Предстартовое эмоциональное состояние

0
0
Материал опубликован 14 January 2019

Автор публикации: А. Валовая, студентка 4 курса

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретическое обоснование предстартового эмоционального состояния

5

1.1. Понятие «предстартовое состояние»

5

1.2. Виды предстартовых эмоциональных состояний

8

1.3. Механизмы возникновения предстартового эмоционального состояния

10

Глава 2. Особенности предстартовых эмоциональных состояний

15

2.1. Характеристика волейбола с точки зрения психологического и эмоционального состояния

15

2.2. Психологическая подготовка в волейболе

18

2.3. Способы регулирования предстартовых состояний

22

Заключение

28

Список используемой литературы

30

Введение

Спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциональностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами. Большое психическое перенапряжение, неспособность мобилизоваться, когда это надо и другие препятствия на пути к цели, естественно, вызывают неспособность действовать, которая может помешать преодолению возникших трудностей.

Вопросы предстартового состояния спортсменов интересуют многих тренеров, физиологов и психологов спорта на протяжении длительного времени. Психические переживания спортсменов исключительно сложны и разнообразны, так как соревнования нередко требуют от них максимального напряжения в самых неблагоприятных условиях.

Предстартовые состояния эмоционального возбуждения часто возникают задолго до соревнований и могут истощить нервную систему спортсмена, дезорганизовать его деятельность. В связи с этим требуется проведение мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности.

Проблема многих команд заключается в том, что с ними не проводится никаких занятий, тренингов, чтобы понизить уровень предстартовой тревожности. Если этому не придавать внимания, то спортсмен, выступающий на соревнованиях, может показать результат хуже, чем на тренировках или же на соревнованиях менее для него значимых. Решение вопроса о непосредственной предсоревновательной подготовки спортсменов к выступлению дает возможность выявить конкретные пути и методы, направленные на полную реализацию достигнутой тренированности и двигательного потенциала каждого спортсмена в соревнованиях.

Теоретическая значимость работы обусловлена проведенным анализом состояния эмоционального возбуждения спортсменов перед стартом. Поэтому, ей нужно уделять не меньше внимания, чем и самой спортивной деятельности.

Цель курсовой работы – исследование предстартового эмоционального состояния в волейболе.

Задачи курсовой работы:

    Рассмотреть понятие и виды предстартового эмоционального состояния.

    Изучить механизмы предстартового эмоционального состояния.

    Охарактеризовать волейбол с точки зрения психологического и эмоционального состояния.

    Проанализировать психологическую подготовку в волейболе.

    Определить способы регулирования предстартовых состояний.

Объектом курсовой работы является предстартовое эмоциональное состояние.

Предметом курсовой работы является состояния боевой готовности, предстартовой апатии и предстартовой лихорадки, как проявление предстартового эмоционального состояния в волейболе.

Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав. В первой главе дается теоретическое обоснование предстартовому эмоциональному состоянию. Вторая глава посвящена особенностям предстартовых состояний. Так же в работе имеются заключение, список используемой литературы, который содержит 16 источников.

Методы исследования: анализ и синтез научно-методической литературы, учебников и учебных пособий по волейболу, психологии, теории и методике физической культуры, физиологии.

Глава 1. Теоретическое обоснование предстартового

эмоционального состояния

      Понятие «Предстартовое состояние»

Предстартовое состояние – эмоциональная реакция, которая возникает перед главными соревнованиями. Она обладает повышением мобилизации всех функций организма человека, всё это происходит в физиологических условиях [11].

При осуществлении упражнений, которые входят в тренировочный или соревновательный процесс функционального состояния волейболиста возникают огромные перемены. В постоянной динамике этих перемен выделяют несколько главных периодов: предстартовый, основной (рабочий) и восстановительный.

Предстартовое состояние волейболиста выделяется функциональными переменами, которые возникают до начала работы.

В основном периоде выделяют стремительные изменения функций в стартовый этап работы – состояние врабатывания и последующее за ним медленно изменяющееся состояние главных физиологических функций, как его называют, устойчивое состояние. При осуществлении определенных упражнений возникает утомление, проявляющееся в уменьшении работоспособности, то есть нереальности продолжить определенное упражнение на необходимом уровне интенсивности, или в последующем отказе от полного выполнения этого упражнения.

Названные нами периоды в состоянии организма обладает уникальной динамикой физиологических функций разных органов, систем и всего организма человека. Существование данных периодов, их отличительные характеристики и длительность формируется прежде всего характером, продолжительностью и интенсивностью осуществляемого упражнения, условиями его реализации, а также уровнем тренированности спортсмена [15, с.87].

Даже до начала осуществления мышечной работы, во время ее ожидания, возникает большие изменения в различных функциях организма спортсмена. Значимость этих перемен заключается в подготовке организма к эффективному исполнению деятельности, которая будет предстоять [15, с.88].

Предстартовое изменение функций осуществляется в конкретный период, оно может происходить – за несколько минут, часов, дней (важные соревнования) до начала мышечной работы. Кроме того, в некоторых случаях, подчёркивают конкретно, стартовое состояние, которое характерно для последних мгновений перед началом старта (работы). В этот период функциональные перемены особенно важны. Они протекают в момент стремительного изменения функции в период врабатывания.

