«Причины низкой успеваемости учащихся подросткового возраста и пути решения проблемы»

4
0
Материал опубликован 28 April

Автор публикации: А. Алексеева, ученица 8А класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ





Тема

«Причины низкой успеваемости учащихся подросткового возраста и пути решения проблемы»











Выполнила: Алексеева Алина Геннадьевна, ученица 8 «А» класса Руководитель: Алексеева Бибигуль Галимжановна,

учитель истории и обществознания







п.Айхал

2024-2025г.

Содержание

I. Актуальность

II. Цель проекта

III. Задачи

IV. Методы

V. Исследовательская работа

1. Успеваемость в МАОУ «СОШ № 5» р.Айхал и по стране, подъем или снижение?

2. Причины низкой успеваемости учащихся подросткового возраста

3. Пути решения проблемы по мнению учителей, родителей и детей

VI. Вывод

VII. Список литературы



























Актуальность

Проблема неуспеваемости учащихся актуальна, так как является распространенным явлением во многих учебных учреждениях. И эта проблема не только затрагивает самих учащихся, родителей и учителей, она беспокоит все общество в целом. И мы прекрасно все понимаем, что «Образование — главная защита любой страны» (Эдмунд Бёрк).

Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе и еще существует множество других причин.

Я же решила разобраться в этой проблеме и выяснить в нашей школе так же существует снижение успеваемости и почему это происходит. Так как в будущем хочу стать педагогом и меня эта проблема заинтересовала. Кроме того, я сама иногда испытываю трудности в обучении, отрицательные эмоции и напряженность от учебного процесса. Изо всех сил стараюсь быть в числе отличниц, но этот статус очень сложно удерживать и сохранять.

Учителя говорят, что наше поколение, зависимое от телефонов, родители в какой-то степени поддерживают учителей, но иногда сами их винят, при этом не признают своей вины. Дети же винят всех, но только не себя. И, я думаю, они в чем-то правы. И вот кто же все-таки виноват и что делать, я решила разобраться.

Гипотеза: по моему мнению, причиной низкой успеваемости за последние годы, помимо обычных факторов, является объемная и сложная программа обучения с которой не справляются учащиеся средней школы.

Цель: выявить причины низкой успеваемости школьников подросткового возраста в МАУО «СОШ №5».

Задачи:

1. Провести опрос среди учащихся, родителей и учителей о причинах неуспеваемости;

2.Проанализировать данные опроса, создать диаграммы и сделать выводы;

3. Проанализировать учебные планы, результаты ОГЭ по различным предметам за последние 3 года, результаты тренировочного тестирования по русскому языку и обществознанию на умение работать с текстом;

4. Провести эксперимент по читательской грамотности среди учащихся 7 классов и выявить уровень умений и навыков по работе с историческим источником;

5. Провести анализ изучаемого материала и сделать выводы.

Методы: создание вопросов для анкетирования; проведение анкетирования среди учащихся, родителей и учителей; изучение учебного плана и сравнение с успеваемостью учащихся за последние 3 года; изучение статистики результатов ОГЭ; прочтение и анализ научной литературы по педагогике и психологии.

Исследовательская работа

1. Успеваемость в МАОУ «СОШ № 5» п.Айхал и по стране, подъем или снижение?

Для начала я решила выяснить как у нас обстоят дела с успеваемостью за последние три года и, взяв данные из Сетевого города, выяснила, что снижения успеваемости нет, а наоборот, идет даже повышение. (см. таблица №11).

Тогда я решила выяснить как обстоят дела с результатами ОГЭ по различным предметам за последние три года. И выяснила, что по результатам ОГЭ нет однозначного снижения или повышения. По разным предметам в разные годы, разные результаты. (см. таблица №2.) Против фактов не поспоришь, но нужно учитывать различные факторы, которые оказывают влияние на результаты ОГЭ и успеваемость за год. Поэтому я решила, что цифры чаще всего результат сложившейся системы образования.

