12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фурсова Наталья Александровна19
2

«Правильное питание как фактор сохранения здоровья человека»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

города Кемерово











Социально-информационный и творческо-исследовательский проект

«Правильное питание как фактор сохранения здоровья человека»









Выполнила:

Удовик Софья,

учащаяся 10 «А» класса

МБОУ «СОШ№7»

Руководитель:

Фурсова Наталья Александровна,

учитель биологии

МБОУ «СОШ №7»





Кемерово, 2023

Оглавление






Введение


……………………….……….3

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Принципы правильного питания



………………………………..6

1.2. Компоненты правильного питания

………………………………..8

1.3. Здоровая еда – основа правильного питания


………………………….……15

Глава II. Практическая часть

2.1. Исследование отношения к правильному питанию старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7»




……………………………….17

2.2. Меню здорового питания на неделю с региональным компонентом (примерное) по данным исследования



……………….………………20

Заключение


……………….………..……..22

Список литературы


……………………………….23

Приложение


……………………………….24










Введение

7 апреля 2023 года ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) отметит своё 75-летие.

ВОЗ была основана по коллективной инициативе стран мира в 1948 г. для укрепления здоровья людей, поддержания безопасности в мире и служения интересам уязвимых групп населения, с тем чтобы каждый человек, где бы он ни находился, имел возможность достичь наивысшего уровня здоровья и благополучия.

В рекомендациях по проведению мероприятия по оздоровлению предлагается совместно со школами, университетами и молодежными объединениями проводить забеги, марафоны, художественные конкурсы или дебаты для стимулирования диалога о правильном питании, медико-санитарных потребностях населения и поощрения физической активности 2.

Правильное питание на протяжении всей жизни способствует профилактике неправильного питания во всех его формах, а также целого ряда неинфекционных заболеваний (НИЗ) и нарушений здоровья.

Следовательно, сегодня проблема правильного питания занимает особое место в жизни современного человека и интерес к исследованиям в этой области находится в постоянном росте.

Как подтверждают научные исследования, работа иммунной системы напрямую связана с поступлением необходимых витаминов и минералов в организм человека, поэтому правильное питание в наши дни приобретает все большую популярность и актуальность 3.

Гипотеза: соблюдая правила правильного питания и сочетая их с физическими упражнениями (например, занятия физической культуры), можно добиться улучшения качества жизни и поддержания работоспособности на должном уровне.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, опросный метод (опрос «Правильное питание», создан руководителем научно-методического образовательного центра по вопросам здоровья питания ФБУН «Новосибирского НИИ гигиены» Роспотребнабзора Новиковой И. И.), метод математической статистики.

В исследовании приняли участие 54 человека в возрасте от 15 до 18 лет.

Значимость и прикладная ценность проекта: в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» мы прошли обучение по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания для школьников» (в объёме 15 часов), дата выдачи сертификата: 16.09.2021 года № 5R46M130SC8851930941 (Фурсова Н. А., руководитель проекта) и 9.01.2023 года № 5R46M130SC4248775590 (Удовик Софья, проектант) (см. Приложение 1). На основании полученных знаний можем проводить мероприятия по темам правильного питания; повышать осведомлённость учащихся через диалоги, конкурсы «Меню правильного питания» (название блюд с региональным компонентом). В сообществе «УРОК. РФ» опубликовали наш проект для ознакомления большей аудитории, так как «забота о питании — один из приоритетов национального проекта «Демография». Здоровье для каждого из нас — это ценность, которую важно беречь и укреплять 4.

Направление проекта: социальное, исследовательское, информационное, творческое.

Проектный продукт: меню здорового питания на неделю с региональным компонентом для учащихся 9-11 классов МБОУ «СОШ №7» (примерное).

Цель проекта: изучение осведомлённости обучающихся 9-11 классов МБОУ «СОШ №7» о правильном питании для благополучного сохранения здоровья.

Задачи:

Изучить теоретические вопросы правильного питания используя художественную литературу, источники статей в интернете, научные журналы;

Провести опрос и дать анализ уровню знаний правильного питания старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7»;

Составить меню здорового питания на неделю с региональным компонентом по данным исследования учащихся 9-11 классов МБОУ «СОШ №7» (примерное).

