12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курочкина Елена Александровна503

Проблема низкой мотивации школьников на уроках 

английского языка и пути ее решения


Работу подготовила:

учитель английского языка

Курочкина Е.А.


Содержание

Введение                                                                                                                              1

Глава 1. Понятие мотивации как фактора оптимизации учебного процесса                2

1.1. Понятие мотивации.                                                                                                    2

1.2. Виды мотивации и мотивы при изучении иностранного языка                             4                                                                  

Глава 2. Проблема низкой мотивации школьников на уроках                                        6

иностранного языка и пути ее решения

2.1. Основные препятствия в достижении мотивации к обучению                               6

иностранному языку.

2.2. Причины низкой мотивации                                                                                       8

Глава 3. Создание условий развития учебной мотивации школьника.                          8                                     

3.1. Создание условий развития учебной мотивации школьника.                                 9

Организация урока.

3.2. Создание условий развития учебной мотивации школьника.                                10

Учитель и ученик.

Глава 4. Интерактивные методы обучения как средства развития учебной                 11    

мотивации.

4.1. Модели обучения                                                                                                         11

4.2. Игра - как мотивируюший фактор                                                                             13

4.3. Метод  «мозгового штурма»                                                                                       15

4.5. Проектная технология в обучении английскому языку как способ повышения   16

мотивации

Выводы                                                                                                                                 17

Список использованной литературы                                                                                 18




Введение

Актуальность.

Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся к обучению. Проблема мотивации в учении возникает по каждому изучаемому предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется узнавать новые слова, говорить на иностранном языке со сверстниками, рассказывать стихотворения и петь песни на иностранном языке, узнавать о других странах. Проблема снижения мотивации появляется, как правило, в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, ученику необходимо прикладывать усилия для его усвоения. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.  На данном этапе у многих учащихся внутренняя мотивация еще недостаточно сформирована, поэтому задача учителя — помочь ученику сохранить и развить интерес к изучению иностранного языка.

В условиях перехода к новым стандартам подразумевается, что учащиеся сами заинтересованы в своем обучении и развитии. Поэтому перед педагогом стоит задача стимулирования мотивации учащихся.

Цель: рассмотреть причины низкой мотивации учащихся в обучении английскому языку, развитие мотивации, познавательной активности обучающихся посредством применения методов и приемов интерактивного обучения.

Задачи:

1. Рассмотреть значение мотивации учащихся в изучении английского языка.

2. Рассмотреть основные препятствия в достижении мотивации к обучению иностранному языку.

3. Изучить методы и приемы интерактивного обучения, как наиболее эффективные средства для повышения мотивации.

4. Привести примеры фрагментов уроков с применением методов интерактивного обучения.

Глава 1. Понятие мотивации как фактора оптимизации учебного процесса

Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания. Мотивация - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Изучение и правильное использование действующих мотивов, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического процесса.

Мотивация – это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия.

И.П. Подласый сформулировал понятие «мотивация» следующим образом: мотивация (от лат. moveo - двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

По мнению А.К. Марковой, мотивация - это психологическая реальность, «которая стоит за положительным отношением подростка к учению». Мотивация является стартовой площадкой любой деятельности и поэтому занимает ведущее место в ее структуре. В то же время мотивационная сфера сама по себе - сложное образование. Уровень развития мотивационной сферы зависит от сформированности потребностей, мотивов, интересов, целей и других ее компонентов. Важными аспектами мотивационной сферы являются потребность и мотив. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже при получении хороших отметок, а в других - при правильно организованной учебной деятельности - организацией подростка на внутреннее содержание учебной деятельности, способы выполнения действий.

Маркова А.К. определяет мотив как «направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность».

Исследуя отношение подростков к учению, Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность подростков. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. 

t1617102243aa.png


Мотивация обучения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами. Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно - следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы).

При обучении иностранному языку реализуются следующие виды мотивации

 - Коммуникативная(целевая), при которой учащиеся осознают, что языковой материал необходим для предстоящего речевого общения на иностранном языке, и такое сознание облегчает усвоение материала на иностранном языке.

