Тренинг «Эмоциональное выгорание педагога»

7
0
Материал опубликован 1 December 2015

Цель: знакомство с понятием «профессиональное выгорание», особенности проявления признаков выгорания; снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование: бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки.

Ход тренинга

I. Вступительное слово.

         Профессия учитель относится к числу тех профессий, представители которых наиболее склонны эмоциональному выгоранию. На долю педагога выпадает немало стрессовых ситуаций, а выразить свои переживания негде. Все эти негативные эмоции копятся внутри нас.

         С каждым годом планка по отношению к педагогам поднимается все выше и выше: это и требования со стороны родителей, и творческий подход  к работе, и проектная деятельность, и инновации.

         Вместе с учебной нагрузкой растет и нервное напряжение педагога, в связи с этим усугубляются многочисленные страхи: страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем.

         Все эти ситуации приводят к «эмоциональному выгоранию». «Эмоционально выгоревшие» педагоги более агрессивны, у них повышенная тревожность. Все это ограничивает свободу, профессиональный рост. Такой педагог все знает. У него поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, излишняя прямолинейность, авторитарность. Он как «ходячая энциклопедия», но при этом эмоционально закрытый человек или человек с негативной энергией.

         Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

         У педагога много факторов, которые провоцируют эмоциональное выгорание: ответственность за жизнь и здоровье детей, ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия.

         Правила тренинга:

1.    Без опозданий.

2.    Искренность.

3.    Конфиденциальность. Все, что произошло в этой комнате, останется здесь.

 

II. Практическая часть

«Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

                                      Китайская поговорка.

 

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50% того, что видит

70% того, что сам переживает

90% того, что сам делает.

 

1. Упражнение «Диагностика эмоционального состояния»

         Все участники встают в круг. Педагогом предлагается поделиться своим эмоциональным состоянием. Тренер берет мяч и говорит свое эмоциональное состояние, в данный момент. Далее мяч передается по кругу.

 

2. Упражнение «Я - подарок»

         Участники по кругу продолжают фразу «Я - подарок», при этом нужно дополнять фразу своим содержанием «Какой Вы подарок?», «Для кого Вы подарок?»

3. Упражнение «Лестница»

         Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

-       Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

-       Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

-       Что мешает Вам находится наверху?

-       Вы в силах устранить причины, которые мешают Вам двигаться вверх?

 

4. Упражнение «Распредели по порядку»

         Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

-       Дети

-       Работа

-       Муж (жена)

-       Я

-       Друзья, родственники

Через некоторое время предложить оптимальный вариант:

-       Я

-       Муж (жена)

-       Дети

-       Работа

-       Друзья, родственники

Затем предлагается поразмыслить над полученными результатами.

 

5. Упражнение «Порой я балую себя»

Цель: познакомить с приемами снятия нервного напряжения, описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: каждому участнику понадобиться лист бумаги, ручка и вся информация, которую, они запишут на листе, будет носить строго конфиденциальный характер. Друг с другом не советоваться.

Инструкция: выполнить и составить список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

 

III. Рекомендации

Тренер раздает участникам памятку «12 советов Мадэлин Беркли-Ален».

 

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Памятка «Двенадцать советов Мадэлин Беркли-Ален»

1.     Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, ужин в ресторане).

2.     Разреши себе побыть некоторое время в одиночестве.

3.     Найди время с удовольствием заняться своим любимым делом.

4.     Позволь себе полдня провести за «ничегонеделанием».

5.     Займись тем, чем ты давно уже хотела заняться, но на что никогда не хватало времени.

6.     В выходной позволь себе подольше поспать.

7.     Похвастайся перед другом или родственником своими достижениями.

8.     Потрать некоторую сумму из своих сбережений и купи себе какую-нибудь безделушку.

9.     Каждый вечер вставай под душ и «смывай» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

10.   Если у тебя имеются нарушения со сном, читай на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

11.   Высыпайся. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривай помещение. Это способствует улучшению сна.

12.   Чаще совершай прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.

 

Литература:
 

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.

2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. – 162 с.

3. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.

4. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8 , С. 84-89.

5. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64.

Комментарии
Комментариев пока нет.