Занятие с педагогами с элементами тренинга «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния человека»

10
1
Материал опубликован 8 October 2018 в группе

Занятие для педагогов

"Стресс и способы регуляции эмоционального состояния человека"

Составила Перфилова О. А педагог-психолог

Цель: снять эмоциональное напряжение у педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освежить способы управления эмоциональным состоянием, познакомить с эффективными способами улучшения настроения.

Задачи:

Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.

Оборудование: бумага, ручки, записи с музыкой природы, магнитофон, мяч, бланки с тестом “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2000).

Участники: педагоги.

Условия поведения: просторное помещение, стулья стоят полукругом.

Время проведения: 45 минут.

Ход встречи.

1. Вводная беседа.

Психолог. Мы начинаем нашу встречу. Цель нашей встречи это разговор о  эмоциональном состоянии человека,  как лучше понять самих себя, свои переживания, как использовать приемы релаксации.

Принцип нашего занятия “Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”.

В течение встречи мы вместе пройдем определенный путь, с целью снятие эмоционального напряжения. 

Разминка «Улыбнись».

А для начала, кто сегодня утром посмотрел на себя в зеркало, поднимите руки? А кто сегодня утром на себя посмотрел в зеркало и улыбнулся своему отражению? Вот мы и улыбнулись.

Знакомство и введение в тренинг.

Упражнение “Знакомство”.

Психолог начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч в руках, называете свое имя и прилагательное "какой я", при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Ольга – “отчаянная”. Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество (прилагательное).

Любая психологическая игра имеет “двойное дно” – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему-нибудь научиться.

Упражнение “Закончи предложение” приложение №1

Давайте сейчас попробуй поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки. Вы будете по очереди брать по одной ленточке с предложением и сразу продолжать фразу, но желательно про себя и в позитивном ключе. Обсуждение. Подведение итога.

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “повседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

Самое время узнать, как обстоит дело со стрессовоустойчивостью у нас.

Тест 1 «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» приложение №2

Подведение итогов. Обсуждение.

Психолог. По мере приобретения педагогического, жизненного опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Экспресс опрос (лист бумаги делим на 3 столбика).

1. 20 вещей которые доставляют вам радость, т. е все что угодно , что вас радует.

2. Перечислите 15 вещей, которые приносят вам радость и ничего не стоят.

3. Перечислите 5 вещей которые приносят вам радость и присутствуют в вашей жизни ежедневно.

Обсуждение выполненного самоанализа.

Психолог. Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе, а кто-то их и использует:

Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

- смех, улыбка, юмор,

– размышление о хорошем, приятном,

А какие способы регуляции есть в вашей копилочке? (мяч)

Обмен личным опытом. 

Итог

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Практика «Фундамент позитивной педагогики» (мяч)

Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом является – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

Вам предлагается выбрать одного из учеников своего класса, которого вы считаете трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.

«Плата за помощь».

А сейчас я вам хочу прочитать фрагмент из опыта работы педагога Георгия Ивановича Гурджиевеа. В его общине был старик, с которым никто не мог ужиться. Он был шумным, несносным возмутителем спокойствия. После нескольких месяцев препирательств с другими членами общины тот уехал в Париж. Гурджиев поехал за ним, уговорил вернуться обратно, пообещав стипендию, в то время как остальные сами платили за свое обучение. Когда ученики увидели это, удивились и огорчились, Гурджиев объяснил: «Этот человек – как дрожжи для хлеба. Если бы его здесь не было, вы бы не смогли действительно понять, что такое... любящая доброта или сострадание. Вы бы не научились справляться со своим гневом и раздражением. Поэтому я привез его сюда, и вы платите мне, чтобы я вас учил, а я плачу ему за помощь».

Психолог. Подумайте и скажите, чему вы учитесь, работая с данным учеником, что добавляет в ваш профессиональный багаж взаимодействие с ним.

Психологическая реабилитация упражнение “Путешествие” (медитация).

Психолог. Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.

Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...

Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

Рефлексия

- Какие чувства вы испытываете после путешествия?

Заключение «Добрые слова каждому».

Психолог предлагает участникам сказать друг другу добрые слова, поделиться мнением о нашей встрече.

Список используемой литературы:

Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Вежновец И. Как быть уверенным в себе. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.

Хухлаева О.Давайте учиться не «гореть». – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.

Под. Редакцией Асмолова А. Г. , Солдатовой Г. У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Учебная книга БИС, 2007.


 

Приложение 1

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

«Мне очень трудно забыть, но я…»

«Чего мне иногда по – настоящему хочется, так это…»

«Мне бывает скучно, когда я…»

«Особенно меня раздражает то, что я…»

«Мне особенно приятно, когда меня…»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

« Верно, что я еще…»

«Думаю, что самое важное для меня…»

«В последнее время в работе меня огорчало…»

«Мои друзья редко…»

«Я горжусь тем, что…»

«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»

«Когда ко мне на урок приходят родители то я…»

«Когда я разговариваю с родителями детей то я…»

«Когда я готовлюсь к занятиям я…»

«Когда я в отпуске то я…»

«Когда я получаю зарплату то я…»

«Когда я не успеваю то я..»

«Когда моя работа продолжается дома, то я…»

«Когда моя работа продолжается дома, то мои родные…»

Приложение 2

Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» ( по А. И. Тащевой, 2000).

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

1.Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием

на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных, каникул)

больше, чем до него?

4.Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение. Что шея онемела, мышцы плеч

ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать. Когда вы

эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда

нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих

проблем и у вас не остается времени на себя?

Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что

стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю! Хороший материал!

26 July 2019