Практическая работа «Лексика. Лексико-фразеологические нормы»
Практическая работа № 2 (У 2, 3; З 1-3)
1. Составьте словосочетания с паронимами.
Целый – цельный, одевать – надевать.
2. Выберите подходящий по смыслу пароним.
Ужин (дружеский, дружественный).
Человек (фанатичный, фанатический).
3. Подберите синонимы к словам.
Расплывчатый, описывать, дилетант.
4. Вычеркните «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Употреблять, использовать, находиться, применять.
5. Подберите антонимы.
Создавать, трагический, истина.
6. Вычеркните неправильно подобранные антонимические пары.
Просторный – тесный
Берег – море
Высокий – низкий
Ранний – поздний
Люстра – бра
7. Составьте словосочетания со словами -синонимами и словами, данными в скобках.
Тихий, беззвучный, безмолвный (голос, плач, ночь, городок, согласие, смех, тишина, поля, жизнь.)
8. Найдите в предложениях устаревшие слова (подчеркните).
Он оборотился таким сторонником рыночной экономики, что поражаешься.
Из доклада явствует, что положение нисколько не улучшилось.
9. Подберите к заимствованным словам исконно русские.
Атрибут, прогрессировать, фальшивый, дистанция, дискутировать.
10. Вычеркните лишние слова, оставив только антонимы фразеологизмов.
Рукой подать – быстро, далеко, хорошо.
Капля в море – мокро, много, удивительно.
11. Вычеркните лишние слова, оставив только синонимы фразеологизмов.
С горем пополам - грустно, еле - еле, одиноко.
Прикусить язык - огорчиться, узнать, замолчать.
12. Выделите в предложениях лексические и стилистические ошибки, исправьте их.
Алеша Пешков ходатайствовал, чтобы его отпустили домой на праздники.
Поэма эта является пиком в творчестве поэта.
Нужно проявить терпеливость к недостаткам близких людей.
Печорин обольстил Бэлу и смотал удочки.
Толстой негодует от возмущения, когда показывает нам Наполеона.
13. Выделите в приведенных предложениях штампы и канцеляризмы.
На заводе имеет место мнение, что во всем виноват директор.
Данным мероприятием следует охватить все филиалы нашего института.