Сущность предстартовых изменений функций состоит из условно–рефлекторных, нервных и гормональных реакций. Время, место деятельности которая предстоит – это условно-рефлекторные раздражители. Эмоциональные реакции исполняют важную роль. Именно в этом случае особенно резкие перемены функционального состояния организма, встречаются перед спортивными стартами. При этом, характер и степень изменений, которые происходят перед стартом, нередко взаимосвязаны со значимостью соревнования для спортсмена [15, с.90].

Характер и уровень предстартовых сдвигов то и дело отвечает особенностям тех функциональных перемен, происходящих в период осуществления самого физического упражнения. Сдвиги физиологических функций, которые происходят перед стартом имеют довольно специфический характер, хоть количественно выражены, но в большой степени слабее те, которые происходят во время осуществления упражнения [15, с. 90–91].

Основные черты предстартового состояния по большей части определяют физическую работоспособность. На предстартовые перемены осуществляется положительное воздействие на спортивный итог. В этом случае, подчёркивают несколько форм предстартового состояния:

1) Предстартовая лихорадка – это сильно проявляющийся возбуждение, которое влияет, как на повышение, так и на понижение физической работоспособности.

2) Предстартовая апатия – это очень сильное и долговременное возбуждение перед стартом, которое может чередоваться угнетением и депрессией, данное состояние ведёт к ухудшению спортивного результата.

3) Боевая готовность – это демонстрация небольшого эмоционального волнения, способствующего к улучшению спортивного результата [2, с.177].

У спортсмена понижается стремление к выступлению на соревнованиях. Это вызывает естественную реакцию организма человека, которое не обеспечивает готовность спортсмена к участию в данном соревновании на стартовом этапе. Вследствие этого, образуется негативные психические состояния: неуверенность, боязнь, апатия, тревожность. К несчастью, множество тренеров не обращают на это внимание и включают спортсмена в состав команды. Безусловно, что участие в соревновании спортсмена с плохой готовностью не будет являться успешным и поспособствует возникновению отрицательного эмоционального состояния после игры. Тренеру всегда нужна стопроцентная информация о состоянии спортсмена к следующему соревнованию. Многократное участие спортсмена при слабой подготовке приводит к закреплению отрицательных эмоций, нежеланию играть на соревнованиях и частому появлению негативных эмоциональных состояний, которые возникают перед стартом, по принципу условного рефлекса [2, с.178].

Таким образом, характер предстартового состояния зависит от многого. Но, так или иначе, все они влияют на исход соревновательной деятельности. Существует связь эффективности соревновательной деятельности с предстартовым состоянием, которое зависит, и от вида спортивной деятельности, и от индивидуально-психологических особенностей спортсменов.

1.2. Виды предстартовых эмоциональных состояний

У спортсмена подчёркивают несколько видов эмоциональных состояний: предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и боевая готовность [7].

Предстартовая лихорадка возникает при огромном стремлении прийти к успеху, которое сопровождается большим эмоциональным возбуждением. В сфере эмоций встречается, неустойчивость переживаний, то есть, одно переживание меняется другим, которое является противоположным в сравнении с ним. Данное явление в поведении приводит к упрямству, грубости и капризности в отношениях с тренером и партнёрами по команде. В данном случае, прежде всего страдает память и внимание не фокусируется. Спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается, отрывочными становится восприятие и представление, понижается мышление и гибкость, а также нарушается сон (не может заснуть, либо его мучают кошмары).

Внешне такого спортсмена можно определить по его сильному волнению: вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец, глаза постоянно бегают, горят, частое моргание, брови сдвинуты, сжаты губы, напряжение челюстных мышц, потирание ладоней, озабоченное выражение лица, подавленный вид. Спортсмен суетится, торопится, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Кроме этого, координация движений значительно нарушается, ухудшается способность к расслаблению.

Спортсмены, которые находятся в состоянии предстартовой лихорадки, возможности соперника недооценивают, а свои переоценивают, таким образом появляется самоуверенность, иногда он заменяется страхом [6, с.72].

Все перечисленные признаки стартовой лихорадки происходят одновременно с изменением физиологических показателей. У спортсмена теряется аппетит, повышается давление и пульс, учащается дыхание, высокое потоотделение, часто пересыхает полость рта, а также возникает расстройство желудочного тракта [5, с.109].

Выделяют два типа спортсмена:

1. Возбудимый тип –порог перехода в состояние предстартовой лихорадки очень высокий

2. Тормозной тип – очень низкий порог перехода в состояние предстартовой лихорадки. Таким образом, при анализе степени предстартового эмоционального возбуждения должны учитываться индивидуальные характеристики каждого спортсмена [5, с. 56].

Для того чтобы избежать «лихорадки», которая возникает перед стартом, необходима высокая интенсивность разминки и воздействие тренера своим авторитетом над спортсменом.

Предстартовая апатия – это состояние, когда длительное эмоциональное возбуждение спортсмена переходит в торможение («спортсмен перегорел»). Но апатия также может проявиться в результате перезагруженности или перетренированности спортсмена, и даже тогда, когда спортивная деятельность не содержит для него какого–либо интереса. Во время апатии так же появляется сонливость, вялость, скорость движений понижается, координация ухудшается, восприятие и внимание ослабляется, появляется неуверенность в своих силах, страх перед соперником, снижением памяти и неспособность собраться к началу старта [7].

Торможение, которое возникает во время апатии, затрагивает не всю нервную систему. В первую очередь затормаживаются менее устойчивые нервно–психические функции (мотивационный уровень), а в этом время другие функции возбуждены (двигательный уровень).