- Познавательная, при которой проявляется стремление учащихся получить новые сведения о языке и на языке.

- Страноведческая мотивация, при которой происходит формирование отношения учащегося к стране изучаемого языка, прежде всего к его языковым, культурным, языковым традициям.

- Инструментальная мотивация, которая предполагает готовность учащихся к выполнению различных упражнений, стремление к освоению новых форм и видов работы, дальнейшего совершенствования ранее освоенных.

- Эстетическая мотивация, при которой учащиеся получают эстетическое удовольствие в изучении иностранного языка.

Виды мотивации и мотивы при изучении иностранного языка



Виды мотивации изучения английского языка

Общепринятый мотив, составляющий тот или иной вид мотивации

Практические (истинные) мотивы, по результатам наблюдений

Внешняя мотивация:

1. Широкая социальная мотивация.

1. Каждый образованный человек должен знать иностранный язык 
2. Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.
3. Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.
4. Не хочу быть хуже товарищей.
5. Не хочется огорчать уважаемого мной учителя.

1.Без знания иностранного языка невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка.
2. Ин. яз нравится больше, чем родной, потому что в нём больше интересного, незнакомого.
3. Предмет нравится из-за учителя.

Внутренняя мотивация:

2. Мотивация связанная с перспективным развитием личности.

6. Изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни.

4. Иностранный язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.

3. Коммуникативная мотивация.

7. Нравится общение в классе на языке.
8. На уроке ин. языка интересно. И о других мотивах я не задумываюсь.
9. Иностранный язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связь интернет и фидо, современная музыка, видео).

5. Хочу научиться писать письма на иностранном языке языке.
6. Нравится, когда читаем письма из иноязычных стран.
7. Хочу переписываться со сверстниками - иностранцами, как сосед - старшеклассник.

4. Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью.

10. Интересуюсь языком как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в учении.

8. Нравится когда мы играем.
9. Мне легко запоминаются иностранные слова.
10. Нравится учить стихи.
11. Люблю готовить карточки к уроку, рисунки.


​​​​​​​ Глава 2. Проблема низкой мотивации школьников на уроках иностранного языка и пути ее решения.

2.1. Основные препятствия в достижении мотивации к обучению иностранному языку.

Исследования вопроса мотивации к изучению иностранного языка школьниками показывают снижение её от класса к классу. Высокая начальная мотивация и желание изучать язык в процессе овладения им постепенно снижаются. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается успеваемость по предмету, что, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Основные препятствия в достижении мотивации к обучению иностранному языку.

1. Возраст учащегося. Как правило, мотивация к обучению резко падает в подростковом возрасте. Подростки уделяют большое внимание общению со сверстниками, самоутверждению в коллективе. Таким образом, учеба уходит на второй или даже третий план. При решении данной проблемы педагоги и родители стараются делать упор на мотивацию оценками, что чаще всего срабатывает.

2. Зависимость от современных технологий.

Современные технологии развиваются очень быстро. Многие школьники попадают в серьезную зависимость от гаджетов и социальных сетей, что мешает их учебе. Но при правильном подходе к современным технологиям, гаджеты могут очень помогать в обучении. Например, старшие ученики могут использовать дополнительные электронные учебники, загружая их в планшеты, выходить на предоставленные учителем ресурсы, используя Интернет. Средние и младшие школьники любят играть в компьютерные игры, большинство из которых на иностранном языке. Поэтому для лучшего понимания этих игр, школьников можно мотивировать изучением иностранного языка.

3. Неспособность к концентрации внимания. Многим учащимся очень сложно долго концентрировать внимание на одном задании. В этом случае нужна частая смена деятельности в ходе урока и в выполнении домашнего задания. На уроках иностранного языка педагог может чередование упражнения на виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), просмотр короткого видеоролика на иностранном языке, викторина, повторение лексики. С младшими школьниками возможны подвижные игры, групповые или парные работы.

4. Непонимание целей обучения. В любые времена находятся учащиеся, которые не видят никакого смысла в обучении. Обычно эти дети из неблагополучных семей, которые не видят перед собой достойного примера. Проще всего повысить их мотивацию можно средствами уроков иностранного языка.

