12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Точило Лариса Ивановна102
Россия, Ленинградская обл., Выборг
3

"Применение способов и приемов запоминания английской лексики по типам памяти"

Применение способов и приемов запоминания английской лексики по типам памяти

Введение

1. Актуальность темы

Мы изучаем английский язык в школе со 2-го класса. На каждом уроке мы узнаем новые слова. Без знания лексики невозможно говорить на английском, понимать речь на слух, написать, перевести что либо, потому что при помощи лексики происходит передача информации. И объем лексики с каждым годом увеличивается. Кроме того английский язык считается международным языком. Мы встречаем английский язык везде: в магазинах, на улице, в интернете, путешествуя за границу. Тема работы актуальна потому что словарный запас английских слов и необходимо регулярно пополнять и делать это можно с помощью различных способов.

2. Проблема в том, что существуют сложности при изучении лексики.

3. Цель исследования: выяснить какие типы памяти бывают , изучить их , узнать какие способы и приемы запоминания лексики существуют и создать классификацию изучения лексики по типам памяти.

4. Задачи:

а) изучить необходимую литературу по теме.

б) дать определение понятию память, узнать какие типы памяти бывают.

в) изучить и проанализировать способы и приемы запоминания слов.

г) путем анкетирования (используя методику изучения типов памяти Богдановой Т. Г. И Корниловой Т. В.) выявить, какие виды памяти развиты у наших одноклассников.

д) познакомить одноклассников с приемами и способами запоминания английских слов по типам памяти.

5. Практическая значимость.

Материалы работы могут быть использованы на уроках английского языка в школе и дома для самостоятельного изучения лексики.

6. Объект исследования:

Английская лексика.

7. Методы исследования:

Сбор информации, анкетирования и анализ результатов

Основная часть

1.1 Что такое память. В начале исследования нам необходимо было узнать что такое память. Мы пришли к выводу, что

Память – это обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Мы узнали, что существует несколько видов памяти у человека.

1.2.Виды памяти:

а) образная, слуховая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная, осязательная.

б) моторная;
в ) эмоциональная;

г) логическая.

Изучив литературу и информацию в интернете, мы выяснили, что по типу памяти люди делятся на визуалов (примерно 50% населения). Доминирующей является зрительная память. Аудиалов (10-15%). Ведущей является слуховая память. Кинестетиков (примерно 35%). Однако такое деление является условным, поскольку чаще всего встречаются смешанные типы.

Определив свой тип памяти , можно найти подходящие способы запоминания слов. И сделать процес запоминания слов более интересным и не занимающим много времени.

И нам стало интересно, какой тип памяти развит у наших одноклассников. Мы провели эксперимент, основываясь на методику Богдановой Т.Г. и Корниловой Т.В.

Для этого учащимся были даны 4 ряда слов по 10 слов в каждом.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай. Учащимся необходимо было прослушать данные слова (слова читались 3 раза с интервалом в 10 секунд), а затем эти слова нужно было произнести ( в произвольном порядке) за 30 секунд.

Для зрительного восприятия: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка. Слова были написаны на доске. Учащиеся в течение 30 секунд запоминали эти слова а затем было необходимо восстановить цепочку слов в произвольном порядке.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь. Ученикам были прочитаны эти слова с интервалом между словами при чтении - 3 секунды. После 10 секундного перерыва ученики должны были их записать в произвольном порядке.

В опросе участвовали ученики нашего 7 а класса (всего 20 человек).

Результаты показали, что лучше всего у учащихся развита зрительная и слуховая память.

2. 1 Способы и приемы запоминания английских слов

Следующим этапом было изучение способов и приемов запоминания английских слов. Изучив необходимую литературу, мы выяснили, что в среднем, чтобы общаться на английском языке, человеку необходимо знать 3-4 тысячи слов. Если учить по 10 слов в день, то за месяц можно выучить 300 слов, а за 10 месяцев 3 тысячи. Также мы открыли для себя множество способов и приемов запоминания английской лексики. Из огромного списка мы выбрали наиболее, на наш взгляд, самые простые, но эффективные способы и приемы.