Ожидаемый результат: повысить интерес к изучению правильного питания для благополучного сохранения здоровья.







































Глава I. Теоретическая часть

1.1. Принципы правильного питания


Здоровье человека во многом зависит от того, чем и как он питается. При правильном питании человек получает все необходимые для организма вещества. Пища должна быть питательной и разнообразной. Однообразная пища приедается, хуже усваивается. В состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения, содержащие балластные вещества, например клетчатку. Она не переваривается, но стимулирует моторику кишечника. Хорошему отделению пищеварительных соков способствуют фруктовые соки, овощные салаты и употребление первых блюд 5.

Здоровое питание - питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах, установленных настоящим Федеральным законом, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений 1. (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).

Принципы правильного питания:

Соответствие энергетической ценности ежедневного рациона энергозатратам;

Соответствие химического состава ежедневного рациона физиологическим потребностям человека в макронутриентах (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества);

Наличие сезонных овощей и фруктов;

Обеспечение максимально разнообразного здорового питания и оптимального его режима.

Такие продукты, как сахар, рафинированное масло, белая мука и очищенные крупы, нужно употреблять как можно реже. В них нет клетчатки, которая необходима для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта и сохранения полезной микрофлоры. Можно заменить их на цельнозерновую муку, коричневый сахар или мед и нерафинированные растительные масла.

Пейте больше воды. Именно вода, а не кофе и соки необходимы организму. Суточная норма для каждого своя. Исходите из соотношения, что на каждый килограмм веса необходимо 30-35 мл чистой воды. Желательно исключить лимонады и газированные напитки – в них много сахара.

Употребляйте белковую пищу. Протеин необходим для восстановления мышц, он служит строительным материалом для клеток. К таким продуктам относятся мясо, рыба, молочная продукция, грибы, орехи, морепродукты, яйца, семена 7.

























1.2. Компоненты правильного питания

Организм ежедневно нуждается в определенном наборе питательных веществ. Получать их лучше всего из пищи, а не из синтетических препаратов.

Для нормального функционирования организму необходимы семь основных компонентов питания: вода, белок, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества и микроэлементы.

Белки

Белки - органические вещества, состоящие из аминокислот. Необходимы организму в качестве строительного материала для новых клеток и укрепления существующих. Являются основным компонентом для синтеза ферментов, гормонов и функционирования иммунной системы.

Все белки образуются в клетке из 20 базовых аминокислот и только часть из них может синтезироваться организмом. Физиологическая суточная потребность: 0,8-1 г/кг. При интенсивных физических нагрузках: 1,5-2 г/кг.

Белки животного происхождения: полноценные, близки к аминокислотному составу белков человека; имеют высокую степень усвояемости – 90-95%; на долю белка в мясе приходится в среднем около 20 %; в мясе птицы содержится 15—25% белка, в субпродуктах 15—20%; около 40% аминокислот, содержащихся в белках мышечной ткани, незаменимые.

Белки растительного происхождения: в одном растительном продукте содержатся не все нужные аминокислоты и белки растительного происхождения, поэтому они называются неполноценными; наиболее полноценный растительный белок: белок конопляного семени самый сбалансированный и усвояемый растительный белок. Из всех растительных белков по химической структуре больше всего схож с животными белками. Овес и гречиху можно поставить на 2 место по сбалансированности аминокислотного состава.

Без белка невозможно нормальное функционирование клеток организма. Это строительный материал, являющийся основой для формирования кожи, волос, ногтей, хрящей, сосудов, капилляров, внутренних органов и мышц, в том числе сердца. Кроме того, к функциям белка относится транспортировка кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям, выработка некоторых гормонов и ферментов, борьба с токсинами. Одним словом, достаточное поступление белка необходимо не только спортсменам и культуристам, но и каждому человеку.

Дефицит белка заметен по нескольким признакам: сухая кожа; ломкие волосы и ногти; снижение массы тела; замедление роста у детей; слабый иммунитет; нарушение в работе щитовидки, надпочечников, половых желез 9.

