12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новосельцева Н.В.23
Россия, Томская обл., Томск
5

Методическая разработка интегрированного урока «Отечественная война 1812 года в истории и литературе»

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам «История» и «Литература» по теме «Отечественная война 1812 года в истории и литературе»

Новосельцева Наталья Владимировна, преподаватель литературы,

Шашко Елена Николаевна, преподаватель истории.

ОГБПОУ «Томский коммунально-строительный техникум»;

Томская область, г.Томск

Аннотация

Предложенный урок разработан с применением элементов проектной технологии. Данную методическую разработку можно использовать на уроках истории и литературы, в рамках проведения предметных недель и тематических мероприятий по истории и литературе.

 

План урока

Общеобразовательные дисциплины: «История», «Литература».

Целевая аудитория (профессия, курс): студенты 1 курса.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: урок с использованием элементов проектной деятельности (творческий проект).

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по Отечественной войне 1812 года в истории и литературе.

Задачи урока:

Образовательные: углубить и систематизировать знания о событиях 1812 года в русской истории и литературе, показать общенародный характер войны ее итоги и значение, отражение событий войны в русской литературе 19 века;

Развивающие: формирование умений оценивать исторические события, формирование способностей к самовыражению, формирование умений проектной деятельности, формирование умений анализа исторического и литературного текста, выразительного устного чтения литературных произведений

Воспитательные: воспитание чувства уважения к памяти предков и к памятникам культуры и искусства, развитие чувства патриотизма и любви к Родине, чувства долга и ответственности.

В ходе урока способствовать формированию

Общие компетенции (ОК):

выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

осуществлять поиск, анализ и интерпретацию, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

планировать и реализовывать собственное и личностное развитие;

работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Soft компетенции:

Формировать базовые коммуникативные навыки: эффективный обмен информацией, построение отношений с другими людьми, эффективные приемы активного слушания, учет интересов и мнений собеседника;

Сценарий урока.

Первый этап: Организационный.

Погружение в тему. Просмотр фрагмента художественного фильма по роману JI.Н. Толстого «Война и мир».

Озвучивание темы урока, цели и задач урока. Выделение проблемы.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по Отечественной войне 1812 года в истории и литературе.

Задачи урока:

Углубить и систематизировать знания о событиях 1812 года в русской истории и литературе;

Показать общенародный характер войны ее итоги и значение;

Показать отражение событий войны в русской литературе 19 века.

Педагоги вместе со студентами заполняют таблицу на классной доске.

Табл.1 Цели и задачи

Проблема

проекта

 

«Почему?»

(это важно для меня лично)

Показать, как события 1812 года отражены в истории и литературе

Актуальность проблемы - мотивация

Цель

проекта

«Зачем?»

(мы делаем проект)

Увидеть сходство и различия событий и личностей

1812г.

Целеполагание

Задачи

проекта

«Что?»

(для этого мы делаем)

Изучить исторический и литературный материал и провести анализ, выполнить задания с учётом методических указаний

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»

(мы можем это делать)

работа с информационным, иллюстрационным и литературным материалом выполнение проекта

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?» (как решение проблемы)

защита проекта

Ожидаемый результат

 

Второй этап: подготовительный.

Озвучивание плана работы на уроке. Деление на группы. Раздача информационного и иллюстрационного материала по темам, с методическими подсказками. Определение порядка защиты группами своих проектов по предложенным к обобщению и систематизации вопросов по теме урока.

Третий этап: создание проекта, подготовка к защите проекта.

Группа 1. Вопрос для изучения и презентации: «Начало Отечественной войны 1812 года. Личность Кутузова».

Цель изучения вопроса: показать, как начиналась война, познакомить с личностью Кутузова.

Ознакомиться с историческим текстом.[1]

12 июня 1812 года армия Наполеона численностью 640 тысяч человек переправившись через реку Неман, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но против Наполеона можно было выставить не более 200 тысяч человек. Русская армия была разделена на три группы. Группа под командованием Михаила Богдановича Барклая де Толли, группа Петра Ивановича Багратиона и группа под командованием Александр Петровича Тормасова. Армии находились друг от друга на значительном расстоянии. Александр Первый находился в штабе Барклая. «Я не положу оружия, - заявил он, - доколе не единого неприятельского воина не останется в моем царстве».