5. Личная значимость предмета. Этот мотив является самым труднодостижимым и вместе с тем значимым. Здесь многое зависит от педагога, от его манеры вести урок и общаться, от его личных качеств.

6. Ситуация неуспеха. Учащимся не всегда бывает понятна тема, ученик теряется, испытывает дискомфорт, от этого страдает мотивация.

Мотивация обучения зависит от нескольких факторов:

- особенности учащегося (пол, уровень интеллектуального развития);

- качеств учителя и его отношение к педагогической деятельности;

- организации педагогического процесса;

- особенностей учебной программы (в данном случае иностранного языка).

2.2. Причинами низкой мотивации, нежелания и неумения учиться

могут быть ошибки воспитательного характера:

- неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

- отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

- нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»)

- неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот,  чрезмерная опека

- снижение мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.)

2.3. Причинами снижения мотивации учащихся, зависящими от учителя, являются:

- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

- неумение применять и владеть учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,

- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;

- особенности личности учителя.

 Как показывает практика, учителя далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приноси. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Поэтому, мотивация учащихся во много зависит от учителя, его профессионализма, владения современными технологиями обучения.

Глава 3. Создание условий развития учебной мотивации  учащихся.

3.1. Мотивация обучения зависит от нескольких факторов:

- особенности учащегося (пол, уровень интеллектуального развития);

- качеств учителя и его отношение к педагогической деятельности;

- организации педагогического процесса;

- особенностей учебной программы (в данном случае иностранного языка).

Создание условий развития учебной мотивации школьника.

Организация урока.

1.Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.

2. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и   взаимного уважения.

3. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.

4. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.

5. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умел их применять.

3.2. Создание условий развития учебной мотивации школьника.

Учитель и ученик.


1. Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение.  Процесс обучения станет более эффективным, если его организовать не как трансляцию информации, но как активиза-цию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулиро-вать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися.

2. Развитие внутренней мотивации учителя - это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты.

3. Мотивировать учащихся на успех. 

4. Развивать любознательность и познавательный интерес учащихся.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через познавательную деятельность. В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах - любознательность; в старших классах - потребность в творческой деятельности.

5. Взаимоотношение учителя с классом. Развитие учебной мотивации невоз-можно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует выбрать соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей. Установить благоприятный психологический климат в классе для успешного усвоения материала.

Глава 4. Интерактивные методы обучения как средство развития учебной мотивации

4.1. Модели обучения

Главная задача мотивации учения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности учащегося. Занятие следует организовать так, чтобы ребенку было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. Различают следующие модели обучения:

1) Пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

t1617102243ab.png

Рисунок 1. Схема пассивного метода

2) Активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); при активном методе обучения – взаимодействия учителя и ученика.

t1617102243ac.png

Рисунок 2. Схема активного метода

3) Интерактивная – взаимодействие (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).  В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «учитель-ученик-ученик».

t1617102243ad.png

Рисунок 3. Схема интерактивного метода

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и учащегося, а также учащихся друг с другом. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения; позволяют организовать большее поле взаимодействия учащегося: в него включается не только педагог, но и сверстники с разным опытом, культурой, уровнем знаний. Педагог выступает в интерактивной модели обучении партнером учащегося, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов, которые делятся на следующие группы: игровые, дискуссионные, проектные. Каждый метод имеет свои особенности реализации, условия проведения, но существуют общие принципы и алгоритм включения интерактивных методов обучения в образовательный процесс.

Методы и приемы интерактивного обучения: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, «Карусель», работа в малых группах, Аквариум, Мозговой штурм, Кластер, Диаграмма Венна, Броуновское движение, «Дерево решений», Ролевая (деловая) игра, Метод пресс, Займи позицию, Дискуссия, Ранжирование.

Основные правила организации интерактивного обучения:

– Включение в интерактивное взаимодействие всех участников групп.

– Комфортные психологические условия на занятии.

– Количество в группе учащихся не должно превышать 20 человек.