Жиры

Органические соединения, которые состоят из сложных эфиров глицерина и жирных кислот. Много жиров сосредоточено в подкожной клетчатке и в жировой ткани, также они содержатся в мышечных тканях и печени.

Физиологическая суточная потребность: 1 г/кг.:

Насыщенные (твердые) жиры: не более 20-30 г в день.

Источники: животные продукты, кокосовое масло, масло какао.

Мононенасыщенные (жидкие) жиры (Омега-9): 22 г (рацион на 2 000 калорий).

Источники: оливки, миндаль, лесной орех, авокадо, оливковое масло, яйца, рапсовое и горчичное масло.

Полиненасыщенные (жидкие) жиры (Омега-3,6): 22 г (рацион на 2 000 калорий).

Источники Омега-3: рыба, лен, семена чиа.

Источники Омега-6: масло черной смородины.

Углеводы

Органические соединения, входящие в состав всех живых организмов.

Основная функция углеводов — обеспечение организма энергией. Хотя углеводы как источники энергии могут заменяться белками и жирами, тем не менее, отсутствие углеводов в пище может неблагоприятно сказываться на здоровье. Отсутствие углеводов в пище проявляется симптомами, напоминающими голодание. Наблюдается быстрая потеря воды и натрия.

Простые углеводы: растворимые в воде белые кристаллы, сладкие на вкус, быстро всасываются, субстрат для реакций брожения. Имеют более высокий гликемический индекс, вызывают скачки инсулина в крови.

Они содержатся в соках, фруктах, конфетах, булках, картофеле и белом рисе.

Сложные углеводы: помимо полисахаридов они содержат необходимую для нормального переваривания пищи клетчатку. Химическое строение сложных углеводов таково, что они постепенно отдают энергию, не вызывая резкого выброса сахара в кровь. Благодаря им после приема пищи долго сохраняется чувство сытости. Источником медленных углеводов служат овощи, бобовые, злаки, цельнозерновые крупы 9.

Физиологическая суточная потребность: 4 г/кг.:

Ограничить потребление простых углеводов и минимизировать/исключить: рафинированный сахар. Норма потребления фруктозы: 50 г. Источники: фрукты, овощи, мёд. Добавить сложные углеводы: овощи, злаки, бобовые.

Недостаток углеводов проявляется быстрой утомляемостью, отсутствием желания заниматься активной деятельностью, плохим самочувствием. Однако чрезмерное употребление углеводов чревато ожирением, атеросклерозом и сахарным диабетом. Особенно осторожными следует быть с простыми (или быстрыми) углеводами.

Клетчатка

Компонент пищи, не перевариваемый пищеварительными ферментами организма человека, но перерабатываемый полезной микрофлорой кишечника. Функции клетчатки: дает чувство насыщения; замедляет поступление сахара; образует защитный слой на поверхности кишечника; улучшает отток желчи; нормализует уровень холестерина; является питанием для микрофлоры, сорбирует токсины и их метаболиты.

Физиологическая суточная потребность: 20-30 г.

Вода

Вода должна быть очищена от тяжелых металлов и бактерий, от загрязнителей и токсичных веществ. Но при этом вода не должна быть стерильна. Норма потребления: 25-30 мл в сутки на 1 кг веса.

Как увеличить употребление воды (рекомендации для взрослых): носить воду всегда с собой; пить небольшими глотками в течение дня; стаканами воду можно пить только утром натощак – около 2-х стаканов 9.

Витамины

Незаменимые питательные микроэлементы. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, K, и водорастворимые — C и витамины группы B.

Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, местом их накопления являются жировая ткань и печень. Водорастворимые витамины в существенных количествах не запасаются и при избытке выводятся с мочой. Это объясняет большую распространенность гиповитаминозов водорастворимых витаминов и гипервитаминозов жирорастворимых витаминов.