Быстрое продвижение огромной французской армии опрокинуло планы русского командования задержать ее силами армии Барклая и ударить во фланг силами Багратиона. Требовалось скорейшее соединение этих армий, а это заставляло отступать. Наполеон наступал на Смоленск, захват Смоленска

открывал дорогу на Москву. Сражение под Смоленском 4-5 сентября 1812 года не выявило победителя. Русская армия отступала. Нужно было срочно решать вопросы по объединению и пополнению и единому руководству армии.

В этих условиях в Петербург вернулся Михаил Илларионович Кутузов, победоносно завершивший войну с Турцией. Ему шел 67 год. Ученик и соратник другого блестящего русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он обладал широким стратегическим мышлением, большим жизненным и военным опытом. О Кутузове говорили как об единственном человеке, способном занять пост главнокомандующего. Но Александр недолюбливал Кутузова. Кутузова пришлось десять дней ждать, когда его примет Александр Первый, в конце концов, Кутузов был принят, ему пожаловали титул светлейшего князя и пост главнокомандующего армией. По дороге в армию он узнал о том, что оставлен Смоленск, Кутузов думал, что делать потерять ли совсем армию, если давать сражение за Москву или отступить и спасать армию. Пока есть армия, война не проиграна. 17 августа 1812 года Кутузов прибыл в армию. Армия его встретила всеобщим ликованием, кругом говорили, «Пришел Кутузов бить французов».

Выполните задание и подготовьтесь защите темы.

При выполнении задания 1.Укажите название и цель темы 2. Укажите дату начало войны, французская и русские армии и их главнокомандующие, 3. Покажите личность Кутузова. Используйте иллюстрации в оформлении

12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона переправилась через реку Неман и начала вторжение в пределы Российской империи. В своем стихотворении «Неман» Ф. И. Тютчев описывает, как это происходило. Чтение наизусть.

Федор Иванович Тютчев стихотворение «Неман»[8]

Ты ль это, Неман величавый?

Твоя ль струя передо мной?

Ты, столько лет, с такою славой.

России верный часовой?..

Один лишь раз, по воле бога,

Ты супостата к ней впустил -

И целость русского порога

Ты тем навеки утвердил...

И так победно шли полки,

Знамена гордо развевались,

Струились молнией штыки,

И барабаны заливались...

Несметно было их число- •

И в этом бесконечном строе Едва ль десятое чело

Клеймо минуло роковое...

Группа 2.Вопрос для изучения и презентации: «Партизанское движение».

Цель изучения вопроса: показать роль партизанской войны в победе над французами, познакомить с именами героев партизан.

Ознакомьтесь с историческим текстом[1]

В условиях превосходства армии Наполеона и отступлении русской армии император Александр Первый 6 июля 1812 года подписал манифест с призывом создавать народные ополчения для борьбы с врагом. В Смоленске Александр встретился со смоленским дворянством, которые просили у него разрешение вооружаться самим и вооружать своих крестьян. Александр обращается к церкви с указанием призывать крестьян к борьбе с врагом, этим указом Александр Первый узаконил гражданскую войну.

Но еще до начала указания война носила всенародный, отечественный характер. В городах шло формирование народных ополчений и сбор средств для нужд армии. Народные ополчения были созданы в Смоленске, Петербурге, Туле, Ярославле, Твери и других городах. Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они не только снабжали армию продовольствием, но и сами боролись с противником. Отказывались продавать французам продукты, жгли избы, угоняли скот я сами уходили в лес, нападали на французские обозы.

После Бородинского сражения 26 августа 1812 года по инициативе адъютанта Багратиона Дениса Васильевича Давыдова было решено придать партизанскому движению организованный характер. Стали создавать армейские партизанские отряды первый такой отряд из 50 гусар и 80 казаков возглавил сам Давыдов. Другой отряд штабе - капитан Александр Фигнер. Отлично владея французским языком, Фигнер собирал важные сведения в тылу врага, он даже намеревался убить Наполеона.