– Мобильное пространство в группе, способствующее свободному перемещению участников.

– Четкое закрепление правил и регламента.

– Деление на группы лучше строить на основе добровольности или принципом случайного выбора.

4.2. Игра - как мотивируюший фактор

Одним из наиболее эффективных и универсальных приемов обучения является игра. В кратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Я. Ярошевского понятие  «игра» обозначено  следующим образом: «Игра – основная деятельность ребёнка. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению иностранного языка.  

Из раскрытия понятия игры педагогами и психологами выделяется  ряд общих положений:

1. Игра является самостоятельным видом развивающей деятельности детей всех возрастов.

2. Игра для детей – одна из самых свободных форм их деятельности, которая осознается, при этом изучается окружающий мир, открывается простор для активности самовыражения, самопознания,  личного творчества.

3. Игра является первой ступенью деятельности ребенка, начальной школой его поведения, игра – равноправная и нормативная деятельность младших школьников, подростков, юношества, которые меняют свои цели по мере взросления.

4. Игра – это практика развития. Дети развиваются, потому что играют, и играют, потому что развиваются.

5. Игра – это свобода саморазвития, самораскрытия с опорой на разум, подсознание и творчество.

6. Игра является главной сферой общения детей; в игре приобретается опыт взаимоотношения людей, решаются проблемы межличностных отношений.

На уроке учитель может использовать разные типы игр: игры с правилами, дидактические, подвижные, творческие, сюжетно-ролевые, деловые игры. 

Виды дидактических игр

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

4. Урок – деловая игра.

Деловые игры делятся на  организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Примеры использования игры на уроках для младших школьников.

1) Грамматическая игра «Подарки» 

Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.

2) Фонетические игра «Слышу - не слышу»

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в называемом слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

3) Лексическая игра «Цифры»

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

4) Орфографические игры «Вставь букву». 

Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.

Напримерангл.  c...t , a...d, a...m, p...n, r...d, s...t, r...n, t...n, o...d, t...a, l...g, h...n, h...r, h...s, f...x, e...g, e...t, d...b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).

3.3. Метод «Мозгового штурма»

Метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки – Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?

2. Предложить ученикам настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.

Фрагмент урока с применения метода «Мозговой штурм»

Тема урока: Are you aware of your rights? (Знаете ли вы о своих правах?)

Учитель: Today we will use the method of brainstorming, which will allow us to find a solution to the problematic issue of human rights in modern society. The problem of human rights accompanies the entire history of mankind. Human rights have always been associated by thinkers with the relationship between the individual and power.

Класс делится на четыре группы. Каждая группа рассматривает, анализирует определенную группу прав в Конституции РФ и Всеоб­щей декларации прав человека и выполняет задания карточки. (8-10 минут)

1 группа - Сivil rights (гражданские права).

2 группа – Рolitical rights.(политические права).

3 группа – Еconomic rights (экономические права)

4 группа – Social rights.(социальные права)

Проблемный вопрос мозгового штурма

The problematic issue of brainstorming: what do you think should be done to ensure that human rights are not violated?( Проблемный вопрос мозгового штурма: как вы думаете, что необхо­димо сделать, чтобы не нарушались права человека?)

1. To increase the legal culture of citizens, through the media.

2. increase the number of law hours in schools.

3. Create free legal advice.

4. Increase the number of educational programs on law on television.

5. Create a legal commission of students in each school.

6. Projects on the law.

7. Creating a website for schoolchildren.

Все идеи записываются на доске. После того, как все предложения будут записаны на доске, начина­ется отбор наиболее удачных идей. Отбор предложений можно провести несколькими способами: 1) голо­сованием – подня­тием рук; 2) команда аналитиков - заранее вы­бранные из учеников класса (три-четыре ученика);

Далее проводится анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Выступление групп, (три-четыре минуты) анализ и оценка позиций. Обсуждение. Подведение итогов.

4.4. Метод дискуссии

Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. 

Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников – т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале.