1-й способ.
C
инонимы- Антонимы.

Можно запоминать слова при помощи подбора синонимов и антонимов. Достаточно интересный способ запоминания слов на наш взгляд. Подбирая антонимы или синонимы к необходимому слову. Можно узнать и запомнить уже ни одно слово, а целый ряд слов.

Пример:

Polite – rude (вежливый-грубый)

Happy – unhappy (счастливый-несчастливый)

Hot – cold (горячо-холодно)

Good – (nice,pleasant,lovely,beautiful,)

Bad – (unpleasant,rude,ugly)

2-й способ – техника интервального повторения

Данная техника также зарекомендовала себя как достаточно эффективная.

Нужно повторить новое слово как минимум 9 раз, чтобы его запомнить, лучше это делать следующим способом: через 15 минут после ознакомления, через час после последнего повторения, через 3 часа , на следующий день, через 2 дня, через 4 дня, неделю, 2 недели, месяц. Этот прием хорош тем, что делать это можно в любое удобное для вас время.


3-й способ - Мнемотехника

Является одним из самых эффективных способов запоминания английских слов. Он способствует их усвоению при помощи создания ярких образов. Чем оригинальнее образ, тем успешнее процесс. Пример:

Представьте, что вам нужно запомнить слово clever («умный»). По звучанию оно очень похоже на русское слово «клевер». И фраза «УМНАЯ корова ест КЛЕВЕР» поможет вам запомнить не только слово, но и его перевод. Или слово «narrow» переводится «узкий» - по узкому переулку идет «нервный» человек. «Creak» - скрип. Я всКРИКнула от скрипа двери.

4-й способ
Карточки.

Этот способ запоминания английских слов достаточно прост как на этапе подготовки, так и во время реализации. Взяв небольшие листочки бумаги (чем плотнее, тем лучше), запишите на каждом из них слово, которое необходимо запомнить, и его перевод на обратной стороне. Такие карточки можно брать с собой куда угодно и учить слова в свободное время. Также для удобства запоминания эти слова можно объединять по тематике (частям речи, ассоциациям) - разбить слова на группы по 5-10 штук и учить. Способ не новый, но, как мы упоминали ранее, достаточно эффективный.


5-й способ
Стихи-Запоминалки.

Стихи — это отличный способ запоминания английских слов для детей, который одинаково эффективен и для детей, и для взрослых. Кажется что это не серьезно, однако именно ритмомелодика и забавные сюжеты помогут быстро запомнить слово. Данные стихи для лучшего восприятия лучше дополнять картинками или забавными сюжетами. Таких стихов огромно множество. Вот некоторые примеры:

Пример:

Возле river старый house. В нем живет grandmother mouse.

Mouse дарит вкусный cheese.

Дай мне cup, grandmother ,please.

Thank you, очень вкусный tea.

Five o’clock – пора идти.

Я люблю гулять – «to walk»,
Говорил волчице волк.
Можем вместе побродить,
На луну - на moon повыть.

Как мы видим, используя этот способ. Можно учить не только существительные или прилагательные, но и глаголы. В том числе и неправильные.

6-й способ
Кроссворды
.

Этот способ запоминания английских слов также является достаточно эффективным. Школьникам всех возрастов нравится отгадывать кроссворды, шарады, змейки. В литературе и интернете также представлены кроссворды на «любой вкус», возраст и уровень владения английским языком.



t1680084013aa.jpg

7-й Способ
Промаркируйте все окружающие вас предметы.

Для этого способа необходимо выделить время, но оно того стоит. Необходимо взять яркие стикеры и маркер контрастного цвета, наклеить бумажки с подпсью на английском на те предметы, названия которых необходимо запомнить на английском. Это способ хорош для изучения такой темы как «дом, мебель, комнаты». Стикеры также можно поместить на рабочем место перед газами. Каждый раз Вы будете охватывать взглядом эти слова и через неделю вы запомните их, не тратя много времени.