Следовательно, состояния, которые возникают перед стартом спортсмена, очень часто не способствуют эффективности его деятельности. Всё зависит от того, в какую сторону двинется этот баланс перед соревнованием, в сторону возбуждения или торможения [15, с.123].

Состояние боевой готовности (воодушевления) – оптимальная степень эмоционального и нервного возбуждения, которое является наиболее благоприятным для осуществления соревновательной деятельности [13].

Спортсмен чувствует прилив сил, подъём активности и энергии, можно сказать, что у него появляется определённое «вдохновение». Человек уверен в своём успехе с охотой ждёт начало соревнований, готов до конца бороться за достижением результата, отдав на это все свои силы. У спортсмена обостряется восприятие, особенно которое специализируется на его деятельность (чувство мяча), мышление работает очень быстро, внимание концентрируется, повышается помехоустойчивость к негативным явлениям (к различным замечаниям тренера, ошибкам со стороны судьи, провокациям соперников). К предстоящей спортивной деятельности, он готовится качественно, тщательно, организованно, помнит всё что ему нужно использовать для своего выступления. Данное эмоциональное состояние является наиболее благоприятным для успешного участия в соревнованиях.

Состояния боевой готовности имеют свои минусы. Доказано, что в данном состоянии может наблюдаться понижение контроля над своими действиями и увеличение инертности возбудительного процесса [10, с.190–191].

Таким образом, выделяют три вида предстартовых эмоциональных состояний: состояние боевой готовности, предстартовой лихорадки и апатии. При многодневных соревнованиях предстартовое состояние может зависеть от успешности предыдущего выступления. После неудачного выступления наблюдается либо перевозбуждение, либо апатия. После успешного выступления отмечается оптимальное состояние боевой готовности.

1.3. Механизмы возникновения предстартового эмоционального возбуждения

У спортсменов, длительное время занимающихся спортом, образуется система условно–рефлекторных связей, которая при известных условиях (мысль, разговор о предстоящей деятельности, привычная обстановка) активизируется независимо от воли и желания спортсмена, подготавливая организм к предстоящей двигательной деятельности. Пред рабочие сдвиги могут возникать задолго до этой деятельности, когда спортсмен в них еще не нуждается, поэтому условные рефлексы на рабочую обстановку или на представление о будущей деятельности «срабатывают вхолостую». Однако, возникая непосредственно перед соревнованием, они играют большую приспособительную роль [12, с.327].

Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, включают условно–рефлекторную и психическую составляющую (эмоциональные и волевые процессы). Поэтому состояния, возникающие перед деятельностью, характеризуются не только изменениями вегетативных функций (повышением пульса, ритмом дыхания, обменом веществ), но и отражаются на проявлении двигательных качеств, технике движений, поведении спортсмена, его речи и т.д. Рассмотрим факторы, влияющие на выраженность предстартового эмоционального возбуждения, указанные Е. П. Ильиным:

1)Уровень притязаний спортсмена. Именно он, а не официальный ранг предстоящих соревнований определяет качество и степень возникающих реакций. Если уровень притязаний высок (например, спортсмен хочет попасть в сборную команду города, страны), то предстартовое волнение будет выражено сильнее. Важно, однако, чтобы уровень притязаний был адекватным имеющимся возможностям, то есть не превышал их, но был бы и не ниже, что наблюдается у лиц с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально стабильные спортсмены оценивают свои возможности выше среднего уровня [6, с.55].

2) Обстановка соревнования. Торжественность и праздничность соревнования, присутствие многочисленных зрителей усиливают предстартовое волнение спортсмена, вызывают бодрость, воодушевление.

3) Наличие сильных конкурентов. Сильные соперники ожесточают спортивную борьбу, уменьшают уверенность спортсмена в успехе, а это вызывает дополнительные волнения. Однако если разрыв в уровне мастерства между спортсменом и другими участниками соревнований велик, то у него будет меньшее предстартовое эмоциональное возбуждение.

4) Личные или командные соревнования. Предсоревновательное волнение у многих спортсменов выражено сильнее, если спортсмен выступает за команду.

5) Вид спорта. Предстартовые сдвиги у представителей разных видов спорта не одинаковы, хотя имеются и общие для всех моменты. В видах спорта, которые требуют от спортсмена хорошего концентрирования и моментального напряжения, показатели концентрации внимания значительно выше, чем перед плаванием или гонкой на лыжах. Показатели переключения внимания были более высокими у лыжников.

6) Опыт спортсмена тоже обусловливает особенности предстартового волнения. Выявлено, например, что у одних спортсменов более выражены изменения со стороны сердечно–сосудистой системы (эти спортсмены чаще имеют сильную нервную систему) и в меньшей степени – со стороны двигательной системы, у других сдвиги больше касаются двигательной системы и в меньшей степени – вегетативной системы (эти реакции характерны для спортсменов со слабой нервной системой). Очевидно, эти различия связаны с тем, что ограничение мышечных проявлений эмоций (за счет волевой регуляции) делает более выраженным их вегетативный компонент [6, c.55–56].

Но и вегетативные показатели изменяются у разных людей по–разному, в связи с чем введено понятие «индивидуальный реактивный стереотип», то есть предрасположенность реагировать определенным образом на стрессовые ситуации. Так, один спортсмен может постоянно реагировать повышением кровяного давления без изменения частоты сердечных сокращений, другой среагирует учащением пульса и снижением кровяного давления, у третьего не обнаружатся изменения этих показателей, но показатели кожно-гальванической реакции (КГР) будут повышены [6, c.57].

