Статья «Применение современных методов и приёмов в младших классах»
Применение современных методов и приёмов в младших классах.
Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Главная задача учителя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. И достичь этого возможно, используя активные методы и приёмы, которые вызывают интерес и побуждают к действию.
Важно помнить, что метод-это — это процесс совместной деятельности учителя и ученика, а прием — лишь составная часть метода, шаг его реализации.
На своих уроках стараюсь применять такие методы и приёмы, которые вызывают интерес, активизируют творческие и познавательные силы учащихся.
Очень важно с первых минут завладеть вниманием детей, динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Такие методы, как «Добро в ладошках», «Подари подарок другу», «Поздоровайся глазами» способствуют этому. Можно чередовать эти методы каждый день, можно выделить каждому методу определенный день. Все зависит от класса.
А чтобы выяснить ожидания и опасения детей от данного урока, а также их образовательные цели использую метод «Фруктовый сад». Он позволяет лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы я использую в дальнейшем при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволяет более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы их знали и учитывали в образовательном процессе.
Следующий приём «Жокей и лошадь» позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных заданий, формирует умение работать в команде, развивает умение слушать и слышать друг друга. ( Автор - А.Каменский.)
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Например, при изучении темы «Падежи» у одной группы карточки с названиями падежей, а у другой – с вопросами.
Мне очень нравится приём «Зигзаг», который я часто применяю на уроках окружающего мира и литературного чтения. Он развивает умение анализировать текст, вести исследовательскую работу в группе, доступно передавать информацию другому человеку, самостоятельно определять направление в изучении какого – то предмета с учетом интересов группы. Ученики работают сообща и лучше усваивают материал за короткое время. Данный приём позволяет школьникам самим участвовать в процессе преподавания, почувствовать себя в роли учителя.
Этапы работы
1.Новый материал нужно разделить на равные части. Например: тема «Екатерина Великая» может быть разбита на фрагменты:
- первые достижения,
-влияние на историю.
2. Все учащиеся делятся на группы.
Групп столько, сколько частей материала. Каждый участник получает одну из частей материала. Он становится экспертом по данному вопросу. Каждый член группы самостоятельно находит материал по своей части и изучает 10 минут.
3.Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим ( план ответа, выводы ,творческая работа) .
4. Затем все собираются в первоначальные группы и в необходимом порядке
преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе.
5. Контрольный опрос.
Провожу опрос, выясняя, как усвоен учебный материал, выставляю итоговую оценку группе.
Следующий приём «Синквейн» поможет быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Приём «Чтение с остановками» использую ,чтобы научить детей осмысленному чтению. Материалом служит любой повествовательный текст небольшого объёма, содержание которого школьникам неизвестно. Непременное условие – найти оптимальный момент в тексте для остановки. Этот приём требует не только понимания текста, но и отказ от прежней позиции в результате личной работы с текстом.
Приём “Феномен” способствует развитию орфографической зоркости. Заранее печатаю текст и выделяю другим цветом определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. или обвожу маркером в журнале .После даю ученику читать текст несколько раз. Ребёнок читает текст, а в нём видит множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.
Пример. На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередная художественная книга для чтения, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания.
Важной составляющей урока является самостоятельная работа, которая позволяет ученикам проверить свои знания и умения, оценить возможности. В век информационных технологий мы используем электронные тетради, где каждый ребенок может сразу увидеть результат своей работы.
Завершающим этапом работы является рефлексия. Различные приёмы эффективно, грамотно и интересно подводят итоги урока и завершают работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
Например. У детей на столах лежат 3 картинки: портфель, корзинка, кофемолка. Нужно выбрать только одну, если портфель – возьму с собой, корзинка – забуду, как страшный сон, кофемолка - надо перемолоть.
Еще один приём «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
Я познакомила вас только с некоторыми методами и приемами, используемыми мною на разных этапах урока. Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая, сделать их немного занимательными. Для этого необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе, которые позволяют преподать материал в доступной, интересной форме, способствуют лучшему усвоению знаний; формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно, внедрять их в урок в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Список использованной литературы
1. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
2. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.
3. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006