Тогда я решила обратиться к различным источникам информации и проанализировать ситуацию в России. И выяснила, что «начиная с 60-х годов прошлого века, количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной программой и в результате, попадают в разряд неуспевающих. По различным данным количество неуспевающих учащихся превышает 30% от общего числа учащихся. Анализируя результаты ЕГЭ за период 2011 – 2015 г.г., можно заметить, что возросло количество обучающихся, набравших баллов, ниже минимального порога по таким предметам как математика, физика, история, география и др. В 2011 году, 5,9% учащихся не набрали проходной балл по математике, в 2013 году – 6,2%. По истории в 2011 году – 9, 4% учащихся, в 2013 году – 11%. ЕГЭ по географии не сдали в 2011 году 6,3% учеников, в 2013 году – 12,1%. Проходной балл по физике в 2011 году не набрали 7.4%, в 2013 году – 11% школьников»* (Статья с сайта https://multiurok.ru/files/statia-na-temu-prichiny-i-sposoby-preodoleniia-shk.html)

Кроме того, по данным Рособрнадзора, «каждый третий школьник отстает в учебе; каждый третий российский школьник не владеет даже базовыми знаниями по тем или иным предметам учебной программы, заявили в Рособрнадзоре. По данным ведомства, слабыми в России можно назвать около 30% школ. «Если брать все срезы, которые у нас есть, около 32-35% не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам, в странах-лидерах — это 5%.»* (выдержка из статьи с сайта https://www.gazeta.ru/social/2020/04/10/13043827.shtml?updated

2. Причины снижения успеваемости школьников подросткового возраста

Так как моей целью было, выявить причины низкой успеваемости школьников подросткового возраста в МАУО «СОШ №5», поэтому я решила использовать соцопрос и обратиться к мнению самих участников образовательного процесса. Исследование проводилось среди учащихся 7-9-х классов. Всего приняли участие учащиеся -51 человек, родители-41, учителя -19. Исследование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации, респондентам необходимо было ответить на несколько вопросов. Исследование проводилось посредством анкетирования. Анкета, которая была предоставлена, состояла из вопросов, касающихся успеваемости, причин неуспеваемости, наличия свободного времени, трудностей обучения и решения проблем с неуспеваемостью.

На вопрос об успеваемости детей 65,9% родителей ответили средняя. Сами дети 52,9% ответили, что высокая. И только 9,8 среди родителей и 4% среди детей говорят о низкой успеваемости.

Учителя же, большинство 78,9 %, считают, что в нашей школе успеваемость снизилась. (рис.1)

Дети часто не понимают материал и устают, так как я считаю, нагрузка тяжелая. Поэтому следующий вопрос, который был задан: легко ли детям даётся учеба? 61% родителей выбрали вариант ответа «бывают возникают трудности», 28,8% сказали, что тяжело, но они справляются. (рис.2)

Дети в этом вопросе сошлись с мнениями родителей и 47,1% ответили «бывают возникают трудности», а 41.2% «тяжело, но я справлюсь» (рис.2)

Исходя из этого, следующий вопрос, который мы задали детям, звучал так: «есть ли у вас свободное время?» 50% ответили «да», 39,3% выбрали вариант «очень мало», и только 10,7% сказали, что свободного времени у них нет.

Тут же решили спросить, чем же они занимаются в это свободное время. 64,3% ответили, что они гуляют, 53,6% сказали, что смотрят фильмы, сидят дома, играют в компьютерные и мобильные игры, 46,4% ходят на кружки. (рис.3)

Здесь мы уже можем сделать вывод, что низкая успеваемость у детей, не потому что они устают, ведь времени свободного у них достаточно и занимаются они в это время не совсем полезными делами для их развития. Значит, трудности, которые у детей возникают связаны не с нехваткой свободного времени, не с перегрузкой уроками и внеурочной деятельностью, а с чем-то другим, давайте посмотрим дальше.