8-й Способ
Сочинение Историй

Очень интересный способ на наш вгляд. Кроме того, что вы запоминаете слова, вы развиваете мышление, языковую догадку, воображение. Это прием также можно использовать учителю на уроке, закрепляя пройденный материал. Причем, тема может быть любой.

Необходимо придумать историю, в которой будет использована вся требуемая лексика. Например: возьмите 10 новых слов, выпишите их на листочек и попробуйте составить какой-то рассказ. Рассказ может быть любым, забавным, даже нелепым.

9 -ый способ «Чтение»

Также хотели порекомендовать использовать этот способ при запоминании лексики, так как учащиеся в наши дни читают очень мало. А ведь чем больше вы читаете, тем больше вы учите. Вы будете запоминать слова, даже не осознавая это во время чтения. Сейчас существет множество сайтов где можно скачать и прочитать книгу на английском языке. Многие учащиеся не используют это способ, потому что боятся, что многих слов они не знают и понять содержание книги будет проблематично, а каждый раз заглядывать в словарь- это тратить время. Но эта проблема легко решается и для начала можно пользоваться книгами – билингвами (двойной перевод).

10-тый способ прослушивание слов

Найдите подходящие аудиозаписи c текстом английских слов, которые нужно запомнить. Причем сделать это можно абсолютно бесплатно. Можно слушать рассказы, песни, стихи и.т.д.

Этот способ хорош тем, что можно это делать слушать в удобный для вас момент времени, совмещая с обычными делами; в дороге, в машине..


11-тый способ «Гармошка», «Змейка»

Это легкий прием запоминания слов. Его можно использовать как на уроке в работе в парах, группах, так и дома для самостоятельного изучения.

Берется лист бумаги, сворачивается гармошкой и в каждой складке записываются слова ( но не более 15). Можно записывать слова и транскрипцию. Прочитав их несколько раз, попробуйте повторить (записать). Делать это можно до того, как количество ошибок снизится до нуля. Можно этот способ представить в виде «змейки», куда ученики могут вписывать слова разными способами (следующее слово начинается с последней буквы предыдущего, рифмуется и.д.т) или находить знакомые слова в «змейке».

12-тый способ - «Карта памяти»

Представляет собой кластер, в центре которого пишется главное слово и от него составляются ассоциативные сети. Такой прием тоже удобно использовать на уроке на разных его этапах. Учить таким способом можно не только глаголы, но и существительные и прилагательные. Ниже представлены примеры «карт памяти».

t1680084013ab.jpgt1680084013ac.pngt1680084013ad.png

Вывод : как мы видим, способов и приемов для изучения лексики достаточно много.

2.2 Использование компьютерных ресурсов при изучении лексики.

Сейчас невозможно представить нашу жизнь без Интернета.

Кроме классических способов и примемов запоминания слов можно расширять словарный запас английского языка используя информацию с различных обучающих сайтов.

Правильно выбранный сайт может ускорить и упростить процесс запоминания слов. Изучать лексику с помощью сайтов можно в удобное время. Использование компьютерных сайтов позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом.

С помощью Интернета мы узнали, что существует достаточно много сайтов, на которых можно изучать лексику, используя различные способы и приемы.

Вот список только некоторых из них.

Duolingo- бесплатная платформа предлагает многочисленные письменные уроки, диктанты, аудио, уроки.

Lingualeo – содержит неограниченное количество слов.

British Council – изучение лексики по темам и уровням. Большое количество карточек и различного материала, песен, стихов, игр.

Vocabulary exercises – расширяет словарный запас в процессе увлекательных занятий.

Lex-тренажер- этот сайт поможет изучить лексику, тренируя все виды памяти. Можно подобрать под учебник в школе материал тренажера.