Витамины

Наиболее нутритивно-плотные продукты (по часто встречающимся дефицитам – это концентрация необходимых организму микронутриентов на 1 ккал.):

Витамин А (от большего к меньшему): печень, красное мясо, домашняя птица, рыба, ракушки, морковь, семейство лука, темно-зеленые листовые овощи, сладкий картофель.

Витамин Д (от большего к меньшему): рыба, молочные коровы зернового откорма, устрицы, яйца (фермерских куриц), креветки, ракушки, грибы, тофу, печень трески.

Витамин Е (от большего к меньшему): орехи, семена, зеленые овощи, авокадо, оливки, органическое мясо, ракушки, нерафинированное растительное масло, жирная рыба.


Витамин К (от большего к меньшему): яйца, жирные молочные продукты, печень, рыба, крестоцветные, спаржа, огурцы, сливы.

Витамин В6 (от большего к меньшему): перец, семейство лука, фисташки, печень, рыба, мясо, семена подсолнечника, чеснок, темно-зеленые листовые овощи.

Витамин В9 (от большего к меньшему): органическое мясо, зеленые овощи, бобовые, свекла, спаржа, авокадо, папайя, клубника, водоросли.

Витамин С (от большего к меньшему): шиповник, цитрусовые, крестоцветные, листовые овощи, перец, киви, ягоды, тропические фрукты, дыни, травы, сладкий картофель.

Макро- и микронутриенты

Макроэлементы: содержатся в организме в больших количествах: от нескольких грамм до сотен грамм. Входят в состав основных тканей: костей, крови, мышц. К макроэлементам относятся: натрий, калий, кальций, фосфор, железо, магний, хлор, сера.

Микроэлементы: химические элементы, присутствующие в организмах в низких концентрациях (обычно тысячные доли процента и ниже). В группу микроэлементов входят: цинк, йод, фтор, кремний, хром, медь, марганец, кобальт, молибден, никель, бор, бром, мышьяк, свинец, олово, литий, кадмий, ванадий и другие вещества.

Минеральные вещества

Наиболее нутритивно-плотные продукты (по часто встречающимся дефицитам):

Железо (от большего к меньшему): печень и другое органическое мясо, ракушки, красное мясо, листовые овощи, зеленые овощи, бобовые, оливки, орехи, семена, темный шоколад.

Медь (от большего к меньшему): печень и другое органическое мясо, ракушки, орехи, семена, чечевица, темный шоколад, курага, спаржа, листовые овощи, грибы.


Селен (от большего к меньшему): ракушки, рыба, органическое мясо, цыплёнок, орехи (особенно бразильские), листовые овощи, яйца, крестоцветные, грибы.

Цинк (от большего к меньшему): устрицы, печень, краб, красное мясо (дикое и фермерское), лобстер, моллюски, грибы, водоросли.

Йод (от большего к меньшему): морская капуста, рыба, моллюски, морская соль (неочищенная), молочные продукты, яйца, птица, бобовые, сливы, бананы.

Магний (от большего к меньшему): темные листовые овощи, тыквенные семечки, рыба, соя, бразильские орехи, семена подсолнечника, орехи и семена, авокадо.

Для человека, проживающего в сложных экологических условиях современного города к основным компонентам правильного питания добавляют флавоноиды (обладает антибактериальным (противомикробным) действием) и антиоксиданты, пробиотики и пребиотики.

Флавоноиды содержатся в растениях, листьях, корнях, цветах, плодах, древесине. Ягоды и фрукты, содержащие биофлавоноиды: черноплодная рябина, чёрная смородина, черника и голубика, клюква, красная смородина, кумкват, сок черной смородины, грейпфрут, лимоны, лаймы, красный виноград, малина, апельсины, вишня, клубника, груши, сливы, яблоки, бананы, абрикосы.

Антиоксиданты - вещества, которые сдерживают процессы окисления в организме. Наиболее мощными антиоксидантными системами обладают растения, которые могут существовать в суровых условиях, — облепиха, сосна, кедр, пихта и другие. Чемпионом по содержанию полифенолов является хурма (1 г полифенолов на 100 г. фрукта).

Продукты, содержащие антиоксиданты: бразильский орех, масло зародышей пшеницы, чай из шиповника, клюква, черника, черная слива, фисташки, миндаль, петрушка, куркума 8.