У юных спортсменов (14–18 лет) предстартовое повышение пульса, артериального давления и мышечной силы выражено больше, чем у взрослых.

Эмоционально возбудимые спортсмены демонстрируют большее предстартовое эмоциональное возбуждение, чем эмоционально невозбудимые. Поскольку эмоциональная возбудимость у женщин выше, чем у мужчин, есть основания ожидать, что предстартовое эмоциональное возбуждение у спортсменок будет выше, чем у спортсменов.

Время возникновения предстартового возбуждения тоже зависит от многих факторов: специфики деятельности, мотивации, стажа в данном виде деятельности, пола и даже от развития интеллекта. Выраженное предстартовое возбуждение у квалифицированных спортсменов точнее приурочено к началу работы, чем у новичков.

Раннее предстартовое волнение возникает чаще у женщин, чем у мужчин, у юных спортсменов, чем у взрослых, у спортсменов с более высоким образованием, чем у спортсменов, имеющих среднее и восьмилетнее образование. Последнее связано с тем, что с развитием интеллекта повышается способность к прогностическому анализу предстоящей деятельности, а это сопровождается появлением эмоций. У победителей предстартовое возбуждение развивалось более своевременно. Конечно, раннее появление предстартового напряжения может возникать и вследствие того, что спортсмены плохо тренированы и чувствуют себя неуверенно. Неуверенность приводит к раннему напряжению, а раннее напряжение – к «перегоранию» и проигрышу [15, с.92–94].

30,8 % спортсменов начинают испытывать предстартовое волнение за 1–2 часа до старта, 33,5 – утром в день соревнований, 20,1 – за день до соревнований, 10 – за 2–3 дня до соревнований, 6 % – за неделю до соревнований. Для некоторых видов спортивной деятельности оптимальным является возникновение эмоционального возбуждения за один–два часа до соревнований [8].

Таким образом, механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, включают условно-рефлекторную и психическую составляющую (эмоциональные и волевые процессы). Поэтому состояния, возникающие перед деятельностью, характеризуются не только изменениями вегетативных функций (повышением пульса, ритмом дыхания, обменом веществ), но и отражаются на проявлении двигательных качеств, технике движений, поведении спортсмена, его речи и т. д.



Глава 2. Особенности предстартовых эмоциональных состояний

2.1. Характеристика волейбола с точки зрения психологического и эмоционального состояния

Волейбол – это спортивная игра, которая состоит из постоянного контроля своего состояния. В первую очередь, не стоит поддаваться негативным эмоциям, которые могут привести в неэффективное состояние спортсмена. Случаются такие ситуации, когда игрок очень зол и не может полностью сконцентрироваться. Это не дает ему должным образом сыграть. Спортсмен играет небрежно и не точно. Игрок может позволить себе завестись, но не в коем случае нельзя терять контроль [4, с.225].

В волейболе идёт постоянный анализ состояния других игроков команды. Если у партнёра идёт игра, необходимо больше загружать его в атаке, но его должны обеспечивать хорошей доводкой. В случае если она будет плохой, тогда лучше дать пас другому игроку, чтобы не сбить игру лучшего нападающего. Таким образом, необходимо чувствовать меру.

Кроме этого, если волейболист выполнил несколько не самых рискованных подач, а на первой линии защищаются грамотные блокирующие игроки, которые смогли грамотно сыграть против нападающих противоположной команды. В данном случае необходимо продолжать выполнять такие подачи, которые не требуют риска, так как блок справляется с атаками соперника. Важное значение играет не то, что вы потеряете очко, попав в сетку, а то, что ваши блокирующие своими эффективными действиями поднимают эмоциональный тон всей команды. Поэтому, если в этой ситуации будет допущена ошибка, то настрой блокирующих может слегка измениться: уменьшится эффективность их будущих действий до того момента, пока они вновь не "поймают кураж" [3].

Подача является сильным воздействием на психологическое и эмоциональное состояние волейбольной команды. Так как, это один элемент в волейболе, который никто не должен и не может мешать выполнять. Подающий все исполняет самостоятельно: подбрасывает, разбегается, ударяет. Игроки соперника должны воздерживаться от каких-либо действий, мешающих подать мяч. Таким образом, осуществлять рискованные действия должен только тот, кто может создать определенные трудности принимающим соперника. Если же опасность от сильной подачи не наступает, и многие мячи летят мимо площадки, то необходимо подавать стабильную подачу, которая может быть слабее, но надежнее, чем рискованная. Это позволит блокирующим игрокам проявить свои способности и навыки.

Кроме этого, следует говорить о том, что необходимо подавать в того, кто хуже всего принимает мяч в команде соперника. Однако, редко встречаются такие соперники, где есть однозначно слабый в приеме игрок. Чаще всего нужно выбирать самого усталого или несобранного в данный момент игрока. Также, если принимающий соперник нервничает, ругается на своих партнеров по команде, психует, недоволен решениями судей, то уровень и качество приёма в данный момент может резко упасть. Поэтому, этим также необходимо пользоваться [3].

Возникают такие ситуации, когда нападающий соперника очень агрессивен из-за проигранного очка или действий партнеров. В данный момент есть минимальные шансы на то, что он будет делать скидку. Поэтому, принимающие могут дальше оттянуться от блокирующих, приготовившись к приёму сильного удара от нападающего. В данном случае очень часто попадают в блок, который должен эффективно действовать. Таким образом, необходимо следить за тем, кто из игроков соперника не может справиться со своими эмоциями, чтобы этим воспользоваться в нужный момент [1, с.15].