Большую известность приобрел крестьянский отряд под руководством крепостного крестьянина Герасима Курина под Москвой, отряд насчитывал 5,5 тысяч человек, они не раз успешно громили крупные силы армии Наполеона. Всероссийскую известность приобрел отряд крестьянки партизанки в смоленской губернии Василисы Кожиной. Лишь за первый месяц после Бородинского сражения французы потеряли от рук партизан 30 тысяч человек. И даже при отсутствии военных действий только в Москве от рук партизан погибало ежедневно полторы тысячи неприятеля.

Выполните задание и подготовьтесь защите темы.

При выполнении проекта:

1.Укажите название проекта, цель проекта

2. Сделайте выводы о роли партизан в Отечественной войне 1812 года. 3.Назовите имена героев партизан. Используйте иллюстрации в оформлении.

Глазами воинствующего патриота воспринял события 1812 года поэт прозаик, драматург и публицист Федор Николаевич Глинка. Он участвовал в обороне Смоленска, сражался на Бородинском поле. С особой симпатией показан замечательный командир одного из отрядов партизан Денис Васильевич Давыдов, именно он был создателем первого партизанского отряда. Чтение наизусть.

«Партизан Давыдов»[7]

Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам нежатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом –

И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,

То, вынырнув опять, следом

Идет за шумными французскими полками

И ловит их, как рыб, без невода, руками.

Его постель-земля, а лес дремучий - дом!

И часто он, с толпой башкир и с козаками,

И с кучей мужиков, и конных русских баб,

В мужицком армяке, хотя душой не раб,

Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.

Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..»

Группа 3. Вопрос для изучения и презентации: « Наполеона Бонапарта и Александр

Первый»

Цель изучения вопроса: сравнить исторический и литературный портреты императоров Наполеона Бонапарта Александра Первого.

Ознакомьтесь и сравните исторический и литературный портреты императоров Наполеона Бонапарта Александра Первого.

Исторический портрет Наполеона Бонапарта.[2]

1769-1821 годы жизни. Французский император, гениальный полководец, выходец из семьи мелких дворян, окончил парижскую военную школу, после чего был произведен в капитаны. После победы над англичанами под городом Тулон в 24 года получил звание генерала. Участвовал в Военных походах в Италии, Египте, Сирии. В 1799 году произвел в Париже военный переворот и стал одним из трех консулов Франции, а с 1804 года стал императором. В период с 1804 по 1812 годы в результате завоевательных войн завоевал большинство стран Европы. В 1814 году после поражения от антифранцузской коалиции отрекся от престола и был сослан в ссылку на остров Эльба в Италии с сохранением титула императора, через год бежал, совершил еще военный переворот и на сто дней снова стал императором Франции. В июне 1815 года после поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола, был сослан на остров Святой Елены, где умер через шесть лет. У историков до сих пор нет единого мнения о причине его смерти.

Литературный портрет Наполеона Бонапарта. Роман «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.[3]

Внешность

Короткая, одутловатая и разжиревшая фигура; толстые ляжки и живот; притворная, слащавая и неприятная улыбка; суетливая походка.

 

Характер

Хвастливый, эгоистичный, полон самолюбования; превозносит свои заслуги; жестокий и безразличный к окружающим; завоеватель.

Поведение

Держится вдалеке от военных действий; накануне боя всегда произносит перед солдатами длинные пафосные речи.

Миссия

Завоевать весь мир и сделать его столицей Париж.

Роль в истории

Считал себя благодетелем, но все его распоряжения либо уже были давно исполнены, либо не исполнялись, потому что не могли быть исполнены.

Отношение к солдатам . Равнодушен к солдатам, не проявляет к ним никакого сочувствия; их судьбы были ему безразличны.

Вывод

Наполеон - палач; захватчик; всего его действия направлены против людей.

Исторический портрет Александра Первого[2].