Пробиотики и пребиотики. В полноценном рационе должно присутствовать достаточное количество пробиотиков и пребиотиков. Пробиотики: кокосовый йогурт, ферментированные соки, ферментированные напитки, ореховый сыр (кунжут, миндаль и т.д.), яблочный уксус, ферментированные овощи. Пребиотики: корень цикория, лук, чеснок, недозрелые бананы, артишоки 9.

























1.3. Здоровая еда – основа правильного питания


Сейчас все осознают важность правильного питания и режима приема пищи, и это не может не радовать. Однако, как и любая тема, находящаяся на пике популярности – она все больше и больше обрастает мифами. Нам говорят о том, как нужно питаться со всех сторон и разобраться в таком большом потоке информация бывает достаточно сложно 10.

Прежде всего, хочется отметить, что здоровая еда – это не всегда универсальный закон. Всегда стоить помнить об индивидуальных особенностях, состоянии ЖКТ, аллергиях и непереносимости. Поэтому вопрос питания все- таки должен решаться индивидуально. Знания о здоровой еде необходимы каждому – это неоспоримо, но всегда стоить обращать внимание как именно Ваш организм реагирует на тот или иной продукт, даже если он очень полезен.

Таким образом, здоровая еда – это еда, которая наполнена полезными веществами, безопасна и подходит нашему организму. Такая еда должна, прежде всего, не содержать вредных для организма веществ и добавок, быть как можно более натуральной и свежей, а также нутритивно-плотной. Это должны быть калории, которые дадут энергию нашему организму.

Фундамент правильного питания – это основа, на которой выстраиваются уже индивидуальные особенности. Понимания основ здорового питания, того, каким должен быть каждый прием пищи и из чего состоять – это очень важный навык для любого человека, стремящегося быть здоровым 11.

Переходя на правильное питание надо постепенно. Когда мы в одночасье вводим большое количество новых привычек и изменений в жизнь организм впадает в состояние стресса и начинает противиться новому режиму. В результате срывы и мысли, что правильное питание нам не подходит. На начальном этапе, например, можно сконцентрировать свое внимание не на ограничениях, а на наполнении рациона полезными веществами. Начинаем с водного режима, затем корректируем режим дня и приемов пищи. Далее переходим к тому, чтобы добавить больше здоровых и полезных продуктов в свой рацион, стараемся создавать нутритивно-плотные тарелки в каждый свой прием пищи. А затем постепенно начинаем убирать вредные продукты из питания: когда наше питание и режим будут налажены, отказаться от любых «вкусняшек» станет намного легче 13.



























Глава II. Практическая часть

2.1. Исследование отношения к правильному питанию старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7»



Цель: оценить уровень знаний правильного питания старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7».

Задачи:

Создать опросник для старшеклассников в «Yandex Forms»;

Анализировать полученные данные;

Составить меню здорового питания на неделю с региональным компонентом для старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7» (примерное).

С помощью онлайн-инструмента от Yandex - «Yandex Forms» мы создали опрос «Правильное питание» для старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7».

Статистика ответов обновляется в режиме реального времени. Поэтому нам не приходилось обрабатывать полученные данные, мы сразу приступали к анализу результатов.

В ходе социологического исследования были опрошены респонденты 9-11 классов (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7» - 54 чел.: 27 (50%) юношей и 27 (50%) девушек. На вопрос: «Сколько раз в день вы едите?» ответили – 16 чел. (29,6%) 1-2 раза, 34 чел. (63%) 3-4 раза и 4 чел. (7,4%) больше5 раз (см. диаграмму №1 в приложении 2).

Завтрак перед выходом в школу рекомендуют ведущие диетологи страны. О том, что завтракаете ли вы дома, ответили 36 чел. (66,7%) учащихся МБОУ «СОШ №7». Большинство указали на факт ежедневного завтрака дома (см. диаграмму №2).

Результаты опроса: «Обедаете ли вы в школьной столовой?» показали, что примерно 25 чел. (46,3%) учащихся 9-11 классов школы №7 питаются в столовой и 13 чел. (24,1%) иногда питаются. (см. диаграмму №3).