На площадке могут возникнуть ситуации, когда выходит самый сильный подающий, который набрал уже много очков. Что же делать в данной ситуации? Как бы странно это не звучало, но необходимо улыбаться. Очень мало игроков, которые способны не поддаться на этот простой ход. Если принимающий будет улыбаться, следовательно, прошлая подача соперника ему не показалась страшной, значит необходимо подать мяч ещё сильнее. А когда человек добавляет силы для совершения подачи, то соответственно будет терять в ее точности. Поэтому, появляется больше шансов, что мяч попадет в сетку или пролетит мимо площадки. Даже Алексей Вербов, Пабло Меана и множество других великих либеро постоянно освещают площадку своей улыбкой, которая добавляет уверенности своей команде и ставит врасплох соперника.

Поэтому, важно ощущать настрой и состояние своей команды. Если все игроки на подъёме, то в данный момент велика цена любой осечки. Эффективнее сделать менее опасное, чем бездумно и сильно ударить мимо площадки или в сетку. В случае если, множество игроков теряют концентрацию, то необходимо их каким-то образом взбодрить и поднять настроение. В этот момент придется надеяться на удачное стечение обстоятельств. В некоторых случаях неожиданные или рискованные действия могут завести всю команду. Однако, эти действия должны быть успешными, тогда они будут иметь огромное значение. Так, например, разыгрывающий, который эффективно выполнил нападающий удар сразу с доводки, может своими действиями спасти игру, а команда обрести уверенность. Однако, он также может и окончательно лишить шансов свою команду. В данном случае, стоит надеяться только на удачу. Таким образом, важно ощущать, когда можно испытывать везение, а когда необходимо сосредоточиться на дисциплинированных действиях команды. От этого очень часто зависит судьба всего матча [1, с.16–17].

Многие из этих рекомендаций не могут быть применены к волейболу на любительском уровне, так как часто встречаются команды, состоящие из игроков разного уровня. В качестве примера можно говорить о том, что пока уровень приема отдельных игроков не поднимется до более стоящего, в них необходимо подавать простые подачи, так как игра станет не интересной из-за постоянных ошибок этих игроков, если подачи будут сильными. Игра на любительском уровне подразумевает аккуратность и доброжелательность. Чтобы избежать определенных травм, которые никогда не бывают лёгкими [1, с.17].

Таким образом, все тонкости в игре перечислить конечно невозможно. Кроме этого, про каждую из них можно добавить множество оговорок. Однако, при этом важно другое. Волейбол является очень целесообразным и эффективным психологическим тренингом, который позволяет лучше понимать состояние человека, учишься поддерживать своих партнеров в трудной ситуации, обретаешь способность контролировать свои эмоции.

2.2. Психологическая подготовка в волейболе

Спортивные соревнования - это важнейшая часть спорта. В результате исторических условий, которые сложились в различных видах спорта, соревнования имеют свои особенности. Они определяются формой деятельности и ее содержанием. Соревнования регламентируются комплексом правил.

В соответствии общей форме психологический аспект спортивных соревнований выражен в непосредственном взаимодействии соревнующихся сторон. Каждый из соперников стремится к одной цели. Она заключается в достижении превосходства над соперником.

Волейбол является очень эмоциональной игрой. Многие ситуации, которые возникают в игре, могут вызывать у волейболисток отчаяние или радость, разочарование или удовлетворенность. Большое значение имеет то, что эмоции не должны изменять командные взаимодействия в худшую сторону, а напротив укрепляли их. Эмоции как положительные, так и отрицательные представляют собой систему сигналов, которые являются игровой ориентацией волейболиста в зависимости от собственного отношения к матчу, партнерам по команде, к соперникам. В качестве примера можно говорить о том, что только через эмоции спортсмен может ощутить, что сейчас наступает решающий момент во всей игре [3].

Восприятие разных эмоциональных проявлений того или иного соперника может подсказывать волейболисту о том, какие принимать действия против него в острые моменты игры.

Взаимодействие анализаторских функций с движением волейболиста, как правило, носит характер сенсомоторных реакций типа РДО (реакций на движущийся объект). РДО характерно тем, что сигналом к реагированию будет являться движущийся объект (мяч, партнер), а моторным ответом - изменение направлений движения объекта, его траектории или удержание его в поле зрения.

Любая деятельность, в том числе спортивная, предъявляет к человеку многочисленные требования. Кроме этого, спортивная деятельность не стоит на месте, постоянно совершенствуется и развивается. В командных видах спорта прогресс также значительно важен. Он осуществляется за счет комплекса новых тактических разработок, идей, совершенствование взаимодействия между партнерами и повышения работоспособности спортсменов. Безусловно, изменяются и требования к спортсмену, которым он должен отвечать. Они должны учитывать динамику деятельности спортсмена и формировать его пригодность для данного вида спорта.

Под понятием пригодности предусматривается то, что не только сам человек должен подходить к одной или другой деятельности, но и сама деятельность должна подходить для него. Отбор волейболистов - это процесс, который позволяет определить соответствие способностей человека особенностям данного вида спорта. Главная цель отбора спортсменов - стремление связать воедино творческий рассвет личности и высшее спортивное достижение. Пригодность, отбор, ориентация, которая направлена на возможность выбора человеком тех видов спорта, которые в большей мере соответствуют его способностям и желаниям, имеют множество однородных черт. Однако, они являются вполне самостоятельными явлениями [14, c.77–79].

