – это век технологий и новых открытий в области науки и техники. Однако выше этих главенствующих областей всегда находилась и будет находиться политическая тема. Политика является неотъемлемой частью нашей жизни и всегда горячей темой для обсуждения в обществе и литературных произведениях, независимо от периода времени. Таким примером служит Отечественная война 1812 года между российской и французской империями. Как нам известно, этому событию был посвящён роман «Война и мир» великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Автор родился после Отечественной войны 1812 года, поэтому писать роман ему пришлось лишь исходя из своих представлений и рассказов других участников сражений и исторических документах. За что в своё время подвергся критике со стороны солдат русской армии. В итоге Л.Н Толстой не воспринимал свой роман как достоверный исторический источник, что, конечно, никак не волновало окружающих. Как уже можно было догадаться, роман «Война и мир» не является единственным произведением в истории, которое затрагивает события войны 1812 года. Его можно назвать взглядом на произошедшее самого автора.
Но другой великий французский писатель был непосредственным участником боевых действий. Анри Бейль, ведущий дневниковые записи, являлся непосредственным участником наполеоновской армии. Именно по некоторым его записям Л.Н Толстой и восстанавливал события, когда создавал свой роман. Стендаль описал и передал настроение солдат французской армии. Это позволяет нам проследить то, как смог передать все события автор с помощью действий и эмоций своих персонажей. Но русский писатель больше склонялся к своей точке зрения о произошедшем, что в конечном итоге могло расходиться с версией французского писателя.
Война–это ужаснейшее событие, которое преследует человечество на протяжении всего его существования. Множество веков людям приходилось сражаться, чтобы защитить свои права, свои территории или же наоборот завоевать чужие территории, чтобы доказать свою силу. К сожалению, множество людей смогло ощутить на себе все ужасы войны. Народу приходилось бежать и спасаться, бросать свои дома и хозяйство. Но какое же сложилось общее мнение жителей на основе исторических данных? Большая часть крестьян в период 1812 года жила довольно традиционно и обыденно для того времени, поэтому встреча с солдатом французской наполеоновской армии вызывала скорее удивление и страх, заставляющий крестьян как можно быстрее покинуть свои дома. Больше всего страха на крестьян было нагнано слухами о мощи этой армии, которая сметала всё на своем пути. Люди, решившие остаться в еще не занятых врагом территориях, пытались укрываться в храмах, усердно читая молитвы Богу о спасении. Случалось, что даже некоторым русским жителям, боявшимся Наполеона, удавалась лично встретиться с ним. Крестьяне считали французов дьяволами, которые только и жаждут их крови, поэтому даже перед лицом смерти они не переставали молиться.
Последствия войны оставляют за собой многочисленные шрамы и порезы на истории всего мира и искусстве литераторов, стремящихся создать произведение на исторической основе. Чего стоят только одни генералы великой российской армии, у которых лакомством являлся, как сейчас, для нас кажется, простой кусок хлеба. Некоторые солдаты наполеоновской армии даже утверждали, что французские свиньи живут чище, лучше крепостных в России и поэтому были шокированы уровнем нищеты российского населения.
Рисунок 1.1-Бородинское сражение Источник: https://www.kpopov.ru/military/msk_borodino/dsc_3643s.jpg«Я обязан ему тем, что понял войну. Во всем том, что я знаю о войне, мой первый учитель — Стендаль...»
Лев Николаевич Толстой – это по истине великий российский писатель, который внёс огромный вклад в развитие литературы. Его произведение «Война и мир» до сих пор остаётся грандиозным романом, которое имеет огромную популярность не только в России, но и во всём мире.
Рисунок 1.2 - Л.Н. Толстой Источник: https://www.culture.ru/persons/8211/lev-tolstoiЛев Николаевич Толстой — один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.
Так как автор не был участником событий Отечественной войны и родился спустя 16 лет после неё, то создавать своё произведение и картины битв между российскими и французскими войсками ему пришлось, основываясь лишь на рассказах участников сражений и простых крестьян, а также известного французского писателя Анри Бейля, создающего свои произведения под псевдонимом Стендаля. Именно благодаря дневниковым записям Стендаля Л.Н. Толстому удалось в полной мере воссоздать события 1812 года. Конечно, знаменитому писателю помог и его личный боевой опыт, полученный во время военных действий на Кавказе, происходивших в период с 1851 по 1853 годы. Дневниковые записи Анри Бейля оказались наполнены не только его рассказами о происходившем, но и его личными заметками, позволяющие Л.Н. Толстому взглянуть на войну со всем с другой стороны. Таким образом, несмотря на то, что эти записи сделал человек с враждующей стороны, это нисколько не повлияло на то, как Толстой был вдохновлен творчеством Стендаля и его походами.
Рисунок 1.3 - Стендаль Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/СтендальМари - Анри Бейль (Стендаль) - французский писатель, один из основоположников психологического романа. Благодаря его дневниковым записям Л.Н Толстой смог описать события в своём романе «Война и мир» более достоверно.
Позже, работая над романом "Пармская обитель", Стендаль воспользуется своими впечатлениями, полученными на Бородинском поле, описывая битву при Ватерлоо, в которой не участвовал. История может быть подвержена искажениям каких – либо событий, но в литературе нет разделения на своих и чужих. Здесь людей объединяет искусство, которое позволяет стать единым целым с человеком, считавшимся ранее врагом. Общие взгляды на мир с разных сторон помогли воссоздать по истине настоящую картину происходящего и доказать, что не существует плохих наций. Существуют лишь плохие люди.
Естественно, писатели будут прославлять свою империю, страну, показывая её с лучшей стороны. Несмотря на это, Л.Н. Толстой восхищался дневниковыми записями Анри Бейля, благодаря которому автор и смог полностью ощутить настроение воевавших в 1812 года.
Политические взгляды русского и французского писателей в отношении войны 1812 года
Описывая не только русскую, но и французскую армии, показывая все её достоинства и недостатки, Л.Н. Толстой косвенно высказывает своё мнение через своих героев, представленных в романе. В архиве нашлось 15 черновых вариантов романа, что свидетельствует о предельной ответственности автора в работе над произведением, высокой степени самоанализа и критики. Начнём анализ с событий, происходящих в Смоленске. В романе военные действия уже происходят летом на российской территории. А история повествуется от лица простого русского человека Алпатыча. Его глазами мы видим ужасы военного времени, панику и неподдельный страх людей. Многие солдаты беспрепятственно воруют мешки с мукой, отказываются выполнять приказы командира. Этот эпизод является одним из ключевых событий как в романе, так и в истории. Его цель заключалась в том, чтобы распространить чувство ненависти к врагу и вызывать общее незыблемое желание освободить Родину, подчёркивая нерушимый русский патриотизм. Ведь узнав о сдаче города, другой герой Ферапонтов и некоторые жители Смоленска начинают вести партизанскую войну. Такой метод войны оказался совершенно неожиданным для французской армии.
В самом Смоленске бушует пожар, сам же Стендаль писал о Смоленске следующее: он подчёркивал своё огорчение, ведь после возвращения в Москву весь очаровательный, невиданные ранее город превратился в одни лишь чёрные развалины, среди которых бродили собаки и люди, искавшие себе пищу. Это было написано несмотря на то, что в Смоленском сражении французская армия смогла одержать победу. Но Л. Н. Толстой в своём романе акцентирует наше внимание непосредственно на людях, которых война застала врасплох. Великий русский писатель описывает, что ото всюду были слышны крики, плач и стоны с разных сторон.
Особо интересным можно считать восхищение Стендаля русским городом. О Смоленске он писал то, как сильно он был впечатлён русским городом. Смоленск Стендаль считал единственным в таком роде. На руку этим впечатлениям также сыграл и снег, который еще больше усиливал впечатление от увиденного. Забавно отмечен тот факт, что хоть на улице бушевал довольно лёгкий мороз около двух или трёх градусов большинство французов были уверены в том, что они полностью замерзают лишь потому, что находились в России. Главной задачей всей французской армии на тот момент являлось лишь организовать физическую сторону бытия, направленную на утепления от холодов.
От лица простых людей Л.Н. Толстой описывает постоянную борьбу за свою жизнь, обращается к народной мысли. Нельзя и забывать о Москве в 1812 году. В 3-м томе романа французы вступают в Москву и занимают Кремль вместе с центральными улицами. К этому моменту французская армия оказывается полностью истощенной. Достигнув Москвы, Стендаль надеется на отдых. По записям Стендаля в Европе не знали, что из себя представляла Москва. В самом городе было около шестисот или восьмисот дворцов, не виданных даже в Париже. В них всё было устроено так, чтобы можно было провести время с роскошью и в полной чистоте, получив максимальное наслаждение от пребывания там. Л.Н. Толстой старается не только описывать военные действия, но и простую жизнь обычных людей во время войны. В Москве, в отличие от Санкт - Петербурга люди характеризуются своей добротой и открытостью, готовностью помогать другим в такой трудный период. Как на пример Пьер, который желает лично убить Наполеона. Пока Москва горит в сильнейших пожарах, на улице появляется какая-то женщина, которая просит Безухова помочь ей найти дочь. Она осталась дома во время пожара. С помощью французов, указавших Пьеру дорогу, ему удаётся спасти девочку. Французы занимаются мародерством. Солдаты занимают дома богачей, пользуются всеми вещами, что только попадаются им на глаза. Пьеру не удаётся найти родителей спасённой девочки, в это же время он видит французов, которые издеваются над стариком и женщиной. Отдав старухе девочке спасённую из пожара, он без раздумий вступается за женщину, начиная драку с французскими солдатами. В конечном итоге его забирают на гауптвахту как опасного преступника. Даже здесь мы можем проследить, насколько жители Москвы в такой ситуации значительно отличаются от людей серого, холодного и лицемерного Петербурга. Можно обратиться к семье Ростовых, которые лично помогали вывозить раненых из пылающей Москвы. В их семье царил уют и забота. Именно семья Ростовых и олицетворяла всю Москву того времени. В противопоставлении им была представлена семья Курагиных, жалких и ничтожных людей, у которых нет души. Сравнивая эти семьи, мы представляем два совершенно разных и противоположных мира.
В этом эпизоде события фактически полностью достоверны, и Л.Н Толстой не прибегает к описанию событий, которые он мог сам себе представить. В отличие от образа Наполеона, который в описании русского великого русского писателя является особенным. Л.Н Толстой показывает Наполеона как человека маленького роста: «Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру»; С маленькими белыми ручками: «… отвел назад свою маленькую пухлую ручку…» Вся его характеристика заострена на том, что у Наполеона полноватая фигура: «Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид…», «…поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью…», показывая и то, насколько у него большие глаза: «Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами…». В повседневной жизни Наполеон носит весьма скромную одежду, но его внешний вид меняется при официальных встречах: он надевает парадный камзол, появляется верхом на прекрасной породистой лошади. Л.Н Толстой отмечает, что Наполеон — самовлюблённый, тщеславный человек, привыкший к откровенной лести. Это эгоцентричный человек, которому важны исключительно собственные интересы. «— Он человек в сером сюртуке, очень желавший, чтоб я ему говорил «ваше величество», но, к огорчению своему, не получивший от меня никакого титула».
Стендаль же представлял Наполеона по - другому. В своём романе «Красное и белое» он ассоциирует Наполеона с ястребом, который воплощает сущность одиночества и силы. Анри Бейль описал в дневнике и появление Наполеона на улицах Парижа после коронации: «Он часто раскланивался и улыбался. Улыбка театральная: показывает зубы, а глаза не смеются...» Стендаль восхищался Наполеоном в определенных моментах, однако при этом автор прекрасно осознавал его двойную сущность – с одной стороны, Бонапарт – генерал революционной армии и национальный герой, с другой стороны он – честолюбивый завоеватель, император и тиран, поэтому в романе «Красное и черное», как и в других своих произведениях, Стендаль пытался показать обе стороны этой противоречивой личности, делая это через восприятие мира своими героями.
Подводя итог данному анализу на примере определенных масштабных и наиболее запоминающихся сцен, можно сказать о том, что в любом случае изложенные события не всегда полностью являются полным отражением событий прошлого. История в литературе может быть искажена, недостоверна или недосказана.
Заключение
В заключение хочется сказать о том, что несмотря на множество источников, использованных для воссоздания полной картины того времени, множество моментов осталось за кадром. И чем больше времени проходит, тем меньше остаётся шанс того, что события, происходящее в прошлом, в дальнейшем будут излагаться правильно. Настоящая суть происходящего никогда не сможет быть восстановлена в полной мере, ведь люди могут что – то добавлять, забывать, изменять или вообще не упоминать. Как и было сказано в начале моей статьи 21 век – это век технологий, но даже в такую прогрессивную эпоху человечества множество факторов жизни, о которой мы слышим в интернете зачастую остаются лишь простыми слухами или заблуждениями. Даже сейчас люди, пишущие книги о событиях, происходящих в наши дни, могут вводить других в заблуждение. В 21 веке человек окружён огромным информации, однако далеко не каждый будет готов анализировать и правильно интерпретировать её. Так и книга Л.Н Толстого тоже является вполне достоверным, но далеко не настоящим источником исторической правды какой её нам преподносят. Я считаю, что если история и литература очень тесно связаны между собой, то при изучении творчества величайшего российского писателя Л.Н. Толстого стоит упоминать и истоки, к которым обращался автор. Этим я доказал, что необходимо на основе фактов, научных источников, изучать исторические события.
Литература (Оформляется ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.80)
- Биография Толстого [Электронный ресурс] // Образовака (https://obrazovaka.ru/alpharu/t-2/tolstoj-lev-nikolaevich-tolstoy-leo-lev-nikolayevich)
- Война 1812 года: Хроника Ровно 200 лет назад: 116-й день войны [Электронный ресурс] // Спецпроект православного журнала «Нескучный сад» (http://1812.nsad.ru/135)
- За что солдаты войны 1812 года критиковали Льва Толстого [Электронный ресурс] // Русская семёрка – 28.09.2019 (https://dzen.ru/media/russian7/za-chto-soldaty-voiny-1812-goda-kritikovali-lva-tolstogo-5d8f96884e057700b18dc51b)
- Л.Н. Толстой, «Война и мир» // Роман. В 4-х книгах. Том 1/ Л.Н. Толстой. ─ М.: Просвещение,1981. ─ 287с. ─ (Школьная библиотека).
- Л.Н. Толстой, «Война и мир» // Роман. В 4-х книгах. Том 2/ Л.Н. Толстой. ─ М.: Просвещение,1981. ─ 302с. ─ (Школьная библиотека).
- Л.Н. Толстой, «Война и мир» // Роман. В 4-х книгах. Том 3/ Л.Н. Толстой. ─ М.: Просвещение,1981. ─ 318с. ─ (Школьная библиотека).
- Л.Н. Толстой, «Война и мир» // Роман. В 4-х книгах. Том 4/ Л.Н. Толстой. ─ М.: Просвещение,1981. ─ 302с. ─ (Школьная библиотека).
- Отечественная война 1812 года в романе «Война и мир» Краткое содержание событий [Электронный ресурс] // Инфошкола – 2022. (https://info-shkola.ru/otechestvennaya-vojna-1812-goda-v-romane-vojna-i-mir-kratkoe-soderzhanie-sobytij/)
- Патриотизм русского народа в войне 1812 года в романе «Война и мир» [Электронный ресурс] (http://natasha-drachyova.narod.ru/index/0-12)
- Стендаль в наполеоновской армии: описание Москвы до пожара 1812 [Электронный ресурс] // Иван Петров – 26.03.2019 (https://yatakviju.mirtesen.ru/blog/43959852304/Stendal-v-napoleonovskoy-armii:-opisanie-Moskvyi-do-pozhara-1812)
- Характеристика Наполеона в романе "Война и мир", образ, описание внешности и характера, портрет [Электронный ресурс]
(https://www.literaturus.ru/2015/12/Napoleon-Bonapart-Vojna-i-mir-Tolstoj-obraz-harakteristika-vneshnost.html)