Вопрос, который сможет доказать, что у многих учащихся нет проблем с перегрузкой, звучал так: «сколько времени вы тратите на выполнение домашнего задания?» 50% ответили 2-2.5 часа; 32,1% ответили 3-4 часа; 17,9% выбрали 1 час; более 4 часов домашнее задание никто не делает. Что следовало ожидать. Дети не тратят много времени на выполнение домашних заданий. Но это же не значит, что они выполняют все, и самостоятельно. Поэтому мы спросили, с помощью чего они делают домашние задания? Было несколько вариантов ответа. Самым распространенным были такие ответы как: 78,6% ответили при помощи нейросети и интернета; столько же сказали, что делают самостоятельно; 32,1% делают при помощи родителей, друзей и одноклассников. (Рис.4) И такие ответы уже наталкивают нас на размышление, что учащиеся выполняют задания некачественно, не закрепляют знания, не развивают умения и навыки.

Поэтому моя гипотеза потерпела провал, так как я, опираясь, на свое субъективное мнение, решила, что мои ровесники, так же как и я, испытывают нехватку свободного времени и перегруженность информацией в своей учебной деятельности. Поэтому я считала, что это будет главной причиной низкой успеваемости, так как я сама очень часто испытываю физическую усталость из-за высокой нагрузки и у меня практически нет свободного времени, но я, конечно, много занимаюсь дополнительно: хожу в художественную школу, посещаю волейбольную секцию, являюсь вожатой в начальной школе.

Тогда перейдем к другим причинам и выясним какие из них главные. На вопрос «Какие причины низкой успеваемости у детей?» (Из всех так же нужно было выделить три основных.) По многим причинам мнение разошлось, но есть и точки пересечения. Учителя: 89,5% - нежелание детей учиться; 84,2% - из-за телефонов и компьютерных игр; 68,4% - отсутствие системы, частые прогулы. Родители: 65,9% - из-за телефонов и компьютерных игр; 48,8% - плохо объясняют учителя; 34,1% - сложная, объёмная программа. Ученики: 60,8% - много задают; 52,9% - сложная, объемная программа; 41,2% - плохо объясняют учителя. (рис.5)

Из этого мы можем выделить такие причины низкой успеваемости, по мнению респондентов, как, зависимость детей от телефонов и компьютерных игр, сложная, объемная программа; плохое объяснение учителей; отсутствие у детей мотивации и системы обучения из-за частых пропусков.

Решила остановиться на вреде компьютерных игр и зависимостью нашего поколения от телефонов. Может именно из-за них все беды нашего образования. Ведь в Советском Союзе не было телефонов и компьютеров, а люди того поколения знают наизусть таблицы умножения, химических элементов, ответят на вопрос школьной программы, легко процитируют высказывания мудрых и прочитают наизусть стихотворения Пушкина, Лермонтова, Есенина.

Прочитав статью в интернете, я выяснила, что «гаджеты предоставляют детям огромный объем информации, однако не всегда они способны критически её анализировать. Главные проблемы, с которыми сталкиваются юные пользователи это:

1) Фрагментарность восприятия – быстрый поток данных снижает способность к глубокому анализу и размышлению;

2) Зависимость от смартфона – постоянный доступ к информации приводит к снижению мотивации к самостоятельному поиску ответов;

3) Поверхностное усвоение знаний – дети чаще полагаются на готовые ответы из интернета, нежели на логические умозаключения.

4) Клиповое мышление – информация усваивается в кратком формате (сторис, короткие видео), что ухудшает способность к концентрации;

5) Влияние авторитетов – дети склонны бездумно доверять популярным блогерам, а не анализировать информацию.

6) Формирование стереотипов – алгоритмы соцсетей создают «информационный пузырь», ограничивая разнообразие мнений.»* https://sciencely.ru/media/tpost/7yimrldra1-kak-sotsialnie-seti-i-gadzheti-vliyayut

На данном этапе мы пришли к выводу, что телефоны и компьютеры отрицательно влияют на мышление детей. И эта причина, действительно, объясняет почему у детей низкая успеваемость.