Первым этапом отбора волейболистов в настоящее время, как и во множество других видах спорта, отбор из претендентов возраста 7-9 лет. Он состоит из нескольких мероприятий. В первую очередь это агитационная работа. Она заключается в беседах с детьми и родителями, на которых им предлагается заняться тем или иным видом спорта. Кроме этого, осуществляется наблюдение за претендентами на уроках физической культуры, на которых оцениваются внешние характеристики учеников (вес, рост и т.д.). На данный этап приходится большинство случаев, когда перспективный спортсмен уходит из спорта из-за тренерских ошибок. Таким образом, тренер обязан учесть не только внешние данные, но и качественно оценить физическое развитие детей. Это осуществляется с помощью различных нормативов. На данном этапе возникает определенный уровень физической подготовки, который будет необходим для перехода из одной группы в другую. Это момент спортивного совершенствования [3].

Первый этап отбора продолжается на протяжении всего первого года обучения, но на этом он не заканчивается. В течение данного периода тренер осуществляет наблюдение за занимающимися и отмечает, по его мнению, самых перспективных. На данном этапе спортсмены начинают любить спорт, чувствовать ответственность за результат, а также дисциплинировано подходить к делу. Именно в этот момент проявляется тревожность, эмоциональные возбуждения, чувство страха и другое. Тренер, контролирующий данные факторы, может снижать или повышать степень их проявления у спортсменок-волейболисток. Кроме этого, в худшем случае можно просто учитывать данные факторы во время игры, увеличивая целесообразность тренировочного и соревновательного процесса. На данном этапе у юных волейболисток образуются подходящие амплуа: защитник, нападающий, связующий. Тренер, знающий о предрасположенности волейболистки к негативно влияющим на действия в игре психическим состояниям и не подходящему для игрового вида спорта поведению, не способен вырастить из неё будущего чемпиона [3].

В дальнейшем к 14–15 лет все необходимые качества у юной спортсменки уже развиты. Однако, как и на первом этапе могут возникать определенные трудности, которые также должен контролировать тренер и обеспечивать наилучшее состояние волейболисток. Необходима регулярная работа с психологом, который может помочь правильно настроить спортсмена и не дать ему впасть в депрессию, если у спортсменки что-то не получается. Специалист также должен найти решения проблем, которые возникают во время соревновательной деятельности, чтобы волейболистки могли сразу правильно отреагировать на данные трудности. Кроме этого, это помогло бы им в будущем [3].

В волейболе у спортсменов с разными игровыми амплуа, выделяется различные сочетания свойств нервной системы. Атакующий игрок, обладает подвижностью возбуждения, крепкой нервной системой. Защитник имеет слабую нервную систему, инертность возбуждения. Связующий игрок должен обладать гибкостью мышления, ускоренной сменой процессов торможения и возбуждения. Изучение данных характеристик, их обнаружение, позволяют наставнику успешнее подбирать амплуа для занимающихся. Таким образом, тренер увеличивает эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. Кроме этого, практика показывает, что попытки перемещения из одного амплуа в другое удачными бывают очень редко [1, с.123].

Психологический отбор–это сложная научная и практическая проблема, для её решения требуется целый комплекс методических подходов и знаний [13].

Поэтому тренеру необходимо иметь ввиду следующие принципы:

    системности - включает отбор в состав целую систему;

    научной обоснованности–разработка решений различными научными исследованиями;

    комплексности–учет множества факторов тренировочной соревновательной подготовки спортсменов;

    педагогической ценности–этический и воспитательный характер тренировочного процесса;

    актуальности–побуждение тренеров анализировать и прогнозировать психические состояния спортсменов, при которых были показаны наилучшие результаты) [9, с.291].

Таким образом, волейбол–это эмоциональный вид спорта, в котором психологическое состояние имеет большое значение. Оно может повлиять на результат как в положительную, так и отрицательную сторону. Поэтому тренерам необходимо предугадывать и контролировать данные состояния.

2.3. Способы регулирования предстартовых состояний

Предстартовые состояния эмоционального возбуждения часто возникают задолго до соревнований и могут истощить нервную систему спортсмена, дезорганизовать его деятельность. В связи с этим требуется проведение мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности. Имеется несколько способов уменьшения психической напряженности спортсменов: выполнение в определенном ритме дыхательных актов, расслабление скелетных мышц, изменение направленности сознания, моторная разрядка и т. д.

Психическая саморегуляция. Воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов (представлений) называют психической саморегуляцией. Она может осуществляться с помощью самоубеждения, воздействия на себя с помощью логических доводов, самовнушения, основанного на беспрекословной вере. Основным способом, используемым на практике и тщательно разработанным теоретически, является самовнушение. Оно использовалось человеком еще несколько тысяч лет назад в системе йога. Дальнейший этап в развитии этого способа психической саморегуляции связан с именем немецкого психиатра И. Г. Шульца, выпустившего в 1932 году книгу «Аутогенная тренировка» [6, с.72].