EZ Memo Booster – бесплатная программа пополняет словарный запас.

Allears English – подкаст (аудиоуроки)

Babeleoсайт, на котором предоставлен большой выбр художественной литературы с параллельным переводом в тексте аудиокниги.

English-4kids.com – изучение лексики через видео игры.

A4esl.orgмножество квестов, где проверяеют знания лексики.

Repeng – программа репетитор.

Language Memory Bomberпрограмма для изучения английских слов содержит набор упражнений, встроенный словарь, карточки для запоминания слов с проговариванием на английском и русском языках.

Puzzle Movieможно изучать лексику с помощью просмотра сериалов.

Вывод: лексику можно изучать не только традиционными способами, но и использовать для этого сеть Интернет.

Но как разобраться в таком количестве информации, сайтов и выбрать для себя лучшие способы запоминания лексики?

Цель нашей работы была не только изучить, какие способы и приемы запоминания лексики существуют, но и и создать классификацию изучения лексики по типам памяти.

Познакомившись с самыми популярными способами запоминания слов а также с сайтами, с помощью которых можно изучать лексику, мы сделали таблицу, в которой распределили вышеперечисленные способы и приемы запоминания по типам памяти, чтобы учащимся было удобно подобрать для себя правильный способ запоминания лексики а также полезные сайты.

Таблица запоминания английской лексики по типам памяти

Типы памяти

Способы и приемы

Интерактивные ресурсы

Зрительная-

Визуалы

Для визуалов подходят картинки, карточки, наглядные материалы. диаграммы. Для запоминания слов полезно просматривать фильмы с субтитрами.

Приёмы и способы: синонимы-антонимы, мнемотехника, «гармошка», карточки, кроссворды, «карта памяти», маркировка, чтение.

Puzzle Movies, Quizlet, Lingualeo, Language Memory Bomber, British Counсil, Repeng, Lex, EZ Memo Booster, English- 4kids.com .

Слуховая-

Аудиалы

Для аудиалов подходят слова- ассоциации, чтения вслух, пение, аудиокниги, видео уроки, а также подкасты, стихи -рифмовки, прослушивание слов.

Quizlet, British Council, Puzzle Movies, duolingo, Babeleo, Lingualeo, Repeng, Lex, EZ Memo Booster, All ears English, Language Memory Booster.

Вербальная-

Кинестетики

Для вербалов и кинестетиков полезно записывать слова; а также подойдут компьютерные программы, в которых содержатся интерактивные упражнения. Синонимы-антонимы, мнемотехника, кроссворды, маркировка, сочинение историй, «гармошка» , «карта памяти».

Quizlet, vocabualary- exercise, duolingo, a4esl.org , repeng, Lingualeo, British Council, EZ Memo Booster, Englesh – 4kids.com, Language Memory Booster.



Вывод:

Изучив эту тему, мы еще раз доказали ее актуальность. Овладеть лексикой может каждый, и каждый может выбрать для себя наиболее подходящие способы запоминания слов, которые максимально задействуют все виды памяти.

Следующим этапом нашей работы будет представление материала для наших одноклассников, практическое применение данного материала и анализ результатов.




Список литературы:

Ермаков А. «Стань полиглотом или секреты успешного изучения языков» , СПб: Питер, 2004 год.

Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов. – М.:«Сталкер», 2002.

Колотилова А.Б. «Методы запоминания английских слов» / Наука и образование сегодня. – 2017.- №9 (20).

А.Р. Лурия - «Маленькая книжка о большой памяти» ,

Издательство « Эйдос», Москва, 1994г.

Чернякова Е, Мошкова Е.- «Эффективные методы запоминания английских слов и выражений» / «Cтарт в науке». – 2022. - № 1.;

Сеть интернет.

7. http://ru.wikipedia.org





















Авторы материала: В. Крайнов (7 класс), Д. Калугин (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.