В ходе исследования было высказывание о том, что необходимо плотно завтракать, обед должен состоять и трёх блюд, а также нужен полдник и скромный ужин. Анализируя ответы респондентов, стоит отметить, что наиболее популярным был ответ: «не придерживаюсь данного высказывания» 25 чел. (46,3%). На втором месте ответ: «именно так вы едите» 16 чел. (29,6%). На третьем месте ответ: «иногда бывает, что обхожусь без завтрака или обеда» 13 чел. (24,1%) (см. диаграмму №4).

На вопрос: «Употребляете ли вы ежедневно (3-4 порции) фруктов и овощей?» ответили – да 24 чел. (44,4%), нет 30 чел. (55,6%) (см. диаграмму №5).

Относительно часто встречались ответы о не обращении внимания на содержание жира в продуктах - 36 чел. (66,7%), об отсутствии привычки подсаливать приготовленную пищу, не пробуя её - 46 чел. (85,2%), о не потреблении 6 и более чайных ложек (кусочков) сахара, варенья, мёда или других сладостей в день - 44 чел. (81,5%) (см. диаграмму №6-7) .

Следует также сказать, что учащиеся 9-11 классов школы №7 47 чел. (87%) выпивают 1,0-1,5 литра частой воды в день (см. диаграмму №8).

Анализируя ответы, стоит отметить, что старшеклассники единодушны в своих мнениях - 46 чел. (85,2%) - по поводу того, что не употребляют фаст-фуд (или чипсы, сухарики) часто (каждый день), но часто/не часто перекусывают между обедом и ужином - 41 чел. (75,9%) (см. диаграмму №9-10)

В первую очередь нас волнуют ответы на вопросы (см. диаграмму №11-12):

Часто ли вы болеете?

Часто ли вы устаёте после уроков?

По результатам опроса часто болеют (чаще 5 раз в год) – 2чел. (3,7%), 3-4 раза в год – 25 чел. (46,3%) и почти всегда сильно устают после уроков – 13 чел. (24,1%), иногда устают – 34 чел. (63%).

Несбалансированный режим питания может стать причиной плохой работоспособности, вызванной усталостью. Утомляемость часто сопровождает инфекционные заболевания. Когда возникает инфекционный процесс, организм вынужден затрачивать больше энергии. Есть другие факторы повышенной утомляемости, для более точного ответа необходима диагностика и обследование специалистов (эндокринологов, гинекологов, неврологов, кардиологов, психотерапевтов), но ни один фактор не имеет столь сильного влияния на клетки и ткани человеческого организма, как правильное питание.

Вывод: таким образом, уровень знаний правильного питания старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7» недостаточный. Для того чтобы минимизировать утомляемость и снизить риск заболеваний, перейти на правильное питание необходимо следовать рекомендациям ВОЗ о правильном питании 2.

Для этого мы создадим и ознакомим учащихся 9-11 классов МБОУ «СОШ №7» с меню (примерное) здорового питания на неделю с региональным компонентом, опираясь на нормативные документы (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) Статья 37.Организация питания обучающихся и методические рекомендации МР 2.4. 0179-20 по организации питания обучающихся ОО разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.05.2020 г.) 14.







Меню здорового питания на неделю с региональным компонентом

«Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей»

Гиппократ


Правильное питание является неотъемлемой частью и логическим продолжением здорового питания, которое подразумевает поступление сбалансированного набора необходимых питательных веществ в определенное время суток, обеспечивающий стабильную работу организма в целом. Это определение не ставит строгих границ при подборе меню на каждый день, а только рекомендует придерживаться принципов, указывающих на то, что пища должна быть разнообразной, полноценной по составу и приносить пользу 10.