Наряду с аутогенной тренировкой известна система саморегуляции Э. Джекобсона — «прогрессивная релаксация» (расслабление). Джекобсон обнаружил, что при эмоциях у человека напрягаются скелетные мышцы. Для снятия эмоциональной напряженности он предложил расслаблять их. Этот способ помогает снимать чувство тревоги и страха.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил еще один способ психической саморегуляции: сочетание дыхания с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение. Таким образом, метод Персиваля соединил в себе два способа саморегуляции, описанных выше – дыхание и изменение тонуса скелетных мышц.

Умение расслабляться (и не только мышечно, но и психически), выключаться из борьбы важно в соревновательной деятельности, которая осуществляется с короткими перерывами. Это сохраняет волейболисту энергию во время ожидания следующего матча.

Снятие нервного напряжения может быть достигнуто за счет регуляции мимической мускулатуры лица. При нервном напряжении мышцы лица напряжены. Психотерапевты используют обратную связь: «мышцы — нервное напряжение». Для этого человеку рекомендуют улыбаться, то есть расслаблять мимические мышцы. Вслед за этим рефлекторно снижается и нервное напряжение.

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение состоит в умении думать о чем угодно, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Отключение большей частью требует проявления волевых усилий, с помощью которых человек старается включить в сферу сознания (путем концентрации внимания) посторонние предметы, объекты, ситуации и т. п.

Переключение связано с концентрацией внимания и направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело, на чтение увлекательной книги или просмотр фильма [6, с.73–75].

Отвлечение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, при актуализации в представлениях ситуаций, в которых человек чувствует себя легко и спокойно (отдых на берегу моря, в лесу и т. п.).

Эффективность этих способов регуляции зависит, вероятно, от силы возникшей у спортсмена доминанты и от его индивидуальных особенностей.

Во многих случаях эффективнее не отвлекать внимание спортсмена от предстоящей деятельности, а переключить его внимание (сознание) от мучительных раздумий на деловую сторону работы, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, проверку и опробование спортивных снарядов, мысленное повторение упражнения [6, с.76].

Снятие психического напряжения путем разрядки. Во многих случаях снятие напряженности может быть осуществлено за счет замещающей деятельности. Типы разрядки нервного напряжения у разных людей различны: одни разряжаются через двигательные акты, другие — через речь.

В качестве первого способа разрядки может использоваться разминку. При апатии она может привести спортсмена в состояние боевой готовности, при чрезмерном возбуждении — успокоить. Однако при очень резко выраженных предстартовых реакциях разминка еще больше увеличивает возбуждение. Следовательно, необходимо учитывать исходный фон и подбирать к нему нагрузку при разминке. При регулировании сильного психического возбуждения следует, по-видимому, обеспечить «золотую середину», так как слишком слабый разряд оставляет большое по силе возбуждение, а слишком сильный разряд способствует возникновению еще более сильного возбуждения, то есть самовозбуждения [7].

Регулирующий эффект разминки определяется качеством и видом используемых для нее упражнений: чем больше разминка похожа на упражнения предстоящего соревнования, тем больше она увеличивает предстартовое возбуждение. Предварительная же работа, отличающаяся по характеру от предстоящей деятельности, уменьшает возбуждение спортсмена. Показана целесообразность комплексного применения разминки и методов аутогенной тренировки для снятия у спортсменов возникшей напряженности.

Использование дыхательных упражнений. Изменяя произвольно режим дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Поэтому дыхательные упражнения являются одним из простых и надежных методов регуляции психических состояний спортсменов. В практике используются три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы [7].

Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на 4, 6 или 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за тоже число шагов (4, 6, 8). После выдоха — задержка дыхания прежней продолжительности (2, 3, 4 шага) или несколько короче в случае возникновения неприятных ощущений. Количество повторений определяется самочувствием. В ходе повторений продолжительность вдоха может возрастать до 12 шагов и более, а в связи с этим может возрастать и задержка дыхания.

Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы.

Злоупотреблять этими упражнениями не следует. Положительный эффект возрастает по мере упражняемое, а на первых этапах он может быть незначительным.

До сих пор речь шла о методах срочной регуляции предстартовых и стартовых состояний. Однако эта регуляция может осуществлять спортсменом совместно с тренером и заблаговременно. Этому будут способствовать следующие методы [7].

Снижение уровня притязаний как способ снятия психического напряжения. Выше уже говорилось, что причиной психического напряжения спортсмена могут быть сложность стоящей перед ним задачи и его неуверенность в возможности ее решения (достижения поставленной перед ним цели). В этом случае целесообразно снизить требования к спортсмену. Если же волейболист сам ставит перед собой трудные цели, имеет высокий уровень притязаний — задача осложняется. Снизить уровень притязаний игрока можно лишь путем убеждения, но это чревато неприятными последствиями, демобилизацией и уходом спортсмена от борьбы. Поэтому лучше изменить направление мыслей волейболиста со спортивного результата и представления о спортивной борьбе на точное, технически правильное выполнение упражнения, на тактически грамотное ведение поединка. Нужно заставить игрока думать не столько о результатах, сколько о способах их достижения. Кроме того, необходимо исключить угрозу наказания спортсмена за неудачное выступление.

Воздействие тренера в ситуации психического напряжения в значительной мере зависит от внушаемости волейболиста, то есть его веры даже в те доводы, которые высказываются тренером в неаргументированной форме. В этом случае спортсмен ориентируется не столько на содержание воздействия, его анализ и осмысление, сколько на форму воздействия и его источник, на то лицо, которое дает указания или советы.

При предсоревновательном нервно-эмоциональном напряжении внушаемость возрастает, что связано, очевидно, с увеличением тревожности и неуверенности волейболистов в исходе матчей [6, с.79].

