Тренинг «Эмоциональное выгорание педагога»
Цель: знакомство с понятием «профессиональное выгорание», особенности проявления признаков выгорания; снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование: бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки.
Ход тренинга
I. Вступительное слово.
Профессия учитель относится к числу тех профессий, представители которых наиболее склонны эмоциональному выгоранию. На долю педагога выпадает немало стрессовых ситуаций, а выразить свои переживания негде. Все эти негативные эмоции копятся внутри нас.
С каждым годом планка по отношению к педагогам поднимается все выше и выше: это и требования со стороны родителей, и творческий подход к работе, и проектная деятельность, и инновации.
Вместе с учебной нагрузкой растет и нервное напряжение педагога, в связи с этим усугубляются многочисленные страхи: страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем.
Все эти ситуации приводят к «эмоциональному выгоранию». «Эмоционально выгоревшие» педагоги более агрессивны, у них повышенная тревожность. Все это ограничивает свободу, профессиональный рост. Такой педагог все знает. У него поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, излишняя прямолинейность, авторитарность. Он как «ходячая энциклопедия», но при этом эмоционально закрытый человек или человек с негативной энергией.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
У педагога много факторов, которые провоцируют эмоциональное выгорание: ответственность за жизнь и здоровье детей, ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия.
Правила тренинга:
1. Без опозданий.
2. Искренность.
3. Конфиденциальность. Все, что произошло в этой комнате, останется здесь.
II. Практическая часть
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Китайская поговорка.
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50% того, что видит
70% того, что сам переживает
90% того, что сам делает.
1. Упражнение «Диагностика эмоционального состояния»
Все участники встают в круг. Педагогом предлагается поделиться своим эмоциональным состоянием. Тренер берет мяч и говорит свое эмоциональное состояние, в данный момент. Далее мяч передается по кругу.
2. Упражнение «Я - подарок»
Участники по кругу продолжают фразу «Я - подарок», при этом нужно дополнять фразу своим содержанием «Какой Вы подарок?», «Для кого Вы подарок?»
3. Упражнение «Лестница»
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Что мешает Вам находится наверху?
- Вы в силах устранить причины, которые мешают Вам двигаться вверх?
4. Упражнение «Распредели по порядку»
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- Дети
- Работа
- Муж (жена)
- Я
- Друзья, родственники
Через некоторое время предложить оптимальный вариант:
- Я
- Муж (жена)
- Дети
- Работа
- Друзья, родственники
Затем предлагается поразмыслить над полученными результатами.
5. Упражнение «Порой я балую себя»
Цель: познакомить с приемами снятия нервного напряжения, описанными Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание: каждому участнику понадобиться лист бумаги, ручка и вся информация, которую, они запишут на листе, будет носить строго конфиденциальный характер. Друг с другом не советоваться.
Инструкция: выполнить и составить список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
III. Рекомендации
Тренер раздает участникам памятку «12 советов Мадэлин Беркли-Ален».
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Памятка «Двенадцать советов Мадэлин Беркли-Ален»
1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, ужин в ресторане).
2. Разреши себе побыть некоторое время в одиночестве.
3. Найди время с удовольствием заняться своим любимым делом.
4. Позволь себе полдня провести за «ничегонеделанием».
5. Займись тем, чем ты давно уже хотела заняться, но на что никогда не хватало времени.
6. В выходной позволь себе подольше поспать.
7. Похвастайся перед другом или родственником своими достижениями.
8. Потрать некоторую сумму из своих сбережений и купи себе какую-нибудь безделушку.
9. Каждый вечер вставай под душ и «смывай» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
10. Если у тебя имеются нарушения со сном, читай на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
11. Высыпайся. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривай помещение. Это способствует улучшению сна.
12. Чаще совершай прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.
Литература:
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.
2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. – 162 с.
3. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.
4. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8 , С. 84-89.
5. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64.