Основываясь на результатах проводимых исследований, Роспотребнадзор разработал и утвердил нормативы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения в России. При расчете нормативов учитывались традиции и культура питания россиян, потенциальные возможности агропромышленного комплекса страны Федеральный проект Роспотребнадзора «Укрепление общественного здоровья» нацпроекта «Демография», разработанный на 2021 год направлен на улучшение качества жизни людей, их здоровья и обеспечения безопасными и качественными продуктами. Его главной задачей является выяснение ситуации в сфере питания населения и существующие отклонения в пищевом поведении как в целом по России, так и по отдельным областям, приводящим к потерям здоровья населения. Работа по этому направлению уже ведется в 24 регионах России 14.

Мы, основываясь на результатах проводимых исследований и на нормативы Роспотребнадзора составили меню здорового питания на неделю с региональным компонентом для учащихся 9-11 классов МБОУ «СОШ №7» (примерное) (см. Приложение 3).



Заключение

Здоровая пища нужна в любом возрасте, потому что человеческий организм функционирует на основе постоянного обмена веществ с окружающей средой. Ему требуется находиться в равновесии, и регулярно получать определенное количество белков, жиров, углеводов и минералов. При диспропорциях в получении необходимого материала, организм затрачивает имеющийся ресурс. Если, наоборот, возникает излишнее количество поступивших веществ, то происходит увеличение жирового запаса. Также наряду с полезными веществами в организм человека вместе с пищей могут попасть и вещества, которые могут нанести ему вред. Но если к составлению рациона применить грамотный подход и принцип сбалансированности, то вероятность заболеть значительно снижается 6.

Таким образом в теоретической части работы нами были рассмотрены принципы и компоненты правильного питания. Изучен постепенный переход на правильное питание для сохранения здоровья человека.

В практической части работы мы с помощью опроса в «Yandex Forms» оценили уровень знаний правильного питания старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7». Уровень знаний правильного питания старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ №7» оказался недостаточным, неполным.

Для повышения интереса старшеклассников к изучению правильного питания и постепенного перехода на него мы создали и ознакомили учащихся с меню здорового питания на неделю с региональным компонентом (примерное). Провели беседы о правильном питании, в ходе которых ознакомили с результатами опроса и определили дальнейшую работу по рациональному питанию.

Цель и задачи проекта удалось достичь и решить. Гипотеза подтвердилась. Практическая значимость проекта состоит в том, что результаты исследования и создание примерного меню с региональным компонентом могут быть использованы в качестве базы другого проекта, связанного со сферой питания.

Список литературы





Громова 0.А., Торшин И.Ю.: Микронутриенты и репродуктивное здоровье. Руководство. Издательство: ГЭОТАР-Медиа,2022 г. С.-832.

Вистовская, В. П. Пищевая химия: учеб. пособие / В. П. Вистовская; АлтГУ. - Барнаул: Издательство АлтГУ, 2014 г. С.-118.

Омаров. Р.С., Шлыков С.Н. Основы рационального питания: учебное пособие. Издательство: Ставропольское ГАУ, 2018г. С.-76.

Груданов В.Я., Пашкова Е.С., Л.А. Расолько Основы рационального питания: учебное пособие. Издательство: Минск БГАТУ,2016 г. С.-256.

https://infourok.ru/issledovatelskiy_proekt__vtoraya_zhizn_dlya_nenuzhnyh_veschey-403972.htm

mr-2.4.0179_20-rekomendatsii-po-organizatsii-pitaniya.pdf (rospotrebnadzor.ru).

https://www.who.int/ru/campaigns/75-years-of-improving-public-health

https://meduniver.com/Medical/Physiology/194.html

https://praktik-dietolog.ru/article/22.html

https://miin.ru/blog/pravilnoe-pitanie/

















Приложение 1









t1678360731aa.png

























Приложение 2

Диаграмма №1.

t1678360731ab.png

Диаграмма №2.

t1678360731ac.png

Диаграмма №3.t1678360731ad.png

Диаграмма №4.

t1678360731ae.png

Диаграмма №5.

t1678360731af.png

Диаграмма №6-7.t1678360731ag.png

Диаграмма №6-7

t1678360731ah.pngt1678360731ai.png

Диаграмма №8.t1678360731aj.png







Диаграмма №9-10.

t1678360731ak.png



t1678360731al.png





















Диаграмма №11-12.

