12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8607
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
4

Выступление «Развитие эмоциональной компетентности как ведущего ресурса профилактики эмоционального выгорания личности педагога»

«Развитие эмоциональной компетентности как ведущего ресурса профилактики эмоционального выгорания личности педагога».

(на примере ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»)

 

Автор:

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

 

 

Худшая ошибка — отвечать эмоциями на эмоции оппонента.

Вместо этого — твердый, взвешенный ответ.

Пол Экман

Ключевые понятия:

Эмоция- психический процесс средней продолжительности, отряжающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Компетентность- в данном случае- способность понимать себя.

Мультипространство - это поле, на котором отражаются события, происходящие в актуальном мире. В данном случае- единое пространство со множеством взаимных связей и действий.


Педагогическая деятельность – это своего рода мультипространство, в котором тесно переплетено многообразии свойств и состояний личности, и ее (деятельность) можно отнести к разряду сложнейших: по уровню взаимодействия, эмоциональной нагрузке, физическому напряжению, и т.д..

При всей своей сложной и системной организации, деятельность и поведение педагога определяются общепринятыми нормами, ожиданиями, правилами и требованиями, соответствовать которым на практике бывает довольно трудно в силу специфики педагогической профессии.

Полноценное следование этим нормам, требует от педагога значительных усилий и больших затрат эмоционального ресурса.

Исходя из этого, можно говорить о том, что, для гармоничного развития личности педагога, совершенствования его собственных навыков, необходимо повышать не только профессиональную компетентность, но и эмоциональную, поскольку в ней сокрыт немалый ресурс, позволяющий педагогу развивать стрессоустойчивость, тем самым, легче адаптироваться к быстро меняющимся условиям деятельности.

Так что же мы понимаем под эмоциональной компетентностью?

По определению психолога Дэниела Гоулмана, Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Профессиональная деятельность педагога обязывает его принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать вспышки эмоциональных реакций. Однако внешнее сдерживание эмоций не только не ведет к успокоению, но и не способствует психофизическому здоровью.

Неблагоприятные эмоциональные состояния, и их частые проявления ведут к формированию и закреплению отрицательных ответных реакций, что приводит к развитию таких качеств как: раздражительность, тревожность, агрессивность, тенденция к деструктивным формам взаимодействия, что в свою очередь, отрицательно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами.

Психологический аспект сохранения здоровья предполагает уделять особое внимание человека к своему внутреннему (эмоциональному) состоянию. Эмоциональная компетентность способствует не только сохранению, но и укреплению здоровья личности человека благодаря своим ключевым механизмам. 

Всего можно обозначить четыре таких механизма.

Первый- это осознание и понимание своих собственных чувств и эмоциональных состояний. Особенность данного механизма заключается в том, что человек способен не просто ощущать и описывать свое состояние, но и понимать причины его возникновения и развития, а также, видеть пути преодоления, если эмоциональное состояние наполнено негативной окраской. В данном ключе, эмоциональная ясность, или осознанность, дает возможность менее травматично справиться со стрессовой ситуаций, сохраняя при этом эмоциональный баланс.

Второй механизм - управление своими эмоциями. Одной из важнейших особенностей эмоциональной компетентности является ответная реакция личности на собственные эмоции. Если говорить о личности педагога, то, в своей деятельности он постоянно вынужден искать баланс между своими потребностями и ожидаемыми от него, что и является искрой к возникновению отрицательных ощущений, от которых не так уж и просто избавиться. Подавление этих чувств ведет к ухудшению психического здоровья и развитию нестабильности эмоциональных состояний.

И в этот момент очень важно не только осознать природу эмоционального состояния, но и увидеть пути преодоления и способы достойного выражения своих эмоций.

К сожалению, педагоги часто используют на практике такие пути решения как подавление, игнорирование и вытеснение эмоциональных состояний, не осознавая губительного их влияния на собственное здоровье.

Важно осознать тот факт, что существует множество способов выражения эмоций, и их нужно не только знать, но и стараться использовать.

Третий механизм- распознавание и понимание чувств окружающих. Человеку, в частности педагогу, важно уметь «считывать» эмоциональные состояния других людей, и быть готовым к их трансформации, в случае отрицательных сигналов. Это особое эмпатийное состояние, при котором педагог в состоянии увидеть положение вещей с позиции другого человека.

Четвертый механизм – распознание и управление эмоциями других. Этот механизм заключается в способности позитивно менять (реконструировать) эмоциональные состояния других людей. Для педагога это особо актуальное состояние, так как осознание, понимание причин, и осторожное реконструирование эмоциональных состояний позволяет не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях.

Оказание педагогом положительного реконструктивного влияния на эмоциональные состояния участников образовательного процесса или коллег предполагает умение не только успокоить, но и помочь осознать природу эмоционального состояния, и пробудить интерес к поиску оптимальной ответной реакции.

Для обучения применения этих важных механизмов эмоциональной компетентности на практике, в своей деятельности мы используем программу профилактики эмоционального выгорания личности педагога «Три КИТа».

Данная программа является одним из модулей комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» , цель которой, через раскрытие и осознание причин эмоционального выгорания обучить механизмам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения, способствующих сохранению психического здоровья.

«Три КИТа» - это не просто программа обучения, это сложный механизм, построенный на тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Три- количество составных блоков программы:

1. Механизмы осознания и принятия эмоциональных состояний;

2. Работа с эмоциональными состояниями, их видами и формами ответных реакций;

3. Способы снятия нервно-психического напряжения, конструирование различных форм поведения в стрессовой ситуации. Вариации снятия нервно-психического напряжения.

КИТы- основные формы работы: Коррекция, Использование, Трансформация.

Корректируя свое эмоциональное состояние, человек использует знание для трансформации восприятия этих эмоциональных состояний, на основе которых строится дальнейшее поведение.

Особенность данной формы взаимодействия заключается в том, что каждое занятие по программе- это конструктивный анализ и моделирование поведенческих реакций, и представляет собой практическую работу по отработке конкретных знаний и навыков и основано на получении нового знания о себе. В ходе личностного роста происходит некая трансформация внутреннего, субъективного мира, на основе которой строятся отношения с внешним, объективным миром.

Каждый блок программы направлен на отработку механизмов психологической защиты, направленных как на снятие психо-физических зажимов, так и на формирование профессионального образа педагога.

Проведение данной программы возможно только при соответствующей подготовке руководителя программы, рекомендуется для проведения специалистом-психологом.

Выполнение всех упражнений и занятий программы способствует как развитию отдельных навыков, психических свойств и состояний, так и полноценному гармоничному развитию личности педагога.

Рекомендуемая литература:

1.Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий. Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4;

2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПБ: Речь.-2004;

3.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПБ.: Питер.- 1999;

4.Большой психологический словарь.( сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко). СПБ.: Прайм-Еврознак.-2003;

5.Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью .Монография.-Иркутск.- 2009;

6. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. СПБ.: Питер.- 2002;

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПБ.: Питер.-2002;

8.Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя. Екатеринбург. 2005;

9. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.-“Флинта”, -2001;

10.Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/Психологический журнал. М.: Наука, 2001;

11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.М.: Наука, 2000;

12. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе .М.: Наука, 2003.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.