1777 - 1825 годы жизни. Император Александр Первый вступил на престол в 1801 году в результате дворового переворота против своего отца Павла Первого. В 1812 году ему было 34 года. Имел прекрасное образование. Значительное влияние на формирование его взглядов оказал его учитель швейцарец Лагарп приверженец идей либерализма: это отрицательное отношение к крепостному праву и введение конституции. Блестящий дипломат и любитель парадов и маневров, вошел и историю как реформатор и просвещенный император. «Дней Александровых прекрасное начало» так назвал известный русский поэт Александр Пушкин первые годы правления Александра. В первые годы своего правления опирался на круг своих друзей, который вошел в историю как «Негласный комитет». Со смертью Александра в 1825 году существует версия о том, что в 1825 году вместо Александра похоронили его двойника, а сам император тайно отказался от престола, стал странником, служил Богу и людям последние годы жил в Томске под именем Федора Кузьмича здесь и похоронен в томском мужском Богородице - Алексеевском мужском монастыре.

Литературный портрет Александра Первого. Роман «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.[3]

Описание внешности Александра

"...Красивый, молодой император Александр, в конногвардейском мундире, в треугольной шляпе, надетой с поля, своим приятным лицом и звучным негромким голосом привлекал всю силу внимания..."

Александр 1 - кроткая и привлекательная личность:

"...преобладание высоты нравственной над сотоварищами - государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность <...> И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом..."

"...соединение величия и кротости..."

Отношение к войне

«Я не положу оружия, - заявил он, - доколе не единого

Правление императора Александра I в романе "Война и мир" Александр

- первый император России с либеральными идеями. Но его идеи не воплощаются в жизнь: "...Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве...

неприятельского воина не останется в моем царстве».

" Победив Наполеона, Александр I обладает огромной властью и может улучшить жизнь в стране. Но он этого не делает: "...теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов <...>

Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку Божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей..."

Ближе к концу правления Александр I ищет спокойствия и мало занимается делами (1820 год,

2.Выполните задание и подготовьтесь защите темы.

При выполнении задания

Укажите название и цель темы

Сделайте сравнительный анализ: исторический и литературный портреты императоров Наполеона Бонапарта Александра Первого.

Оформите проект в виде таблицы.

Используйте иллюстрации в оформлении.

Табл.2 Сравнительная характеристика императоров

Наполеон

Александр Первый

( черты характера, биография, отношение к войне, армии, способности...)

Общее

 

 

различие

 

 

 

Группа 4.Вопрос для изучения и презентации: «Бородинское сражение. Пожар Москвы».

Цель изучения вопроса: показать значение бородинского сражения, рассказать о пожаре Москвы.

Ознакомиться с историческим текстом.[1]

      Село Бородино это 110 километров от Москвы по Смоленской дороге. Численность      армий накануне Бородинского сражения составляла: русские 132 тысяч человек, французы 135 тысяч человек. Задачи у сторон. Наполеон хотел освободить себе дорогу на Москву, Кутузов дать оборонительный бой. Битва началась в половине шестого утра 26 августа 1812 года. Наполеон сделал ставку на прорыв русских позиций в центре, обойти левый фланг и освободить себе путь по старой смоленской Дороге на Москву. Героем Бородинского сражения стал Петр Иванович Багратион его укрепления - багратионовыфлеши в течении шести часов непрерывно сдерживали натиск врага. Сам Багратион был ранен. Другой герой генерал Николай Николаевич Раевский, его батарея трижды сдерживала атаки французов. В последнюю атаку, которая длилась полтора часа, батарея Раевского была захвачена. Потери в битве составили: французы потеряли 58,5 тысяч человек, русская армия 44 тысяч человек. Это сражение не выявило победителя. Но в виду больших потерь у русских и наличие запасного резерва у Наполеона Михаил Кутузов принял решение отступать.

1сентября 1812 года в деревне Фили под Москвой на военном совете по настоянию Кутузова было принято решение оставить Москву, отвести армию под Москву пополнить ее ряды и подготовиться для дальнейшей войны. Лучше потеряем Москву, чем армию и Россию, заявил Кутузов.