В телефонах сидят они много, а читать не любят, и уделяют этому мало времени. Поэтому увлеченность соцсетями, компьютерными играми тянет другую причину низкой успеваемости, и она может являться основной, ее сами опрошенные не выделили, но мы, задав им вопрос о чтении книг, можем прийти к выводу, что современные дети совсем не читают ни книг, ни журналов, ни газет. И эту гипотезу подтверждает наш опрос. На вопрос «любите ли вы читать» - 50% ответили, немного; 35,7% - да; 14,3% - нет. Еще мы решили узнать, «как часто они читают», 28,6% ответили, что читают 1-2 раза в неделю; 25% выбрали вариант ответа «1-2 раза в год»; в месяц читают всего 17,9%, столько же читает каждый день; не читают- 10,7% (рис.6)

Из этого опроса мы можем сделать вывод, что читаемость в наше время очень низкая, ведь из 100% каждый день читает всего 17,9%.

Обратившись в библиотеку, я выяснила, что не происходит снижение посещения библиотеки. Но, я задумалась, ведь брать книги можно, а читают ли наши ученики эти книги. Поэтому решила узнать владеют ли учащиеся читательской грамотностью. Использовала для анализа данные тренировочного тестирования за 2024-2025 учебный год по русскому языку, обществознанию среди учащихся 9 классов. И пришла к выводу, что справляются с заданием по работе с текстом малое количество человек. (рис.7,8)

А для того, чтобы доказать, взаимосвязь умения грамотно читать с выполнением заданий, то проведен был эксперимент среди учащихся 7 классов по читательской грамотности по истории. В эксперименте приняли участие учащиеся 7А, В класса всего - 38 человек. Из них справились с заданием (прочитать исторический текст и ответить на три вопроса. 2 и 3 вопрос был связан непосредственно с самим текстом) в 7А из 20 учащихся на «2»-11, «3»- 6, «4»- 3. (успеваемость – 45%, качество- 15%). 7В- 18 человек. Из них «2» -1, «3»-10, «4»-4, «5»-3. (успеваемость-94%, качество- 38 %). Итого: успеваемость- 68%, качество- 26 %. (рис.9)

А чем же полезны книги для подростков? Я прочитала статьи в интернете и выяснила, что «чтение развивает творчество и фантазию. Сказано в статье, что если вы человек творчества или просто любитель искусства, то книги отлично помогут вам укрепить креативное мышление. Объяснить это очень просто. Книга - это единственный "инструмент", декодирующий символы в образы. Как музыка рождает образы в нашей голове, так и книги с помощью слов автора рождают наши собственные, неповторимые изображения в голове. Кроме того, чтение развивает критическое мышление. Критическое мышление важно не только для людей творческих профессий. Оно помогает нам вести диалог, обсуждение, спор, видеть причинно-следственные связи и параллели, принимать решения, избегать ошибок или справляться с ними. Ведь когда ты понимаешь, почему герои ведут себя именно так, осмыслить, почему в жизни люди ведут себя таким же образом, станет гораздо легче. Иногда бывают случаи, когда к чтению прибегают за поддержкой. Это тоже особенное качество книги, которая может создать особую связь между собой и читателем. Для кого-то книги становились лучшими друзьями, для кого-то - неиссякаемым источником полезных и интересных знаний, а для кого-то - настоящим лекарством».* https://www.belnovosti.by/deti/pochemu-podrostkam-vazhno-chitat-knigi-5-prichin

3. Пути решения проблемы по мнению учителей, родителей и детей

Конечно, нам стало интересно как, по их мнению, можно заинтересовать детей в учении.

Учителя сошлись в мнении о том, что нужно изменить систему образования, так ответило большинство, а точнее 52,6%. По 21,1% были такие варианты как - снизить нагрузку, стимулировать.

Родители выделили несколько вариантов ответов. 58,5% выбрали изменить подход учителей. 48,8% выбрали изменить отношения ребенка к учебе, 34,1% выбрали вариант «стимулировать».

Дети вносили разные предложения, самые популярные среди подростков, такие варианты, как: 66,7% - снизить нагрузку; 64,7% - стимулировать, 58,8 - изменить подход учителей к преподаванию своего предмета. (рис.10)

Вывод:

Из данного можно сделать вывод, что ни дети, ни родители, ни учителя не видят причину в себе и не хотят менять свое отношение к образованию. От каждого участника обучения зависит успеваемость детей. Как родители, так и учителя, и система образования играют важную роль в хорошей успеваемости школьников.

