12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Киселева Оксана Владимировна201
Педагог - психолог МАДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад 91" Строитель" г. Улан-Удэ, стаж 14 лет
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
4

Семинар для воспитателей «Эмоциональное состояние взрослого как последующий фактор эмоционального состояния детей» (с элементами дискуссии)

Тема: «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»

Форма проведения: диспут (спор - борьба мнений).

Участники: педагогический коллектив МАДОУ.

Ведущий диспута: педагог-психолог ЦРР № 91.

Цель:

          закрепить у педагогов теоретические знания по проблеме «Эмоциональное состояние дошкольников»;

         развивать умение анализировать предложенный материал;

          дать педагогам возможность самовыразиться и высказать свою точку зрения по проблеме;

         раскрепостить членов педагогического коллектива;

         повысить коммуникативную компетентность воспитателей;

         расширить опыт рефлексии;

Развернутый план подготовки к диспуту:

1.  Определение цели диспута.

2.   Подбор методической литературы по проблеме.

3.   Разработка плана проведения, сценария диспута.

4.      Подбор и разработка вопросов для педагогов (с целью организации диспута).

5.   Подготовка доклада по проблеме.

6.      Выработка решения и рекомендаций для внедрения их в практику работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

План проведения дискуссии:

1.  Беседа с педагогами по проблеме.

(Вопросы к беседе воспитателям предлагаются заранее)

2.   Групповое рисование «Цветы». Анализ рисунка по примерной схеме. Цель - выявить эмоциональное состояние участников семинара.

3.                Доклад «Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста».

4.   Комплекс психологической зарядки.

5.   Заключение. Подведение итогов.

6.   Организация выставки методической литературы по проблеме.

Условия, принципы и правила проведения диспута:

1.  Выступления педагогов - живые, свободные, краткие.

2.        Придерживаться логики, уметь доказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию.

3.   Соблюдать педагогический этикет и такт.

4.   Нельзя критиковать чужие идеи!

5.         Не устанавливать авторства идей! Лучшие идеи - это плод коллективного творчества.

Правила работы группы

1.    Говорить и чувствовать здесь и сейчас: все, что чувствуешь ты, все, о чем ты думаешь, заслуживает внимания, в твоих словах нет ничего «заумного» или «глупого». Это касается слов и чувств и других членов коллектива.

2.   Доверять своим субъективным ощущениям: они часто более достоверны, чем разумные обдуманные высказывания.

3.   Открытость, откровенность.

4.   Слушать других.

5.     Не заставляй других думать как ты: это другой человек - он вправе чувствовать по-другому.

6.   Я-высказывания: говорить только о своих чувствах.

Вопросы к педагогическому коллективу:

1.  Что вы понимаете под понятием «эмоциональное неблагопучие детей»?

2.            Каких детей принято называть агрессивными, тревожными, застенчивыми, боязливыми, нервными.

3.   Как вы думаете, в чем причина данного поведения?

4.   Как вам удается «погасить» в ребенке такое поведение?

5.    Какие методы и приемы вы используете в своей работе, сталкиваясь с данной проблемой?

6.   Назовите формы работы с родителями по решению данной проблемы.

Анализ рисунка по примерной схеме

         Какие чувства вызывает у вас это панно?

         Что вам нравится в нем?

         Что вам не нравиться в нем?

         Какой цветок вам понравился? Почему?

         Опишите характер человека, который его нарисовал?

         Какой цветок вам не нравится? Почему?

         Какие цветы, по-вашему, близки друг другу?

         Какие цветы выделяются на фоне других, бросаются в глаза?

         Какие цветы вы хотели бы убрать? Почему?

         Какие чувства вы испытали во время рисования?

Рекомендуемая литература:

1.        Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. М.: ТЦ Сфера, 2005. с.30

2.    Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - с.96

3.          Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольникрв: пособие для практических работников ДОУ/ В.Я. Зедгенидзе. - Изд. 2-е. - М.: Айрис-пресс, 2006. с. 112

4.     Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.)/ Серия «Справочник». - Ростов-н/Д: «Феникс»,2005. с.311

 

Приложение 3

Доклад

«Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста»

Начиная со старшего дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста, у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки.

Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются:

-      импульсивное (такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств);

демонстративное (стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, «кривляние» и капризы, а также вычурность действий поведения в целом);

-   протестное (негативизм, упрямство, строптивость);

-   агрессивное (целенаправленное разрушительное поведение);

-      недисциплинированное (поведение, при котором ребенок нарушает общественные правила, стандарты;

-   конформное (высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание, «заражение»);

-      симптоматическое поведение (признак неблагополучий в его семье, детском саду).

Причины неконструктивного поведения детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы на две группы.

В некоторых случаях нарушения в поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность.

Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние не только эмоциональное состояние педагога, но и внимание или невнимание к его состоянию, а также способы взаимодействия педагога с детьми.

Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям развития личности.

Термин «эмоциональное неблагополучие» подразумевает в дошкольном возрасте ситуативный дискомфорт, проявляемый внешне в той или иной степени. Эмоциональное неблагополучие способствует развитию отчуждения между взрослыми и детьми.

В психологии существует такое понятие, как «заражение», т. е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Часто этот эффект можно наблюдать в детском саду.

Воспитателям наибольшим образом необходимо находить адекватные формы общения с детьми. Использовать в работе музыкотерапию, рисуночную терапию, релаксацию, психогимнастику, психологические этюды, «агрессивные игры» и т.д.

Взрослым важно научить детей самостоятельно справляться с ситуацией душевного дискомфорта, помочь овладеть детям техникой снятия мышечного напряжения.

 

Приложение 4

Комплекс психологической зарядки

Цель: овладеть приемами релаксации и концентрации, которые способствуют повышению энергетического потенциала педагогов.

Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз.

1.     Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю

себя».

2.    Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о «хорошем».

3.    Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо-влево, повторить» «Каждый день чудесен».

4.   Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я - королева» (правая нога - левая нога).

*

5.     Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются».

6.      Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».

7.   Массируя мочки ушей, зажмуривая попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно».

8.      Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима» (затем левой рукой - правый локоть).

9.   Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается».

10.      Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».

 

Опубликовано в группе «Психологи дошкольных образовательных организаций»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.