2 сентября русская армия покинула Москву. Вечером того же дня над Москвой возникло огромное зарево. Москва горела. До сих пор неизвестно кто поджег Москву? Москва горела шесть дней. Погибло три четверти городских построек. Пожар уничтожил и провиантские склады. Французская армия, которая три месяца грабила Москву оказалась на грани голода.

Выполните задание и подготовьтесь защите темы. При выполнении задания

1. Укажите название и цель изучения темы.

2. С помощью иллюстраций изобразите панораму Бородинского сражения и подготовьте краткий рассказ о сражении.

3. Расскажите о пожаре Москвы. Используйте иллюстрации в оформлении.

Михаил Юрьевич Лермонтов написал одно из лучших стихотворений о героизме русского народа «Бородино». Чтение наизусть.

«Бородино»[5]

«Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...»

Во многие столицы вступала армия Наполеона, но ни одна из них не встретила его так, как Москва. Прекрасны строки из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», воспевающие подвиг Москвы в1812 году. Чтение наизусть.

«Евгений Онегин».[4]

Москва... Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он

Живую и эмоционально напряжённую картину сентябрьской трагедии нарисовал
Николай Михайлович Шатров в стихотворении «Пожар Москвы в 1812 году»
[6]

«Пожар Москвы в 1812 году»

«Москва несчастная пылает,

Москва горит двенадцать дней;

Под шумным пламем истлевает

Несметное богатство в ней:

Все украшенья храмовые,

Сокровища их вековые,

Великолепия дворцов,

Чудесных редкостей собранья,

Все драгоценности ваянья

Кистей искусных и резцов.

Еще двенадцать дней дымилась

Столица славы и отрад.

Пожара искра в пепле тлилась,

Курился нестерпимый смрад.

Повсюду ужасы встречались,

От гибели не исключались

Ни хижины, ни алтари;

От переулка до гульбища

Все претворилось в пепелища,

В развалины и пустыри.

Все истребилось, и сожглися Гостиный двор и Арсенал,

Сам Кремль с Китаем сотряслися,

И сам царь-колокол упал;

Взорвались башни, сокрушились,

Зубчаты стены развалились,

Скатилися с бойниц главы;

Повсюду ужас, разрушенье,

Пять взрывов - и в одно мгновенье Не стало на земле Москвы»

Группа 5. Вопрос для изучения и презентации: «Итоги и значение Отечественной войны 1812 года»

Цель изучения вопроса: показать итоги и значение войны, познакомить с заграничными походами русской армии.

Ознакомиться с историческим текстом.[2]

6 октября 1812 года французская армия ушли из Москвы. После поражения французов под Тарутином и Малоярославцем армия Наполеона превратилась в неуправляемую голодную и замерзающую толпу. Только при переправе через реку Березину Наполеон потерял 30 тысяч своих солдат. Наполеон бросает армию и бежит в Париж. На вопрос придворных, где армия, он ответил, что армии больше нет. Декабрь 1812 год Кутузов докладывал Александру Первому «Война окончилась полным истреблением неприятеля» 25 декабря Александр подписывает манифест об окончании Отечественной войны.

Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Жители России отстояли свободу и независимость своей страны. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы в тех странах Европы, что были завоеваны Наполеоном до России.

В период с 1813 по 1814 русская армия под командованием Михаила Кутузова принимала участие в заграничных походах. В союзе с Пруссией, Англией, Швецией и Австрией Россия принимала участие в освобождении европейских стран от французской армии и окончательного разгрома Наполеона. В апреле 1813 году в этом походе умер Кутузов. Окончательное поражение французы потерпели в октябре 1813 года под Лейпцигом. Это сражение вошло в историю как «Битва народов». 18 марта 1814 года союзные войска вошли в Париж. Во главе российской армии на белом коне красовался император Александр Первый, который стал не только победителем Наполеона, но и «царем царей». Александр вынудил Наполеона подписать отречение от престола и отправиться в ссылку на остров Эльба близ берегов Италии.

Выполните задание и подготовьтесь к защите темы.