Подводя итог опроса среди учащихся, можно выделить для каждой группы участников образовательного процесса различные варианты решения проблемы:

1. Родителям с детства прививать любовь к книгам, ограничивать игру в телефонах, больше уделять время для общения, развивать интерес к знаниям, развивать полезные привычки, воспитывать самостоятельность, дисциплину, трудолюбие, целеустремленность.

2. Учителям изменить подход к преподаванию, разнообразить формы уроков, сделать уроки интересными, применять индивидуальный подход к учащимся, учитывать индивидуальные способности детей, дифференцировать домашние задания.

3. Учащимся изменить отношение к учебе, больше времени уделять чтению, занятиям в кружках, осмыслить значимость образования в наше время.

4. Государству вернуть советскую систему образования, снизить нагрузку, не включать в расписание внеурочную деятельность и ненужные предметы.

Подведя итог всему, можно сделать вывод, что нельзя выделить одну проблему, их много и у каждого подростка она своя. А почему возникают проблемы у детей с учебой? Для этого хочется воспользоваться цитатой психолога Светланы Белоказанцевой: «Дети, как глина — родители, родственники и общество лепят из них окончательную фигуру» и этим можно все объяснить.

Список литературы:

Сайты:

https://multiurok.ru/files/statia-na-temu-prichiny-i-sposoby-preodoleniia-shk.html

https://www.gazeta.ru/social/2020/04/10/13043827.shtml?updated

https://sciencely.ru/media/tpost/7yimrldra1-kak-sotsialnie-seti-i-gadzheti-vliyayut

https://www.belnovosti.by/deti/pochemu-podrostkam-vazhno-chitat-knigi-5-prichin

























Таблица №1

Сводный отчет об успеваемости по школе с 2021-2024 учебный год

2021-2022гг

5-9 классы

На «5»

На «4-5»

На «3»

% качества

Итого: 403

22

142

239

40%

2022-2023гг

5-9 классы

На «5»

На «4-5»

На «3»

% качества

Итого: 413

27

150

236

42%

2023-2024гг

5-9 классы

На «5»

На «4-5»

На «3»

% качества

Итого: 420

27

155

238

43%



Таблица №2

Анализ успеваемости и качества ОГЭ по предметам с 2021-2024г


2021-2022гг

2022-2023

2023-2024

Итого

Предмет

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

Математика

76%

27%

75%

28%

95%

50%

t1745841423aa.gif

t1745841423aa.gif

Русский язык

97%

62%

100%

33%

95%

58%

t1745841423ab.gif

t1745841423ac.gif

Обществознание

85%

60%

95%

27%

84%

28%

t1745841423ad.gif

t1745841423aa.gif

Физика

74%

13%

100%

24%

88%

25%

t1745841423ae.gif

t1745841423aa.gif

География

71%

30%

73%

36%

86%

49%

t1745841423aa.gif

t1745841423aa.gif

Биология

93%

23%

95%

36%

96%

73%

t1745841423aa.gif

t1745841423aa.gif



Рис1.

Снизилась ли успеваемость, по сравнению с прошедшими годами, по мнению учителей.

t1745841423af.png



Рис.2

Легко ли детям даётся учеба?

t1745841423ag.png

Рис.3

Чем дети занимаются в свободное время?

t1745841423ah.png

Рис.4

С помощью чего дети делают ДЗ?

t1745841423ai.png

Рис.5

Причины низкой успеваемости.

t1745841423aj.png

Рис.6

Как часто дети читают.

t1745841423ak.png

Рис.7

Анализ читательской грамотности среди учащихся 9-х классов по результатам выполнения задания №10 по КИМ по русскому языку в 2024-2025 учебном году.

t1745841423al.gif

Рис.8

Анализ читательской грамотности среди учащихся 9-х классов по результатам выполнения заданий из КИМ по обществознанию

t1745841423am.gif

Рис.9

Анализ читательской грамотности среди учащихся 7-х классов по результатам выполнения задания по тексту по истории в 2024-2025 учебном году.

t1745841423an.gif









Рис.10

Как можно заинтересовать детей в учебе?

t1745841423ao.png









17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.