Классный час на тему «Проблема "отцов" и "детей" в современном обществе»
Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку «Современный классный час»
Тема методической разработки:
«Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе»
Автор: Гусева Ольга Васильевна,
классный руководитель 11а класса,
кандидат исторических наук,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 1 г. Петровска Саратовской области»
год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы взаимоотношений детей и родителей несомненна во все времена, о чем свидетельствуют произведения классической литературы, воспоминания близких и личные наблюдения любого человека. Родители и дети расходятся во взглядах на политические события и экономические явления, литературу и музыку, кино и моду, что приводит порой к серьёзным межличностным конфликтам. Устранить эти противоречия во взглядах невозможно, но найти способы принять эти противоречия, безусловно, необходимо. Данная методическая разработка направлена на формирование толерантности и уважения родителей и детей по отношению друг к другу. Целевая аудитория. Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему «Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе» может быть использована в качестве основы для проведения как классного часа для учащихся старших классов (9-11 класс, 15-18 лет), так и для проведения родительского собрания.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Данное мероприятие является частью воспитательной работы классного руководителя, направленной на формирование целостной личности с высокими морально-нравственными качествами, осознающей ответственность за свои поступки. Данное воспитательное мероприятие было представлено на методическом семинаре для классных руководителей и школьных психологов и высоко оценено педагогическим сообществом.
Следует отметить, что подобные внеклассные мероприятия являются обязательной частью моей работы как классного руководителя, в которую также включаются и разнообразные формы работы с детьми и родителями, коллективное проведение досуга, экскурсии по интересным местам родного края, туристические поездки в города России. Пожалуй, лучшей оценкой подобной работы стали слова одной из родительниц класса: «У нас не просто школьный класс, у нас - семья».
Целью и задачами являются:
проведение анализа проблемы взаимоотношений между «отцами» и «детьми» совместно с учащимися, экспертами, представителями старшего поколения;
оказание социально-психологической помощи учащимся и родителям в установлении дружеских взаимоотношений;
помощь ученикам в поисках методов и способов разрешения конфликтных ситуаций в общении с родителями;
формирование у детей уважительного отношения к семье и родителям;
сплочение классного коллектива;
формирование коммуникативных компетенций;
развитие личностных, познавательных, регулятивных УУД.
Планируемыми результатами данного воспитательного мероприятия являются формирование дружественных отношений между родителями и детьми, воспитание уважения друг к другу, умения понять и принять взгляды другого поколения, умения разрешать конфликты, возникающие в семье.
Формой проведения мероприятия является КТД (коллективное творческое дело) в формате интенсивного общения.
Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов. Использованы инновационные методы и приемы обучения: активные и интерактивные технологии; проблемные и проектные методы; наглядные и аудиовизуальные средства; групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы с детьми. В качестве вариантов решения обозначенной проблемы используются различные источники: высказывание Сократа, пятая заповедь Иисуса Христа, отрывок из «Домостроя», современные видеоматериалы и др.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
- материально-технические
* мультимедийный проектор;
* презентация;
* музыкальное сопровождение;
* видеофрагменты;
* ватман, фломастеры, макет «Планета «Семья»;
* раздаточный материал (исторические источники, анкета «Мой будущий
ребенок», памятка для детей и родителей).
- информационные
Литература:
Библия. Новый завет. – М., 2012.
Детство – это значит дети//http://mukbislib.myftp.org/article/read/child.html
Домострой. // Хрестоматия по истории России. – М., 1987.
Семья – ячейка общества http://www.gruz school.narod.ru%2Fklas_Pomogaeva.doc
Цитаты великих//http://www.Epwr.Ru/quotation/txt_375_7.Php
Иллюстрации:
Древнеегипетский храм // http://images.Yandex.Ru/yandsearch?Rpt=simage
Портрет Сократа //http://images.Yandex.Ru/yandsearch?Ed=1&text
Семья // http://images.Yandex.Ru/yandsearch?Rpt=www.Media-kuban.Ru
Видеоматериалы:
Бременские музыканты. Режиссер В. Ливанов https://youtu.be/w3wkrscEtHg
Летучий корабль. Режиссер Г. Бардин https://youtu.be/SWoSsWxVZTE
Стиляги. Режиссер В.Тодоровский https://youtu.be/rC4O63itTtM
Трое из Простоквашино. Режиссер В.Попов https://youtu.be/BlVcekB7roc
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Внеклассное мероприятие «Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе» можно рекомендовать классным руководителям старших классов в качестве основы для проведения классного часа или родительского собрания (с учетом специфики коллектива содержание мероприятия можно корректировать). Внеклассное мероприятие «Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе» информационно насыщенно, методически грамотно выдержано, оказывает сильное эмоциональное и психологические воздействие на его участников.
Основная часть.
Подготовка классного часа не занимает много времени и заключается в том, чтобы настроить показ презентации, видеофайлов и музыки; разложить на столах для учащихся и родителей раздаточный материал и создать положительную психологическую атмосферу.
Описание проведения классного часа
Приветствие, организационный момент.
Постановка проблемы и определение темы мероприятия.
Классный руководитель: Перед вами 2 высказывания (текст на слайде):
1) Дети перестали слушаться своих родителей. Видимо, конец света недалеко; 2) Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей.
Как вы думаете, когда они были сказаны?
Ответы детей.
Классный руководитель: Первое высказывание было обнаружено археологами на стене древнеегипетского храма 3,5 тыс. лет назад. Второе принадлежит древнегреческому философу Сократу, который жил 2,5 тыс. лет назад. Как бы вы обозначили проблему, о которой говорили великие древние?
Ответы детей.
Классный руководитель: Актуальны ли сегодня эти высказывания? Значит, проблема отцов и детей существует и сегодня, спустя тысячи лет?
Эпиграф к классному часу (на слайде).
Уж много лет, без утомленья
Ведут войну два поколенья, кровавую войну:
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети».
Разят друг друга те и эти,
Как прежде в старину!
Определение темы, цели и задач мероприятия.
Классный руководитель: Итак, тема классного часа - «Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе». Сегодня мы постараемся провести анализ этой проблемы совместно с учащимися, экспертами, представителями старшего поколения; научимся разрешать конфликтные ситуации в общении с родителями; продолжим формирование уважительного отношения к семье и родителям и др.
Эвристическая беседа.
Классный руководитель:
На самом ли деле существует эта проблема?
Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?
Что больше всего вас раздражает в поколении «отцов» ?
В чем бы вы хотели походить на «отцов»?
Что больше всего вас раздражает в поколении детей»?
В чем бы вы хотели походить на «детей»?
После каждого вопроса выслушиваются мнения учащихся.
Анализ статистических данных
Классный руководитель: На слайде приведены результаты социологического исследования, проведенного среди учеников нашей школы. Они дали ответы на следующие вопросы: «Всегда ли вам хочется возвращаться домой?», «Бывают ли конфликты в вашей семье?», «Доверяете ли вы родителям свои тайны?», «Хотели бы вы повторить опыт своих родителей в семейных отношениях». Давайте проанализируем результаты опроса. С какими выводами вы смогли бы согласиться? С какими – нет? Ответы детей.
Определение причин конфликтов «отцов» и «детей».
Классный руководитель: Вашему вниманию я предлагаю несколько видеороликов, на основании которых постарайтесь сделать вывод – в чем главная причина конфликтов между родителями и детьми. После просмотра – определяем различные причины, записываем их на доске.
Фрагменты мультипликационных фильмов «Трое из Простоквашино», «Летучий корабль», «Бременские музыканты», кинофильма «Стиляги».
Дети обычно предлагают различные варианты: запреты со стороны родителей, ограничение свободы ребенка, непослушание, неблагодарность детей, критика внешнего вида и др.
Классный руководитель: Итак, в чем же главная причина конфликтов? Каким общим слом их можно объединить? Ответы детей, выявление главной причины – непонимания между родителями и детьми.
Варианты решения проблемы.
Классный руководитель: Давайте попробуем разрешить проблему непонимания. Разделимся на 3 группы (по рядам): дети, родители, остальные члены семьи и поработаем с текстами источников: пятой заповедью Иисуса Христа, фрагментом из Домостроя 16 века, советами современных психологов.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле. (Пятая Заповедь Иисуса Христа)
- Нужно заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром научении; учить вежливости и всяком порядку: любить их и беречь. Но и наказывая и поучая. Наказывай детей в юности – успокоят тебя в старости. (Домострой XVI в.)
- Советы, как создать НЕблагополучную семью:
1. Чаще упрекайте друг друга, придираясь по мелочам.
2. Старайтесь больше времени проводить вне дома, а когда все же придете, то не замечайте беспорядка, грубите друг другу.
3. Не обращайте внимания на детей, их плохую учебу и поведение – это их дело.
4. Ничего не рассказывайте о себе и не спрашивайте родных об их проблемах.
5. Никогда не прощайте обиды, таите злобу и мстите исподтишка.
6. Обзаведитесь массой вредных привычек и старайтесь, чтобы все о них знали. («Вредные советы» психологов)
Классный руководитель: Как, согласно историческим советам, нужно строить свои отношения в семье? Ответы детей из каждой группы.
Классный руководитель: Как же избежать этих проблем? Наверное, нужно поменять свое поведение с реального на идеальное?
Классный руководитель: Задание (по группам, по рядам): в течение 3 минут на половинке листе ватмана составить (нарисовать): 1 группа - портрет идеального родителя, 2 группа – портрет идеального ребенка, 3 группа – планету идеальной семьи.
Работа с родителями, приглашенными на занятие, гостями (в это же время).
Классный руководитель: Уважаемые гости, я приглашаю вам принять участие и из набора качеств также составить портреты идеального ребенка, родителя, семьи.
Приглашенные участники располагают напечатанные на листах качества идеального ребенка, родителя, семьи в приготовленные кластеры.
Прикрепляем полученные портреты и кластеры на доску, сравниваем и обсуждаем представления «отцов» и «детей» об идеальной семье, ребенке, родителях. (Многое из того, что предположили участники мероприятия, совпадает.) Значит, мы вполне можем решить эту проблему. Все в наших силах.
Упражнение-медитация «Мой ребенок в будущем» (на фоне музыки).
Классный руководитель: Для решения нашей общей проблемы предлагаю вам упражнение-медитацию. «Сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к музыке… Дышите глубоко и спокойно… Ребята, перенесемся на несколько лет вперед…Через несколько минут появится на свет ваш ребёнок. Вы еще не видите его, но уже представляете, каким он будет… И вот наконец он появился на свет. Перед вашими глазами – ваш крохотный человечек, ваш ребенок. Вы рассматриваете его и пытаетесь понять, на кого он похож, какой у него будет характер… Что он полюбит, а что не примет. Как он будет учиться в школе… Кем будет работать… Главное, каким он будет человеком? Представьте, какой большой и сложный жизненный путь его ожидает. Знайте, что он очень нуждается в вас. Без вашей заботы, участия, терпения, бесконечной любви он умрет… Первый крик… Первое кормление… Первый год новой жизни… Детский сад… Первый утренник – и взволнованно сжимается сердце: какой он уже большой! Первое сентября… Букет цветов, новый ранец…Первые оценки…и ощущение, что нет уже той безусловной близости у него свои интересы, друзья, свой мир… И постепенно малыш превращается в самостоятельного взрослого человека. А вместе с этим незаметно проходит ваша жизнь… И вот позади школа, институт. Впереди – самостоятельная, отдельная от вас жизнь. Каким он стал, ваш ребенок? Чего достиг? Какие отношения у вас с ним? Кто вы теперь? Как вы себя чувствуете?.. Не спешите с ответом, подумайте… Это уже не далекое будущее, а завтрашний день»
Задание: на предложенных листочках напишите, каким будет ваш ребенок. Продолжите предложенные фразы:
Я хочу, чтобы мой ребенок был…
Я надеюсь, что он станет…
Мой ребенок будет …
Я уверен(а) в том, что он…
Итог занятия.
Классный руководитель: А теперь сложите эти листочки самолетиком и отправьте в будущее (друг другу). Дети выполняют задание (надо отметить, с большим восторгом).
Разверните самолетики. Прочтите, каким будет ваш будущий ребенок.
Дети зачитывают «прилетевшие» к ним варианты.
Классный руководитель: Скажите, а можете ли вы сейчас стать такими, как ваши будущие дети? Я думаю, да. И тогда никто уже не произнесет этих фраз (на слайде):
1) Дети перестали слушаться своих родителей. Видимо, конец света недалеко; 2) Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей.
Наше занятие подошло к концу. Благодарю вас за активную работу. И в заключении давайте составим памятку – но не отдельно для детей и родителей, а общую для всех. В течение нашего занятия вы уже высказывали некоторые советы, осталось только их объединить. Эту памятку я дарю не вам, дети, а вашим родителям. И не вам, уважаемые родители-гости, а вашим детям. Спасибо всем за работу. До свидания.
Раздаточные материалы к уроку
Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
Пятая Заповедь Иисуса Христа
Нужно заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром научении; учить вежливости и всяком порядку: любить их и беречь. Но и наказывая и поучая. Наказывай детей в юности – успокоят тебя в старости.
«Домострой» XVI в.
Советы, как создать НЕблагополучную семью:
1. Чаще упрекайте друг друга, придираясь по мелочам.
2. Старайтесь больше времени проводить вне дома, а когда все же придете, то не замечайте беспорядка, грубите друг другу.
3. Не обращайте внимания на детей, их плохую учебу и поведение – это их дело.
4. Ничего не рассказывайте о себе и не спрашивайте родных об их проблемах.
5. Никогда не прощайте обиды, таите злобу и мстите исподтишка.
6. Обзаведитесь массой вредных привычек и старайтесь, чтобы все о них знали.
Свод правил для «отцов» и «детей»
Любите, цените и берегите друг друга
Набор слов для составления портрета
идеального ребенка, идеального родителя, идеальной семьи
Набор слов для составления портрета идеального ребенка, идеального родителя, идеальной семьи. (Необходимо распечатать и разрезать.)
Умный
Рассудительный
Спокойный
Уравновешенный
Справедливый
Послушный
Заботливый
Понимающий
Ответственный
Внимательный
Чуткий
Помощник во всем
Счастливая
Крепкая
Дружная
Надежная
Без ссор и конфликтов
Памятка для детей и родителей
Любите, цените и берегите друг друга
Больше времени проводите со своей семьёй
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения
Постарайтесь понять друг друга
Родители! Будьте примером для своих детей
Дети! Не слишком сердитесь на родителей
Помните, что они были Вами, а Вы будете ими