Выступление «Развитие эмоциональной компетентности как ведущего ресурса профилактики эмоционального выгорания личности педагога»

4
0
Материал опубликован 28 June 2018

«Развитие эмоциональной компетентности как ведущего ресурса профилактики эмоционального выгорания личности педагога».

(на примере ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»)

 

Автор:

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

 

 

Худшая ошибка — отвечать эмоциями на эмоции оппонента.

Вместо этого — твердый, взвешенный ответ.

Пол Экман

Ключевые понятия:

Эмоция- психический процесс средней продолжительности, отряжающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Компетентность- в данном случае- способность понимать себя.

Мультипространство - это поле, на котором отражаются события, происходящие в актуальном мире. В данном случае- единое пространство со множеством взаимных связей и действий.


Педагогическая деятельность – это своего рода мультипространство, в котором тесно переплетено многообразии свойств и состояний личности, и ее (деятельность) можно отнести к разряду сложнейших: по уровню взаимодействия, эмоциональной нагрузке, физическому напряжению, и т.д..

При всей своей сложной и системной организации, деятельность и поведение педагога определяются общепринятыми нормами, ожиданиями, правилами и требованиями, соответствовать которым на практике бывает довольно трудно в силу специфики педагогической профессии.

Полноценное следование этим нормам, требует от педагога значительных усилий и больших затрат эмоционального ресурса.

Исходя из этого, можно говорить о том, что, для гармоничного развития личности педагога, совершенствования его собственных навыков, необходимо повышать не только профессиональную компетентность, но и эмоциональную, поскольку в ней сокрыт немалый ресурс, позволяющий педагогу развивать стрессоустойчивость, тем самым, легче адаптироваться к быстро меняющимся условиям деятельности.

Так что же мы понимаем под эмоциональной компетентностью?

По определению психолога Дэниела Гоулмана, Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Профессиональная деятельность педагога обязывает его принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать вспышки эмоциональных реакций. Однако внешнее сдерживание эмоций не только не ведет к успокоению, но и не способствует психофизическому здоровью.

Неблагоприятные эмоциональные состояния, и их частые проявления ведут к формированию и закреплению отрицательных ответных реакций, что приводит к развитию таких качеств как: раздражительность, тревожность, агрессивность, тенденция к деструктивным формам взаимодействия, что в свою очередь, отрицательно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами.

Психологический аспект сохранения здоровья предполагает уделять особое внимание человека к своему внутреннему (эмоциональному) состоянию. Эмоциональная компетентность способствует не только сохранению, но и укреплению здоровья личности человека благодаря своим ключевым механизмам. 

Всего можно обозначить четыре таких механизма.

Первый- это осознание и понимание своих собственных чувств и эмоциональных состояний. Особенность данного механизма заключается в том, что человек способен не просто ощущать и описывать свое состояние, но и понимать причины его возникновения и развития, а также, видеть пути преодоления, если эмоциональное состояние наполнено негативной окраской. В данном ключе, эмоциональная ясность, или осознанность, дает возможность менее травматично справиться со стрессовой ситуаций, сохраняя при этом эмоциональный баланс.

Второй механизм - управление своими эмоциями. Одной из важнейших особенностей эмоциональной компетентности является ответная реакция личности на собственные эмоции. Если говорить о личности педагога, то, в своей деятельности он постоянно вынужден искать баланс между своими потребностями и ожидаемыми от него, что и является искрой к возникновению отрицательных ощущений, от которых не так уж и просто избавиться. Подавление этих чувств ведет к ухудшению психического здоровья и развитию нестабильности эмоциональных состояний.

И в этот момент очень важно не только осознать природу эмоционального состояния, но и увидеть пути преодоления и способы достойного выражения своих эмоций.

К сожалению, педагоги часто используют на практике такие пути решения как подавление, игнорирование и вытеснение эмоциональных состояний, не осознавая губительного их влияния на собственное здоровье.

Важно осознать тот факт, что существует множество способов выражения эмоций, и их нужно не только знать, но и стараться использовать.

Третий механизм- распознавание и понимание чувств окружающих. Человеку, в частности педагогу, важно уметь «считывать» эмоциональные состояния других людей, и быть готовым к их трансформации, в случае отрицательных сигналов. Это особое эмпатийное состояние, при котором педагог в состоянии увидеть положение вещей с позиции другого человека.

Четвертый механизм – распознание и управление эмоциями других. Этот механизм заключается в способности позитивно менять (реконструировать) эмоциональные состояния других людей. Для педагога это особо актуальное состояние, так как осознание, понимание причин, и осторожное реконструирование эмоциональных состояний позволяет не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях.

Оказание педагогом положительного реконструктивного влияния на эмоциональные состояния участников образовательного процесса или коллег предполагает умение не только успокоить, но и помочь осознать природу эмоционального состояния, и пробудить интерес к поиску оптимальной ответной реакции.

Для обучения применения этих важных механизмов эмоциональной компетентности на практике, в своей деятельности мы используем программу профилактики эмоционального выгорания личности педагога «Три КИТа».

Данная программа является одним из модулей комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» , цель которой, через раскрытие и осознание причин эмоционального выгорания обучить механизмам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения, способствующих сохранению психического здоровья.

«Три КИТа» - это не просто программа обучения, это сложный механизм, построенный на тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Три- количество составных блоков программы:

1. Механизмы осознания и принятия эмоциональных состояний;

2. Работа с эмоциональными состояниями, их видами и формами ответных реакций;

3. Способы снятия нервно-психического напряжения, конструирование различных форм поведения в стрессовой ситуации. Вариации снятия нервно-психического напряжения.

КИТы- основные формы работы: Коррекция, Использование, Трансформация.

Корректируя свое эмоциональное состояние, человек использует знание для трансформации восприятия этих эмоциональных состояний, на основе которых строится дальнейшее поведение.

Особенность данной формы взаимодействия заключается в том, что каждое занятие по программе- это конструктивный анализ и моделирование поведенческих реакций, и представляет собой практическую работу по отработке конкретных знаний и навыков и основано на получении нового знания о себе. В ходе личностного роста происходит некая трансформация внутреннего, субъективного мира, на основе которой строятся отношения с внешним, объективным миром.

Каждый блок программы направлен на отработку механизмов психологической защиты, направленных как на снятие психо-физических зажимов, так и на формирование профессионального образа педагога.

Проведение данной программы возможно только при соответствующей подготовке руководителя программы, рекомендуется для проведения специалистом-психологом.

Выполнение всех упражнений и занятий программы способствует как развитию отдельных навыков, психических свойств и состояний, так и полноценному гармоничному развитию личности педагога.

Рекомендуемая литература:

1.Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий. Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4;

2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПБ: Речь.-2004;

3.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПБ.: Питер.- 1999;

4.Большой психологический словарь.( сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко). СПБ.: Прайм-Еврознак.-2003;

5.Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью .Монография.-Иркутск.- 2009;

6. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. СПБ.: Питер.- 2002;

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПБ.: Питер.-2002;

8.Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя. Екатеринбург. 2005;

9. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.-“Флинта”, -2001;

10.Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/Психологический журнал. М.: Наука, 2001;

11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.М.: Наука, 2000;

12. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе .М.: Наука, 2003.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.