Использование метода десенсибилизации (снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх). Сначала составляется перечень ситуаций и людей, которые вызывают у игрока состояние тревоги даже в незначительной степени. Затем этот перечень ранжируется в последовательности от факторов, вызывающих значительные опасения и страхи, до факторов, вызывающих небольшую тревогу.

После этого спортсмену предъявляются сначала ситуации, вызывающие незначительную тревогу. После адаптации к ним переходят к факторам, вызывающим средний уровень тревоги. Далее переходят на более высокий уровень, и так до тех пор, пока волейболист не адаптируется ко всем стрессогенным для него факторам [6, с.79–80].

Таким образом, чтобы помочь спортсменам снизить соревновательную тревогу, целесообразно на тренировках моделировать некоторые ситуации, присущие соревнованию. Например, тренеру можно неожиданно для волейболиста провести тренировку или контрольную игру в незнакомом спортивном зале, пригласить на тренировку родителей, болельщиков, якобы команды соперника, чтобы те освистывали воспитанников тренера, и т. д. Конечно, эти методы нужно применять осторожно и после каждой такой тренировки объяснять волейболистам их смысл.

Заключение



Состояния, возникающие перед деятельностью спортсмена, не всегда способствуют эффективности его деятельности. Предстартовое состояние – эмоциональная реакция, которая возникает перед главными соревнованиями. Она обладает повышением мобилизацией всех функций организма человека. Основными видами предстартовых состояний считают: боевую готовность, предстартовую лихорадку и предстартовую апатию. Очевидно, связь эффективности соревновательной деятельности с предстартовым состоянием зависит и от вида спортивной деятельности, и от индивидуально-психологических особенностей спортсменов. При многодневных соревнованиях предстартовое состояние может зависеть от успешности предыдущего выступления. После неудачного выступления наблюдается либо перевозбуждение, либо апатия. После успешного выступления отмечается оптимальное состояние боевой готовности.

Предстартовое состояние обусловлено, прежде всего, изменениями в центральной нервной системе.

Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, включают помимо условно-рефлекторной и психическую составляющую (эмоциональные и волевые процессы). Поэтому состояния, возникающие перед деятельностью, характеризуются не только изменениями вегетативных функций (повышением пульса, ритмом дыхания, обменом веществ), но и отражаются на проявлении двигательных качеств, технике движений, поведении спортсмена, его речи и т.д.

Кроме хорошей физической подготовки, индивидуального спортивного мастерства для максимального использования морально-волевого потенциала в достижении высоких спортивных результатов существенную роль играет психологическая подготовка.

Волейбол является очень эмоциональной игрой. Многие ситуации, которые возникают в игре, могут вызывать у волейболисток отчаяние или радость, разочарование или удовлетворенность. Большое значение имеет то, что эмоции не должны изменять командные взаимодействия в худшую сторону, а напротив укрепляли их. Эмоции как положительные, так и отрицательные представляют собой систему сигналов, которые являются игровой ориентацией волейболиста в зависимости от собственного отношения к матчу, партнерам по команде, к соперникам.

К 14-15 годам все необходимые качества у юных спортсменов уже развиты. Однако, могут возникать определенные трудности, которые также должен контролировать тренер и обеспечивать наилучшее состояние волейболистов. Необходима регулярная работа с психологом, который может помочь правильно настроить спортсмена и не дать впасть в депрессию, если что-то не получается.

Список используемой литературы



    Бабушкин, Г.Д. Записки университета имени П.Ф. Лесгафта [Текст] / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров // – 2008. – №3. – С. 15–17.

    Багадирова, С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология»: Развитие эмоциональной сферы в спортивной деятельности [Текст]: учеб. пособие – Майкоп: издательство «Магарин О.Г.», 2014. – 244 с.

    Весенний, И. Волейбол – это психологическая игра.–2009. -(http://my-tribune.blogspot.ru/2009/03/blog-post_05.html).

      Горбунов, Г.Д. Психология физической культуры и спорта [Текст]: учебник / Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. – М.: Академия, 2009.– 416 с.

    Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст]: учебник / Н.Н. Данилова. – М.: Учебная литература, 1997. – 423 с.

    Ильин, Е.П. Психология спорта [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Санкт-Петербург, 2008. – 352 с.

    Ильин, Е.П. Виды предстартовых эмоциональных состояний. –2012. – (https://studfiles.net/preview/5250475/page:11).

    Ильин, Е. П. Механизмы возникновения предстартового эмоционального возбуждения. –2010. – (http://detectivebooks.ru/book/1564926/?page=13).

    Ильинич, В. И. Физическая культура [Текст] / В.И. Ильинич. – М.: «Гардарики»,– 2009. – 326 с.

    Лукацкий, М.А. Психология [Текст]: учебник / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова.– М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.– 664 с.

    Понятие «предстартовое состояние». 2012.  (http://www.sport2002.ru/predstart_sost.php).

    Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / А.В. Родионов. – М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2009. – 576 с.

    Словарь спортивных терминов [Текст]: под общ. ред. Р.Р. Салимзянова. –Ульяновск: УВАУ ГА, 2008. – 116 с.

    Терованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания [Текст] / А.А. Терованесян. – М.: ФКиС, 1973. – 119 с.

     Хедман, Р. Спортивная физиология [Текст] / Р. Хедман. – М.: ФКиС, 1980. – 152 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации