«Проблема буллинга в подростковом обществе»
Автор публикации: Д. Протасов, ученик 10 класса
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Тема «Проблема буллинга в подростковом обществе»
Выполнил: Протасов Даниил Сергеевич ученик 10 класса
Руководитель проекта: Скорнякова Елена Дмитриевна
г.Киренск, 2021 г. Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профилактики буллинга у подростков в школе………………………………………………………………………………5
1.1 Анализ понятия «буллинг» в научной литературе………………….5
1.2 Причины буллинга у подростков ……………………………………7
1.3 Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков в школе…………………………………………………………………………..…..9
Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга в подростковой среде………………………………………………………………………………11
2.1 Организация и методы исследования………………………………..11
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...14
Заключение………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………..18
Актуальность темы. В подростковом возрасте у многих возникают трудности и проблемы. Большинство из них находятся в наблюдении и тщательном изучении, но в ряду разнообразных проблем, должное внимание получил буллинг – постоянная травля, террор любого вида. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора.
Ссора – это конфликт двух сторон, два человека высказывают разную точку зрения или не соглашение с одной точкой зрения, вследствие чего возникает резкое ухудшение взаимоотношений между людьми.
Буллинг – это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.
В буллинге существует ряд проблем, одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы».
Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы».
Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.
Непосредственно, имеется проблема последствий буллинга, которая складывается у «жертвы». Последствия могут нести психологический и физический характер. Примеры последствий: потеря уверенности в себе, психологические отклонения, психосоматические заболевания, может выступать причиной совершения самоубийства.
Также существует сложности в изучении данной темы. В теоретическом плане имеется сложность в связи с объяснением самого феномена. Мало изучены термины, такие как: конфликт, жертва, обидчик, агрессия и сама психология. Сложно выяснить особенности буллинга во всех его аспектах, так как объяснение буллинга не всегда учитывает возраст. Буллинг чаще всего встречается в подростковом возрасте, но это не означает, что взрослые люди не ощущают буллинга со стороны окружающих.
В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.
Принимая во внимание то, что я указал актуальность и последствия рассматриваемой проблемы, мною были выдвинуты гипотеза, цель и задачи.
Гипотеза исследования: проблема буллинга является актуальной у подростков в учебных заведениях (школе)?
Цель исследования: Изучить буллинг в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Познакомиться с понятием «Буллинг».
Изучить типы и участников буллинга.
Провести анкетирование среди учащихся МКОУ СОШ №1 г. Киренска».
Какие существуют способы борьбы с буллингом?
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его проявления среди подростков и методов профилактики буллинга в подростковой среде.
Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для выявления причин и профилактики буллинга в подростковой среде образовательных организаций.
Глава 1. Теоретические основы профилактики буллинга у подростков в школе
Достаточно давно появились первые данные о насилии в школе – в 1905г. была опубликована работа К. Дьюкса. Тогда же были начаты первые исследования о буллинге.
Дан Ольвеус в 1980-х гг. провел первое анонимное исследование в Норвегии и Швеции. Данный опрос показал, что 15% детей систематически сталкиваются с травлей; 9% являются жертвами травли; 7% агрессорами; 2% принимают обе роли. А в 1973 г. автор публикует книгу «Мальчик для битья и школьные хулиганы». Данную книгу Д. Ольвеус публикует на основе своего исследования. Эта книга оказывает большую заинтересованность людей к проблеме буллинга. В настоящее время Дан Ольвеус выступает в качестве мирового авторитета в вопросах буллинга.
Данная проблема распространённа во всех странах, является актуальной и плохо изученной в настоящий момент.
Буллинг в некоторой степени схож с конфликтом, но имеет существенные отличия:
неравные силы (в конфликте у двух сторон равные силы; в буллинге сила на стороне обидчика), повторяемость действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется регулярно),
возникновение (конфликт появляется случайно и сопровождается бурными сдерживаемыми эмоций; травля – это намеренное регулярное унижение одного человека другим человеком или группой людей),
решение (конфликт всегда можно уладить, травлю же следует прекратить).
В России широко распространенна проблема буллинга в школе. Школьный буллинг – буллинг происходящий во время обучения подростка в школе.
Ни для кого не секрет, что в 21 веке сфера Интернета быстро и стремительно развивается. Интернет служит средством поиска информации, но и вдобавок является средством связи. Данное направление травли представляет наибольшую опасность, ведь обидчик чувствует большую безнаказанность и не видит последствия своего поступка
Буллинг может возникнуть по разным причинам: национальность, ориентация, положение в обществе, пол, раса, религия, возраст, вес и т.д.
В буллинге выделяют следующие типы:
Физический буллинг – это умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание.
Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий - электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на webсайтах, а также посредством мобильной связи. Такое намеренное многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).
Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:
вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
Все эти виды буллинга могут быть отнесены к наиболее общей классификации его видов:
-скрытый буллинг (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов);
-прямой буллинг (обидные жесты, унижение, оскорбление, преследование, вымогательство,).
В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Социальная структура буллинга включает в себя следующие элементы:
Агрессор - всегда поклонник культа силы и насилия. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.
Жертва буллинга, ей может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером.
Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
Преследователь - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
Сторонник– люди,находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
Наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Подростковый возраст является наиболее сложным этапом становления в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, личностных, психических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями.
У подростка происходит повышение физических возможностей, начинается половое созревание, происходят гормональные изменения, меняется внешность и поведение.
На фоне этих изменений появляются новые потребности, сменяется ведущий вид деятельности, для подростка становится важны отношения со сверстниками и их мнение, из-за этого происходит множество конфликтов.
Подростки разрешают конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. Они используют доминирующие формы насилия: психологическое и физическое. Стараясь справиться с конфликтом, подростки используют такие механизмы, как психологическая защита, эмоциональное и агрессивное реагирование, физическое восстановление, рефлексия.
В этом возрасте происходят как внешние конфликты – со сверстниками, окружающими людьми, так внутриличностные конфликты, связанные с переходным возрастом.
Мальчики и девочки по-разному переживают этот период. У мальчиков развивается дух соперничества, они начинают бороться за лидерство, повышается уровень агрессии, самоуверенности, самоутверждения и появляется желание проводить больше времени за самостоятельными занятиями и за компьютером.
Для девочек более значимой становится эмоциональная жизнь, просыпается потребность в экспериментах с внешним миром и со своей внешностью, на первый план выходит коммуникация со сверстниками, общение и близкая дружба, распускание слухов и желание поделиться своими секретами с подругой. Потеря близких взаимоотношений и конфликты обостряют чувство одиночества или потери. Средством установления новых контактов и средством снятия стресса может явиться длительное общение по телефону.
Данные проявления подростков с учетом их эмоциональной неустойчивости влекут за собой появление конфликтных ситуаций и ситуаций буллинга.
Общая картинка представляет собой такие причины буллинга у подростков, как переживание переходного возраста, гормональный сбой, стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, а также защитная реакция от пережитого насилия.
«Обидчики» чаще выбирают в качестве «жертвы», тех, кто уже слабее их в физическом и/или психологическом плане. «Жертвами» буллинга могут стать подростки с необычной внешностью (со шрамами, с полнотой, с косоглазием и т.п.), с проблемами со здоровьем, из необеспеченных семей, или же наоборот очень обеспеченной семьи, а также тихие и замкнутые, которые не могут за себя постоять.
Большое влияние на развитие буллинга имеет воспитание в семье, а так же развитию травли способствует микроклимат образовательного учреждения, в котором находится подросток.
Педагоги и администрация школы могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему. Это может проявляться через унижения и оскорбления обучающихся, негативных или саркастических высказываний, устрашающих и угрожающих жестов или выражений в их адрес. Они могут быть относиться к неуспевающим обучающимся, могут быть связаны с внешностью или происхождением школьников. Также способствовать созданию ситуации буллинга может позитивное выделение обучающихся, старающихся угодить взрослому.
На основании этого можно рассмотреть факторы, выделенные Мальцевой, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде. Их можно разделить на индивидуальные и групповые факторы.
К индивидуальным факторам относятся:
внутриличностная агрессивность учащихся, которая обостряется в период подросткового кризиса личности. Она может быть связана с комплексом неполноценности и неуверенностью в себе;
копирование агрессивного поведения ближайшего окружения - семьи, сверстников, авторитетных педагогов, также осознание прошлого опыта собственного агрессивного поведения;
низкий уровень развития коммуникативных навыков, негативный пример насильственного поведения во взаимоотношениях (семейных, сверстников) из-за плохого семейного воспитания.
Групповые факторы:
общий психоэмоциональный фон образовательной организации с высоким уровнем тревожности и напряженности субъектов взаимодействия, связанный с их конфликтностью и неумением контролировать собственные эмоции;
система взаимоотношений в образовательной организации с авторитарным стилем управления со стороны администрации, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, и недружелюбными взаимоотношениями внутри педагогического коллектива;
взаимодействие педагогов с обучающимися, построенные на
авторитарном стиле преподавания и наличие необоснованно высоких требований со стороны педагогов;
система взаимоотношений внутри классного коллектива, между классным руководителем и обучающимися и между самими обучающимися, отсутствие взаимопонимания и взаимовыручки, дружественных отношений;
наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли
«жертвы» и «обидчика» в подростковом коллективе;
влияние общества и средств массовой информации на взаимоотношения субъектов образовательной организации.
Можно выделить следующие мотивы буллинга подростков: зависть к успехам, внешним, физическим или умственным проявлениям; месть, за причиненные ранее обиды; чувство неприязни; борьба за власть, за лидерство в классе, среди сверстников; нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; самоутверждение; стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; стремление удивить, поразить, разрядиться, «приколоться»; желание унизить, запугать непонравившегося человека
Таким образом, можно выделить такие причины буллинга как внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешние причины – это влияние атмосферы образовательного учреждения, отношение педагогов к обучающимся и к ситуациям буллинга, политические настроения в стране, наклеивание ярлыков.
Внутриличностные причины включают в себя борьбу за лидерство в подростковой среде, классе, возникновения острого конфликта под влиянием внешних факторов, агрессивность подростка, наличие комплексов, низкая самооценка, половое созревание, включающее в себя как физические, так и психологические изменения.
Внутрисемейные - низкий социально-экономический статус семьи, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка, гиперопека или равнодушие со стороны родителей, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание.
Перечисленные причины могут относиться как «обидчику», так и к «жертве». Данные причины связаны в основном с психологическими изменениями подростка и его переживаниями. Они оказывают большое влияние на подростка, он может стать агрессором – «обидчиком», или же наоборот замкнуться в себе и стать «жертвой», в связи с этим, если вовремя не оказать помощь и поддержку такому подростку, может возникнуть ситуации буллинга.
Профилактика буллинга должна включать в себя такие аспекты как предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль.
Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения, с помощью изменения личностных ориентаций.
Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачами профилактики буллинга являются:
подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга;
содействие улучшению социального самочувствия обучающихся;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
развитие толерантности и социальной компетентности у обучающихся;
изменение представлений обучающихся о самом себе и об отношениях с окружающими.
В профилактике буллинга среди подростков в образовательной среде необходимо исследовать проблемы насилия в школе с помощью анкетирования. После выяснения проблемных классов и обучающихся важно выяснить причины проявления насилия и буллинга.
В качестве одного из методов профилактики можно использовать организацию классных часов, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Также педагог-психолог может проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Профилактика буллинга направлена в основном на потенциальных участников буллинга, она включает в себя работу с обучающимися и их семьями.
В индивидуальной работе с подростком педагог-психолог совместно с обучающимся должны выяснить причины проявлений ситуации буллинга и проработать стратегии поведения подростка при конфликтных ситуациях.
Профилактика буллинга в образовательной организации реализуется на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, социальном.
Профилактика проводится как в образовательной организации в целом, так и в каждом отдельном классе. Большое внимание уделяется наиболее потенциальным участникам буллинга. При работе с потенциальными «обидчиками» и «жертвами» также ведется работа и с их семьями.
Профилактика проводится в три этапа: диагностика, сама профилактика и рефлексия. На этапе диагностики проводятся опросы, анкетирования и социометрия, методы самой профилактики буллинга – классные часы на определенные темы (буллинг, толерантность и т.п.), тренинги по сплочению, беседы, воспитывающие ситуации, метод социальной пробы. На этапе рефлексии используется групповая рефлексия с классом.
Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга в подростковой среде школы
Организация и методы исследования
Исследование проводилось в МКОУ СОШ №1 г.Киренска в период с января по февраль 2021 года. В исследовании принимали участие обучающиеся седьмого класса средний возраст которых составляет 13 лет.
В исследовании были использованы методики:
Методика «Буллинг-структура»
Социометрия (Морено).
Методика на выявление «Буллинг-структуры»
Авторская методика О.Л. Глазман, целью которой является определение ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге. Данный тест предназначен для подростков. Состоит из 25 вопросов, три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и со стороны педагогов.
1. Среди одноклассников у меня много друзей:
A) да, я дружу со всеми; Б) у меня есть пару друзей; B) нет, я ни с кем не дружу; г) мне бы хотелось дружить со всеми.
2. Для меня важна внешность окружающих:
A) да, если человек мне не симпатичен, я не буду с ним общаться; Б) нет, главное, чтобы человек был интересен;
B) я сам страдаю из-за своей внешности; Г) конечно, если человек не обладает хорошей внешностью, он не заслуживает ничего хорошего.
3. В моем классе есть ребята, которые мне не приятны:
A) да, один или два; Б) нет, мне приятны все; B) мне все не нравятся; Г) да, но они не приятны всем в классе.
4. Мне кажется, что мои одноклассники лучше меня:
A) да, во всем; Б) иногда; B) нет, на меня все равняются; Г) нет, я не чувствую себя хуже других.
5. Если мой одноклассник пришел в очках:
A) буду общаться с ним так же как всегда; Б) буду смеяться над ним; B) перестану с ним общаться;
Г) буду общаться только тогда, когда не видят другие ребята.
6. У меня очень дружный класс:
A) да мы очень дружны; Б) нет, мы почти не общаемся; B) в основном да, если не считать некоторых; Г) у нас есть ребята, которые всех «задирают».
7. Я часто испытываю чувство одиночества и тревоги: A) да; Б) нет; B) иногда; Г) часто.
8. Если при мне обижают одноклассника, я чувствую:
A) облегчение, хорошо, что меня это не касается; Б) не справедливость и заступаюсь за одноклассника; B) ничего не чувствую, наверняка он это заслужил; Г) мне нет до этого никакого дела.
9. Я бы хотел проводить больше времени с одноклассниками:
A) да, но это бывает редко; Б) мы и так постоянно проводим свободное время вместе;
B) нет, мне с ними не интересно; Г) нет, потому что некоторые ребята все портят.
10. Мне кажется, что мои одноклассники не хотят со мной общаться:
A) да это так и мне это неприятно; Б) нет, со мной все дружат; B) да, но меня это устраивает; Г) это я не хочу с ними общаться.
11. У нас в классе есть пару ребят, на которых все равняются:
A) да, я думаю, что я один из них; Б) да, но они этого не заслуживают; B) нет, у нас таких нет; Г) да, я тоже на них равняюсь.
12.Когда меня ругают, я испытываю чувство гнева: A) да; Б) нет; B) иногда; Г) часто.
13. В нашем классе есть несколько ребят, которых все боятся:
A) да, они всех унижают, а иногда и бьют; Б) нет, у нас таких нет; B) я и сам из их числа — меня все боятся;
Г) конечно, так и должно быть, это нормально.
14. Мне бы хотелось учиться в другом классе или школе:
A) да, мне не нравится наш коллектив; Б) нет, меня все устраивает; B) иногда, после ссоры с одноклассниками; Г) нет, а вдруг там будет хуже.
15. Мне кажется, что с помощью силы можно решить любую проблему:
A) да это самый действенный способ; Б) нет, лучше решать «мирным» путем; B) иногда без этого не обойтись;
Г) все зависит от обстоятельств и от людей.
16. В моем классе есть один (несколько) человек, с которыми никто не дружит
A) да и мне их жаль; Б) нет, мы все дружим; B) да, но они этого заслуживают; Г) я сам из их числа.
17. Мне кажется, что в нашем классе часто происходят акты насилия (обзывания, насмешки, обидные жесты или действия):
A) да, постоянно ссоры и драки; Б) нет, у нас такого не бывает; B) почти нет, если не считать пару случаев; Г) конечно, так и должно быть.
18. Если я увижу драку между одноклассниками то я:
A) пройду мимо это меня не касается; Б) обязательно остановлюсь и посмотрю; B) сниму это все на телефон, и после размещу в интернете, пусть все увидят; Г) попытаюсь остановить драку и выяснить в чем дело.
19. Мне кажется, что в коллективе меня недооценивают: A) да; Б) нет; B) иногда; Г) часто.
20. По-моему педагоги в школе унижают и оскорбляют учащихся: A) да; Б) нет; B) иногда; Г) часто.
21. Если бы мой класс был на корабле, я бы стал:
A) капитаном; Б) помощником капитана; B) обычным матросом; Г) юнгой.
22. Если у человека изъяны во внешности (бородавки, косоглазие, ожирение и др.):
A) это повод для насмешек; Б) я с таким не буду общаться; B) меня это не беспокоит, буду общаться;
Г) не буду общаться, чтобы не уронить свою репутацию.
23. Если при мне кто-то подвергается насмешкам:
A) я буду поступать так же как все; Б) встану на его защиту; B) один из первых стану смеяться над ним; Г) ничего делать не буду, меня это не касается.
24. Я часто огорчаюсь, когда не пользуюсь успехом в классе:
A) да, для меня это очень важно; Б) нет-мне все равно; B) я всегда пользуюсь успехом; Г) нет, я никогда не был успешен в классе.
25. Я нуждаюсь в поддержке одноклассников: A) да; Б) нет; B) иногда; Г) часто.
Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе метод Дж. Морено
Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Социометрия позволяет определить взаимоотношения в классе, разделения на группировки, выявить:
«звезд» - лидеров класса, которым отдается большинство голосов;
«предпочитаемых» - предпочитаемые лидеры, которые набрали количество голосов выше среднего;
«принятых» - участники группы набравшие среднее количество голосов;
«пренебрегаемых» - участники группы, которыми пренебрегают остальные участники и набравшие количество голосов меньше среднего;
«отвергаемых» - участники, которые получили большое количество отрицательных выборов;
«изолированных» - участники группы, не получившие ни одного голоса.
Таким образом, мы определяем предполагаемых «жертв» и «обидчиков» в классе.
Бланк социометрического опроса
Ф. И. О.___________________________________________________________
Курс (группа, класс, отдел)___________________________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.
Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?
а)________________________________________________________
б)__________________________________________________________
в)__________________________________________________________
Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
а)______________________________________________________
б)__________________________________________________________
в)__________________________________________________________
С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
а)______________________________________________________
б)__________________________________________________________
в)__________________________________________________________
2.2. Анализ результатов исследования
Результаты методики на выявление «Буллинг-структуры» представлены на диаграмме
По результатам анкетирования, можно сделать вывод: большинство ребят класса считают, что в классе нет ребят, которые унижают и обижают одноклассников, и случаи насмешки, обидные действия со стороны учеников класса происходят редко. Суммарное значение большинства учеников класса считают, что педагоги школы могут оскорблять и унижать ребят.
Результаты социометрии (Морено) заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения» (Таблица 1). В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, заносим их в эту таблицу.
Результаты социометрического изучения межличностных отношений в классном коллективе
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
1 | Артем | | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Матвей М | 2 | | 1 | | 3 | | | | | | | | | 3 | | | | | | |
3 | Кирилл | 3 | 3 | | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | Денис | 3 | 3 | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | Даня К. | | 3 | | | | | | | | | | | | 3 | | | | 3 | | |
6 | Сергей | 1 | | 1 | | | | | | | | | | | | | 3 | | | 3 | 1 |
7 | Даня С. | | | | | | | | 1 | | 2 | | | | | | | 2 | | | 1 |
8 | Евгений | | 1 | 2 | | | | 3 | | 3 | | | | | | | | 1 | | | 2 |
9 | Михаил | | | | | 1 | | 1 | 3 | | | | | | | | | | | | |
10 | Глеб | 3 | 3 | | | 3 | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | Татьяна | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | Ангелина | | | | | | | | | | | 3 | | | 3 | 3 | | | | | |
13 | Виктория | | | | | | 3 | | | | 1 | | 3 | | | 1 | 1 | | | | |
14 | София | 2 | 3 | | | 3 | | | | | 1 | | | | | | | | | | |
15 | Диана | | | | | | | | | | | 2 | 3 | 1 | 3 | | | | | | |
16 | Матвей Ш. | | 1 | | | | 3 | | | | | | | | | | | | 1 | 3 | 1 |
17 | Алексей | | 1 | | | | | | | | | | | 2 | 1 | | 3 | 1 | 1 | | |
18 | Семен | 1 | | 1 | 2 | 1 | 1 | | | | | | | | | | 2 | | | 1 | |
19 | Дмитрий | | | | | | 3 | | | | | | | | | | 3 | | | | 3 |
20 | Адахан | | | | | 1 | 1 | | | | | | | | | | 2 | | | | |
| | 15 | 21 | 9 | 8 | 13 | 12 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 6 | 3 | 13 | 4 | 14 | 4 | 5 | 7 | 8 |
Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:
«Звезд» – члены группы (Артем, Матвей М., Кирилл, Денис, Даня К., Сергей, Ангелина, София, Матвей Ш., Дмитрий, Адахан), захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
«Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов, а это - Даня С, Евгений, Михаил, Глеб, Татьяна, Виктория, Диана, Алексей, Семен;
«Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов – таких учеников не выявлено;
«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы, в классе их значение равно нулю.
Полученные индексы показывают нам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.
Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, в данном классе это - Матвей М., Артем, Матвей Ш, София, Даня К.; отверженный – учащийся с отрицательным индексом, таковых детей в классе нет; рядовой член коллектива – средний индекс, который имеют остальные ученики класса.
Удовлетворенность своим положением в группе:
Высокая удовлетворенность – значения более 0,2 - это «звезды» класса.
Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, - это ребята, имеющие статус «предпочитаемые».
Нулевая удовлетворенность – значения равные 0 - таких ребят в классе нет.
По результатам «Социометрии» (Морено) следует, что в данном классе 55% подростков – «звезды», т.е. набрали наибольшее количество голосов, 45% «предпочитаемые», 0% - «пренебрегаемые» и «отвергаемые», исходя из этого, можно сделать вывод, что в данном классе никто не являться потенциальными жертвами буллинга.
С помощью теоретического анализа мы определили, что буллинг является насилием, которое осуществляется систематически продолжительное время, одним человеком или группой лиц, по отношению к человеку, который не может себя защитить.
Основными причинами буллинга в подростковом возрасте можно разделить на внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешними причинами является атмосфера образовательного учреждения, в котором обучается подросток, внутриличностные причины основываются на переживании переходного возраста, включающего в себя психологические и физиологические изменения, а внутрисемейные причины происходят из проблем в детско-родительских отношениях. Данные причины связаны с психологическими изменениями подростка и его переживаниями и относятся как «обидчику», так и к «жертве».
Важно проводить как индивидуальную работу с потенциальными
«обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, так и групповую работу по профилактике буллинга должна проводиться во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации.
В ходе практического исследования была проведена диагностика на наличие буллинга в классах и проведена «Социометрия» на выявление потенциальных «жертв».
В связи с этим коллективу педагогов предложена программа по профилактике буллинга среди подростков, которая включала в себя задачи по формированию навыков конструктивного реагирования в конфликте, снижение агрессивных реакций, оптимизацию межличностных отношений, развитие толерантности.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы буллинга и его профилактики в подростковой среде были выполнены. Была проведена диагностика и предложена программа по профилактике буллинга среди подростков, которая должна помочь коллективу школы решать проблему буллинга среди подростков. Гипотеза исследования была подтверждена.
Список литературы
Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга// Психология.
Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 216с.
Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа». 2006. № 11
Научный публицистический журнал «Образовательная политика» № 5 (55), 2011г.
Прикладная конфликтология: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельчок, 2001. – 624с.
Электронный ресурс: https://tvrain.ru/lite/teleshow/psihologija_na_dozhde/bulling-455845/
Электронный ресурс: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN518.pdf
Электронный ресурс: https://childdevelop.ru/articles/conflict/746/
Электронный ресурс: https://childdevelop.ru/articles/conflict/27/
Электронный ресурс: https://infourok.ru/profilaktika-bullinga-v- obrazovatelnom-uchrezhdenii-2615095.html
Электронный ресурс: www.psychologia.edu.ru/article.php?id_catalog=21&id_position=115
Электронный ресурс: https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-kak- pomoch-rebenku-izbezhat-shkolnogo-bullinga-1365838.html
Электронный ресурс: https://childdevelop.ru/articles/conflict/3218/