t1678360731am.pngt1678360731an.png





















Приложение 3



Меню здорового питания на неделю с региональным компонентом для старшеклассников (15-18 лет) МБОУ «СОШ№7» (примерное)



Понедельник

Завтрак

Каша овсяная на цельном молоке с маслом - «Горизонт»

+ сыр и масло порциями, хлеб ржаной/пшеничный, чай с сахаром

Обед

Суп гороховый - «Алтайский изумруд» и жаркое по-домашнему

+яблоко, салат из свежего огурца и томатов, хлеб,

компот из сухофруктов

Ужин

Рагу овощное и зразы рубленные - «Солнечные»

+ ватрушка с повидлом, хлеб, чай

Перекус

Булочка домашняя + сок фруктовый



Вторник

Завтрак

Омлет натуральный «Павловский» + сыр сливочный в инд. Упаковке, хлеб, какао с молоком

Обед

Борщ со сметаной - «Сибиряк» и вермишель отварная с тефтелями-«Бунгурские» и салат из капусты и моркови + слива, хлеб, компот из плодов шиповника





Ужин

Рыба (горбуша), тушенная с овощами и картофель отварной - «Сказка» +творожная масса с фруктами (стаканчик), хлеб, чай



Перекус

Слойка с курагой + смузи с ягодами



Среда

Завтрак

Запеканка из творога со сметанным соусом- «Спутник» + горячий шоколад

хлеб, масло кусочками

Обед

Картофель отварной и рыбная котлета- «Молодежная» и суп-«Три богатыря» из свежей (или квашеной) капусты + салат из свежего огурца, томатами и капустой, слива, хлеб, компот из яблок

Ужин

Биточки из говядины с молочным соусом и картофельное пюре- «Космос».

+ «Кемеровская булочка», хлеб, чай

Перекус

Калач из сдобного теста + сок яблочный

Четверг

Завтрак

Каша пшенная молочная- «Артек» с яблоками + масло и сыр-«Российский»

хлеб, чай с сахаром и лимоном

Обед

Суп овощной со сметаной и мясными фрикадельками - «Гении» и каша гречневая, рассыпчатая с запеченной котлетой с молочным соусом-«Сибирская сказка» + салат из морской капусты, абрикос, хлеб, сок фруктовый

Ужин

Курица, тушенная с овощами и запеченный картофель –«Золотко» +йогурт

хлеб, чай с сахаром

Перекус

Булочка-«Сибирская» + смузи



Пятница

Завтрак

Каша рисовая, молочная- «Северная» + йогурт, хлеб, чай с шиповником

Обед

Рассольник - «По-кузбасски» и бефстроганов из говядины с рисом- «Ратник» + салат из свёклы или винегрет, хлеб, напиток клюквенный

Ужин

Шницель рыбный (минтай) – «Плёс» и картофельное пюре

+ пудинг творожно-яблочный со сгущенным молоком

хлеб, чай с сахаром

Перекус

Кольцо песочное + сок вишнёвый

Суббота

Завтрак

Сырники с молочным соусом- «Снежинка» +масло, сыр.

(хлеб, кофейный напиток)

Обед

Суп рыбный- «Танай» и припущенная рыба- «Жемчужина» с картофельным пюре + фруктовый салат, хлеб, компот из ягод смородины

Ужин

Зразы рубленные с макаронами- «Дружба» + золотистая слойка

хлеб, чай с сахаром

Перекус

Пирожок с любимой начинкой

Воскресенье

Завтрак

Каша гречневая, молочная- «Богатырь» +масло слив., сыр- «Российский»

хлеб, чай фруктовый

Обед

Суп куриный с макаронами- «Удачи» и печень- «По-строгановски»

с макаронами + салат картофельный (картофель, яйца, свежий огурец, зелень), хлеб, компот из чернослива

Ужин

Рис отварной, рассыпчатый с куриным филе в сметанном соусе-«Заимка»

+кольцо с орехами песочное, хлеб, чай с сахаром

Перекус

Булочка с изюмом/маком + смузи

























Автор материала: С. Удовик (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.