При выполнении задания

1.Укажите название и цель изучаемого вопроса

2. С помощью иллюстраций изобразите изгнание Наполеона из России и заграничные походы русской армии, подготовьте краткий рассказ

об этих событиях. Используйте иллюстрации в оформлении.

Четвертый этап: защита творческих проектов.

Пятый этап: выполнение теста на усвоение пройденного материала.

Тест по теме «Отечественная война 1812 года»

1.Почему война 1812 года названа Отечественной?

2. Когда Наполеон напал на Россию? а) в январе 1812 г. б) в августе 1812 г в) в июне 1812 г г) в декабре 1812 г

3. Подчеркните имена командующих русскими армиями в начале войны, до назначения на пост главнокомандующего М.И.Кутузова. а)генерал Ермолов б) генерал Суворов в) генерал Багратион г) генерал Томасов д) генерал Куропатов е) генерал Барклай де Толли

4. Укажите причину похода армии Наполеона на Россию а) Наполеон мечтал стать русским царем б) Наполеон хотел завладеть новой территорией в) Наполеон хотел подчинить себе весь мир, включая Россию г) Наполеон хотел ослабить Англию, завоевав Россию

5. Что такое флеши? а) корм для лошадей б) устройство для повозки в) земляные укрепления г) способ ведения боя

        6..Вставьте в отрывок имя исторического деятеля. У Л.Н. Толстого он

        (кто) «маленький человек в сером сюртуке», «недовольно взглядывая на

        тонувших улан», давно привык к тому, «что присутствие его... повергает людей в                  безумие самозабвения».

7. Подчеркните из предложенного списка имена героев партизан. М.И.Кутузов, Д.В. Давыдов, Н.М.Шатров, В. Кожина, Г. Курин, А. П. Тормасов, П.И. Багратион.

8. Укажите дату Бородинского сражения, а) 11 июля 1812 г б) 6 сентября 1812 в ) 26 августа 1812 г г) 14 октября 1812 г

9. При переправе через какую реку гибнет армия Наполеона? а) Оку б) Березину в) Москву г) Волгу

10. Что было главным фактором победы в Отечественной войне 1812 года?

а)суровый российский климат б)ошибки допущенные французским командованием

в) освободительный характер войны г)малочисленность французской армии

11. О каком событии Отечественной войны 1812 года идет речь?

         ...«Еще двенадцать дней дымилась Столица славы и отрад.

         Пожара искра в пепле тлилась,

         Курился нестерпимый смрад»... Напишите ответ

Шестой этап: рефлексия.

Табл. 3. Рефлексия

Понравился урок, узнал много интересного

t1675529959aa.jpg

Я углубил свои знания по теме,

 

 

 

 

 

 

 

t1675529959ab.png

 

 

понравилась форма организации урока

Урок не понравился, было неинтересно

t1675529959ac.jpg

Литература, используемая при подготовке к уроку.

Основная литература:

1. БугановВ.И. История России: Конец 17-19век: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ В.И.Буганов, П.Н.Зырянов; Под ред А.Н.Сахарова.- 8-е изд.. перераб. и доп. -М.: Просвещение, 2002. - 304с.

2. Артемев В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно­научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч 2 /В.В.Артемев, Ю.Н. Лубченков . - 5-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-320с.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Н.М. Шатров «Пожар Москвы в 1812 году».

Ф.Н. Глинка «Партизан Давыдов».

Ф.И. Тютчев

Дополнительная литература:

Загладин Н.В., Симония Н.А. История. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-е изд. - М.: ООО «Русское слово - РС», 2008. - 400с.

Интернет ресурсы:

1.https://histoir.wikireacling.ni/l 34419: Отечественная война 1812 года: сборник материалов и документов

2.https://www.fessl.ru/bookscollection/rare-fund-fessl/warrior-1812 : - Материалы об Отечественной войне 1812 года

3.https://w.histrf.ru/articles/article/show/otiechiestviennaia voina 1812 g Энциклопедия Всемирная история - Отечественная война 1812 года

 

1

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.