Фрагмент урока с применением метода дискуссий

Тема урока: Конфликты. (9 класс)

Учитель предлагает вопросы для обсуждения:

1) How often do you have conflicts?  2) What are the most common causes of conflicts? 

3) Whom do you often have conflicts with? 4) How do you resolve conflicts? 

5) Is it possible to avoid conflicts? 6) Think of a conflict situation (from your experience or from a book/ movie.) 7) Then describe the situation. 

(Как часто у вас возникают конфликты? Каковы наиболее распространенные причины конфликтов? С кем у вас часто бывают конфликты? Как вы разрешаете конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Подумайте о конфликтной ситуации (из своего опыта или из книги/ фильма. Затем опишите ситуацию).

Класс делится на 3 группы. У каждой группы свое задание, своя тема для обсуждения: ·  


1 группа - Конфликты в семье    

2 группа -  Конфликты в школе     

3 группа - Конфликты с друзьями.      

Учащиеся в группах обсуждают вопросы, затем представляют мнения и решения задания для всего класса, делают выводы по результатам дискуссии:

To  avoid  a  conflict  we  should (we  should  not)… To  resolve  a  conflict  we  should (we should not) ... (Чтобы избежать конфликта, мы должны (мы не должны)… Разрешать конфликт мы должны (не должны)

Учащиеся оформляют на ватмане всю полученную информацию, подводят итоги.  При оценивании участников дискуссии следует учесть следующие критерии: аргументированное представление своей точки зрения, умение задавать проблемные вопросы, обобщать полученную информацию, делать выводы, соблюдение речевого этикета, грамотность речи.

4.5. Проектная технология в обучении английскому языку как способ повышения мотивации

Сегодня метод проектов является одним из популярных в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка.

Особенности проектного метода, ведущие к повышению мотивации:

Разнообразие, что способствует поддержанию интереса к учебе. Это разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.)  и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения.

Учеба с удовольствием. Важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность – это одна из особенностей проекта. Часто задания  могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

Проектный метод является одним из самых эффективных в повышении мотивации учащихся. Проектную работу можно проводить по всем изучаемым разделам.

Например, при изучении раздела «Мои планы после школы» в 9 классе одна из предлагаемых тем проекта для учащихся: «The world of work in Russia» («Мир труда в России»).

Учащиеся работая над проектом, решают следующие задачи:

1. Do your own research about popular jobs in Russia:
make a list of professions that people choose in your country/city most often;
collect information about each profession.
2. Interview some people you know and ask them about their day-to-day work, their working hours, their likes and dislikes and how they see their careers in the future.
3. Make a collage showing the results of your survey.
2. Present your project to your classmates. Answer your classmates’ questions.
3. Discuss the projects and decide which project is the best.

Ребята проводят собственное исследование популярных профессий в России, составляют список профессий, которые люди чаще всего выбирают; собирают информацию о каждой профессии; опрашивают своих родителей, знакомых об их повседневной работе, рабочем времени. Результатом работы является презентация или  коллаж. Ребята представляют свой проект, отвечают на вопросы одноклассников.

Выводы

Мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Будут ли «разбужены» эти потенциальные силы, тонизирующие учение, превратятся ли они в реальную движущую силу процесса учения на всём его протяжении, во многом зависит от учителя. В его функцию входит воспитание мотивов учения. Мотивация имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у изучающих иностранный язык, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях образовательного учреждения.  Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы.

Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают интерактивные методы: игровые, поисковые, исследовательские.


Список использованной литературы

1.Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 2012. – 387 с.

2.Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно техническое издание «Наука и образование» – № 4 – 2011 г. [Электронный ресурс]. http://technomag.edu.ru/

3. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,2006. – 136с.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 2011. - 316с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ.– СПб.: Питер, 2006.–352с.

6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвящение, 2010. – 192 с.

7. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. М., 2006.

8. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.Ю. Косовой. СПб, 2002.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 2006. – 188с.

10.Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – Ярославль, 2011. – 98с.

11. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2011. – 136 с.

12.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2008. – 298с.

https://moluch.ru/archive/148/41860/

1https://tonkova-estalsch4.edumsko.ru/articles/post/1205239


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.