Семинар для воспитателей «Эмоциональное состояние взрослого как последующий фактор эмоционального состояния детей» (с элементами дискуссии)
Тема: «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»
Форма проведения: диспут (спор - борьба мнений).
Участники: педагогический коллектив МАДОУ.
Ведущий диспута: педагог-психолог ЦРР № 91.
Цель:
• закрепить у педагогов теоретические знания по проблеме «Эмоциональное состояние дошкольников»;
• развивать умение анализировать предложенный материал;
• дать педагогам возможность самовыразиться и высказать свою точку зрения по проблеме;
• раскрепостить членов педагогического коллектива;
• повысить коммуникативную компетентность воспитателей;
• расширить опыт рефлексии;
Развернутый план подготовки к диспуту:
1. Определение цели диспута.
2. Подбор методической литературы по проблеме.
3. Разработка плана проведения, сценария диспута.
4. Подбор и разработка вопросов для педагогов (с целью организации диспута).
5. Подготовка доклада по проблеме.
6. Выработка решения и рекомендаций для внедрения их в практику работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
План проведения дискуссии:
1. Беседа с педагогами по проблеме.
(Вопросы к беседе воспитателям предлагаются заранее)
2. Групповое рисование «Цветы». Анализ рисунка по примерной схеме. Цель - выявить эмоциональное состояние участников семинара.
3. Доклад «Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста».
4. Комплекс психологической зарядки.
5. Заключение. Подведение итогов.
6. Организация выставки методической литературы по проблеме.
Условия, принципы и правила проведения диспута:
1. Выступления педагогов - живые, свободные, краткие.
2. Придерживаться логики, уметь доказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию.
3. Соблюдать педагогический этикет и такт.
4. Нельзя критиковать чужие идеи!
5. Не устанавливать авторства идей! Лучшие идеи - это плод коллективного творчества.
Правила работы группы
1. Говорить и чувствовать здесь и сейчас: все, что чувствуешь ты, все, о чем ты думаешь, заслуживает внимания, в твоих словах нет ничего «заумного» или «глупого». Это касается слов и чувств и других членов коллектива.
2. Доверять своим субъективным ощущениям: они часто более достоверны, чем разумные обдуманные высказывания.
3. Открытость, откровенность.
4. Слушать других.
5. Не заставляй других думать как ты: это другой человек - он вправе чувствовать по-другому.
6. Я-высказывания: говорить только о своих чувствах.
Вопросы к педагогическому коллективу:
1. Что вы понимаете под понятием «эмоциональное неблагопучие детей»?
2. Каких детей принято называть агрессивными, тревожными, застенчивыми, боязливыми, нервными.
3. Как вы думаете, в чем причина данного поведения?
4. Как вам удается «погасить» в ребенке такое поведение?
5. Какие методы и приемы вы используете в своей работе, сталкиваясь с данной проблемой?
6. Назовите формы работы с родителями по решению данной проблемы.
Анализ рисунка по примерной схеме
• Какие чувства вызывает у вас это панно?
• Что вам нравится в нем?
• Что вам не нравиться в нем?
• Какой цветок вам понравился? Почему?
• Опишите характер человека, который его нарисовал?
• Какой цветок вам не нравится? Почему?
• Какие цветы, по-вашему, близки друг другу?
• Какие цветы выделяются на фоне других, бросаются в глаза?
• Какие цветы вы хотели бы убрать? Почему?
• Какие чувства вы испытали во время рисования?
Рекомендуемая литература:
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. М.: ТЦ Сфера, 2005. с.30
2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - с.96
3. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольникрв: пособие для практических работников ДОУ/ В.Я. Зедгенидзе. - Изд. 2-е. - М.: Айрис-пресс, 2006. с. 112
4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.)/ Серия «Справочник». - Ростов-н/Д: «Феникс»,2005. с.311
Приложение 3
Доклад
«Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста»
Начиная со старшего дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста, у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки.
Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются:
- импульсивное (такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств);
демонстративное (стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, «кривляние» и капризы, а также вычурность действий поведения в целом);
- протестное (негативизм, упрямство, строптивость);
- агрессивное (целенаправленное разрушительное поведение);
- недисциплинированное (поведение, при котором ребенок нарушает общественные правила, стандарты;
- конформное (высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание, «заражение»);
- симптоматическое поведение (признак неблагополучий в его семье, детском саду).
Причины неконструктивного поведения детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы на две группы.
В некоторых случаях нарушения в поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность.
Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.
В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией.
На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние не только эмоциональное состояние педагога, но и внимание или невнимание к его состоянию, а также способы взаимодействия педагога с детьми.
Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям развития личности.
Термин «эмоциональное неблагополучие» подразумевает в дошкольном возрасте ситуативный дискомфорт, проявляемый внешне в той или иной степени. Эмоциональное неблагополучие способствует развитию отчуждения между взрослыми и детьми.
В психологии существует такое понятие, как «заражение», т. е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Часто этот эффект можно наблюдать в детском саду.
Воспитателям наибольшим образом необходимо находить адекватные формы общения с детьми. Использовать в работе музыкотерапию, рисуночную терапию, релаксацию, психогимнастику, психологические этюды, «агрессивные игры» и т.д.
Взрослым важно научить детей самостоятельно справляться с ситуацией душевного дискомфорта, помочь овладеть детям техникой снятия мышечного напряжения.
Приложение 4
Комплекс психологической зарядки
Цель: овладеть приемами релаксации и концентрации, которые способствуют повышению энергетического потенциала педагогов.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз.
1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю
себя».
2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о «хорошем».
3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо-влево, повторить» «Каждый день чудесен».
4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я - королева» (правая нога - левая нога).
*
5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются».
6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».
7. Массируя мочки ушей, зажмуривая попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно».
8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима» (затем левой рукой - правый локоть).
9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается».
10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».